|
Katatonia жадинами никогда не были, и можно было всегда быть уверенным, что когда у них выходит очередной полноформат, то он будет добит всяческими мелкими интересностями, вроде синглов с не попавшими в основное издание песнями. Но в 2013-м году релизы полились просто как из рога изобилия. Начало этому дал вышедший более года назад "Dead End Kings", где музыканты явно не смогли утолить жажду творчества (таких дырин, какие зияют на альбоме, я со времён "Tonight’s Decision" не слыхивал). И это пошло на пользу как музыкантам, так и поклонникам, которым была предоставлена редкая возможность в течение одного календарного года насладиться сразу тремя релизами. Всё плюсы и минусы "Dethroned & Uncrowned" и ремастированной "Viva Emptiness" тут затрагивать не буду, а вот на концертнике "Last Fair Day Gone Night" остановлюсь поподробнее.
На данный момент времени, релиз доступен лишь в аудио-формате и лишь на виниле, поэтому для людей, не обладающим специализированной аппаратурой, поиск, а также прослушивание альбома могут быть затруднены. Поэтому я, на всякий пожарный, воздержусь от описания качества звука, так как приходится довольствоваться винил-рипом, а покупать дорогущую аппаратуру у меня нет никаких возможностей, а пластинку в компьютер не запихнёшь. Существовала бы CD-версия, то можете быть уверенными – оторвал бы её с руками.
Записанный в лондонском клубе Koko, во время юбилейного тура в честь 10-тия "Last Fair Deal Gone Down" (а по совместительство ещё и в честь 20-летия самой группы) "Last Fair Day Gone Night", как это и должно быть, вмещает в себя почти всё наследие, что Katatonia оставила за собой на момент записи диска. “Почти” уродливой лопатой влезло сюда по двум причинам. Первой причиной является тот печальный, для некоторых, факт, что игнору подверглись вещи с дебюта. Можно предположить, что группе достаточно одной “Brave” в качестве делегата из тех тёмных и страшных времён, когда даже солнечный свет как будто подталкивал тебя шагнуть в вечность, а ночь раз за разом обнажала оголённый нерв депрессии. Предположить можно было, если не знание того, что вещи с "Dance of December Souls" периодически играются, в данном туре в том числе. Поэтому, мне кажется, всё банально упёрлось в хронометраж, ибо безболезненно втиснуть в концерт, состоящий аж из 23 вещей, можно было разве только какую-нибудь “Elohim Meth” – остальные-то песни в среднем по 8 минут длятся… Причина номер 2: отсутствие песен с "Viva Emptiness". Но это понять и принять легче, так как до юбилея этого альбома оставалось два года, и выпуском чего они его отметили, мы все знаем. К тому же, по словам самих музыкантов, в 2013-м году на некоторых концертах они "Viva Emptiness" должны были играть целиком. Только вот про выпуск концертника по горячим следам, наподобие рассматриваемого в данный момент, ничего сказано не было. Ситуация, кстати, дублирует "Live Consternation", когда не было сыграно ничего с "Last Fair Deal Gone Down".
В любом случае, кто был раздосадован игнорированием песен с альбома 2001-го в 2007-м году, могли сполна насладиться ими в году 2013-м. В первую очередь радуются глаза. Обложка всё того же бессменного Трэвиса Смита представляет собой компромисс между неким собирательным образом монохромных урбанистических пейзажей прошлого и дышащей природной меланхолией "Night is the New Day". Потом наступает очередь радоваться ушам, но огромную радость испытают чьи угодно уши, но не мои. Позволю себе небольшое отступление и, забегая вперёд, скажу, что на то обстоятельство, что я не поставил этому релизу заслуженную “9” повлиял, в том числе и тот факт, что один из моих любимых альбомов ("LFDGD") тут разбавлен лошадиными дозами альбома наименее любимого ("NitND"). Да, имеете полное право возразить и по части того, что сет-лист составлен адекватно сложившейся конъюнктуре на тот момент (тут всё так, как это и должно быть, нравится мне это, или нет), а также по части того, что, по-хорошему, свои пристрастия надо бы если не оставлять при себе, то хотя бы не делать их фактором, влияющим на оценку. Но уж извините – Katatonia для меня не просто 9 букв, а давно уже часть жизни (хотя своими последними релизами они явно стараются эту жизнь сократить) и я имею право придираться ко всяческим мелким деталям.
В любом случае, есть другие обстоятельства, которые влияют на оценку релиза. Они тоже упираются в своеобразный вариант вкусовщины, но коли уж я отказался рассматривать наиболее объективный фактор, то от этого никуда не деться. Не хочется говорить банальности, которые ещё могут показаться надуманными, но основной проблемой (однако же, совершенно не фатальной) альбома является какая-то аморфная подача материала. Индифферентность ко всему и зыбкий флёр пофигизма сквозят из каждой ноты, и это заметно даже не глядя на видео-версию. Katatonia всегда была командой, которую определённо лучше просто слушать, чем смотреть, потому что, несмотря на всю апатичность, отчуждённость от мира их музыки, они способны достоверно подавать свой материал вживую, включая даже крупные площадки. Что тут произошло – мне неведомо. То ли группа эмоционально измоталась, то ли минимальное ощущение живого выступления (альбом звучит предельно насыщенно, как студийник, а зрителей слышно лишь в редкие моменты в перерывах) виновато, то ли я попросту зажрался, но "Live Consternation", с кастрированным сет-листом, слушается интереснее, в то время как "Last Fair Day Gone Night" из 23 песен слушается… просто слушается. Это может быть похвалой для начинающих команд, которые только делают первые шаги в плане исполнения материала вживую, но шведы должны щелкать такие перфомансы, как орешки. А если группа не может исполнять свои песни так достоверно, чтобы душа ревела (а от большинства их песен душа реветь должна), то можно хоть концерт–компиляцию из “Brave Murder Day”, “Discouraged Ones” и “Viva Emptiness” намутить – ничего не изменится.
Ладно, хватит ворошить впечатления, которые не претендуют на окончательную и объективную истину. Всё-таки, главное, что концерт получился и получился он в целом хорошим. Осталось только рассказать о частностях. Нестандартный подход к некоторым вещам считаю целиком и полностью удачной находкой. Очень понравилось исполнение “Right into the Bliss”, где протяжно-печальная лид-гитара в начале припевов была заменена синтезатором, что насытило песню такой обжигающей холодом тоской, что искренне сожалеешь из-за того, что песня не такова изначально; за исполнение “Brave” взялся сам Йонас, хотя было бы логичнее пригласить для её исполнения Окерфелдта. Однако же, Ренксе справился на крепкое “хорошо”, не убив единственную песню из экстремального периода; и без того чудесная “Teargas” могла стать просто бриллиантом релиза, но всё испортила лажа технического плана, когда в самый неподходящий для этого момент заглохла лид-гитара*. Зато потом Андерс справился со своим инструментом, выдав в конце душещипательный гитарный лид, придав песни пост-роковый оттенок (это хорошо, если что). Да и вообще радует ювелирный перенос атмосферных фишек песен в “живую” ипостась. "Night is the New Day", где этих самых фишек просто завались, чудом не потерял то, что потерять было легче лёгкого.
Теперь из того, что не понравилось. Выше я эту тему частично затронул: едва не угробленная “Teargas”, мало убедившая меня подача… Сущая мелочь, на самом деле, мелочью же и добью. Безумно люблю "Discouraged Ones", где каждая песня есть умиротворяющий гимн тем психическим и настроенческим состояниям, которые способны быстро и решительно сблизить человека с петлёй, пулей, асфальтом и т.д. Оттого, я был готов с поросячьим визгом восторга принять любую песню DO, которую группа исполнит. Честь выпала нехарактерно боевитому для альбома номеру “I Break”. К инструменталистам претензий нет никаких, но вот Йонас… Нет, спел он хорошо, лаж не допускал, петухов не давал, но в этом-то и проблема. Слышать эту песню без характерного “расстроенного” и сырого вокала как-то необычно и попросту… дико. Альбомная версия давала толчок к познанию той стороны альбома, которая раскрывает отчаяние и душевные муки через сознание человека, пребывающего в лихорадочном бреду, объятым миром галлюцинаций. А тут Йонас спел в манере себя позднего, что наложило на песню отпечаток какой-то обыденности, рутинности. В таком виде она отлично смотрелась бы на, например, "Viva Emptiness".
Но, как бы то ни было, я рад, что мне довелось услышать "Last Fair Day Gone Night", пусть это и было сопряжено с некоторыми трудностями. Релиз этот действительно предельно интересен и полезен, а остальное, повторяюсь, сущие мелочи. Но всё-таки в глубине души я лелею надежду, что музыканты одумаются, и снизойдут до челяди, наградив её CD-версией концертника, а винилом пусть и дальше наслаждаются любители отведать поросят с трюфелями под бутылочку Cabernet Sauvignone.
*Есть мнение, что так и было задумано, дескать, сначала потомить слушателя одинокой ритм-гитарой, а потом кааак ввернуть! В любом случае, как бы там ни было, песня получила больше вреда, чем пользы. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Ну так да, я это и написал (если ты, конечно, пробовал почитать мою простыню), что сие есть собирательный визуальный образ всего творчества.
А чего именно не достаёт? Я попробовал охватить максимальное число аспектов, кроме звука, но я сразу сказал, почему.
релиз пропёр. жду двд