|
Тринадцатый альбом Black Sabbath был вполне достоин своего "несчастливого" номера - и дело вовсе не в качестве. Просто попытка выяснить, что же происходило в стане Black Sabbath в конце 1986 и начале 1987 годов, когда он записывался, сродни потугам разобраться в хитросплетениях родственных связей героев бразильской мыльной оперы. "Это не твой ребёнок!" "Нет, мой!" Даже удивительно, что неразбериха и кадровая чехарда почти не отразились ни на качестве материала, ни на качестве записи. Впрочем, Айомми не был бы Айомми, если бы допустил хоть малейшую слабину. Итак, немного истории - альбом был написан составом, который играл в турне "Seventh Star". Но басист Дэйв Шпиц для начала решил отдохнуть от участия в группе, и на записи его сменил знаменитый Боб Дэйсли, участник Rainbow, Uriah Heep и Blizzard of Ozz. Он же написал большую часть лирики, поскольку певец Рэй Гиллен не был силён в стихотворчестве. Однако на постоянной основе Дэйсли к группе не присоединился, поскольку был занят у Гэри Мура, и, сделав своё дело, отправился восвояси. А в начале 1987 года, в разгар работы над альбомом, группу покинули - из-за "разочарования и отсутствия перспектив" - ударник Эрик Сингер и вокалист Рэй Гиллен (уже записавшие к тому времени свои партии). Эта парочка организовала вместе с экс-гитаристом Оззи Осборна Jake E. Lee блюз-роковую команду Badlands, а от Black Sabbath снова остались ветераны Айомми и Николс. Вокал пришлось переписывать спешно приглашенному в группу певцу Тони Мартину. Он справился с работой блестяще, и был зачислен в Black Sabbath на постоянной основе. Правда, в некоторых песнях чувствуется, что он снимал вокальные партии Гиллена "в ноль", что не всегда совпадало с особенностями его голоса. Впрочем, чего ещё требовать от человека, которому дали незнакомый материал и велели перезаписать все вокальные партии за восемь дней? Времени искать свой подход к материалу или переделывать мелодии и тексты у Мартина не было.
В короткое турне по Европе группа отправилась с сессионной ритм-секцией, которая дважды сменилась за время с июля по декабрь 1987 года. Это время считают "надиром" - самой низшей точкой - в истории Black Sabbath...
"The Shining" - открывающий группу драйвовый номер с текстом на тему Стивена Кинга, пожалуй, лишён изъянов - если не считать некоторой помпезности. Он был выпущен на сингле, а заодно и надолго прописался в живых выступлениях. Очень узнаваемая вещь, как нельзя лучше возвещавшая наступление новой "эры" в истории Чёрного Шабаша. Эры Мартина. Как прокомментировал это один моих знакомых с форумов сайта Black Sabbath: "The first notes of "The Shining" sound like a statement: "We're f*ckin' back!"
"Ancient Warrior" - начинается с жёсткой гитары. Номер скорее медленный, но очень плотный и качевый. Хоть убейте, но эта песня у меня ассоциируется с творчеством Ника Перумова, точнее - с персонажем по имени Хрофт из "Гибели Богов". Правда, бэк-вокалы в припеве немного портят впечатление - лучше бы на их место поставили клавишные.
"Hard Life to Love" - как и во многих других предшествующих альбомах, третьей композицией Black Sabbath ставят нечто быстрое - после задумчивой второй. Если честно, эта песня для меня ничем не примечательна и запоминающихся моментов не содержит. Чувствуется, что "пауэр-металлические" распевы Гиллена его преемнику даются с некоторым трудом.
"Glory Ride" - эту композицию можно охарактеризовать как "укороченный эпик". Здесь имеется и основная драйвовая часть, и короткая акустическая вставка, и, естественно, симпатичное соло. Полновесный номер.
"Born to Lose" - вторая песня, которая мне не очень симпатична. Она... обыкновенная. А обыкновенность - это то, чем Black Sabbath никогда не "славились". Странно, что в турне из нового материала исполнялась именно она - наряду с более оправданными "The Shining" и "Glory Ride".
"Nightmare" - вкрадчивое клавишное вступление "под ксилофон", а затем - шквал ударных. Ещё одна среднетемповая песня, в лучшем смысле этого слова. Примечательна она ещё и тем, что на ней - единственной на альбоме - сохранены фрагменты, записанные Гилленом. Речь идёт о смехе в интерлюдии. Ускоренная средняя часть звучит достаточно мощно. Было бы любопытно представить её не просто как часть живого выступления группы, но как открывашку. Ведь получилось же использовать в качестве первой песни чем-то похожую "Time Machine" с альбома 1992 года?
"Scarlet Pimpernel" - как и в семидесятых, Айомми поместил на диск полноценный инструментал (всё-таки ни "Stonehenge", ни "Sphinx", ни даже "E5150" таковыми назвать нельзя, это именно вступления к песням). Инструментал вышел на славу - гитары и клавишные создают тревожную атмосферу, которая мне напоминает о небе перед грозой, когда с одной стороны стеной стоят тучи, а с другой ярко светит солнце. Я бы не имел ничего против, если бы на концертах Айомми брал в руки акустику и играл этот замечательный кусочек и ещё что-нибудь подобное. Ведь Black Sabbath - это всё же больше, чем "War Pigs" и "Iron Man", гораздо больше, чем просто музыкальное "мясо", настроенная на 5 полутонов ниже обычного гитара и гнусавое пищание Оззи Осборна. Эта группа всегда славилась именно композиторским мастерством и способностью сочетать самые разные элементы - от джаза до дума - так, что это звучало гармонично.
"Lost Forever" - да, дело близится к развязке. Быстрая композиция с текстом на тему переживаний человека, которому через несколько минут придётся взойти на эшафот. Впрочем, в лирике этой песни (как и "Nightmare") есть намёк и на будущий "сатанинский" альбом "Headless Cross".
"Eternal Idol" - достойное завершение альбома и при этом совершенно необычная вешь! Во-первых, её название никак не связано с темой композиции - просто Айомми увидел в музее одноимённую скульптуру Родена и захотел приспособить это название к своему творчеству. Во-вторых, единственное, что есть в этой песне от обычных композиций - это повторяющийся на разные лады рифф. Больше в ней нет ничего - ни чёткого ритма, ни рифмы или размера в текстовой её части, ни куплетов, ни припева... Но если вы думаете, что это некое бессмысленное нагромождение музыкальных идей, то вы ошибаетесь. Эпик длиной более шести минут - целое повествование о судьбах мира, вызов и Богу, и Дьяволу, и тем людям, которые вершат судьбы других здесь, на земле:
"You and I are victims of their word
As the masters of power try to poison our world
Greed, money taken over their souls,
Just mechanical brains,
Politicians don't know!
They just - don't - know..."
Последнее слово Тони Мартин повторяет снова и снова, пока песня постепенно затихает и обрывается... Эта вешь, к сожалению, ни разу не звучала на концертах Black Sabbath, что более чем странно. Зато Тони Мартин исполнял её сольно - и превращал в жесточайше тяжёлый, буквально сбивающий с ног, дум-монстр. Что ж, наплевательское отношение Black Sabbath к собственному материалу, видимо, стало уже притчей во языцех... В этом смысле им не мешало бы поучиться у нашей родной Арии. Впрочем, теперь уже поздно.
"Some Kind of Woman" - этот трек на альбоме не присутствует, а является довольно редким бисайдом к синглу "The Shining" (наряду с "Black Moon", перезаписанной полутора годами позже для следующего альбома). Почти "ванхаленовский" трек: быстрый, разухабистый и лёгкий, почти шуточный. SKOW (не путать с пёпловской "Strange Kind of Woman"!) и "Black Moon" - единственные песни периода 1987 года, для которых тексты были написаны Мартином. Говорят, что Айомми был немало удивлён тем, какой текст сочинил Мартин для "SKOW" - впрочем, нечто глубоко философское или сатанинское поверх такой музыки слушалось бы нелепо.
Резюме: местами неровный, но в лучших песнях просто отличный альбом. Возможно, это покажется противоречием с высказанной в начале мыслью о том, что хаос в студии не повлиял на качество, но очень многие рецензенты, например, хвалят показавшиеся мне скучноватыми "Hard Life to Love" и "Born to Lose". Соответственно, моя субъективная оценка будет: |
|
|
| |
Все заигрывания с вокалистами Deep Purple стремительно меняли лицо самого Black Sabbath. Совершенный невзрачный и откровенно блюзовый альбом "Seventh Star" вышедший в 1986 году, удержался на плаву лишь на известности имен Tony Iommi и Glenn Hughes'a. Но стремительный спад группы продолжался. К началу 1987 года от былого могущества Саббатов почти ничего не осталось. Почти, так как Айомми и не думал сдаваться. Как известно – надежда умирает последней, и вот она появилась в лице тридцатилетнего вокалиста Tony Martin'a, с которым и был записан новый альбом – "The Eternal Idol". Так начинается большая эра Мартина и последняя реанимация Black Sabbath в новом качестве. Имея гигантский голосовой диапазон и непревзойдённую манеру исполнения, всё же, новый фронтмэн пришёлся по душе далеко не всем. Консервативные фаны старой закваски, не желающие видеть никакого другого певца в составе «Блэков», кроме как Оззи Озборна, закрыв уши, предали Мартина анафеме. Не отставали и поклонники Дио, которые обвинили нового вокалиста в копировании их титулованного любимчика. И напрасно. При некоторой тембровой схожести, Мартин оказался обладателем куда более красивого, сильного и чистого вокала. Умея мастерски обволакивать своими импровизациями даже безудержную гитару короля чёрных риффов. В одном из интервью Айомми примерно так дал оценку возможностей молодого вокалиста: «Под специфику пения Оззи и Дио мы подстраивались, но теперь мы можем играть всё что угодно»… Лучше и не скажешь. После лирического отступления, перейдём к самому альбому под номером тринадцать. А стал ли он счастливым или нет, пусть решает каждый сам для себя.
"The Shining" – нержавеющий гвоздь забитый в сердце маловерных и сомневающихся. Бесспорный хит! От глубоко фиолетового дымка не осталось и воспоминаний. Хеви- металл, и только он.
"Ancient Warrior" – размерено и солидно продолжает вбивать кувалдой начатое.. Ну а дальше всё идёт как по маслу – энергично, напористо, вполне в духе того времени.
Особо выделяется финальный шедевр, композицию – "Eternal Idol". Наистрашнейший по энергетическим всплескам дум–монстр, пробивающий электрическими зарядами насквозь. Совершенно особенный, не стандартно исполненный номер.
Резюме: конечно, не прорывная пластинка в целом, но чувствуется творческий сдвиг с мёртвой точки. Буревестник уже возвестил приближение шторма. Его приближение неминуемо…
Неминуема и моя оценка в 8 баллов рок-классике второй половине 80-х годов. |
|
|
| |
Если в начале 80-ых годов Тони Айомми и ведомые им Black Sabbath еще хоть как то могли составить конкуренцию супер успешной карьере экс-вокалиста группы Оззи Озборна, то во второй половине десятилетия жизнь коллектива иначе как "жалким существованием" и не назовешь. После совершенно непонятого совсем немногочисленной горсткой оставшихся фэнов альбома "Seventh Star" группу начало лихорадить не на шутку. Маэстро Гленн Хьюз просто сбежал от всего этого "сатанизма" после первых же живых выступлений, заменивший его Рей Гиллан рассорился с Тони прямо посреди процесса записи нового студийника "The Eternal Idol", и в результате от него остался только безумный смех на композиции "Nightmare". Вся ритм секция, в лице Дейва Спитца и Эрика Сингера, также удалилась прочь после завершения сессий, причем бас еще дополнительно прописывал легендарный Боб Дейзли. Ну а в качестве нового вокалиста был найден доселе никому не известный, но уже далеко не молодой парень по имени Тони Мартин. На него тут же посыпались обвинения в пародировании великого Дио, и действительно, тембр его голоса весьма напоминает божественный голос Ронни, но при этом Тони обладает собственной харизмой, чертовски приятной хрипотцой, и вообще, представляет из себя весьма адекватного фронтмена, незаслуженно обделенного славой и почестями. Именно великолепное пение господина Мартина просто-таки заставляет меня периодически прослушивать сей диск. Да и запись тут просто замечательная, все заигрывания с хард роком из головы маэстро Айомми улетучились, и на "The Eternal Idol" мы можем слышать классический, мрачный хэви, которым и была всегда славна команда. Но вот само содержание альбома, к сожалению, идет лесом. С неподдельным интересом слушаются только первые три песни - отличнейший номер "The Shining", написанный по мотивам одноименного романа Стивена Кинга, грузный эпик "Ancient Warrior", словно обдающий слушателя холодом старых подземелий, и мажорный боевик "Hard Life To Love". Все что следует далее представляется мне довольно безыдейным и скучным материалом, который быстро влетает в голову и также быстро оттуда улетучивается. Учитывая полный хаос, творившейся в коллективе в это время, сей досадный промах удивления не вызывает. Рекомендую "The Eternal Idol" только наиболее лояльным фэнам Black Sabbath. |
|
Rise up to the shining - don't be blind by fools again, fools again
As the pages turn and the story's told
From the visions he had seen
The house on the hill with the haunted eyes that call
No one laughed as madness came out
To play it's game
If you stay too long you'll finally go insane
Rise up to the shining - live long live now
Rise up to the shining - don't be blind by fools again, fools again
Bells will take their toll on your way
There's no way, we're born to shine
Before our time, all your life
You're on your own, lonely road
Lost in a time, let the light lead your way
To the golden throne, it's the only way
Rise up to the shining - live long live now
Rise up to the shining - don't be blind by fools again
Rise up to the shining - live long live now
Rise up to the shining - don't be blind by fools again
Rise up to the shining
Wise up, they're gonna steal your mind
Rise up, the house is gonna haunt you
No one laughed, no one cried
You stayed too long, you're finally gonna die
Ancient warrior
(Iommi)
There's no end, there's no beginning to the old man's story
Does he still remember me from lives gone by
I see his spirit rising upon the back of time
I've got nowhere to hide, will he keep a place for me?
He is the king of all kings, the keeper of light
He holds eternity's wings
In his eyes an ocean's burning, swollen seas of tears
Troubled mind the beating, war drums in his ears
No one ever hears his warning, am I the one he calls?
When they tell me they're afraid, some say I'll be put away
He is the king of all kings, the keeper of light
He holds eternity's wings
My blood will spill my blood
My blood will spill my blood
In the wisdom of the prophet's, never ending tale
Open up the eyes, within your mind he says
Crowned in his ancient glory, there's a king within us all
Some will say it's all in vain, that he doesn't have a name
He is the king of all kings, the keeper of light
He holds eternity's wings
Hard life to love
(Iommi)
Livin' in the fast lane is easy 'till you run out of road
Friends will turn to strangers when you're out of control
A slip of the tongue, when it's done is often hard to see it through
So never let your words be lies or they'll come looking for you
It's a hard life to love
For the price of glory you left and threw your fortunes away
Never really cared too much for the job or the pay
You're standing in the rain with no cover but you never complain
You're an angry young man face to face but your mirrors insane
It's a hard life to love
I'm simply refusing a part in your world
'Cause I see, see how it burns, I see how it turns
And you're simply denying the fact that you're blind
And I see no more, I see red, I only see red
Think of all the times I was hurting but you felt no pain
Think of all the lies you told me again and again
And still you see the truth from those who continue to lie
And now you're seeking life from those who are living to die
It's a hard life to love
I'm simply refusing a part in your world
'Cause I see, see how it burns, I see how it turns
And you're simply denying the fact that you're blind
And I see no more, I see red, I only see red
Livin' in the fast lane ain't easy when you run out of road
Friends will turn to strangers when you've nowhere to go
Don't give a damn when you're lost 'cause you'll die from it all
Laws were made to be broken and you do it for the thrill of it all
It's a hard life to love
It's a hard life to love
It's a hard life to love - I've run out of road
Hard life to love - I've run out of road
It's a hard life to love
It's a hard life to love
Glory ride
(Iommi)
Winged with steel, they fill the air
The soldiers of fortune will ride into the sights of the enemy's gun
Those who have taken their oaths tonight are well prepared
They know they'll do or die even if it's suicide
Let's take a chance as the skies will burn tonite
Wasted lives and spirits run free on the wings of no return
Dressed to kill where eagles dare, the fate of a nation's at hand
Is this the answer to the prayer? Come the dawn through the blood
Red skies return with tears in their eyes
And they recall thou shalt not kill
And in the morning they'll take a hero's bow
And make the ever lasting flight
Hear them calling up above all across the skies
Hear them calling up above from the other side
Hear them call! No!
Let's take a chance as the skies will burn tonite
Wasted lives and spirits run free on the wings of no return
Let's take a chance as the skies will burn tonite
Wasted lives and spirits run free on the wings of no return
There's a fire in the sky, we all live to die
Is this the answer?
Let's take a chance as the skies will burn tonite
Wasted lives and spirits run free on the wings of no return
Born to lose
(Iommi)
I'll play your game but if you lose you're gonna have to pay the price
Broken chains, like a prisoner free at last
The fear inside just up and died
Time will tell if I am wrong, it won't be too long
You think I'm chasing shadows in the dark
Well, I'm not born to lose, I'm not born to lose
You curse my name as I turn and walk away from you
It won't be too long, you don't scare me 'cause
You're hard to see and it's time
That you were gone, it won't be too long
You think I'm chasing shadows in the dark
Well, I'm not born to lose
You think I'm chasing shadows in the dark
What you gonna do about it now?
What you gonna do about it now?
It won't be too long
It won't be too long
It won't be too long
You think I'm chasing shadows in the dark
What you gonna do about it now?
What you gonna do about it now?
There ain't nothing I can do about it now
Nightmare
(Iommi)
I close my eyes, starting dreaming
See a vision filled with wings head my way
I feel the presence of unknown power
Telling me to come, this is the only way
It's dream within a dream, lost and lonely
Don't be fooled by the devil's hand, oh no
Silent screamer filled with fear
As the night time shapes a face then disappears
Scared forever into believing
That your mind has met the prince of whom you see
It's dream within a dream, lost and lonely
Don't be fooled by the devil's hand, oh no
It's dream within a dream, lost forever
Don't be fooled by the devil, oh no
In your eyes the evil spirit rises
Blinded by the dark you fall into shame
As the reaper takes you down the spiral stairway
You share the evil pit with Satan's name
Nightmare - it's got me runnin'
Nightmare - it's calling you
Nightmare - it's got me runnin'
Nightmare - it's calling you
It's dream within a dream, lost and lonely
Don't get fooled by the devil
It's dream within a dream, lost forever
Don't be fooled by the devil
It's got me runnin'
It's just a nightmare
It's got me runnin'
It's got me runnin'
Scarlet pimpernel
(Iommi)
Instrumental track
Lost forever
(Iommi)
All your life you've been slipping and sliding, trying to find a way
Sun won't shine but now it's your time to pay
There's no turning back as you look the hangman in the eye
Now hell's just your death away
It's too late to say you care
When there's evil in your stare
You say you're not to blame
In your head voices mocking every prayer
Remember the face you saw that once was you
Spirit high, there's no way that you could lose
"Give him rope" - they said as you look the hangman in the eye
And now around your neck you feel the noose
It's too late to say you care
When there's evil in your stare
You say you're not to blame
In your head voices mocking every prayer
Now you're lost forever
I'm burning with fire - it's time to leave or get out
I'm burning in fire - I can't take no more so get out
I'm burning with fire - the wheels of steel will grind you
I'm burning with fire - this time you're lost forever
Lost forever - there's an evil in your stare
Lost forever - and hell's just a breath away
Lost forever - and there's no way out
You burn with fire - it's time to get out, get out, get out
Lost forever - there's an evil in your stare
Lost forever - and there's no turning back
Lost forever - your will will steal your fortune
Lost forever
The eternal idol
(Iommi)
No one said it had to be this way
Why are we the victims of their final word?
Dying world is killing us so slowly
I believe no god may save us now
Can you see what I see?
Sinners say your prayers tonight
Your judgement day is here
Child of tomorrow will die not even born
Jesus - our questions he never seems to hear
Dying for the answers may be the price we pay
To find the key to our lives
Is there a heaven? Is there a hell?
Who's this god? Tell me there's no god above, why?
We choose what lord deep within our souls
He's not one thing, we are his spirit
We could save this world from destruction day
Can't you see what I see? Can you hear me calling?
Oh god, can you help me now? Take my hand, oh god
You and I victims of their word
As the masters of power try to poison our world
Greed money taken over their souls
You're just mechanical brains
Politicians don't know, they just don't know, no no
They don't know