|
Есть, знаете ли, у The Rolling Stones несколько, скажем так, полу-сборников, в их числе "Flowers" и "Through The Past Darkly", которые стоят иного добротного студийного альбома.
Пусть даже определённая часть ортодоксальных идолопоклонников этой великой группы и считала эти два виниловых издания "побочным продуктом для тупого американского рынка", сути дела это не меняет. По мнению этих людей, истинный почитатель творчества RS, если он всерьёз таковым себя считает, не может не иметь в своей домашней фонотеке все номерные издания своих кумиров, в том числе и многочисленные синглы. Вот тогда и не должно возникнуть необходимости опускаться до такой низости, как искать и приобретать разного рода компиляции, подчас сомнительного происхождения, чтобы тем самым восполнить какие-либо фонотечные пробелы.
Так обстояло дело в давние виниловые времена. Но даже тогда найти необходимый тебе сингл RS на виниле было задачей практически невыполнимой. А на них, на тех самых "маломерных" изданиях, встречались вещи удивительные, порой уникальные.
Действительно, в своё время компания Decca для американского подразделения London организовала специальный тираж сборника “роллингов”, куда вошли вещи с английских вариантов двух их LP "Aftermath" и "Between The Buttons", а ещё избранные синглы 1966-67 годов (часть из которых, кстати, в США была включена в программы местных версий тех же двух альбомов). А также ещё три композиции, до этого не издававшиеся в Штатах ни в каком виде. Это и был сборник или, если угодно, полу-сборник, под названием "Flowers".
Столь запутанная ситуация с английскими и американскими вариантами дисков групп "первого британского вторжения", которые в силу большой их популярности на американском континенте тиражировались интенсивнее прочих, хорошо известна любителям творчества "битлов" и "роллингов". Несколько версий одной и той же песни могли принадлежать разным агентствам, а таких песен у RS не один десяток, и это являлось предметом разного рода споров и согласований. Но американцы щедро платили и всяческие юридические помехи, как правило, устранялись посредством звонкой монеты. При этом в большинстве случаев заокеанские дистрибьютеры позволяли себе основательно перекраивать оригинальные программы пластинок британских коллективов. Именно так всё и обстояло с американскими переизданиями "Aftermath" и "Between The Buttons" "роллингов".
Но случалось и так, что отдельные вещи RS не находили себе места ни в одном из LP как по одну сторону Атлантики, так и по другую. А в формате синглов выпускались лишь в Великобритании скромными тиражами. Основной замысел компиляции "Flowers" и заключался в том, чтобы объединить все "бродячие" композиции группы, выходившие на разных британских изданиях в 1965-66 годах.
К примеру, песня с длинным названием "Have You Seen Your Mother Baby, Standing In The Shadow?", уже в 70-х годах считавшаяся нетленной классикой RS, по большому счёту дебютировала именно на "Flowers". Позднее, впрочем, она пошла гулять по разным сборникам группы, а таковых у "роллингов" полно. Целый ряд песен оказался проигнорированным менеджментом (Эндрю Л. Олдхэм являлся и менеджером, и продюсером квинтета). Изящные, мелодичные, прекрасно аранжированные "My Girl", "Ride On, Baby" и "Sittin' On A Fence" были подготовлены группой ещё для "Aftermath", но в программу той пластинки был включён более достойный по мнению того же Олдхэма материал. Между тем, на мой скромный взгляд, это лучшие номера даже этой компиляции, где собраны поистине жемчужины творчества RS середины 60-х годов прошлого столетия.
Вторая половина 1965 года и весь 1966-й – это время было до предела насыщенным для всего состава группы, в особенности для её лидеров. Мик Джаггер и Кит Ричард много сочиняли, записывалось далеко не всё, но даже и того было более, чем достаточно для формата одного LP. Какие-то песни выходили в виде синглов, некоторые даже в разных вариациях. И всё это на фоне нескончаемого кочевого образа жизни и связанного с частыми концертными выступлениями наркотического безумия, в которое неотвратимо втягивались музыканты. А ещё беспокойные сердечные страсти и естественный физиологический блуд отнимали немало времени и сил. С другой стороны, возможно, именно эти обстоятельства способствовали тому, что "роллинги" регулярно выстреливали шедеврами уровня "Out Of Time", "Lady Jane", "Mother's Little Helper", "Ruby Tuesday"...
Свой альбом "Aftermath" RS готовили и записывали в Калифорнии (декабрь 1965 г. - март 1966 г.) с перерывами в рамках гастрольного тура по США. В записях многих песен, выполненных в студии RCA и как вошедших в трек-лист пластинки, так в него и не вошедших, мы различаем звучание множества нетрадиционных для бит-состава инструментов. У кого ещё можно было услышать ситар, вибрафон, какие-то простейшие духовые (что-то вроде свирели), аккордеон, а ещё разнообразные клавишные и экзотическую перкуссию? Настоящим, пусть и не великим, мультиинструменталистом-энтузиастом проявил себя тогда Брайан Джонс. Вся эта удивительная для того времени звуковая полифония достигалась главным образом его усилиями.
Такого рода инструменталом сопровождается сдержанно-мелодичная "Backstreet Girl", где совсем отсутствует ритм-секция, но песня от этого только выигрывает. Воркующую гитару К. Ричарда органично дополняют вибрафон и аккордеон, и этого оказалось более чем достаточно. Ещё один номер "Please Go Home" из той же пластинки "Between ..." так и вовсе буквально напичкан звуковыми эффектами. Для того времени явление насколько редкое, настолько и впечатляющее.
Не скрою, для меня гитарно-ситарный романс "Sittin' On A Fence" с задумчиво-сардоническим вокалом М. Джаггера, затейливой душевной партией Б. Джонса на ситаре и двумя параллельными гитарными партиями К. Ричарда, несомненный фаворит этой пластинки. Поразительно, но всё это звуковое великолепие записывалось на обычный студийный многоканальный магнитофон, можно сказать, дедовским методом, однако эта музыка всё ещё вызывает сильные эмоции. Пожалуй, даже более сильные, чем лет сорок назад. Как и "Out Of Time", кстати говоря. Робкая, пока ещё осторожная от неуверенности в себе её исполнителя, партия Б. Джонса на клавишных, его же на вибрафоне, вкрадчивый вокал М. Джаггера, раскачивающийся в припевах, вот она истинная классика RS!
Лишь один трек в "Flowers" написан не привычным авторским дуэтом Джаггер-Ричард. Это песня американских авторов (Smokey Robinson - Ronald White) "My Girl", но и её "роллинги" адаптировали "под себя". Должно быть, чей-то пытливый слух уловит в фанковом звучании её мелодии лёгкие мотивы диско, воспроизводимые струнной секцией, сопровождающей рокочущую гитару К. Ричарда.
Кем-то когда-то была обронена мысль, что LP "Flowers" был выпущен с целью заполнить пустоту, образовавшуюся между "Between The Buttons" (релиз в январе 1967 г.) и ещё даже не планируемым музыкантами RS альбомом "Their Satanic Majesties Request" (декабрь 1967 г.). И хотя сборник был ориентирован главным образом на американскую аудиторию (в США "Flowers" вышел в продажу в июне 1967 г. и без неожиданностей заскочил на 3 место местных чартов), в Англии эта пластинка подверглась жёсткой критике. Больше всего досталось менеджменту группы. Эндрю Олдхэма и Лу Адлера обвиняли в том, что эта их "халтура на стороне" не более чем банальная жажда наживы, стремление подзаработать не слишком напрягаясь.
Волна критики прошлась тогда и по "детскому" оформлению обложки конверта с "гербарием" под портретами "роллингов". Если чуть внимательнее всмотреться, то нельзя не заметить, что овалы с ликами музыкантов просто-напросто "вырезаны" с групповой картинки, что на обложке английского варианта LP “Aftermath”. Это особо зацепило критиканов.
Теперь о "гербарии". Уже спустя какое-то время бас-гитарист RS Билл Уайман прокомментировал это оформление, заметив что пустой (т. е. без листьев) стебель под портрет Брайана Джонса М. Джаггер с К. Ричардом подсунули вроде как в шутку. От себя замечу, что вряд ли так и было. Всё проще - тесные габариты макета обложки не позволяли всем пятерым "цветкам" иметь на стеблях много листьев, кого-то требовалось "поджать", а чтобы не нарушить симметрию листья "оборвали" у четвёртого и почти ничего не оставили второму.
Но есть во всём этом и некий мистический символизм. Вспомним, что первым из группы (как, собственно, и из жизни) выбыл именно Брайан Джонс в 1969 году. Следующим, кто покинул RS, был как раз-таки Билл Уайман. Ушёл он добровольно, а случилось это в начале 90-х годов. Обратите внимание на бледный оттенок лиц того и другого, как на некое предзнаменование.
Все остальные "роллинги" (включая и Рона Вуда, он влился в состав группы в 1975 году), как и Б. Уайман, всё ещё здравствуют. Однако всем им уже под восемьдесят, а тому же Уайману, самому старшему из всех, и того больше - 84 года.
Невольно возникает некий тревожный вопрос. Вы поняли, о чём это я. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).