|
Давно порывался написать рецензию на этот альбом, но всякий раз сдерживался… Дело в том, что объективности в оценке этого альбома от меня ждать не стоит – это одно из моих самых-самых любимых произведений в мире музыки. В личном «хит-параде всех времен и народов» эту пластинку я с давних пор ставлю в одном ряду с “Machine Head”, “Aqualung”, “Seventh Son Of A Seventh Son”, "...And Justice For All", а может быть даже с безмерно великой рок-оперой "Jesus Christ Superstar"! Ничего себе – скажет кто-то…
По части предыстории скажу только, что союз двух бывших элповцев с Кози Пауэлом (RAINBOW, WHITESNAKE) стал вынужденной мерой (Палмер был занят контрактом с ASIA, а группе во что бы то ни стало нужен был ударник с фамилией начинающейся на «П»!) Результатом этого союза стала пластинка с незатейливым названием “Emerson, Lake & Powell”, не особенно котирующаяся в кругах арт-рокеров: «удачная – не более того»…
Но прежде чем я смог узнать это мнение арт-рокеров со стажем, данный альбом успел сразить меня наповал! Первое что обратило на себя внимание – оригинальное сочетание инструментальной игры на основе органа. Ритм секция и громогласный чертовски красивый, торжественный орган – оригинальная связка. Звук клавишных, напоминает скорее звуки различных духовых инструментов, чем старого органа с его шероховатым звучанием. В некоторых соло (всегда до умопомрачения красивых!) орган звучит как саксофон, где-то – как духовой оркестр… Эти соло как правило очень коротки, но своим мелодизмом содержательны до бесконечности.
Не может так же не покорить мощнейший, красивый вокал. Грег Лейк всегда отличался великолепным голосом, но здесь он звучит, на мой взгляд, намного мощнее всех предыдущих пластинок группы!
Мелодии на альбоме просты и красивы, все сбалансировано, ни грамма излишней виртуозности, все четко и слаженно до такой степени, что на пластинке просто нет ни одного момента, где хотелось бы хоть что-то изменить. И именно такой музыке, доведенной до видимого совершенства пусть даже в ущерб виртуозности и бесшабашности, лучше всего подходит выверенная и четкая работа ударника Кози Пауэла.
Конечно, эта направленность многим не нравится (сам был свидетелем того, как любитель арт-рока, хорошо знакомый с первыми творениями группы, впервые услышав данный альбом, воротил носом – «попсово!»)… Не случайно поэтому лучшими произведениями группы разными почитателями арт-рока называются ранние альбомы такие как "Trilogy" (72) и "Brain Salad Surgery" (73), однако я думаю, никто не будет спорить с тем, что это просто разные музыкальные стили (или подстили) и сравнивать те альбомы с пластинкой 1986 года на предмет «лучше – хуже» не вполне корректно. Если тот арт-рок был классикой стиля, то этот – своего рода его популярная разновидность. Музыка упростилась, избавилась от какой бы то ни было шероховатости, непредсказуемости, но наполнилась чертовски сильными, запоминающимися мелодиями.
Альбом слушается на едином дыхании, не смотря на то, что он лишен даже намека на однообразие. Здесь есть и отличная антивоенная баллада – “Lay Down Your Guns” (07) исполненная без какого-то излишнего пафоса, очень проникновенно и лирично, и просто умопомрачительный инструментал – “Mars, The Bringer Of War” (08).
В отношении этого последнего хочется сказать отдельно. Предыстория данного инструментала чертовски интересна. В 1970 году на втором альбоме KING CRIMSIN (когда Грег Лейк был в ней на вокале), был записан продолжительный инструментал “The Devil’s Triangle”, в основу которого была положена переработанная композиция “Mars” из сюиты «Планеты» английского композитора Густава Холста. Так вот “Mars, The Bringer Of War” с альбома 1986 года есть ни что иное, как дальнейшее развитие этой великолепной вещи!
На тему войны играли и пели многие, но никакие дьявольски рычащие тошнотики-бруталлисты не смоли передать суть войны так как это сделали ELP своим органами синтезаторами и барабанами! К сожалению с первоисточником Холста я до сих пор не знаком, но из того, что я когда либо слышал именно «Марс, войну приносящий» с альбома “Emerson, Lake & Powell” является самым ярким, самым реалистичным, самым правдивым рассказом языком одной только музыки о том, что такое война… При звучании темы, меняются настроения – вот торжественный походный марш: сметающая все на своем пути военная машина победно движется к цели… А вот оборотная сторона медали – нежный печальный органный звук, ясно рисующий человеческое горе, постепенно возвышаясь доходит до прямой имитации плача… И вдруг вновь громогласно вгрызается военная мясорубка – прежний безжалостный торжественный маршевый рифф. Яростный напор неотвратимо нарастает и вдруг в качестве его апогея, язвительный до ужаса, как едкий смех самой войны, звук органного соло заглушает раскаты горома… Шикарное соло! Ей богу, инструменты надрываются так, как будто это живые существа, переживающие все то, что они исполняют…
Уверен, инструментал способен впечатлить кого угодно. Его очень часто можно услышать в качестве фона в передаче на военную тему…
В целом “Emerson, Lake & Powell” создает у меня впечатление чрезвычайно мощного, цельного, шикарного своим мелодизмом произведения, сравнимого разве что с лучшими произведениями рок-музыки… а так же с лучшими образцами классической музыки.
P.S. А что касается того любителя арт-рока, первую реакцию которого на альбом я привел выше, так он впоследствии «расслушал» его и изменил свое мнение! И пусть он не посчитал этот альбом настолько хорошим, каким его считаю я, но данный факт изменения отношения, на мой взгляд, очень показателен. Так что если вы почитаете классический арт-рок, но еще не слышали “Emerson, Lake & Powell”, мой вам совет – обязательно послушайте, но не делаете при этом скоропалительных выводов! |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет