В 90-х годах прошлого века Freedom Call представляли исключительно как сайд-проект ударника Gamma Ray Дэна Циммермана. Но сейчас, имея на своем счету три сильных альбома, пятеро участников Freedom Call завоевали собственную аудиторию, которой пришелся по вкусу их супер-позитивный вариант пауэра, не имеющий прямых аналогов. В последнее время от группы практически не поступало новостей, но сейчас группа готова вернуться к активной деятельности с четвертым студийным альбомом “The Circle Of Life”. Гитарист и вокалист Крис Бэй позвонил нам из Германии, чтобы поделиться интересной информацией о новом альбоме, а также рассказать о других своих проектах и вспомнить выступление Freedom Call в Москве…
"The Circle Of Life" - ваш первый альбом, который не связан единой концепцией. Почему вы решили завершить историю государства Тарагон, и о чем повествуют новые песни?
Мы хотели завершить историю Тарагона, потому что уже достаточно много об этом писали - мы посвятили этой теме целых три альбома, и становилось все труднее найти в ней что-то действительно интересное, увлекательное. И мы решили завершить ее раньше, чем она успеет всем надоесть. Мы подумали: "Что ж, история подошла к своему логическому завершению, теперь нужно поработать немного в ином ключе". Для всех нас было очень важно найти новые пути развития Freedom Call, не только в плане музыки, но и в части текстов. Благодаря тому, что мы ездили в турне и отыграли множество концертов, мы набрались опыта, и теперь мы хотим расширить рамки творчества Freedom Call. Начать этот процесс мы решили выпуском неконцептуального альбома. Рамки концепции нас немного сковывали, потому что приходилось каждый раз прикидывать, будет ли данный текст соответствовать концепции, или же нужно что-то менять. С "The Circle Of Life" все было совершенно иначе - мы были свободны от какого-либо прессинга в отношении текстов. Что касается их содержания, то нам хотелось как сохранить в них фэнтезийную тематику, так и немного разнообразить ее жизненными темами, например, политикой и подобными вещами, а имея в основе альбома мощную фэнтезийную концепцию, это сделать невозможно.
В музыкальном плане новый альбом немного тяжелее предшественников, но в то же время он не такой скоростной. Это было сделано намеренно, или же произошло само собой?
Это произошло совершенно естественно, мы вовсе не хотели менять свой стиль. Да мне и не кажется, что он сильно изменился, хоть я и читал на некоторых музыкальных сайтах: "О, это новый Freedom Call, он звучит совершенно по-другому!". Я так не считаю, просто наша музыка развивается, вот и все. Мы делаем шаги в разных направлениях, но мы никогда не меняли свой стиль. Возможно, тот факт, что пара последних лет были достаточно трудными для основных авторов группы - Дэна, Седе и меня, нашел свое отражение в музыке. Это нормально, потому что музыка всегда базировалась на человеческих эмоциях, а если у меня депрессия, я не могу писать веселые песни. Поэтому на новом альбоме появилось несколько нетипичных для Freedom Call вещей, а не только быстрые веселые песенки.
У альбома очень интересное название. Почему вы решили дать ему такое имя - "The Circle Of Life"?
Название альбома - "The Circle Of Life" - звучит очень масштабно, потому что жизнь сама по себе очень масштабная штука, а термин "круговорот жизни" означает период с рождения и до самой смерти, то есть это самое большое из существующих понятий. Но я вовсе не хочу сказать, что весь наш альбом посвящен этому "круговороту", в противном случае на нем должно было быть около тысячи треков, а у нас не хватило бы для этого времени. (Смеется). Но мне очень нравится это название - "The Circle Of Life". Сначала мы хотели назвать так только одну из песен, но идея назвать так весь альбом показалась нам очень заманчивой. Между песнями нет никакой связи, просто мы решили дать название одной из песен всему альбому.
На предыдущих трех альбомах ты сам записывал все клавишные, а для концертов вы приглашали сессионных клавишников. Теперь же Нильс Нойман упомянут у вас на сайте как постоянный участник группы. Это он записывал клавишные партии на новом альбоме?
Да, конечно! Я был очень загружен продюсированием, следил за тем, чтобы вся аппаратура работала как надо, записывал партии гитары и вокала, и был рад отдать клавишные на откуп Нильсу. Он мой старый приятель, я вместе с ним играл в своей самой первой группе, когда мне было 16 или 17 лет. После этого он долгое время работал в сфере менеджмента и экономики, но как-то, три или четыре года назад, я его встретил и сказал: "Знаешь, иногда для турне нам бывает нужен клавишник…". С этого все и началось, потом он играл с нами на совместном туре с Blind Guardian, а позднее мы решили сделать его постоянным участником группы. На новом альбоме он отлично справился со своей работой, думаю, вы заметили, что звук стал немного другим. Клавишных стало несколько меньше, но в целом они зазвучали профессиональнее и аутентичнее.
Большую часть материала для Freedom Call пишете вы с Дэном. Но каков вклад остальных участников группы?
Кстати, как раз на этом альбоме Седе Дюпон, наш новый гитарист… то есть, конечно, он не очень новый гитарист, он играет с нами уже три года (смеется), но я как-то об этом забыл - время быстро летит. Но, так или иначе, Седе написал для нового альбома две песни. А то, что основными авторами являемся мы с Дэном, так это только потому, что мы основали эту группу, это наше детище. В Freedom Call песни может писать каждый, например, на предыдущем альбоме "Eternity" (2002) одну из песен ("Flame In The Night") написал Илкер Эрсин, но проблема заключается в том, что у остальных участников группы много других забот, у них свои студии, и не хватает времени на то, чтобы нормально аранжировать песни. Писать песни могут все, но для "The Circle Of Life" материал писали только Дэн, Седе и я.
На "Eternity" у вас были очень интересные бэк-вокалисты - например, Тобиас Заммет (Edguy) или Оливер Хартманн (экс-At Vance). Как вам удалось их заполучить? И кто отвечает за бэк-вокал в этот раз?
С Оливером Хартманном мы знакомы уже лет 10, и над новым альбомом он также работал с нами - он пел в хоре. В этот раз нам также помогали Джейн Диксон, вокалистка, певшая на предыдущем альбоме, а еще Митч Шмитт, также принимавший участие в работе над "Eternity". Фактически, в хоре остались те же люди, кроме, разве что, Тоби, который не смог участвовать из-за плотного концертного графика, и нам пришлось довольствоваться тремя бэк-вокалистами.
Freedom Call часто называют "самой позитивной группой в пауэр-метале", что, насколько мы понимаем, означает, что ваша музыка несет очень мощный позитивный заряд. Что ты думаешь о таком определении?
Да, думаю, вы совершенно правы. Не знаю, самая ли мы позитивная группа в мире (смеется), но Freedom Call действительно очень оптимистичная и позитивная группа. То есть я хочу сказать, что мы оптимисты не только в музыке, но и по жизни. Конечно, тяжелая музыка большей частью имеет мрачную атмосферу, иногда даже со всякими сатанинскими влияниями, ну, вы понимаете, что я имею в виду. Поэтому Freedom Call было довольно тяжело добиться уважения к себе в среде металлистов. Многие фэны и музыкальные журналисты говорили: "Как может метал-группа улыбаться на сцене? Почему метал-музыканты одеты в белое, а не в черное?". И было очень сложно добиться признания и уважения к себе среди всей этой метал-тусовки, потому что они думали: "Freedom Call прикалываются на сцене, они не тру!".
Как глупо! (Дружный смех).
Я не шучу, все было именно так! Но меня это мало волновало, потому что я хотел получать удовольствие, хотел веселиться и радоваться жизни. У нас всего одна жизнь, и от нее нужно получать удовольствие, и я не хочу терять драгоценное время на всякий мрак и депрессию.
Но в то же время, именно ваша позитивная атмосфера делает вас такими уникальными на метал-сцене, ведь так?
Да, согласен. Но где проходит граница дозволенной радости для фэнов "настоящего" металла? В какой момент ты становишься слишком смешным, слишком позитивным? Если ты играешь слишком оптимистическую музыку, тебя тут же занесут в другую категорию, а где граница этой категории, я не знаю.
Кто придумал обложку для вашего нового альбома? Оформление альбома - полностью заслуга Пола Грегори, или же он просто визуализировал ваши идеи?
Нет, идея полностью принадлежала Дэну. Обложка нарисована по мотивам кельтского календаря, и в ее оформлении использованы символы знаков зодиака каждого участника группы. Этот календарь символизирует нашу связь с круговоротом жизни, тем, как мы это все видим.
На вашем сайте есть специальный раздел, где фэны Freedom Call могут проголосовать за песни, которые они хотят услышать на концерте. А что тебе самому больше всего нравится исполнять "живьем"?
(Смеется). Мы сыграли очень много концертов, особенно в поддержку альбома "Eternity". Мы отыграли турне в качестве хэдлайнеров, во время которого мы выступали по два часа каждый день, так что нам пришлось устроить своеобразный экскурс по всем нашим трем альбомам и мини-альбому "Taragon" (1999). Я надеялся, что фэны хотя бы частично проголосуют за новые песни, потому что старые я уже, по-моему, могу играть даже во сне. (Смеется). Но этого не произошло, оказалось, что все хотят слышать те песни, которые мы уже давно играем - "Freedom Call", "We Are One", "The Quest". С другой стороны, на всех наших предыдущих альбомах можно найти лишь три песни, которые мы ни разу не исполняли "живьем". Во время предстоящего турне мы будем исполнять не меньше восьми песен с нового альбома, мы как раз их репетировали на прошлой неделе, так что наш сет-лист будет очень разнообразным.
Весной прошлого года увидел свет ваш концертник "Live Invasion", но записан он был еще весной 2002 года. Почему вам потребовалось столько времени, чтобы его выпустить?
(Смеется). Спросите об этом SPV! Дело в том, что в тот момент наш старый контракт с ними истек, а новый был еще не подписан. Это было одной из причин - между выходом "Eternity" и "The Circle Of Life" мы попали в своего рода "бизнес-дыру". С другой стороны, большую роль также сыграла политика лейбла - 2003 год был не лучшим временем для выпуска концертника, потому что тогда мы много выступали. Поэтому SPV и решили выпустить этот альбом в 2004-м, когда Freedom Call будут в студии, и ничего особенного не будет происходить - это будет оптимальный момент для того, чтобы предложить фэнам своего рода задокументированные воспоминания, что-то типа: "Привет, мы - Freedom Call, и мы еще вернемся!". Я считаю, время для выпуска концертника было выбрано просто идеально.
Среди прочих, на втором диске "Live Invasion" есть песня "Hiroshima", в оригинале исполненная группой Wishful Thinking. Где она изначально выходила? Или она была записана специально для "Live Invasion"?
Да, она раньше не издавалась. Мы ее записали во время работы над альбомом "Eternity". Когда Дэниэль записывал ударные, нам пришла в голову идея сделать кавер "Hiroshima", потому что мне очень нравится эта песня, и хоть я слышал уже много ее версий, мне хотелось сыграть ее в стиле Freedom Call. Помню, когда я был еще молодой… это было так давно… (Cмеется). Под эту песню я впервые танцевал с девушкой - мое сердце было переполнено любовью и все такое… Когда мы записали эту песню, я словно почувствовал себя лет на 20 моложе. По-моему, это была неплохая идея.
Freedom Call - очень стабильная группа: вы много лет работаете с одним и тем же лейблом, крайне редко меняете студии, не вносите радикальных изменений в свой стиль, и за все время у вас была всего одна перемена в составе. Ты считаешь стабильность залогом вашего успеха?
Безусловно! Freedom Call существуют с конца 1998 года, то есть уже шесть с половиной лет, а это немало, и, конечно же, у нас бывали и трудные времена. Когда все путешествуют вместе в туровом автобусе - а во время нашего совместного тура с Hammerfall мы провели в одном автобусе более двух месяцев, он почти стал нашим домом - бывает очень непросто сохранить хорошие отношения. Но, мне кажется, именно в этом заключается один из основных секретов успеха: старайтесь всеми силами сохранить свой состав, потому что любые изменения в нем могут быть для группы фатальны. В каждой группе есть свой особенный дух, своя харизма, ведь люди начинают любить или не любить группу с самого начала, и эта харизма может очень легко исчезнуть, если один из участников уйдет, или же его выгонят. Я считаю так: если вы решили организовать группу, старайтесь менять состав настолько редко, насколько возможно. Это очень важно для любой группы.
Насколько Чарли Бауэрфайнд влияет на музыку Freedom Call? Какова его роль в группе? Он просто крутит ручки на микшерском пульте, или же его вклад намного больше?
Чарли с нами с самого начала, и мы ему очень благодарны, потому что благодаря нему мы получили свой первый контракт, именно он привел нас в большой музыкальный бизнес. Но он никогда не вмешивался в творческий процесс, его епархия - студийная работа, он занимался микшированием и мастерингом наших альбомов, но никогда не вмешивался ни в продюсирование, ни в написание материала. Он - наблюдатель, "большой брат", который наблюдает за нами! (Дружный смех). Он дает нам много дельных советов, благодаря нему мы смогли записать все именно так, как хотели, но в процессе написания песен он не участвовал никогда.
Если мы не ошибаемся, до Freedom Call вы с Дэном играли в одной кавер-группе…
Совершенно верно, мы с ним играли вместе даже в двух кавер-группах. С Дэном я познакомился в 1989 году, когда мне был 21 год, и мы играли вместе около трех лет. Потом Дэн уехал в Вену, чтобы совершенствовать свою игру на ударных в американской школе, а позднее мы с ним снова встретились в другой кавер-группе, и играли вместе еще около четырех или пяти лет. Кстати, я до сих пор играю в этой кавер-группе, но, к счастью, нам не нужно исполнять хиты из "горячей десятки" последней недели. (Смеется). Мы играем вещи Iron Maiden, Manowar, Metallica и т.д.
Крис, ты не мог бы объяснить нам одну вещь - почему на юге Германии такая мощная кавер-сцена, которая легко позволяет музыкантам зарабатывать на жизнь, и в то же время музыканты, играющие свою собственную музыку, вынуждены искать иные источники дохода?
(Смеется). Забавно! Пять лет назад этот же самый вопрос задал мне парень из северной Германии, и я был удивлен, я спросил его: "Откуда в северной Германии знают о нашей кавер-сцене?". А сейчас я звоню в Россию, и мне задают тот же самый вопрос! (Дружный смех). Честно говоря, я не знаю, что на него ответить, мне кажется, промоутеры видят в кавер-сцене неплохой денежный потенциал, а для музыкантов это неплохая возможность заработать музыкой на жизнь, хотя больших денег на этом и не сделаешь. А вот промоутеры имеют на этом очень неплохой доход - я знаю одного промоутера, у которого есть даже свой собственный самолет. Очень много клубов хотят видеть у себя кавер-группы, и число таких клубов постоянно растет. Например, где-нибудь небольшой клуб пожарников, но летом они устраивают фестиваль и приглашают туда кавер-группу, слушать которую будут человек 300, и промоутеры на этом неплохо заработают. Так что такая сцена на юге Германии живет и процветает во многом благодаря сообразительности местных промоутеров. Мы с моей кавер-группой выступали даже в Восточной Германии, так что эта сцена завоевывает все новые территории. В будущем году мы обязательно приедем в Россию! (Дружный смех).
Это было бы здорово! Но все-таки нам бы больше хотелось увидеть тебя с Freedom Call!
Да, мне бы тоже этого хотелось. (Смеется). С кавер-группой я выступаю практически каждые выходные, и мне это нравится, потому что я люблю выступать, и у меня в группе очень классные ребята. Я бы не сказал, что быть музыкантом - это работа, это, скорее, развлечение. С Freedom Call я могу делать то, что захочу, играть ту музыку, которая мне нравится, а кавер-группа - отличный способ заработать деньги, и я бы не променял ее ни на какую другую работу. Хотя мне все-таки больше нравится играть свою музыку.
А есть ли каверы, которые ты не будешь играть ни при каких условиях?
Да, есть пара таких песен. Например, я никогда не буду играть песни Сила или других соул- или блюз-исполнителей, это не мое. (Смеется). Некоторые песни Dream Theater тоже не принадлежат к числу моих любимых каверов, их не так сложно петь, но их очень сложно играть. Но когда исполняешь каверы уже много лет, то перестаешь бояться делать ошибки, и уже не боишься попробовать сыграть какую-нибудь песню из-за того, что она кажется тебе слишком сложной. Сыграть, в принципе, можно все, но все же я предпочел бы не делать некоторые каверы, это касается преимущественно соула и блюза. И, конечно же, альбома "Painkiller"! (Смеется).
Помимо Freedom Call и кавер-группы ты еще несколько лет назад помогал Saxon в записи одного из их альбомов. Как возникло это сотрудничество?
Да, я играл на клавишных на альбоме "Metalhead" (1999). А началось все с того, что Бифф (Байфорд, вокалист Saxon) захотел, чтобы на альбоме были клавишные партии, а своего клавишника у них не было. Поскольку их альбом тоже продюсировал Чрали Бауэрфайнд, то он спросил у меня, не хотел бы я поработать с ними. Я ответил: "ЧТО?!! Saxon?! Да, конечно!". Вот так я познакомился с Биффом Байфордом, для меня было большой честью записать клавишные для Saxon, потому что я их огромный фэн. Я отлично провел время в студии.
Вчера исполнилось ровно три года с тех пор, как Freedom Call выступали в Москве. Ты не мог бы поделиться своими лучшими и худшими воспоминаниями об этом вашем визите?
Когда я впервые услышал о том, что Freedom Call будут выступать в Москве, то мне было немного странно, потому что я не знал, чего ожидать. Россия - не то место, куда немцы каждый год ездят в отпуск. Для нас это совершенно неизвестная страна, мы ее совсем не знаем. И нас многое удивляло, особенно нас поразила Москва. Это был конец зимы, снег только что сошел, и когда взошло солнце, и мы увидели здания, они показались нам такими огромными! Все эти здания, улицы, Москва-река, Кремль - все они такие большие! Я был просто восхищен. Но, с другой стороны, когда мы ехали обратно в аэропорт на автобусе, то видели, где живут обычные люди, вдалеке от основных улиц, и все это выглядело… (Пауза). Я хочу сказать, что должно пройти некоторое время, пока восстановится экономика, и цивилизация придет на восток. Но, тем не менее, Россия оказалась гораздо ближе к западу, чем я ожидал. В то же время, когда мы выступали, у меня возникло такое ощущение, что у людей, которые были на концерте, было немного больше денег, чем у остальных. Я слышал, сколько стоили билеты, а один парень сказал мне, какая в Москве средняя зарплата, и я считаю, что ситуация, когда твоя зарплата составляет 70-100 долларов в месяц, а 20 или 25 из них ты должен отдавать за концерт, просто неприемлема - это ведь четверть всех твоих доходов! Все это меня очень удивило. Следующий день после концерта был посвящен осмотру достопримечательностей, и нам очень хорошо подготовили его программу, мы посмотрели и Красную Площадь, и соборы, и Кремль, у меня было ощущение, что я попал в какой-то фильм, потому что все это я раньше видел только по телевизору или в книгах. Так что об этом концерте у меня остались самые лучшие воспоминания. Когда мы выступаем в Италии - Неаполе, Риме или Милане, - все эти места достаточно привычны для немцев, но Москва - это нечто особенное, и когда я рассказываю своим друзьям и знакомым, что выступал в Москве, они очень удивляются. Лично для меня это был очень важный концерт, и я был бы рад когда-нибудь снова приехать в Россию. Нам уже поступило несколько подобных предложений, и наше промоутерское агентство работает над организацией этой поездки, но все осложняется тем, что Freedom Call недостаточно крупная группа, чтобы приехать в Россию в качестве хэдлайнера. Но, возможно, нам удастся приехать к вам на какой-нибудь фестиваль.
Каковы ближайшие планы Freedom Call? Планируются ли какие-нибудь концерты? Или, может быть, выпуск видео или синглов…
Наш диск вот-вот выйдет, и у нас теперь есть время, чтобы поработать над новыми песнями, так что, возможно, будет и EР. Что же касается видео, то мы уже обсуждали это со своим лейблом, и пришли к выводу, что, в принципе, это было бы неплохой идеей, но проблема заключается в том, что это очень дорого. И мы решили те деньги, которые могли бы пойти на съемки клипа, вложить в нашу концертную деятельность, поскольку для планирующихся турне по Испании и Южной Америке нам потребуется финансовая поддержка, и, мне кажется, лучше инвестировать деньги в турне, чем в видео.
Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью.
Вопросы задавали Роман Патрашов, Наталья Хорина
Перевод с английского - Наталья Хорина
29 мар 2005
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом