Александр Вельянов, которого я лично предпочитаю называть не иначе как Александр Македонский (ибо доподлинно известно, что родом он именно из этой восточно-европейской страны) – культовая личность германской готической сцены. Одни называют его принцем тьмы, другие причисляют к верховному сонму богов всемирной готической субкультуры, третьи видят в нём пророка, четвертые почитают как крестного отца немецкого андеграунда и одного из основоположников стиля darkwave, а кто-то воспринимает просто как интересную личность и талантливого музыканта. Природа одарила Александра сильным, глубоким, эмоциональным и проникновенным бархатным голосом, вот уже двадцать лет составляющим основу музыки экспериментального дуэта Deine Lakaien. Постоянная жажда экспериментирования и нахождения в себе новых граней стали жизненным девизом Вельянова, и его участие в длинном ряде сайд-проектов только подтверждает это. Одними из наиболее успешных проектов в этом списке заслуженно считаются сольные работы берлинского гения! В Вельянове удивительным образом соединились огромная человеческая харизма и обаяние, неповторимость мышления, жизненной философии и нестандартность внешности, меланхолия, чувственность и трогательная мечтательность неисправимого романтика. Это ли не идеал сумрачной эстетики?!
>Александр, у любого русского человека, впервые услышавшего твое славянское имя, неизбежно возникает ощущение, что ты "наш". Тебя это не смущает? Относишь ли ты себя к славянскому миру, ведь ты уже солидное количество лет живешь в стране западной культуры?
У меня есть немецкие и македонские корни, и родители воспитали меня так, что я впитал в себя элементы обеих культур – так называемой центрально-европейской и южной восточно-европейской. Мне всегда приходилось как-то управляться с различиями между ними, в том числе и абсолютной непохожестью языков и алфавитов. Сегодня я очень рад, что имею возможность понимать и чувствовать эти две различные культуры. И я считаю себя в некотором роде послом между Западной и Восточной Европой.
Не секрет, что для многих, привыкших видеть тебя частью Deine Lakaien, твое сольное творчество стало своего рода откровением. Музыкально оба проекта казались абсолютно полярными, но ты всё равно не испугался пойти по другому пути. Что натолкнуло тебя на это? И на чем в основном акцентировалось внимание?
На самом деле, оба участника Deine Lakaien - как я, так и Эрнст Хорн - всегда помимо группы были заняты работой над другими проектами. У меня было несколько различных групп в конце 1980-х и начале 1990-х, во многих проектах я участвовал в качестве гостя. В 1996 году я решил начать сольную карьеру под именем Veljanov, сделав попытку таким образом собрать в своем доме самых разных людей. То, что у меня получилось, можно услышать на нескольких дисках Veljanov. С помощью этого проекта я хотел реализовать те идеи, которые не подходили концепции Deine Lakaien. Это своего рода роскошь быть независимым от правил текущего статуса группы. Можно экспериментировать со всем, чем только пожелаешь. В данный момент я пытаюсь подобрать материал для нового альбома Veljanov, у меня накопилось много материала, над которым я работал в течение последних четырех лет, и всё идет к тому, что новый релиз увидит свет в конце этого года.
Как человеку, никогда не сочинявшему стихов и не придумавшему за жизнь ни единой мелодии, мне всегда была очень интересна другая сторона музыки: то, как она создается, что влияет на её создание, и что к этому побуждает. Нужна ли тут какая-то специфическая атмосфера? Что необходимо конкретно тебе? Что может вдохновить тебя?
Меня всегда очень интересовало искусство: литература, театр, кино и особенно музыка. Все разновидности музыки, потому как я считаю, что нечто интересное и обворожительное можно найти едва не в каждом стиле музыки любого временного периода; и вот уже многие и многие века нет предела сокровищнице человеческого творчества и эмоций. Вдохновение приходит из самой жизни и глубокого желания выразить свои ощущения, бороться против зла, проявить уважение к красоте и мудрости. Я никогда не настаивал на том, что непременно стану певцом, скорее, главную роль в этом сыграла судьба, ведь когда люди говорят тебе снова и снова, что твой голос способен тронуть до глубины души, начинаешь в это верить. Хочется удовлетворить их желания, не предавая при этом своих личных идеалов и правил.
Бывают ли такие моменты, когда работа музыканта наскучивает, превращается в рутину? И чем ты занят в такие периоды?
Это очень серьезная проблема. Я склонен наращивать агрессию, если чувствую давление извне на свои действия, когда вынужден делать то, о чем сам бы никогда не додумался. Достаточно трудно оставаться независимым в своем мышлении, когда механизмы успеха постоянно норовят диктовать тебе, что и как делать. Музыкальный бизнес – опасное поле деятельности, но если хочешь достучаться до людей, необходимо использовать современные средства связи и промоушена. Я, конечно же, очень
рад тому, что благодаря, например, Интернету, люди изо всех уголков земли могут связаться с нами, как и мы с ними. Так и получается, я никогда прежде не был в России, а многие ждут, когда же мы приедем туда с концертами. Мне нравится посещать другие страны и играть там свою музыку, ведь так интересно каждый раз знакомиться с различными менталитетами людей. И то, какая аудитория тебя встречает, многое говорит о стране и народе. С другой стороны, порой те рекламные ходы, которые необходимо предпринимать для нового релиза, переходят все границы разумного, и нужно соблюдать осторожность, дабы избежать тех вещей, которые делать вовсе не желаешь.
Каким будет материал, который мы услышим на твоем новом сольном альбом? Всё-таки с момента выхода "The Sweet Life" прошло уже около пяти лет…
Уже несколько лет я работаю над новым материалом и в этом году пытаюсь собрать всё воедино. Я провел много времени в Македонии в попытке усилить влияние славянской сущности на музыку, экспериментируя с инструментами византийских времен и созвучиями, которые возможно будут несколько необычны для "западного" слуха. Также я хочу сочетать эти мелодии с отдельными элементами немецкой музыки и множеством других веяний. Также на этой записи я продолжу использование различных языков, то, что я уже начал делать на предыдущих релизах.
Мне никогда даже в голову не приходило, что ты можешь играть на каком-то другом инструменте, кроме голоса. Но после выхода твоего первого сольного альбома "Secrets Of The Silver Tongue" я поняла, как ошибалась! Так на каких инструментах ещё играешь? Часто ли пробуешь себя в роли композитора?
Я всегда работаю с музыкантами – профессионалами своих инструментов. То как песни звучат, в основном зависит от команды, которую я выбрал.
Много ли вообще для тебя значат тексты, которые ты пишешь? Какой частью тебя они являются? Как твоя личность отражается в них?
На этот вопрос очень тяжело ответить. За время своей карьеры я спел так много песен, некоторые были написаны для меня, некоторые основаны на моей лирике. Какие-то песни базируются на концептуальной идее всего альбома. В общем, я могу сказать, что лирика Deine Lakaien больше связана с эстетическим стилем группы, большинство навеяно литературой и искусством в целом. А лирика для моих сольных записей представляется более связанной с личностью Вельянова и моими переживаниями. Но это не стопроцентное правило.
Надо ли говорить, что твой голос просто восхитителен! Такой проникновенный, чувственный, эмоциональный… идеально подходит твоему образу культового готического вокалиста. А всё-таки, у тебя есть профессиональное музыкальное образование? На кого ты учился?
Спасибо, очень лестно. Я очень рано начал петь и то и дело соприкасался с техникой пения, так что, слава богу, научился, как правильно дышать, чтобы не испортить голос неверным обращением с ним. В музыкальном университете я никогда не учился, хотя одно время и подумывал серьезно заняться классическим пением. Но в то время – а мне тогда было лет 20 - меня больше интересовали кино и театр, вот почему я и решил изучать эти предметы. Тем не менее, на протяжении всех этих лет до сегодняшнего дня я старался усовершенствовать свои способности, и всё ещё продолжаю это делать…
Ты часто оглядываешься в прошлое? Как думаешь, кем бы ты стал, если бы не стал музыкантом?
Скорее всего, кинорежиссером, или постановщиком оперы, или… зубным врачом? Мне бы очень понравилось писать книги, может когда-нибудь я этим и займусь…
Выражения "славянская душа", "русская душа" постоянно на слуху. Как по-твоему, какой смысл люди в них вкладывают? Неужели души славян действительно чем-то отличаются от душ людей всего остального мира? И существует ли между ними связь?
С этим образом я живу уже очень много лет. Из года в год в Германии на меня примеряют все эти атрибуты: меланхоличный, темный, восточный владыка чего-то там… Это всё уже, право, мне очень наскучило. Да, у меня действительно славянский тембр голоса, это в моих генах. В Германии люди немного боятся чрезмерной меланхолии и пафоса, свойственного восточным и южным странам. Это можно особенно явно услышать, сравнив фольклорную музыку этих стран. С другой стороны, в немецкой классической музыке можно найти достаточно грусти и серьезности, но видимо в так называемой "популярной" музыке это не допустимо… Уж не знаю, почему.
Часто в связи с твоим именем употребляют броские слова и выражения: культовый, икона, готический, основатель darkwave, "принц тьмы", крестный отец немецкого андеграунда. Как ты относишься к тому, как тебя оценивают?
Ну что я могу сказать…? Должно быть, есть такие люди, которые думают, что я очень важный представитель вот этой вот самой сцены. Я же всего лишь всегда пытался предложить интересную музыку. Если кто-то думает, что я особенный, в таком случае я могу быть только благодарен ему.
Насколько мне известно, в этом году Deine Lakaien отмечает 20-летие творческой деятельности! Поздравляю вас! Также, в этом году вы являетесь хэдлайнерами фестиваля Wave Gotik Treffen, проходящего каждое лето в Лейпциге. Готовите ли вы какой-нибудь сюрприз публике по случаю этого юбилея? Что это будет?
На WGT мы отыграем наше шоу так, как мы это делали во время последнего концертного тура в поддержку альбома "April Skies". Надеемся, публике понравится это смешение новых и старых композиций из нашего репертуара.
А вообще, будут ли какие-то сюрпризы на ваших концертах этого юбилейного года?
Извини, но я не понимаю этого вопроса.
(Улыбается). Если ты говоришь о нашем юбилее, тогда должен сказать, что зимой, вероятно, в феврале, мы сыграем несколько специальных концертов с большим оркестром.
С самого начала вашей музыкальной карьеры вы всегда экспериментировали со звуком, сочетая в композициях, казалось бы, несочетаемое в стремлении объединить множество культур и веяний и тем самым получить некое абсолютное искусство. Не оставили ли вы этой несколько утопической идеи? И каких успехов в этом добились?
Мы всегда пытались создать особое и уникальное звучание нашей музыки. Наиболее важной целью было предложить что-то необыкновенное слушателю, чтобы невозможно было бы сравнивать нас с другими группами и артистами. Мы надеялись звучать исключительно как Deine Lakaien, так чтобы у каждого, кто действительно заинтересован каждый раз открывать для себя нашу музыку, сохранялось ощущение, что это нечто особенное, чего нигде больше не найдешь. Возможно, всё это звучит немного странно… Но зачем тогда Deine Lakaien вообще существовать, если кто-то ещё выпускает похожую музыку?
В твоем активе есть песни на английском, немецком, македонском и, наконец, французском языках. Появление таких песен всегда неожиданно, и очень оживляет публику. Сколько всего языков ты знаешь? И на каком языке ты хотел бы ещё спеть?
Я бы хотел спеть на таком количестве языков, какое только возможно, особенно учитывая то, что весь мир полагает, что поп- и рок-музыка должна исполняться исключительно на английском. Я собираюсь продолжать пополнять мой список песен на разных языках, и помимо песен на немецком, французском и македонском, я спокойно представляю себя поющим и на других языках, может даже когда-нибудь и на русском спеть удастся…
(Смеется). Гл
авным образом потому, что я очень люблю музыку таких русских композиторов, как Мусоргский, Чайковский и Бородин.
Насколько я знаю, когда-то тебя увлекало театральное искусство и искусство кино. В каких проектах в этой области тебе удалось поучаствовать? Продолжаешь ли ты сейчас этим заниматься?
Как я уже говорил, я изучал искусство театра и кино. И готовился работать в Мюнхенской опере, даже практически остался там… На самом деле, сейчас я совсем не думаю о том, чтобы вернуться в эту область. Но до сих пор имею прочные связи с людьми, работающими в области театра и кино. Не исключено, что в будущем появятся какие-то проекты…
Расскажи немного о последнем альбоме Deine Lakaien, вышедшем в Европе в апреле прошлого года - "April Skies". Что нового он предлагает любителям Deine Lakaien?
Во время записи нашего последнего альбома "April Skies" нам захотелось, чтобы он звучал как книга, рассказывающая множество разнообразных историй. Мы подумали, что будет интересно добавить в мир Deine Lakaien так много разных музыкальных тенденций, насколько это только возможно. Мы попытались сконцентрировать всё, что нам доводилось делать в предыдущие годы, таким образом, чтобы это органично влилось в новый альбом. Одной из самых важных задач было вовлечь в запись музыкантов, играющих с нами на концертах, и так что, наверное, в этот раз на альбоме можно услышать гораздо больше «живых» инструментов (скрипка, виолончель и гитара), чем когда-либо ранее. Нам хотелось, чтобы композиции представляли собой безупречное сочетание электроники и «живых» инструментов. Я думаю, разнообразие звуков никогда раньше не было настолько обильным и насыщенным. И надеюсь, разнообразие эмоций настолько же богато, так как я верю, что каждый новый шаг в истории группы или проекта – это шаг вперед, и у людей, идущих за нами, должна оставаться возможность открыть что-то новое и интересное.
Тексты Deine Lakaien часто изобилуют иронией, в них затрагиваются различные политические темы. На что направлена эта ирония? И против каких общественных явлений вы протестуете?
Ох, что за вопрос! Вот уже много лет люди воспринимают Deine Lakaien исключительно как самую романтичную и серьезную группу в мире… Ладно, шучу, шучу… Ирония и юмор всегда были частью мира, в этом мире невозможно быть романтичной и эмоциональной личностью, не обращаясь к чувству юмора, чтобы выжить. Мы – не исключение, многие стороны нашей работы полны юмора и даже черной иронии, надо только уметь находить такие моменты…
На официальном форуме Deine Lakaien часто производятся попытки интерпретировать по-своему ваше творчество. В частности, очень много пересудов вызвала песня "Supermarket (My Angel)" с нового альбома. О чем она на самом деле?
Песня "Supermarket" об обществе, которым манипулируют бизнесмены и власти. Порой в жизни встречаются люди, не отличающие красоту реальности и реальной личности от пластиковых идеалов, диктуемых рекламой и телевидением. Мы хотели посвятить эту песню этим несчастным индивидуумам.
Как ты вообще относишься к интерпретированию? Обсуждаешь ли такие вещи с фанами?
Я не люблю растолковывать значение текстов и считаю, что достойная песня с хорошей лирикой должна отвечать сама за себя. У каждого слушателя должна оставаться свобода интерпретировать песни по-своему.
Поделись пожалуйста своими впечатлениями от концертного тура в поддержку "April Skies". В частности, как прошёл концерт в Риге? Вы ведь давно хотели выступить в какой-либо из бывших республик СССР…
Все прошлогодние концерты в поддержку "April Skies" были очень приятными. В Германии и во всех других странах, которые нам удалось посетить, нас встречала превосходная публика. Концерт, прошедший в декабре в Риге, был последним выступлением тура. Это был совершенно необычный вечер в удивительном месте и с ошеломляющей публикой. На концерт съехались люди со всей страны и из многих других стран постсоветского пространства, и у нас был восхитительный вечер. Ещё раз спасибо всем огромное.
Кстати, когда в конце прошлого года стало известно, что вы сыграете в Латвии, ходили слухи, что вы тоже выступите и в России, назывались даже даты концертов. Но к нам вы тогда так и не приехали. Это были пустые слухи? Или вы действительно собирались в Россию?
Да, мы действительно хотели приехать в Россию, но не сложилось, зато теперь уж это точно произойдет. В середине июня мы приедем с концертами в Москву и Санкт-Петербург, и нам очень любопытно как отреагируют на Deine Lakaien российские любители музыки. Я очень доволен, что мы впервые в своей карьере выступим в России.
На вашем официальном сайте проскользнула информация о каком-то новом специальном релизе. Расскажи подробней о нем.
В этом году у Deine Lakaien нет никаких официальных релизов. Возможно, речь идет о специальном концертном DVD, снятом в прошлом году нашими фэнами, который мы вот-вот собираемся выпустить, но это только для фэнов.
Назови пожалуйста одну или несколько своих любимых вещей из репертуара Deine Lakaien и собственно Veljanov, и обоснуй свой выбор.
Точно не скажу. Потому как сам не знаю… У меня так много песен, и у каждой из них своя история. Я занимаюсь музыкой уже очень большое количество лет и периодически пытаюсь вспомнить, когда же это всё началось. Это всё так странно, порой заново открываешь для себя песню, которая давно напрочь забыта, и затем переделываешь её и снова включаешь в новую концертную программу…Временами я люблю их, временами ненавижу…
Ну и конечно, я не могу обойтись без вопроса о твоей прическе. (Смеется). Примерно такая была у Гэри Олдмэна, сыгравшего романтическую роль графа Дракулы в фильме Фрэнсиса Форда Копполы "Дракула Брэма Стокера". Это просто совпадение? Почему твои волосы приобрели именно такую необычную форму? Связано-ли это с твоим увлечением пост-панком?
Пожалуй, это самое разумное объяснение. Я начал экспериментировать с необычными прическами в начале 1980-х, а фильм по Стокеру вышел гораздо позже, так что на меня он не оказал никакого влияния. За все эти годы я уже так привык к этому… (смеется), но природа и время в итоге возьмут свое, и мне придется что-то с этим делать.
И ещё один глупый вопрос. Во время выступления на сцене свое пение ты постоянно сопровождаешь какими-то странными жестами. (Смеется). Они что-то означают? Или это просто твое ощущение музыки?
Я никогда не пытался вести себя на сцене, как это предписывают книги по хореографии. Если я делаю странные движения своими руками, должно быть, это каким-то образом связано с тем, как я чувствую музыку и что хочу выразить в конкретный момент, но я делаю это непреднамеренно, в зависимости от настроения. Мне не нравятся стандартные рок-представления со всеми этими фразочками вроде "я не вижу ваши руки". Также мне не нравятся люди, пытающиеся изобразить из себя плохих, этаких вызывающих страх и бог весть каких ещё персонажей, разыгрывающие на сцене дешевые хоррор-шоу. Зачастую за масками скрывается достаточно посредственная музыка. Но порой людям доставляют удовольствие клише и дешевые развлечения… Аахх, ну что за мир!
Спасибо, что нашел время ответить на наши вопросы. Когда появится ещё один какой-нибудь серьезный повод – с удовольствием бы ещё с тобой пообщалась, ведь вопросов ещё уйма! Есть какие-то особые пожелания?
В завершении я хотел бы поблагодарить тебя и всех любителей музыки в России и сопредельных государствах за проявленный интерес. Я надеюсь, что в июне в России нас ждут настолько же хорошие концерты, как и в декабре прошлого года в Риге. Ещё раз спасибо, и до встречи…
Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond) за организацию этого интервью.
Мария Царькова
13 мая 2006 г.
1 июн 2006
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом