Поклонникам Stratovarius имя Тимо Котипелто известно уже довольно давно. Достаточно вспомнить тот огромный успех, который имел дебютный для Тимо альбом Stratovarius “Fourth Dimension” (1995). С тех пор уже прошло 12 лет, за которые Тимо успел уйти из группы, затем снова в нее вернуться, а потом обзавестись своим сольным проектом. Под маркой Kotipelto Тимо выпустил три альбома, о последнем из которых, “Serenity”, мы и решили побеседовать с музыкантом. Но как вы понимаете, одним лишь сольным проектом беседа не ограничилась...
>Давай поговорим о лейблах. Почему ты прервал контракт с Century Media и третий сольный альбом выпустил уже на AFM?
Да, было дело, я работал какое-то время с Century Media. И я думаю, что они довольно хороши, у них внушающий список выпускаемых групп. Я также думаю, что они достаточно направленно ориентированы на металлическую сцену. Но релизы AFM это больше мелодик-метал, под определение которого я попадаю. Так что AFM более подходящий для меня лейбл в плане промоушена. Да и потом, Century Media сами были не очень заинтересованы в продолжении работы со мной. Ну я прикинул и решил, что лучше уйти на AFM.
Насколько я помню, твой последний альбом был составлен из песен разных лет. Расскажи, как создавались песни для новой работы?
Все песни абсолютно новые. Ну самый старый трек из них был написан в 2005 году. Все остальное я написал в середине/конце прошлого года. Самые последние вещи я написал этим летом. Так что весь материал был написан где-то за год.
Не мешает ли соло-проект работе Stratovarius?
Когда я не занят Stratovarius, конечно, я могу спокойно заниматься соло-проектом. И прямо сейчас мы не заняты Stratovarius, мы собираемся иногда и играем. Так что лично у меня сейчас много времени для реализации собственных идей. Но, конечно, Stratovarius это приоритет номера 1 для меня. Но мой сольный проект это мое детище, потому что, насколько вы знаете, в Stratovarius все песни сочиняет Timo Tollki. Именно поэтому я начал записываться отдельно. Мне просто захотелось создать что-то свое.
Ты упомянул Timo Tollki. Расскажи, как продвигается работа над новым альбомом Stratovarius? Будут ли в нем твои песни? Или весь материал снова напишет Timo?
Весь материал будет создан Timo
Расскажи поподробнее о новом альбоме? Есть ли уже концепция или хотя бы название для него?
Сомневаюсь, что я смогу ответить на этот вопрос, потому что вся лирика написана Timo. Но я думаю, что концепции не будет. Мы сделали демо-запись, нам понравилось. Определенно, это не похоже на наш последний альбом, по стилю и атмосфере это, скорее, "Destiny" (1998), "Infinite" (2000) или даже "Visions" (1997). На данный момент для альбома записаны только барабаны. И я не знаю, когда мы продолжим с Stratovarius. Timo занят продюсированием других групп, и еще он планирует сделать что-то оперное. Возможно, к следующему году как раз и запишем.
Почему ты в конечном итоге возвратился в Stratovarius?
Главная причина в том, что мы все понимали, что Timo был не совсем здоров, я имею в виду его психическое состояние. И он не совсем отдавал себе отчет в своих дей
ствиях. Кроме того, нам всем хотелось снова играть вместе, потому что мы очень любим тот материал, который мы сделали для Stratovarius. Так что причина в нас и наших фэнах.
Последний альбом Stratovarius был принят весьма прохладно в прессе. И недавно Timo Tollki в одном из интервью сказал, что он не доволен этим альбомом. Что ты можешь сказать по этому поводу?
Я не любил этот альбом тогда и не люблю его сейчас
(смеется). Но мы должны понять, что, когда Timo писал этот материал, он уже был психически болен. И он не мог работать в полную силу. Но лично для меня были важны не эти песни, а то, что, мы были снова вместе. Хотя, конечно, для меня это не стиль Stratovarius, собственно, и к этому альбому я отношусь прохладно.
Какой альбом Stratovarius для тебя наиболее дорог? Над каким из них работалось труднее всего?
(думает) Вероятно, самый трудный альбом это последний, потому что все были в каком-то напряжении, и чувствовалась некоторая напряженность между Timo и мной. Конечно, “Fourth Dimension” (1995) был чрезвычайно важен для меня, потому что я присоединился к группе для этого альбома. И “Visions” (1997) - лучший альбом, по моему мнению. Ну и конечно, “Episode” (1996), когда Jens (Johansson, клавишник) и Jurg (Michael, барабанщик) присоединились к группе.
В середине 90-х группа Episode дала несколько концертов в Финляндии. Как появилась идея создать эту группу?
Просто мне хотелось сыграть с друзьями кое-какие песни. Это было еще до того, как я начал свой сольный проект, и даже раньше того, как я его задумал. Мы с друзьями просо собирались и играли кавер-версии.
Почему же ты не выпустил альбомов с Episode?
Хороший вопрос! Я не знаю! У меня нет ответа!
Я спрашиваю об этом, потому что у одного моего друга есть бутлег с записью вашего концерта, и он говорит, что звучит очень здорово. Я думаю, было бы здорово иметь все это в нормальном качестве в виде отдельно изданного альбома…
(смеется) Действительно? О, Господи! Спасибо, но я не думаю, что те песни не настолько хороши
(дружный смех). Мы просто развлекались, ничего серьезного.
Stratovarius дает достаточно много концертов, но насколько я знаю, пока, что вы выпустили только один концертник в 1998 и пока еще не радовали фэнов полновесным DVD. Почему?
Мы собирались выпустить двойной концертный DVD, но они были запороты полностью. Мы сняли одно шоу в Милане, и шоу получилось действительно классным, но режиссер нас подвел. Все было отснято, но когда мы увидели результат, мы были в шоке – настолько все там было дерьмов
о. Так что мы подумали, что такое мы выпускать не будем. Затем два с половиной года назад мы сняли видео в Сан-Пауло. Это был первый концерт из четырех, которые мы там давали в поддержку последнего альбома “ Stratovarius”. Но опять же, качество было таким жутким, что выпустить его у нас тоже не получилось. Тимо решил, что выпускать эти два концертника мы не будем. Мне кажется, что если уж что-то выпускать, то выпускать в хорошем качестве – с нормальным светом, звуком и т.д., чтобы нам не было стыдно перед фэнами. Я думаю, в ближайшем времени мы займемся этим вопросом вплотную.
Тема твоего первого сольного альбома была околоегипетской, второй альбом получился достаточно личным. И что нас ждет на третьем альбоме?
Ну, основа … это музыка. Лично я так вообще думаю, что все песни всегда личные. Что касается тем, то их будет много - немного юмора, немного беллетристики, немного истории.
Твоя песня “Sleep Well” стала основной темой для одного фильма. Расскажи, пожалуйста, об этом фильме и работе над песней.
С режиссером фильма мы хорошие друзья. Мы выпиваем иногда вместе, он тоже любит металлическую музыку. И он хотел, чтобы саундтреком к его фильму стала какая-нибудь хэви – металлическая или мелодик-металическая песня. Он спросил меня, есть ли у меня что-то подобное. Я спросил у него, о чем будет фильм, и он сказал, что это история про частного детектива. Тогда я сказал, что у меня есть песня, которая могла бы подойти – эта песня про серийного убийцу, который резал женщин, но потом я немного изменил текст, так что смысл изменился – теперь это было убийство за деньги. Для этого человека убивать стало профессией, он хочет отработать до пенсии и сойти с дистанции, если, конечно, его самого не убьют до этого времени. А его девушка и не подозревает о роде его деятельности и вообще что происходит, поэтому я и пою, “Sleep well, sleep well my baby”. Эта песня очень хорошо вписывается в фильм. Выпускающая фильм компания даже сделала мне клип!
На новом альбоме среди других песен есть одна необычная 8-минутная песня “Last Defender”. Было ли трудно писать такой монументальный шедевр? Это звучит подобно мини-симфонии …
Эта песня и песня "Sleep Well" написаны в соавторстве с Tuomas’ом Wainölä. Я записывал гитарные партии для его альбома. Так что это он в основном написал большую часть музыки для этой песни. Сама песня о сражениях под Сталинградом, о котором вам русским наверняка известно.
Естественно! А на сольных концертах ты играешь только свои песни или что-то еще и из Stratovarius?
В прошедшем туре мы не играли абсолютно ничего из Stratovarius. Просто мы приняли решение,
что с моими соло концертами я не буду исполнять песни Stratovarius, я буду играть их только со Stratovarius.
Stratovarius дважды были в России. Как тебе публика, достопримечательности?
Ну…признаться, я был очень удивлен. Столько народу!! Когда мы были там первый раз, я даже не знал, что люди там знают песни Stratovarius. И они пели очень громко на концерте! Это было неописуемо! И второй приезд в С.-Петербурге был также незабываемым. Я был в вашей стране только со Stratovarius, но было бы здорово приехать в Россию с сольной программой. Я думаю, что у нас схожий менталитет. Все русские люди, с которыми я разговаривал, были очень очень милыми. Правда у вас пьют много, но у нас в принципе то же самое!
(дружный смех) А еще у нас много друзей в России. Что касается достопримечательностей … У нас не было так много времени, как хотелось бы. На Красную площадь мы не попали, т.к. она была закрыта. Там был какой-то парад, что ли. Я лично хотел посетить вашу высоченную телевизионную башню. Я вообще очень люблю исследовать памятники истории. Так что если появятся какие-то предложения или рекомендации, что стоит посетить, говори.
Да вообще в Москве есть на что посмотреть! Хоть список составляй!
Было бы здорово, если б ты все мне это на и-мейл выслала.
Без проблем! Как так вышло, что в Японии ваш новый альбом выйдет позже европейского издания?
Просто контракт на Европу я получил раньше, нежели в Японии, и в Европе диск должен был выйти до лета. А в Японии мне сказали, что расписание релизов у них до лета забито. Но зато у японцев будет два акустических бонуса!
Что это за бонусы?
Это “Serenity” и “Sleep Well”. Tuomas играл на акустической гитаре, я пел. Конечно, мы сделали запись в студии, но звучит это подобно концерту. Так что это своего рода живые версии.
Как ты считаешь, почему металл так популярен в Японии?
Хороший вопрос. Stratovarius были там еще в 1993, я даже тогда еще не присоединился к группе. Я не знаю, как объяснить эту популярность. Возможно, потому что их собственные песни полны грустных мотивов. Yngwie Malmsteen еще в 80-х продавал там тысячи альбомов. Но сейчас там вроде все успокоилось… Не знаю как объяснить этот феномен.
Недавно вы возвратились из тура по Японии вместе с Finntroll. Так ли важно для тебя, кто играет на разогреве?
По-моему, Finntroll в Японии играли впервые, и для нас такой разогрев был неожиданностью. Они забавные ребята, и я не имею ничего против их музыки, но одно дело, когда ты играешь на крупных фестах вместе с подобными бандами, а другое дело когда они
играют у тебя на разогреве. Мы же совсем разные! Просто немного странно, одна большая группа разогревает другую большую группу. Хотя все получилось вроде неплохо, так что все ок.
Еще совсем недавно были популярны всяческие метал-оперы. Сейчас интерес потихоньку сходит на нет. Было ли тебе интересно принять участие в записи альбома Ayreon?
Мне было очень интересно работать вместе с Ayreon. И это единственный проект, где я был гостем. Конечно, были еще кое-какие подобные вещи с другими группами, но эти записи мне ничего не дают. Ayreon просто оплатили мне рейс до их города, и в принципе мне этого было достаточно. Может, я сделаю еще что-нибудь подобное в будущем, но сейчас мне это совсем неинтересно.
Еще одна немаловажная вещь это оформление альбомов. Первый альбом оформил Deric Riggs, второй Mathias Norrien. Кто работал над третьим альбомом?
Над ней работал один парень из Финляндии. Мне очень нравится результат. Он же работал и над обложкой для моего сингла. Я просто объяснил ему по телефону (он живет в восточной Финляндии), чего я хочу в итоге, а когда я увидел обложку "Serenity", я был просто шокирован. Он сделал шедевр. Он очень точно уловил мою идею, только воплотил ее в тысячу раз лучше, чем я представлял себе результат.
Теперь, когда почти каждый подросток и фактически почти каждый человек имеет Интернет дома, они могут просто скачивать музыку, не покупая компакт-диски. Твое отношение к этой ситуации?
Конечно, это негативным образом сказывается на музыке. Но я не тот, кому судить об этом. Но проблема конечно серьезная, т.к. подобные скачивания влияют на доход лейбла, а доход лейбла на группу, которую собственно из-за недостаточности дохода могут просто выгнать с лейбла. И тогда останутся только те артисты, чьи диски в любом случае будут хорошо продаваться – Бритни Спирс, Мадонна. А настоящих метал-групп не останется совсем, потому что лейблы не будут заинтересованы в томя. Чтобы их подписывать – они будут знать, что с такими группами они ничего не заработают, а только потеряют. Но в тоже время считаю, что если ты настоящий поклонник, ты в любом случае пойдешь и купишь альбом, а не просто скачаешь его с Интернета. Но есть категория людей, которые скачивают музыку тоннами, даже не слушая ее. Это своего рода коллекционирование, вот они в любом случае ничего не купят.
Что, по-твоему, может изменить эту ситуацию?
Это просто. Если ты по-настоящему любишь творчество любимого артиста, ты пойдешь и отдашь деньги за нормальное издание. Лично я хочу иметь в своей коллекции альбомы любимых групп с полновесным оформлением, с буклетом и всеми делами. Конечно, можно скачать обложку из Интернета, а потом распечатать ее, но это не то же самое. И что самое странное, люди иногда ссылаются на свое безденежье, хотя за Интернет они как-то платят. Странно. Но вот что я не люблю, так это пиратство. Люди продают пиратки, вот это незаконно и уж гораздо хуже Интернета. Это же преступление! Они просто крадут деньги у музыкантов, НЕ ОНИ работали над этим диском, они просто не имеют права всем этим торговать. Другое дело, если ты просто переписываешь альбом другу. Это я понимаю, и это нормально. Я сам так делал в 80-е, потому что денег не было просто. Но потом все равно, когда у меня появлялись деньги, то если мне нравился альбом, я покупал себе нормальное издание. Но я не считаю себя в праве кого-то судить.
Можно ли будет услышать тебя поющим на финском языке в твоем сольном проекте?
Не знаю. На финском петь легче, чем на английском. Но конкретных планов у меня не было.
Stratovarius записал кавера на песню Dio "Kill the King" и на песню Scorpions "Blackout". Насколько я знаю, других каверов у вас вроде нет…
Я отказался петь в трибьюте Dio..
Почему?
Потому что Dio один из моих идолов. Для меня он подобен Богу. Я не стал петь кавер, потому что зачем переделывать то, что лучше Dio не споет никто?!
Stratovarius в течение большого количества лет были единственной финской металл-группой, кто мог представить этот жанр на мировом уровне. Тяжело ли вам пришлось? Для многих групп вы были своего рода идолами...
Когда мы только начинали, наша музыка не была популярна. И нас вообще-то не любили, тогда был вездесущ гранж и все такое. Но внезапно после череды офигительных концертов перед нами открылись все двери. И вот тогда то понеслось… Было здорово.
Были ли какие-нибудь забавные случаи во время туров?
Да много всего происходит.
(думает) Ах да, конечно! Супер история! У нашего басиста Йенса был день рождения, когда мы были в туре, по-моему, это была Швейцария. И естественно он ожидал, что-нибудь засветит ему в лицо тортом, ну как же без этого! Что мы сделали…
(хохочет) Tollki притащил торт, Jens все это увидел и закричал : «Нет, только не это!!!», а в этот момент Jorg, который незаметно подкрался с другой стороны, кинул в него вторым тортом. Естественно, Йенс этого не ожидал…было очень смешно! Представляешь, как мы ржали, когда он потом пытался играть на басу, который весь был в клубнике и сливках!
(дружный смех). Но Jens не растерялся. У него был припасен свой торт, которым он и зарядил прямо в лицо Timo! Видимо, чтобы тот ощутил себя в шкуре Йенса. А потом ему пришлось с измазанным кремом лицом играть на клавишных! Это было нечто!!
И наконец, несколько слов русским фэнам ...
Большое спасибо всем нашим поклонникам в России за то, что приходили на наши концерты, покупали альбомы! Надеюсь, что мои сольники вас не разочаруют. В скором времени я думаю мы приедем к вам с моей группой Kotipelto. И конечно – слушайте металл!
Выражаем благодарность Ирине Ивановой (компания CD-Maximum) за организацию этого интервью
Беседовала Ксения "Wolfin" Хорина
Перевод с английского Alfred Gendor
Вопросы также составлял Blindman
9 июл 2007
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом