Mechanical Poet :
Мне говорят спасибо за то, что я возродил проект
Mechanical Poet – группа-загадка. Никто никогда не знает, что именно они учудят, когда, и как. Выпустив шесть релизов, каждый из которых был выдержан в собственном стиле, в середине 2009 года группа ушла на покой и не подавала каких-либо признаков жизни. Никто уже и не чаял услышать от них что-то новое, когда в марте 2017 лидер коллектива, Лекс Плотников, внезапно реанимировал группу и объявил о записи нового альбома. С ним-то мы и связались, чтобы узнать все подробности.
>Почему у Mechanical Poet ушло так много времени на то, чтобы появиться с новым альбомом?
Если бы я работал только над одним альбомом с 2009 года, то точно заподозрил бы в себе какое-то психическое расстройство. Нет, новый альбом я сочинил довольно быстро, как, впрочем, и все предыдущие. Что касается прошедших восьми лет, то для Mechanical Poet это был просто период бездействия. Словно в 2009 кто-то просто отключил «Поэта» от сети, а в 2017 опять вставил штекер в розетку.
Что лично ты делал все эти годы?
Работал над компьютерными играми, писал картины, делал художественные переводы, зарабатывал деньги и почти целиком тратил их на то, чтобы посмотреть мир.
Много посмотрел?
Изъездил вдоль и поперек всю континентальную часть Европы – от Португалии до Балкан и от Норвегии до Мальты и юга Италии. Пожил полгода в Чили. Было интересно, хотя за восемь лет, наверное, можно было бы успеть и больше. С другой стороны, и на то, что есть, не жалуюсь. Если следующие восемь лет будут такие же насыщенные, я не расстроюсь.
Восемь лет – срок приличный. Тебя не смущает, что за такое долгое время многие могли уже и забыть, и забить на Mechanical Poet?
В принципе, нет. Mechanical Poet всегда был в андеграунде. Когда твою группу постоянно называют «культовой», «легендарной» и т.д., то это обычно изящный способ сказать, что ты делаешь классную музыку, о которой никто не знает. Так что ничего, по большому счету, не поменялось. Армия поклонников MP никогда не была особо многочисленной, хотя в том, что касается ее качества, жаловаться не на что. С тех пор, как было объявлено о новом альбоме, я получил целую кучу писем как от старых фанатов, так и от тех, кто начал слушать Mechanical Poet лишь пару-тройку лет назад. Мне даже писали люди, которые давно перестали слушать и рок, и металл, и чуть ли не музыку вообще, и говорили «спасибо» за то, что я возродил проект. Учитывая, что далеко не все из тех, кому интересно мое творчество, выходят со мной на контакт, ситуация складывается намного лучше той, что я ожидал.
А что конкретно ты ожидал?
Знаешь, я далеко не оптимист. Так что я, в общем-то, не ожидал ничего. Сейчас такое количество групп, которые каждый день что-то записывают, выкладывают, снимают крутые клипы и так мощно работают над продвижением, что просто оторопь берет. Я вообще не рассчитывал, что новость об очередном альбоме MP будет замечена. Думал, просто запишу и выпущу еще с десяток хороших песен. Но оказалось, что помимо меня их еще много кому интересно послушать.
Как вообще родилась идея нового альбома? Это произошло спонтанно, или ты долго вынашивал эту мысль прежде чем приступить к работе?
Идея родилась почти спонтанно, хотя фундамент под нее готовился долгие годы. Около года назад я понял, что наконец-то дорос до того, чтобы стать писателем. В свое время я делал много статей в таких журналах как Painkiller, Play, Metal Hammer и т.д. Позже написал пособие по сочинению музыки «Формула самой крутой песни на свете». Но это все была развлекательно-познавательная деятельность, а мне хотелось создавать свои миры. Так родилась книга, получившая название The Midnight Carol That an Imp Has Sought. Это что-то вроде «муми-троллей» для взрослых. По атмосфере книга одновременно похожа на приключения, пост-апокалипсис и красивую мистическую драму без навязчивой слезоточивости.
Почему название книги - на английском языке?
Я пишу ее на английском языке. Не исключено, что впоследствии переведу на русский, и тогда она будет называться «Полночная мелодия, которую искал болотный черт». Но оригинал начал писаться, и в данный момент пишется, на английском.
Тебе интереснее писать на английском или просто ты не видишь для своей книги места на русскоязычном книжном рынке?
Мне кажется, что русскоязычного рынка фантастической литературы, да и художественной литературы вообще, нет. Как и российского музыкального рынка. Это, возможно, обидно слышать тем честным людям, которые поддерживают русские книги и музыкальные альбомы рублем, но на каждого покупателя приходится тысяча пользователей торрентов и файлообменников. У одних нет денег, другим жалко, третьи считают, что музыка и литература вообще должны быть бесплатными и т.п. Я не могу сказать, что осуждаю кого-то из них. Человек – существо несовершенное. Если можно где-то извернуться и, не заплатив ни копейки, что-то поиметь, мало кто откажется воспользоваться возможностью. Но, с другой стороны, лично я хочу получать деньги за то, на что трачу все свое время, силы и ресурсы. Поэтому, когда пришло время садиться за перо, я просто сделал логический выбор. Я хорошо знаю русский, чуть хуже – английский и, если немного реанимировать былые навыки, смогу самовыражаться на неплохом французском. Поскольку рынок англоязычной литературы дает гораздо больше возможностей, чем оба других вместе взятые, я выбрал это направление.
Получается, новый альбом Mechanical Poet это фактически саундтрек к книге?
Отчасти так и есть. Сюжет каждой песни основан на одной из глав, хотя и не пересказывает ее полностью. Скорее это сборник музыкальных номеров, вплетенных в повествование, как в мюзикле.
И в каждом номере участвуют различные персонажи?
Персонажей много – одни появляются лишь раз, другие мелькают едва ли не в каждой песне. Все они слишком яркие, разнородные и разнополые, чтобы поручать исполнение всех партий штатному вокалисту, как было на прошлых альбомах. Поэтому я решил, что раз уж, по сути, альбом является мюзиклом, пусть поют разные люди, как в «Кошмаре перед Рождеством» или «Бале Вампиров».
Есть ли у тебя любимый герой среди персонажей нового альбома? Похож ли он в чем-то на тебя самого?
Сложно проникнуться персонажем, если ты его не понимаешь, поэтому все они, так или иначе, списаны с тех людей, которыми я когда-то был, стал или иногда бываю. Хотя есть герой, который вызывает у меня особенно теплые чувства – саркастичная и необузданная маленькая колдунья по имени Мора. Самодостаточные женские персонажи всегда были моей слабостью. Равно как и оголтелые фрики. А здесь у нас прямо-таки комбо.
Какая сейчас обстоит дело с составом музыкантов в группе?
Если говорить о музыкантах, задействованных в работе над альбомом, то это, в первую очередь, барабанщик Кирилл Качанов, (ранее игравший в «Слот», а ныне в Tattoin и Дайте2) и басист Максим Фирсов (Tattoin, Дайте2). Эти двое в данный момент закладывают ритмический фундамент, на котором затем будет воздвигнут альбом.
Кто-нибудь из них вошел в постоянный состав Mechanical Poet?
Не думаю, что этот вопрос сейчас актуален. Безусловно, мое тщеславие и комплекс начальника получили бы мощную подпитку, если бы столь крутые музыканты стали частью группы. Но для того, чтобы это произошло, группа должна работать живьем и зарабатывать деньги. Ни того, ни другого Mechanical Poet пока не делает, и не факт, что новый альбом ситуацию изменит. Поэтому в официальном составе нет никого, кроме меня. Если вопрос о регулярных выступлениях станет актуальным, будет смысл думать о расширении состава.
А что с вокалистами?
Вокалистов много. Не хочется просто перечислять их имена, а говорить о каждом в отдельности будет слишком долго. Поэтому пока просто скажу, что все они классные певцы, из потенциала которых я постараюсь выжать максимум. Будет сложно и очень интересно. Впрочем, ребята и девчонки готовы к бою.
Мне кажется, очень многие в рок-тусовке если не мечтают, то уж точно были бы рады поработать с Mechanical Poet и с тобой лично. А есть ли кто-то, с кем было бы интересно сотрудничать тебе?
Если говорить о моих собственных проектах, то здесь всегда условия диктует драматургия. Мне может очень нравиться какая-то певица или музыкант, но если в контексте работы требуется нечто иное, от такого сотрудничества не будет толку. Поэтому очень, очень многих талантливых и интересных музыкантов, которые хотели поработать над новым альбомом «Поэта», пришлось, что называется, запомнить на будущее. Профессионализм и энтузиазм это очень круто, но специфика есть специфика. И как бы мне самому не хотелось скооперироваться с кем-либо из коллег, если в конкретном сюжете нет для этого места, то тут уже ничего не попишешь.
А если не в рамках Mechanical Poet?
Ну, есть немало ребят, с которыми было бы интересно замутить движ. Записать, например, индустриально-техногенный альбом в стиле Fear Factory или вампирское кантри. Если будет время всем этим заняться, вы сами узнаете, кого я имею в виду. А если нет, то пусть это так и останется в секрете.
Тебя самого когда-нибудь приглашали присоединиться к другой группе или погостить на чьем-либо альбоме?
Случается, но редко. Звали несколько раз играть на гитаре, но я не чувствовал близости с материалом. Чаще всего контактируют по поводу написания музыки, когда нужно сделать саундтрек для компьютерной игры, например. Еще бывает теребят на предмет написания аранжировок для того или сего, но я почти всегда отказываюсь – не люблю это дело. Раза три-четыре предлагали выступить продюсером, но как-то не срасталось. Ну и недавно попросили написать текст на английском языке. Как-то не любят музыканты сами тексты писать.
А ты сам любишь?
Вообще, да. Это интересно, это развивает. Это не так просто, но когда работа наконец сделана, ты чувствуешь себя как Геракл, который завалил Лернейскую гидру. Я бы не сказал, что готов писать англоязычные тексты круглыми сутками, это все-таки довольно утомляет, но когда есть что сказать, это не менее приятно, чем сочинять музыку или писать картины.
Кстати, у тебя есть какие-нибудь хобби помимо музыки и картин?
На картины сейчас времени как-то не хватает. В основном все силы уходят на музыку, написание книги и зарабатывание бабла. Но, в принципе, мое любимое хобби – путешествия. Когда стану чуть свободнее, вернусь к ним вновь.
Что тебе дают путешествия? Вдохновение? Энергию? Чему-то учат?
В первую очередь позволяют образовать новые нейронные связи в мозгу и получить впечатления. По сути все, ради чего человек живет, это новые яркие впечатления. А в путешествиях этого добра навалом. Новые города, новые маршруты, новые языки... У каждого места своя специфика, свои особенности. Если ездить самому, как делаю я – с одним рюкзаком за спиной и верным другом рядом, то можно разрабатывать хитрые маршруты, проникать в самые укромные уголки, впутываться в приключения, разруливать внештатные ситуации и вообще – жить так, как мало кто может себе позволить.
И часто случаются внештатные ситуации?
Чем чаще путешествуешь, тем чаще случаются. Бывает, приходится приземляться в ураган где-нибудь в Буэнос-Айресе, когда вокруг самолета молнии сверкают, а весь салон молится, выпучив глаза. Или в час ночи делать ноги от бельгийской гопоты на окраине Брюгге. Или удирать по горам от своры диких собак в окрестностях замка Влада Цепеша. Масса веселых событий может происходить в этих путешествиях. В том числе таких, которые кажутся веселыми лишь потом.
Окей, вернемся к музыке. Все альбомы группы очень разные, чего стоит ждать на этот раз? Каков он – Mechanical Poet 2018?
Думаю, что Mechanical Poet описал наконец полный круг и вернулся к истокам. Если сравнивать со старыми работами, то новый альбом больше всего похож на Handmade Essence. Не в плане кривой записи и примитивных аранжировок, а скорее по атмосфере. Музыка получилась мистическая, даже где-то готическая, а местами жутковатая. Очень много ритмов, перкуссии, различных акцентов – все это придает альбому несколько медитативный оттенок. Впрочем, скатываться полностью в этнические дебри мне не хотелось. Это все та же современная музыка, только стилизованная.
Но ведь Handmade Essence был записан в 2003 году, разве тебе самому еще интересно копаться все в той же песочнице?
Ну, во-первых, новый альбом не является копией Handmade Essence, он просто похож на этот альбом больше, чем на прочие. А во-вторых, для меня лично не столь важно в каком стиле будет новая работа. Гораздо большее значение имеет общая идея, которая и диктует выразительные средства. Что касается моих музыкальных пристрастий на данный момент, то они не оказывают существенного влияния на творчество. Мало кто знает, например, что во времена работы над тем же Handmade Essence я не слушал почти ничего кроме ню-металла и блэка. P.O.D., Limp Bizkit, H-Blockx, Snot, Dimmu Borgir, The Kovenant, Methods of Mayhem – вот что в основном крутилось в моем плеере в 2003 году. Тем не менее, никто никогда не говорил, что Handmade Essence хоть как-то похож на любую из этих групп. Проводили параллели с Angra, Blind Guardian, Nightwish и прочими группами, которыми я никогда не вдохновлялся, но никому и в голову не приходило сказать: «Гляньте-ка, Hermetical Orchard – это же чистой воды Linkin Park!» То же самое и в этот раз. Я почти не слушаю европейскую рок-музыку, если не считать пары британских артистов, но вряд ли кто-то будет сравнивать новый альбом «Поэта» с Blue Stahli, AFI или Attila.
Говоря о выпуске нового альбома, хочется затронуть еще такой вопрос, как выход его на материальном носителе. В сети ты неоднократно высказывался против CD, что выглядит несколько странно, учитывая то внимание, которое уделялось оформлению альбомов Mechanical Poet в прошлом.
Это не совсем так. Я ничего не имею против компакт-дисков – пусть существуют, если это кому-то нужно. Более того, я был бы рад увидеть новый альбом в физическом воплощении. Тем более, что тексты песен будут снова оформлены в виде комиксов. Но я – всего лишь обычный человек, у которого в сутках столько же часов, сколько у всех. Мне нужно сочинять, исполнять, записывать, контролировать, продюсировать кучу материала, писать тексты, делать оформление и все остальное. И это не считая того, что нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь. Когда времени почти ни на что не хватает, приходится расставлять жесткие приоритеты. Я не могу дать себе послабление когда дело касается качества музыки. Но, хоть и не без сожаления, можно отказаться от выпуска альбома на компакт-диске. Музыка от этого не пострадает, а коммерческий потенциал у компакт-дисков и так отсутствует. Скорее наоборот. Можно потерять деньги и даже не отбить затрат.
Но ведь есть же краудфандинг.
Про краудфандинг говорят так, будто это волшебное средство, которое решает все проблемы. На самом же деле, это долгая, затяжная морока, которая, в случае андеграундной группы типа Mechanical Poet, не стоит затраченных усилий. Нужно провести кампанию, каким-то образом достучаться до слушателей, собрать деньги, напечатать тираж, сделать мерч, разослать все это в разные уголки света и проконтролировать, чтобы все были довольны. В лучшем случае на это уйдет месяца три-четыре. Лично я предпочел бы потратить это время на менее нервную деятельность.
Получается, будет только цифровой релиз?
Цифровой релиз будет точно. Что касается компакт-дисков, то никогда нельзя сказать наверняка. Возможно, я сделаю дорогой строго лимитированный тираж – дисков 25 для отпетых коллекционеров. А может получится заинтересовать какой-нибудь лейбл, и тогда лично мне вообще не придется со всем этим ковыряться. Так что, если вы жить не можете без CD, не стоит пока вешать нос. Поживем – увидим.
Это точно. Пожелаешь что-нибудь поклонникам Mechanical Poet, чтобы скрасить томительное ожидание альбома?
Понятное дело, что ожидание альбома полностью скрасит лишь сам альбом, но можно сделать этот процесс увлекательнее. Старайтесь больше получать новые впечатления, читайте хорошие книги, смотрите классные фильмы и почаще делайте то, что вам действительно хочется. И, разумеется, следите за новостями от «Поэта» - они появляются регулярно. Для этого вступайте в группу Mechanical Poet в ВК или на Фэйсбуке, а также подписывайтесь на официальный канал на YouTube.