Antimatter :
“Leaving Eden” – альбом, который я написал в состоянии жесточайшей депрессии
Лидер ANTIMATTER Мик Мосс всегда был откровенен с фанатами, терпеливо отвечая на вопросы о смысле или бэкграунде песен. После концертов музыканта можно обнаружить часами болтающего с поклонниками, неторопливо повествующего о своей философии или конкретном периоде жизни, о собственных мыслях и чувствах, связанных с каждым из произведений. После того, как он выпустил аудио-комментарий к альбому The Judas Table в 2015 году, он осознал, насколько это крутой, хоть и редко встречающийся, формат. Альбом “Leaving Eden” занимает главное место в дискографии ANTIMATTER по разным причинам: это первый самостоятельный релиз Мосса с момента ухода Дункана Паттерсона, повлекшего изменение курса звучания, да и для самого Мика тот период в жизни был хоть и не радостным, но значимым. Не говоря уж о том, что у фанатов до сих пор любимый альбом именно “Leaving Eden”, на который теперь оглядываются, сравнивая новые работы со старым материалом. К 10-летию релиза вышло юбилейное издание, состоящее из двух дисков: на первом – оригинальный альбом, а на втором – два ремикса и, главное, – истории к каждой из песен: об общей обстановке в стране, об обществе, депрессии, агорафобии, личных переживаниях и в частности немного о процессе записи альбома. Поговорили с Миком Моссом о самом юбилейном издании Leaving Eden, о его собственном творческом развитии, об отношениях, и, конечно, о планах (не удержались).
>Привет! Прежде всего – с юбилеем тебя! “Leaving Eden” действительно знаковый альбом, это признают, пожалуй, все фанаты. Почему ты решил отказаться от ремастеринга? Как ты вообще пришел к этой идее – просто хотел записать как-нибудь комментарий к одной из своих работ или хотелось сделать что-то особенное для юбилея “Leaving Eden”?
“Leaving Eden” – альбом, о котором поклонники постоянно говорят, поэтому мне кажется, это действительно самый любимый альбом в дискографии, так что идея релиза к 10-летию альбома появилась у меня давно именно по этой причине. Впрочем, даже если бы мне просто пришлось выбрать один альбом из дискографии (не привязываясь к дате), это был бы все равно “Leaving Eden”. Что касается самого формата комментариев, так это просто очень круто, я это понял еще с момента выпуска первого из них – к альбому “The Judas Table”, и мне хотелось сделать это снова. Я не понимаю, почему за два года никто так и не подхватил эту идею, я правда, очень удивлен. Но эй, если никто этого не делает – то я сделаю. Мне кажется, это должно нравиться фанатам. Лично я бы сам был рад услышать такие истории от некоторых своих любимых групп. Ремастерить альбом для лимитированного издания – это чересчур, хоть я и задумывался об этом, однако послушал “Leaving Eden” еще раз и понял, что мне очень нравится именно оригинальное звучание.
Итак, релиз будет издан только на CD, цифровой релиз не будет доступен ни для покупки, ни на стриминговых платформах?
Насколько я знаю, это будет только CD, хотя я, возможно, и что-то упустил, мы не обговаривали с лейблом возможность цифрового релиза. Комментарий к “The Judas Table” не распространялся на стриминговых платформах, так что, думаю, лейбл будет придерживаться этой линии.
Ты пошутил, что слушатели смогут включить субтитры при прослушивании комментариев, и тем не менее: не будет ли хотя бы текста-вкладыша в CD? Далеко не все твои поклонники хорошо воспринимают английский на слух.
Нет, я этого не планировал. Полагаю, что те, кто осознает, что они не достаточно хорошо понимают английский, просто воздержатся от покупки релиза с комментариями. Я старался говорить внятно и не использовать ливерпульский диалект, потому что я догадываюсь, что для большинства людей, которые закажут один из 1000 экземпляров, английский не является родным языком.
Ты упомянул, что тебе комфортнее быть в “маленькой группе”. Серьезно? Не хочется завоевать побольше фанатов?
Я говорил так?
Когда ты говорил о выборе между присоединением к ANATHEMA и собственным творческим путем. Или ты имел ввиду то, как выглядело все тогда, 10 лет назад, когда ANTIMATTER была в начале своего развития в качестве твоего собственного проекта?
Ах да, я сказал, что я отклонил предложение присоединиться к большой группе (ANATHEMA), потому что у меня в приоритетах был маленький проект, и это правда.
ANTIMATTER тогда была совсем маленьким проектом. На самом деле, я даже не уверен, что “Saviour” уже был выпущен Prophecy Productions в то время. Но для меня тогда было несколько причин отклонить это предложение. Преданность Дункану, так как у нас были совместные планы, – первая. Также, ANTIMATTER была 50% моей, в то время как ANATHEMA на 100% принадлежала другим, так что я бы просто вскочил в другой проект после всей работы, которая была проделана. Это казалось мне нечестным. Мой собственный проект не назывался ANTIMATTER в 1995 году, но это был, по моему мнению, предок группы, потому что первые демо ANTIMATTER были на самом деле песнями моего собственного проекта. У него было несколько имен – CLOUD ONE, THE REPTILE BRAIN, HEAVY SOUL. Все, что связано с депрессией или безумием. Я все никак не мог остановиться на одном названии. Я начал в 1995 году, и моей целью было просто писать, не поднимая головы, следующие пять лет подряд. Я планировал, что по окончании этих пяти лет, когда мне исполнится 25, я своими силами в Ливерпуле запишу альбом из лучших песен, что мне удастся создать. На деле это заняло только три года. К 1998 году я написал достаточно достойного войти в альбом материала. Кое-что вошло в ANTIMATTER, кое-что так и осталось незаписанным, неизданным, неуслышанным. Но альбом все еще жив во мне и на некоторых записях здесь, дома. Это хороший альбом, самобытный для своего времени и обладающий исключительной исторической важностью для меня самого и, возможно, для некоторых поклонников ANTIMATTER. Я запишу тот неизданный альбом однажды, и таким образом я покажу истоки всей моей музыки и что я делал 10 лет до записи Saviour. И это эксклюзивное заявление, потому что не думаю, что я когда-либо упоминал о таких планах публично.
Да, я помню, что все началось с твоего собственного проекта. Но как обстоят дела сейчас? Ты хочешь завоевать больше поклонников или ты просто пишешь музыку, которую хочется..?
Ну, по моему мнению, эти вещи не являются взаимоисключающими. В любом случае, я пишу ту музыку, которую хочу, потому что я не работаю под ошибочным впечатлением, что если я вот буду творить вот так, то получу больше фанатов. Нет, ну хорошо бы было иметь больше поклонников, без вопрос, но... ANTIMATTER сейчас находится в своего рода культовом статусе. У группы небольшая, но преданная фанатская аудитория. Больше поклонников было бы хорошо по нескольким причинам, например, в туре заезжать в города, в которых мы еще не были, или играть на несколько больших площадках, что позволило бы немного “роскоши” в виде лучшего сценического звука и света. Но я совершенно точно не могу жаловаться на то, как дела обстоят сейчас. Я счастлив быть тем, кто я есть. Любой, кто крутится в музыкальном бизнесе и кто может в полной мере развиваться в своем творчестве, счастлив, осознает он это или нет.
Что ж, от тебя я ожидала ответа в таком духе. Давай углубимся непосредственно в сами комментарии. Говоря об “Another Face In A Window”, ты упоминаешь избегание общества и в то же время – любовь к людям и взаимоотношениям. Как эти две вещи существуют одновременно?
Да, на первый взгляд, это похоже на противоречие. Но когда я обращаюсь к “людям и взаимоотношениям”, я говорю о людях, которых я встретил, об отношениях, которые завязал, в то время как “общество” для меня – это огромная масса незнакомцев, с которыми я ни встречался, ни вступал в отношения. Что-то в этом обществе пугает меня.
В комментариях ты упоминал неоднократно состояние депрессии, в котором находился в то время. Можно ли сказать, что эти времена остались в прошлом (кроме "цикличной" темы песни “Ghosts”)?
В отношении “Another Face In A Window” то, о чем я упоминал, – скорее агорафобия, а не депрессия. Вообще я счастливый человек, который в прошлом регулярно страдал от депрессий. Агорафобия – совершенно другая вещь, абсолютно иное чудовище. Агорафобия постоянно со мной примерно последнюю четверть века, в то время как депрессия приходит и уходит. Когда она приходит, становится, конечно, тяжело, но когда проходит, я вполне нормально себя чувствую. Я бы сказал, что мое естественное состояние все-таки счастье.
“Ghosts” – еще одна песня о взаимоотношениях, но она кажется менее абстрактной, чем остальные. Она о каких-то конкретных отношениях?
Да, в то время сразу несколько линий отношений были разорваны, которые оставили меня растерянности и непонимании, что случилось. Люди, которые казались мне такими близкими, внезапно стали совсем чужими, и песня именно об этом. Это очень тяжело, когда ты все еще привязан к человеку, но к тебе относятся как к незнакомцу. Что я сделал неправильно? Тем не менее, большая часть тех отношений восстановлена. Да, я думаю, это в некоторой степени циклично, становиться ближе к людям, а потом дальше, и снова ближе, и так на протяжении всей жизни.
“Freak show”. О чем был закон именно, из-за которого отцы не могли видеть своих детей? Действительно суициды были настолько массовыми? Неужели не было никакого решения проблемы?
В тот период в Британии царил полнейший хаос. Вкратце, два пункта из того закона 1990-х годов заключались в том, чтобы:
а) абсолютно лишить неженатого отца любых родительских прав (включая возможность видеть своего собственного ребенка), если его отношения с матерью ребенка завершились;
б) позволить любой матери включить имя отца ребенка в список одного правительственного агентства, которое занималось отслеживанием и финансовым наказанием отсутствующих, не платящих отцов (не придавая значения, скрывается ли отец, действительно ли он не платит за ребенка), что делало тяжелой жизнь отцов финансово.
Результатом была эмоциональная, финансовая, душевная травля мужчин, абсолютно драконовский и сексистский закон. Большинство тех мужчин не делали ничего, кроме стараний быть в центре отношений, которых больше не существовало. Это также было эмоциональным наказанием для детей, которые нуждались в своих отцах, дедушках и бабушках. И в то время для того, чтобы избежать этого ужасного состояния, некоторые мужчины не видели иного выхода, кроме как уйти из жизни, покончить с собой. Психическое здоровье мужчин всегда было проблемой, и ситуация только ухудшается. Количество суицидов среди мужчин просто ужасает. Здесь, в Великобритании, три четверти самоубийц – мужчины, и суицид – основная причина смерти мужчин в возрасте до 40 лет.
И это было еще одной причиной, по которой я хотел записать комментарии к “Leaving Eden”, – чтобы донести свое послание в этих историях и в примечаниях. “Leaving Eden” – альбом, который я написал в состоянии жесточайшей депрессии (если это не заметно из текстов песен). Это было действительно мрачное время для меня, а депрессия иногда становится настолько привычной, что кажется, будто ты никогда не выйдешь из этого состояния, что ты даже не помнишь, каково это, – быть счастливым. Но я выкарабкался, и говорил с людьми, которые также справились с депрессией. И мое послание – продолжай верить. Борись, не пытайся взять все в свое руки, просто знай, – лучшие дни впереди. Я сожалею, что Эдриан Оуэнс, который сделал обложку для “Leaving Eden”,не справился, потому что в мире образовалась пустота, которую он заполнял своим существованием, он был хорошим парнем.
В комментарии к Landlocked ты описываешь готическую атмосферу вокруг тебя. Тебе не кажется, что это в каком-то роде может способствовать развитию депрессии?
Не знаю, я только могу говорить только о своем состоянии. Я уверен, что у каждого свои провоцирующие факторы, обстоятельства. Мои депрессии по большей части были спровоцированы слабым психологическим состоянием, что, в свою очередь, тоже было вызвано рядом причин.
На что, говоришь, жаловались поклонники, приговаривая “это не ANTIMATTER”..?
Я говорил о песне “Unformed & Black” (альбом “Fear Of A Unique Identity”), особенно после того, как во время “депрессивного” периода ANTIMATTER (от Planetary Confinement до “Leaving Eden”) мы получили ужасный ярлык “самой печальной группы в мире”, и этот ярлык определял стиль группы для целой группы пользователей, что было абсолютно неправильно. Потому что позднее, когда я выпустил “Unformed…”, некоторые начали кричать: “это не печально! Это не ANTIMATTER!” Но вообще “Uniformed…” не настолько разительно отличалась от первой песни первого альбома ANTIMATTER, “Saviour”, в темпе или ее смысле. Просто некоторые настолько “застряли” на среднем периоде ANTIMATTER, навесив ярлык “самой печальной группы в мире”, что они считали печаль единственной эмоцией, которую следовало ожидать от проекта.
Мне, кстати, как слушателю, кажется, что “The Judas Table” даже ближе по звучанию к “Leaving Eden”, чем “Fear Of A Unique Identity”.
“Conspire”. Снова об обществе и отношениях. Здесь ты признаешься, что обычно твоя роль в отношениях “пассивная”. Чувствуешь ли ты, что люди вокруг тебя вынуждают тебя быть пассивным, или это осознанная модель поведения?
Это мое обычное состояние. Я думаю, в общем это исходит из моей обычной привычки достигать соглашений, я не сопротивляюсь ничему. Если мне действительно только это и остается, я сражаюсь (не в физическом смысле, конечно), но такое случается очень редко. И если случается – я сам себе удивляюсь. Когда происходит что-то такое ужасное, ответная реакция практически рефлекторна, и я думаю, это естественно для любого человека. Но это все в общем. А именно “Conspire” – о чувстве, когда человек, с которым у тебя романтические отношения, отдаляется от тебя…
“Immaculate Misconception” – тема достаточно общая для непосвященных, и личная для тех, кто чувствовал то же самое. Как тебе удалось избавиться от ощущения неизбежного пути обратно в вечную темноту? Ты когда-нибудь возвращаешься к этим мыслям снова?
У меня было несколько срывов из-за этих мыслей. Если я начинаю слишком долго над этим размышлять, у меня появляется ощущение, что ничто не реально, словно я просто галлюцинация, случившаяся в середине бесконечной пустоты, и когда эти чувства возвращаются ко мне, я теряю контроль над своим состоянием. Но я стараюсь не думать об этом в последнее время, или относиться к этому более философски, если эти мысли меня все-таки посещают.
А есть ли еще “братья” в альбомах “Leaving Eden” и “The Judas Table”, помимо упомянутых соответственно “Fighting For A Lost Cause” и “Integrity”?
Да, “Ghosts” и “Comrades” в плане лирики. Обе написаны примерно в одно время и примерно на одну тему. У меня в архивах множество песен, которые я стараюсь записать и выпустить наравне с новым материалом, который я пишу сейчас, чтобы продолжать развиваться. “The Judas Table” был сочетанием старого и нового, поэтому ты и слышишь связь с “Leaving Eden” (например, в песнях “Black Eyed Man”, “Comrades” и др.) наравне со связанными с “Fear Of A Unique Identity” треками “Killer”, “Can Of Worms” и пр. Но мои архивы все еще огромны, между прочим.
Ты намекал на новый материал для совместного с Луисом Фазендейро проекта SLEEPING PULSE. Работу-то хоть начали уже?
Я преследую Луиса уже несколько лет: “Луис, ну давай же!”, но он долгое время был занят со своим основным проектом PAINTED BLACK. Очевидно, что, так как Луис пишет музыку для SLEEPING PULSE, а я тексты и вокальные партии, мне ничего не остается, кроме как ждать, когда он будет готов. Я сам очень хочу услышать продолжение “Under The Same Sky”. Он недавно говорил, что начал работать над кое-какой музыкой, а у меня как раз уже есть в мыслях о чем писать, так что, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки.
Ты собираешься поделиться планами о будущих альбомах ANTIMATTER и гостевом участии в сторонних проектах? Знаешь, фанаты терпеливо ждут новых работ с тех пор, как ты объявил перерыв в концертной деятельности.
У меня миллион планов, будет тяжело их расставить по приоритетам и решить, в каком порядке издавать, но, похоже, я буду занят ближайшие десять лет, и это звучит пугающе. Планируются некоторые релизы для некоторых разных проектов, а также гостевые участия… Но я не могу сам ничего объявлять, мне хочется, чтобы это было относительно сюрпризом, вместо того, заставлять людей ждать годами, как Marvel Cinematic Universe. Но безусловно, это время будет очень продуктивным для ANTIMATTER, SLEEPING PULSE и сольного творчества…