Iron Savior :
У нас был богатый выбор песен для юбилейного релиза
В прошлом году немецкая power metal легенда IRON SAVIOR во главе со своим космическим "капитаном" Питом Зильком решила дать вторую жизнь своему раннему, классическому материалу и в начале декабря выпустила двойной альбом ‘Reforged - Riding On Fire’, в который вошло 19 песен с первых пяти альбомов “Iron Savior”, “Unification”, “Dark Assault”, “Condition Red” и “Battering Ram”. Этот релиз стал своеобразным посвящением двадцатилетнему юбилею группы. О новом альбоме со старыми песнями "о главном", а также о некоторых деталях работы Пита с другими коллективами, о современном положении в музыкальной индустрии и прошлых приездах IRON SAVIOR в Россию, мы поговорили с мастермайндом группы.
>Пит, в прошлом году отмечалось двадцать лет с момента выпуска дебютного альбома IRON SAVIOR. То есть, можно сказать, что новый релиз “Reforged – Riding On Fire”, выпущенный в декабре 2017 года, с перезаписями классических песен можно назвать юбилейным. С высоты прожитых лет как ты относишься к старому материалу?
Действительно 2017 год стал юбилейным для группы. За эти годы было написано много хороших песен, поэтому составить трек-лист этого сборника было непросто. Самое сложное при подготовке перезаписанных версий было выбрать – какие именно трэки включать в него. Ведь время звучания диска ограничено. Так что я рад своим достижениям в IRON SAVIOR, раз мне есть что выбрать для юбилейного сборника!
“Reforged – Riding On Fire” включает в себя 19 трэков с первых пяти альбомов и, по всей видимости, у вас не было возможности выбрать по многу песен с того или иного релиза. Как же всё-таки вы сделали выбор?
Конечно, многие песни я просто обязан был включить в этот альбом. Например, Riding On Fire должна была в любом случае оказаться на юбилейном релизе. Также, конечно, Watcher In The Sky, Iron Savior, Mind Over Matter с альбома Unification, Atlantis Falling. Также Condition Red. Все эти трэки было нужно включить в обязательном порядке. Так что, их даже не пришлось выбирать. Но я не был уверен, стоит ли перезаписывать Warrior с альбома Condition Red или The Battle с Unification, потому что они немного отличаются по темпу, они более медленные. Но в последний момент я отдал предпочтение Warrior, и подобная ситуация возникала со многими песнями. С другой стороны, стоило включить Starborn с Unification, но она уступила уже выбранным Riding On Fire и Titans Of Our Time. Так что, песен могло быть гораздо больше, но… увы, ничего не поделаешь! И если фанаты оценят этот релиз, то, как говорится, никогда не говори никогда, может, через пару лет мы сделаем вторую часть сборника, и включим туда трэки, не вошедшие в первый.
В официальном заявлении вы говорили о проблемах с правами на эти песни, которые принадлежат Noise Records. Не мог бы ты рассказать об этом подробнее?
На самом деле, проблемы с правами – это далеко не главная причина выпуска сборника. Я уже давно хотел сделать нечто подобное на 20-летний юбилей и, честно говоря, я не большой фанат ремастеринга, потому что для меня это больше похоже на обман. По сути, что ты можешь сделать? Ты можешь немного поиграть с эквалайзером, добавить компрессии и представить это как «ремастированную версию»? Да ну! Поэтому я хотел сделать что-то более качественное, чем просто ремастеринг. И я решил, что перезапись песен и новый микс – это уже гораздо интереснее! По крайней мере, меня такой вариант устраивал намного больше. Так что, я решил сделать продукт более качественным, а проблемы с правами – это лишь ещё один повод для перезаписи. После банкротства Noise Records весь бэк-каталог был продан Sanctuary, которые тоже обанкротились и перепродали его нескольким крупным европейским компаниям. Я даже не знаю, кому конкретно сейчас принадлежат альбомы Iron Savior эпохи Noise Records. Но я уверен, что никто не собирается с ними ничего предпринимать в ближайшие лет 20-30, так что нужно было найти способ сделать этот материал снова доступным фанатам и при этом придать ему особую ценность.
Сложно ли было составлять трэклист «Reforged» из выбранных песен, я обратила внимание, что песни расположены не в хронологическом порядке?
Нет, для меня это было то же самое, что и составлять плэйлист обычного альбома. Я обращаю внимание на то, какой у песни темп, какое настроение, как она начинается и заканчивается. В общем, всё то же самое, что и всегда. Сначала я хотел расположить их в хронологическом порядке, но потом изменил решение, и отталкивался от хронометража, темпа и других критериев, о которых я сказал выше.
Новые версии песен не претерпели серьёзных изменений, но помог ли твой многолетний опыт работы в студии сделать их саунд более интересным?
На самом деле, изменения есть, особенно в вокальных партиях, хотя они и не такие уж значительные. Весь материал перезаписан в строе Drop D, в отличие от оригинальных версий, которые имеют стандартный строй. Так что, все новые песни ниже на ноту. В настоящее время большинство групп делает пониженный строй. Например, в песне Battering Ram изменения довольно заметны. Там, наоборот, в оригинальной версии я пел слишком низко, а здесь – чуть выше. И подобное пришлось сделать в паре трэков. Скажем, в For The World тоже. Некоторые гармонии я тоже переделал, но только потому, что за 20 лет я уже не могу вспомнить точно какую строчку в том или ином припеве я каким образом я спел. Изначально я планировал просто перезаписать старые песни, максимально сохраняя их энергетику. Но делать их стопроцентные копии тоже не хотелось. Я постарался изменить некоторые детали и сделать их лучше. И, я считаю, мне это удалось во всех песнях. Они записаны, сведены и сыграны лучше, чем в первоначальном виде.
Как я понимаю, все песни были записаны музыкантами Iron Savior, а почему не пригласили на запись таких культовых персонажей, как Thomen Stauch или Yenz Leonhardt?
Конечно, мы думали об этом, но сложно было понять, кто же именно нам нужен. Можно было позвать вообще всех, кто когда-либо играл в Iron Savior, но это был бы очень длинный список. Ведь некоторые были в составе группы лишь короткий период, и тогда пришлось бы приглашать на запись ещё 6-7 человек. Но потом мы решили сделать всё нынешним составом, без какого-либо гостевого участия. И сейчас я могу сказать наверняка: мы всё сделали правильно. Сначала мы даже планировали позвать Кая спеть на Watcher In The Sky, и это было бы неплохо. Но у нас не получилось из-за его занятости в туре с Helloween. Его не было в городе, он был занят подготовкой к туру и просто не имел возможности принять участие. Но я даже рад, иначе бы у нас не получилась такая классная версия этой песни! Хотя Watcher In The Sky осталась прежней, но звучит она немного по-другому. И, когда выяснилось, что Кай не сможет помочь нам, было решено сделать всё нынешним составом Iron Savior.
Какие версии Reforged доступны? Дигипаки, винил, цифровые версии, лимитированные издания?
Нет, Reforged вышел в CD-формате, но никаких лимитированных изданий нет. Я вообще их не люблю, если честно! Если ты хочешь назвать что-то «лимитированным изданием», то должно быть и уникальное нелимитрованное издание альбома, понимаете? Ведь мало кто его купит из-за одного дополнительного трэка. Это всё – маркетинг, и в этом есть свой смысл, но у меня другое мнение. Одним словом, Reforged вышел как обычное издание на CD и на виниле. Ну, и, конечно, будет доступна цифровая версия на Amazon, iTunes и так далее.
Многие фанаты отметили сходство обложки «Reforged: Riding On Fire» с поздними альбомами Iron Savior, такими, как «Titancraft» или «The Landing».
Абсолютно верно! Мне очень нравятся работы Felipe Machado Franco. Ведь когда ты слушаешь Iron Savior, ты с первой же минуты узнаёшь саунд группы. Но теперь ты можешь узнать группу и визуально, по обложке, причём, даже не видя логотип группы. Космический корабль, который нарисовал Филиппе, стал отличительным знаком Iron Savior, и это здорово!
Но некоторые говорят, что обложка слишком похожа на обложки других поздних работ.
Честно говоря, я не вижу сходства «Reforged - Riding on Fire» с «Titancraft», потому что там изображены совсем разные вещи. На «Reforged - Riding on Fire» показаны четыре корабля, которые покидают Землю и гибнут, как и Атлант погиб в войне 350 тысяч лет назад в моей истории. Да, я согласен, она тоже выполнена в жанре научной фантастики, но в остальном согласиться не могу. (смеётся)
Планируете ли вы тур в поддержку этого релиза? Может, какой-нибудь специальный тур с материалом периода Noise? Или же с сетлистом «Reforged - Riding on Fire»?
Да, в 2018-м году также планируется выпустить новый студийный альбом Iron Savior. И мы хотим много выступать в его поддержку. Мы начали 2017-й год с небольшого тура по Испании. Также я буду рад посетить Москву в 2018-м, возможно, во второй половине года, в декабре. Надеюсь, мы сможем найти для этого время, хотя там так холодно зимой! Ведь в последний раз мы посетили Москву и Санкт-Петербург зимой. В этом нет ничего плохого, но я был бы не против приехать и более тёплое время года. Хотя это не имеет особого значения. Последний концерт в Stereo Hall, кстати, был отличным!
Коснёмся начала карьеры Iron Savior. Вы с Каем Хансеном знаете друг друга с детства. Была ли у вас возможность войти в состав Helloween в начале 80-х? Не приглашал ли вас Кай в Gamma Ray после ухода из Helloween?
Нет. Потому что когда Кай был в Helloween, я уже занимался другими делами. Я писал музыку, но не так много. Уже позже, когда я стал работать звукачом, я себя комфортно ощущал в этой роли – сидеть за пультом, подсказывать музыкантам, что делать, правильно записывать их и так далее. И уже намного позже я захотел играть сам. Когда Кай писал первый альбом Gamma Ray, подобные разговоры были, потому что ему был нужен второй гитарист. Но в итоге оба сошлись во мнении, что это не лучшая идея. Особенно я сам. Потому что в тот период мне больше хотелось работать в студии. Я не очень уверенно себя чувствовал как гитарист и артист на сцене. Видимо, мне нужно было пару лет, чтобы поверить в себя и решиться на старт музыкальной карьеры. (смеётся)
Что случилось с Savage Circus?
Savage Circus – это определённая ступень в моей карьере. И на тот момент я получал огромное удовольствие. Но, сами посудите, как только я ушёл из группы – они перестали что-либо делать. Именно поэтому я и ушёл – потому что без меня там ничего не происходило. Я был единственной движущей силой в группе, я больше всех работал на неё и, честно говоря, после двух альбомов я решил уже не повторять всё третий раз: выполнять всю работу, делиться со всеми деньгами. Если бы я получил пропорционально моему труду – я бы ещё подумал, но всё было иначе. Деньги получали все, а работал я один. Я подумал и решил: Нет! (смеётся) Больше этого не будет.
И группа распалась?
Да. И у меня нет планов возрождать Savage Circus. Я лучше брошу все силы на другие дела. Ведь и в Iron Savior я могу писать подобные песни и играть их. В этом проекте тоже достаточно прогрессивных элементов. Например, как в песне Evil Eyes – её легко можно включить в сэтлист Iron Savior. Это, конечно, будет немного неожиданно, но это вполне реально. И уже при этой мысли я понимаю, что не имеет смысла что-то делать под маркой Savage Circus.
Что ты думаешь о современной ситуации в музыкальном бизнесе? Твое мнение о платных стриминг-сервисах, таких, как Apple Music, Google Play? Достаточно ли это для музыкантов сегодня иметь продажи в цифре?
Нет, этого не достаточно. Это делает музыку заурядным товаром. Она, как бы, есть, но тебе всё равно. Как электричество из розетки. Ты просто включаешь iTunes, стрим на Amazon и толком не вслушиваешься. Это как музыка на эскалаторах. Вот что я думаю об этих стриминг-сервисах. Я тоже иногда им пользуюсь, как и все. Во время обеда я могу что-то включить фоном. Да, это как музыка на эскалаторах. И беда в том, что я не знаю ни одного человека, который стал известным благодаря такой музыке. Я не считаю, что эти сервисы помогают исполнителям или группам. Это лишь способ зарабатывать на музыкальной индустрии проще. Самое забавное, что мне уже давно задают подобные вопросы. Ещё лет 15 назад все спрашивали меня: «Что вы думаете об Интернете»? Я отвечал: когда-нибудь музыка будет звучать из розеток. (смеётся) И вот, прошло 15 лет, и что? Мы слушаем музыку из розеток! Тогда никто не верил в это, но всё так и произошло. Я обладаю даром предвидения. Я вижу будущее! (смеётся) Хотя нет.
А твои друзья и поклонники как покупают музыку? На физических носителях или используют стриминг-сервисы? Или качают у пиратов?
Я думаю, с хэви-металом всё немного иначе. Это, можно сказать, классический стиль музыки. Как блюз и тому подобное. И поэтому среди фанатов металла много коллекционеров, которые покупают физические носители. Даже если они кладут диски на полку и никогда их не распаковывают, а сами слушают музыку в телефонах. Но, сами понимаете, мп3-файл нельзя подписать, ты можешь поставить автограф только на диске! И для многих людей очень важно иметь, владеть компакт-диском или виниловой пластинкой. Даже если ты никогда не будешь её слушать, повесишь на стену или уберёшь в шкаф. Это уже скорее сувенир. Так что, в тяжёлой музыке какое-то время всё будет именно так.
Вы уже трижды были в России. Какой приезд тебе понравился больше всего?
Сложно сказать. Все три раза было здорово! В последний раз мы были в Stereo Hall. Этот клуб крупнее, чем Volta?
Примерно такой же.
И в одном, и в другом клубе мы отлично провели время. Публика встречала прекрасно, все были в хорошем настроении. И то же самое я могу сказать про Plan B. Этот клуб поменьше, но и там нам всё понравилось. Так что, о Москве у нас остались только самые приятные воспоминания, и нам не терпится вернуться к вам!
По крайней мере, в Stereo Hall у тебя не было проблем с гитарой!
Не было никаких проблем, правильно! (смеётся) Кстати, в тот раз я специально взял запасную гитару. И буду делать это в будущем, так что, проблем с гитарами больше не будет! (смеётся)
Надеемся всё-таки увидеть вас в Москве!
Да, мы скорее всего, приедем к вам. Может быть, как всегда, в декабре! (смеётся)
Над материалом работали: Ирина The Sinner Иванова, Дмитрий Educated Scum Дасов и Филипп Дегтярев.