Голландская группа Epica уже много лет уверено завоёвывает сердца слушателей по всему миру, придерживаясь исключительно своего оригинального звучания и концепции. Абсолютно игнорируя мейнстрим, группа продолжает создавать всё более эпичную, комплексную и величественную музыку. В этом году группа празднует 10-летие альбома “Design Your Universe”, который принёс группе заслуженную известность и вывел её на невероятный уровень. Мы поговорили с прекрасной Симоной Симонс – вокалисткой, соавтором текстов и музыки группы – о том, как важно слушать своё сердце, хранить и чтить память об истоках, а также о том, чего ни в коем случае нельзя делать на Красной площади.
>Симона, добро пожаловать обратно в Россию! Надеюсь, вы отлично проводите время у нас!
Спасибо, мы и правда прекрасно проводим здесь время! Вчера мы взяли по коктейлю в баре, отлично выспались, так что теперь готовы к сегодняшнему шоу.
Это здорово и очень важно. Особенно, когда у нас так холодно…
Точно! Пару дней назад мы были в Тель-Авиве, и там было около 30 градусов жары. А потом мы прилетели к вам и сразу надели свитера и куртки. Я больше не могу расхаживать в своём бикини! (дружный смех)
Как жалко, вот уж точно! Итак, давай начнём с вашего альбома “Design Your Universe”. В этом туре вы празднуете его 10-летие. Скажи, что тебе особенно запомнилось из того периода в твоей жизни и жизни группы? Ведь, насколько я помню, ты говорила, что очень любишь этот альбом.
Да, “Design Your Universe” – один из моих любимых альбомов Epica. Во-первых, потому что вместе с ним в карьере группы произошёл “поворотный момент”, и наш гитарист решил покинуть группу. Однако он помогал нам со всем, в том числе с адаптацией Исаака (Исаак Делахайе, гитарист группы - прим. интервьюера) в группе. Исаак тоже успел поработать над этим альбомом, хотя он был практически готов.
Мы записывали “Design Your Universe” с Сашей Пэтом в студии в Северной Германии. С Сашей мы сотрудничали уже на протяжении многих лет, и работа с ним всегда проходили в дружеской атмосфере, мы много веселились. Аманда Сомервилль (американская певица, композитор и репетитор по вокалу, более известная по сотрудничеству с европейскими метал-группами - прим. интервьюера) тоже была с нами. Мы с Марком (Марк Янсен, основатель и гитарист группы – прим. интервьюера) работали над текстами, и его бабушка, к нашему огромному сожалению, умерла прямо когда мы были в процессе записи. Она очень много для нас значила, потому что мы всегда репетировали в подвале её дома. Я сама жила в том доме какое-то время, и мы очень сильно любили бабушку. Мы посвятили ей песню “Tides of Time”, которую, кстати, сегодня тоже исполним. Ей же Марк посвятил песню “Kingdom of Heaven”. Плюс ко всему, я наслаждалась самим процессом записи, я чувствовала, как меняется мой голос, как он становится в чём-то сильнее, обучилась новым техникам, много экспериментировала. Я была очень довольна результатом, но в процессе записи простудилась. Несмотря на это, мне удалось записать оставшиеся вокальные партии. Я полюбила этот альбом, мы обычно играем всего несколько песен с него, но сейчас, в этом туре, мы исполняем намного больше песен.
Да, наконец-то! А ты помнишь что-то из того периода, что ты взяла для себя за основу для дальнейшей работы или жизни? Как обращаться со своим голосом, с энергией, скажем так?
Ах, да, мы записывали вокал с Сашей и Амандой. Мне кажется, несколько песен мы записывали вдвоём с Амандой, но, ты знаешь, прошло 10 лет, и я не очень хорошо помню…
Я уж представляю, конечно! (дружный смех)
Да-а, столько времени прошло… Но для меня запись вокала всегда было тем, что каждый день меняется. Ты просыпаешься и стараешься понять, как ты себя чувствуешь. Я лично не очень люблю записываться утром, за исключением тех случаев, когда мне нужно петь очень низко. Мы до сих пор планируем запись с учётом таких моментов. Тогда же это больше был такой, “фристайл”, вроде: “Давайте запишем сейчас вот это, а ещё вот это.” Если сравнивать это с тем, как мы работаем сейчас с Йостом (Йост ван ден Брук – продюсер, бывший клавишник After Forever- прим. интервьюера), то он любит записываться с 10 до 17 часов. Правда, я всегда предупреждаю его, что мне необходимо начинать чуть позже, потому что моему голосу требуется время, чтобы “проснуться”. Так что да, каждый день проходит по-разному, ведь твой инструмент – это твоё тело, ты не можешь чувствовать себя одинаково изо дня в день. Я пью много чая и, если чувствую, что мой голос начинает уставать, я обязательно говорю об этом ребятам. Обычно, когда голос “устаёт”, это и так слышно: он становится таким, знаешь, “скрипучим”, как в фильмах (изображает). Странный звук (смеётся). Нужно быть очень осторожным со своим голосом – он, на самом деле, очень хрупкий.
Ещё бы, ты ведь ещё и путешествуешь постоянно…
Просто не говори…
Все эти самолёты, сквозняки…
… кондиционеры…
Да-а… А вот что касается текстов ваших песен: вследствие выбора довольно тяжёлых тем, они у вас довольно сложные для восприятия и для, скажем так, “соотношения” себя с песней. Как тебе даётся процесс “прочувствования” песни для исполнения и передачи той или иной композиции?
Мы с Марком пишем тексты отдельно – обычно делим эту часть работы пополам. Однако мы с ним очень хорошо друг друга знаем и понимаем, поэтому мы чувствуем, что стоит за тем или иным текстом на самом деле, какие чувства и мысли туда вложены. Марку больше нравится писать на тему науки, духовного опыта (например, “Kingdom of Heaven” затрагивает опыт, связанный со смертью). Мои же тексты чаще на более личные темы, поэтому каждый найдёт что-то для себя в наших песнях – они очень вариативны. Я написала песню “Our Destiny” о нас с Марком: мы долгое время были парой, а потом расстались. Однако мы дали друг другу обещание сохранить Epica, не дать нашему разрыву повлиять на то совершенно особенное и ценное, чем является для нас группа, и продолжать работать над ней, потому что, возможно, что группа и была высшим смыслом наших отношений. В общем, мы очень профессионально подошли к этому.
Также “Tides of Time” – довольно “классическая” песня, она о потери кого-то любимого, и мы получили огромное количество сообщений от наших поклонников, в которых они рассказывали, как любят эту песню, и о том, как она помогла им пережить смерть кого-то из близких…. Так что да, мы стараемся быть современными, вдохновляться событиями, которые происходят в мире, однако личная жизнь и опыт вдохновляет нас в той же степени, ведь мы все проходим через одни и те же фазы жизни.
Согласна… Но ведь не только ваши тексты, ваша музыка тоже довольно сложна в плане восприятия. Вы вообще задумывались когда-нибудь о том, какое первое впечатление производит на слушателя музыка Epica? Ведь ваша музыка требует чуть больше времени, чтобы “распробовать” её…
А, да, и это скорее похоже на музыкальное путешествие, нашу музыку получается понять после пары прослушиваний. У нас есть короткие и “цепляющие” песни, но у нас также есть песни вроде “Design Your Universe”, “Kingdom of Heaven” – в них много информации и их нужно слушать несколько раз. Мне нравится сравнивать это с фильмом, но без визуальной составляющей. Полагаю, такая комплексная музыка не надоедает людям, её можно слушать снова и снова и всё равно находить её интересной.
Учитывая темы ваших песен, скажи, чувствуете ли вы “вес” того, о чём вы говорите?
Ты знаешь, я не сильно задумываюсь об этом из-за того, что не хочу ограничивать своё искусство: я хочу, чтобы в нём была я, чтобы оно было личным. В прошлом мы впадали в крайности в песнях на тему религии, получали огромный шквал критики по этому поводу, и это даже становилось опасным. Всё равно я уверена, что искусство должно быть искренним, личным, создаваться сердцем и не задаваться целью нравиться как можно большему количеству людей. Если искусство неискренно, люди просто не смогут почувствовать с ним связь. Я лучше буду иметь небольшую группу людей, которые по-настоящему почувствуют нашу музыку, будут тронуты ею, чем писать песни как робот, закладывая в них идеальные “хит-ингредиенты”. Это всё про деньги – большие деньги, но моё сердце радуется именно тогда, когда я вижу людей, которые глубоко эмоционально тронуты нашей музыкой, тестами, они чувствую с ними связь. Иметь такую возможность – это настоящий дар, ты становишься немного похожим на “целителя” для людей (улыбается).
Раз уж мы здесь с тобой вдвоём, обе женщины, я бы хотела затронуть тему прав женщин в музыкальной и киноиндустрии. За все эти долгие годы, пока ты в музыке, сталкивалась ли ты с неподобающим поведением в отношении тебя, с попытками нарушить твои личные границы? Я не говорю об Epica, естественно, ведь очевидно, что у вас в группе всё в полном порядке…
Да, мы больше уже как семья…
Да-да, и это более, чем очевидно. Я говорю об индустрии в целом.
Конечно, я понимаю. Лично я всё же не припомню ничего именно негативного в свой адрес. Даже говоря о равенстве в плане оплаты – гонорары всегда делились поровну. Ни о каком неуважении речи никогда не шло. Я выросла в “мире мужчин”, находиться среди для меня них всегда было нормой. Я могу себе представить, каково это – работать в другой, менее благоприятной обстановке в этом смысле. Это, должно быть, совершенно иначе и это очень трудно. Думаю, в музыкальной индустрии, в метале или симфо-метале (давай “сузим” область, так сказать), я не чувствовала такой иерархии. Вероятно, кто-то что-то и говорит у меня за спиной, но я никогда не сталкивалась с таким лицом к лицу так же, как и с сексуализацией. Я хочу сказать, что да, женщины прекрасны, и сценический образ – это часть шоу. Парни ведь делают то же самое: ходят в спортзал, хотят выглядеть круто, это тоже часть визуальной составляющей, и она больше позитивная, чем негативная. Конечно, какое-нибудь дурачьё иногда выкрикивает во время концерта: “Ууу, покажи сиськи!”, но я сама люблю сиськи, так что я их понимаю (смеётся).
Мы все их любим, что уж скрывать? (дружный хохот) Продолжая тему тенденций, давай поговорим о влиянии мейнстрима. Где лично ты проводишь линию между, собственно, мейнстримом и твоим собственным развитием как музыканта, вокалиста, творческого человека в целом? На каком моменте ты понимаешь, что это уже не ты, а что-то, что, вероятно, оказало на тебя влияние и тебе нужно вернуться на свою “колею”?
Ох... Создание музыки - это процесс. Я не соло-артист, за которого бы всё делали нанятые люди, я нахожусь в группе. Создать такую музыку, чтобы в конечном итоге мы все были абсолютно довольны, практически невозможно. Это групповой процесс - то, как я, каждый из ребят видят песню, над которой мы все работаем. Бывали случаи, когда я понимала, что мне не нравится вокальная линия, что я попросту не чувствую её. Тогда мы пытались сделать что-то с ней. Написание музыки — это то, что бросает тебе вызов, процесс развития, который никогда не прекращается. Иногда тебе нужно просто остановиться и сказать себе: “Так, ну, вот, пора расслабиться, и пусть всё остаётся так, как есть.” Лично для меня это бывает сложно, вот почему у нас есть продюсер, он как “хранитель” нашего звучания, он помогает нам мыслить здраво и быть организованными. У него более “объективный” слух, тогда как мы - авторы, композиторы - иногда не хотим расслабляться и пускать всё на самотёк, не хотим, чтобы кто-либо вообще прикасался к тому, что у нас получилось. Когда ты в группе, каждый “творит свою магию”, ведь у нас у всех разный музыкальный вкус, разные взгляды. Трудно сталкиваться с этим каждый раз, когда пишешь альбом.
Вот кстати, твои вкусы “вне жанра”, они вообще влияют на тебя в работе?
Хм, ну я, например, люблю классический вокал, джаз. Мы как раз записали несколько акустических версий песен для переиздания “Design Your Universe”, в которых, мне кажется, ты как раз услышишь, что именно из “неметала” повлияло на меня. Вероятно, это потому, что акустические версии с лёгкостью могут зазвучать как поп-композиции, несмотря на то, что это изначально всё же метал. Взять, например, “Martyr of the Free Word”: на альбоме и в живом исполнении она “тяжёлая”, а в акустической версии мы превратили её в очень личную и трогательную балладу. Мне нравятся обе стороны – и метал, и более проникновенное “мягкое” звучание, и я счастлива, что мы можем раскрыть обе эти стороны в Epica. Мы не стопроцентные метал-хэды, мы слушаем много разной музыки. Мне не нравится, когда люди говорят: “Если ты играешь в метал-группе, то должен слушать музыку исключительно этого жанра”. Для меня музыка – это про мелодии, разделение на жанры не имеет никакого значения, я открыта для всего.
А чему сейчас открыта сама Epica? Какие у вас планы, чем вы сейчас заняты?
В перерывах между концертами мы пишем девятый альбом, так что в следующем году мы планируем выпустить его. Также мы готовим книгу – нашу биографию, которая называется “The Essence of EPICA”. Она выйдет в этом году, а писали мы её между турами. Ещё мы работаем над акустическим альбомом. В общем, мы постоянно работаем дома, так сказать, “за кулисами”.
Сложно работать вот так, урывками, между концертами?
Сложно, потому что, когда тебя настигает вдохновение, ты находишься в этом потоке, а тур берёт и “вырывает” тебя из него, прерывает. Однако с другой стороны, всегда хорошо немного отдохнуть от этого состояния, иначе можно застрять в процессе, а я вообще не фанат работы в студии. Некоторым музыкантам нравится работать в студии намного больше, чем выступать, а я обожаю живые выступления. Я не могу проводить в студии больше двух недель – начинаю сходить с ума. Мне нравится смена обстановки, вот прямо очень.
Ого! Это что-то вроде “’эмоционального выгорания”? Ты сталкивалась с подобным?
Вообще-то, нет, не думаю, что это было именно выгорание, но мы так долго были в туре, что поняли – нам пора остановиться и отдохнуть. Многие группы делают перерыв после каждого турового цикла, мы же продолжали гастролировать, а в перерывах работали в студии. Бывало, что мы писали песни прямо в туре, будучи на другом конце земли. С этим нужно быть очень осторожным. Я стала замечать, что время идёт, я становлюсь старше…
Ну нет!
Я знаю, знаю, что я ещё молода, но! Тело теперь иначе воспринимает все эти переезды, смены часовых поясов, поэтому нужно просто немного снизить темп во имя сохранения сил и здоровья для будущего.
Да будет так. (дружный смех) Что ж, совсем скоро вы уже встретитесь с вашими российскими поклонниками…
Да-а, у нас сегодня pre-show встреча. Я взволнована!
Тогда “финальной нотой” нашего разговора: как вам в России? Не сложно ли адаптироваться к погоде и прочему?
Здесь всё совершенно по-другому - другая культура, традиции, сами люди. Один из моих самых любимых фильмов всех времён – это кукольный фильм “The Fool of the World and the Flying Ship”, он снят по очень старой русской сказке. Я посмотрела его ещё ребёнком и просто влюбилась в Россию, потому что мне так понравился фильм и архитектура в нём. Тогда я, конечно, не догадывалась, что будут приезжать с концертами в страну, в которой создали такой важный фильм для меня как для ребёнка. Я до сих пор его пересматриваю, очень-очень его люблю.
Это прекрасно… Особенно сейчас, когда ты видишь всё то, что так понравилось тебе в фильме.
Точно! Все эти дворцы, потрясающая архитектура. Мне кажется, что это и есть настоящая сказка. Правда, много лет назад, мы приехали на Красную площадь, и один из наших гитарных техников был практически арестован. Он решил спустить штаны, чтобы показать задницу для фото, и тут подошли полицейские. Они сказали, что ему придётся пойти с ними в отделение, но он вспомнил, что у него с собой был паспорт, и это спасло его. Я думаю, это было неуважением, он же посчитал это весёлым. Вот такая маленькая забавная история специально для тебя!
О-о, спасибо! (дружный хохот)
Это был наш первый приезд в Россию. Вся наша группа всегда ведёт себя уважительно, но вот тот товарищ считал, что такое поведение – это смешно. Я бы никогда себе такого не позволила, особенно, когда ты знаешь, что здесь правила более строгие по сравнению с Нидерландами. Я всегда уважаю местные законы и традиции.
Тут, наверное, дело в правительстве, а не в людях… У нас многие тоже частенько шутят в таком стиле.
Да-да, только вы знаете, какими могут быть последствия.
А-ха-ха! Так и есть! Поэтому лучше держать свою задницу в штанах!
Да!
Беседовала Жанна Садовская
Благодарим Wild Energy и лично Stasya Gospodarik за организацию интервью.
Фото на интервью Наталья Городилова