В одном из светлых весенних репортажей этого года, посвящённом очередному московскому выступлению великовозрастных британских хулиганов из Slade, я упомянул о своём твёрдом убеждении, что надо, обязательно надо посещать выступления рок-ветеранов, пока они ещё вообще в состоянии ездить по гастролям в более-менее добром здравии. И, стоит признаться честно, порой я следую этому совету скорее из общего уважительного отношения к заслугам некоторых ВИА, чем по причине чистой и бескорыстной любви к их музыке. С одной стороны, это не совсем правильно по отношению к настоящим поклонникам – ведь в последующем отчёте я высказываю свою точку зрения совершенно не страдая каким-либо пристрастием и приступами ностальгии, захлестнувшими с головой, потому что со сцены звучат
те самые песни. Таким образом, репортаж получается довольно сухим, взвешенным и отстранённым – подобное творчество никогда не прельщало моё внимание. Но, с другой стороны, отбросив все мысли в духе “for teh great justuce”, на первый план всегда выходит самый банальный эгоизм. Заключающийся в простой мысли, несколько благороднее озвученной чуть выше – если я сейчас не посещу теоретически интересный мне концерт пенсионера, то завтра он уже может стать, простите, покойником. А вдруг, спустя годы, после дождичка в четверг, снизойдёт на меня внезапная благодать, да и откроется мне чудесное откровение как же, на самом-то деле, давно забытые пластинки хороши! В таком случае мысль о вовремя отданных старому маэстро концертных “долгах” будет особенно приятно греть душу! Впрочем, она и без благодати её неплохо греет. Поднимается ЧСВ; есть что вспомнить; есть о чём рассказать внукам; ну и всё такое прочее. Хотя какие уж тут внуки! Увы, уже лет этак через десять, вполне себе подрастающее поколение, по счастью всё ещё интересующееся классическим хард роком, не будет иметь, скорее всего, вообще никакой возможности прикоснуться даже к мельчайшим осколкам рок-легенд. Не говоря уже о постаревших, но всё ещё задающих жару титанах мысли. Таких, как достопочтенный американский “рок-патриот” Марк Фарнер.
А сейчас я позволю себе довольно нетипичный для моих рассказов экскурс в историю. Причина его появления здесь совсем уж банальна – незадолго до концерта выяснилось, что не один, не два и даже не три человека из моих знакомых (которых я считаю, в общем, довольно эрудированными в вопросах рок-музыки людьми) слабо представляют себе кто такой этот самый Марк Фарнер вообще. Не говоря уже об основном контингенте посетителей ДаркСайда! Поэтому, поясняю… Вот этот подтянутый и всё ещё весьма волосатый дедуля на фотокарточках ниже когда-то давным-давно, в славное время вечного хиппанского “лета любви” конца 60-ых, был творческим лидером американской группы Grand Funk Railroad. Которые, впрочем, более известны всему миру просто как те самые “Гран Фанк”, чрезмерно увлекавшиеся постоянным выкидыванием и возвращением на конверты пластинок последнего слова из своего длинного названия. Группа эта с гордостью пронесла знамя честного, старательно адаптированного согласно вкусам простоватой пиндосской публики, пауэр-трио (а-ля Cream без блюза, но с рюшечками) через все славные 70-ые, благополучно разбавив свой саунд клавишными инструментами и около-танцевальными каверами на поп-хиты под их конец. Ну и, окончательно запутавшись в собственных творческих стремлениях, благополучно развалилась к началу весьма недружелюбных для классического харда 80-ых. С тех самых пор трое отцов-основателей коллектива влачат довольно жалкое существование, перебиваясь краткими реюнионами, выпусками невнятных концертников и более-менее регулярными гастролями по различным “пердям”, в надежде что былые заслуги и затёртые до дыр винилы способны привлекать публику куда активней, чем свежие творческие “откровения” кумиров молодости (большинству, на самом деле, совершенно и не нужные). Согласитесь, огромная доля правды в подобном ходе мыслей, несомненно, присутствует. Да и к тому же – значительно проще не делать вообще ничего, когда на тебя и так стабильно ходят воскрешать былые воспоминания! Впрочем, отдадим должное мистеру Фарнеру. В отличие от конгломерата Мела Шакера и Дона Брюэра, он хотя бы иногда занимался выпуском полноценных сольных работ. Другой вопрос – что бОльшая их часть появилась на свет в конце 80-ых, когда на Марка, как это часто и случается при кризисе среднего возраста, внезапно снизошла вера в Господа Нашего. Соответственно, ценность эти пластинки представляют разве что для безумных фанатов, готовых собирать всё что угодно, связанное с именем кумира, да и для его коллег по тяжёлому христианизму головного мозга. К счастью, с тех пор прошло много лет. Марк возмужал, поумнел, весь воинствующий характер прославления Иисуса в музыке исчез практически без следа, и он вернулся к тому, с чего и начинал. То есть, к исполнению старых песен, которые принесли ему когда-то известность. В том числе, между прочим, широкую популярность на территории бывшего СССР.
Немного поразмыслив, кто-то может удивиться – откуда же у весьма ограниченно культовой в мире (да и, чего уж тут скрывать, чрезвычайно ограниченно успешной за пределами США) группы установился абсолютно непоколебимый статус “живых легенд” среди советских меломанов? В конце концов, их кондовый, прямолинейный и рассчитанный в первую очередь на хороший “грув” хард рок, довольно сильно отличается от более изысканных творческих метаний других “народных любимцев” Страны Советов, будь то Deep Purple или Uriah Heep. Не буду утомлять читателей долгими рассуждениями на эту интересную тему, замечу только что ответ, скорее всего, здесь кроется в самом банальном факте –чего завезли в подмосковные леса, от того и фанатели! А уж винилов Grand Funk завозили, ой, как много! Сомневаюсь, что у хоть одного человека, считающего себя советским меломаном из 70-ых, не завалялось дома какого-нибудь “красного альбома”! Не говоря уже о настоящих признаках тогдашней роскоши и обретённого успеха – нетронутых экземплярах “Shinin’ On” с целыми-невредимыми очками и блестящих “монетных” кругляшах “E Pluribus Funk”. Жаль только, что все эти люди, надо так понимать, сейчас реагируют только на шумную рекламу уровня очередного визита Гиллана с компанией в “Олимпийский”. Несмотря на удивительный факт, что весьма уважаемая личность впервые за столько десятков лет приехала с концертом в Россию, в большом зале клуба “Milk” в этот раз было поразительно пусто. Не в пример, кстати, соседнему мероприятию в малом зале, где Москву в очередной раз сотрясали суровые шведы из Dark Tranquillity. За шведский мелодик дэт нынче голосуют рублём на несколько сот человек больше! Надо заметить, что выглядел этот процесс довольно забавно... Кто помоложе, поволосатей, да затянут в кожу с заклёпками – тому налево; кто постарше, значительно лысоватей и заботливо укутан женой в меховую шапку с шарфом – тому направо! Да что там говорить, даже я сам долго сомневался какой же зал “Милка” этим вечером больше достоин моего внимания. Выиграл, как вы понимаете, Марк и о сделанном выборе с тех пор я не пожалел ни одной секунды!
Ничуть не отнимая у шведов сполна заслуженное ими звание “исключительно хорошей концертной команды”, правильность выбора подтвердил факт весьма позорной “явки избирателей”. При наличии в зале пяти-шести сотен человек и так еле-еле (с четвёртой или уже пятой попытки) таки добравшийся до загадочной России американский мэтр больше сюда не приедет. Потому что его теперь никто из разумных промоутеров просто не пригласит. В отличие от DT, кстати. Посему позвольте поздравить тех немногих поклонников творчества Grand Funk, кто, вместе со мной, “вытащил” в этот вечер правильный, счастливый билет! Ведь то, что продемонстрировал русской публике мистер Фарнер впору заносить в красную книгу, как исключительно редкий и стремительно исчезающий подвид выступлений ветерана рок музыки! Поверьте мне, как человеку основательно “наевшемуся собачатины” на подобных мероприятиях – второго настолько “живого” и энергичного “дедушку” можно очень долго искать и есть все шансы ничего не найти! Единственный аналог, который сразу приходит мне в голову – Джон Фогерти. То ли потому, что он в этом году тоже дал первый (и последний, скорее всего) концерт в России; то ли потому, что среди умудрённых опытом и прожитыми годами музыкантов действительно мало настолько хорошо сохранившихся “экземпляров”… Но форма, которую Марк продемонстрировал всем желающим этим вечером, вызывала совершенно неподдельный восторг! Вы хотите послушать, как человек, в своё время записавший нереально высокие и тяжёлые для любых голосовых связок вокальные партии, воспроизводит их спустя почти четыре десятка лет почти один-в-один с оригиналом? Проследуйте на ближайший концерт Марка Фарнера! Вы хотите почувствовать, как человек, отыгравший тысячи концертов и давным-давно проживший пиковые годы своей славы, выступает для пятисот человек так, как будто он хочет зарядить своей безумной энергетикой целый стадион? Проследуйте на ближайший концерт Марка Фарнера! Вы хотите посмотреть, как человек, которому, на минуточку, недавно стукнуло
шестьдесят три года, вдохновенно скачет по сцене аки горный козёл по вершинам Кавказа? Как с этого человека сходит семь потов, а он, ничуть не смущаясь, с радостью отрабатывает песню за песней, успевая и соло на гитаре сыграть, и губные гармошки в зал на сувениры раскидать, и за клавишами парочку песен исполнить, и в массовом барабанном соло поучаствовать, и, наконец, отбросив все мешающие движению шестиструнки, уйти красоваться перед зрителями на “Some Kind of Wonderful”? В процессе чего он и все танцевальные рок-н-ролл движения продемонстрировал, и каждую строчку живописной лирики наглядно проиллюстрировал на себе, а в финале вообще ушёл в самый настоящий разнузданный пляс, завершив это безобразие прыжком под потолок с акробатическим приседанием на колено в финале композиции. Вы когда последний раз видели или хотя бы слышали о таком перфомансе от заслуженного рок-дедушки? Вот и я о том же… Сказать, что мистер Фарнер заряжает энергией и заставляет неистово, люто завидовать его физической форме и внешнему виду в таком-то возрасте –
значит просто нагло промолчать! Теперь-то я точно знаю кого надо ставить в пример тем ветеранам, которые слишком уж серьёзны и слишком уж согнулись под тяжестью собственных заслуг…
Прибавьте ко всему этому празднику души ещё и отличную концертную команду маэстро, носящую гордое имя N’rG Band. Я, конечно, не буду уподобляться довольно узким суждениями некоторых “знатоков”, говорящих о том, что “только негры умеют нормально играть в ритм-секции”, но, честное слово, как же эти самые негры хороши! В данном случае, чрезвычайно хороши были басист Лоуренс Бакнер и барабанщик Хьюберт Кроуфорд. От силы ударов и, в то же время, правильности расстановки акцентов последнего порой по-настоящему захватывало дух! Так что все многочисленные комплементы в адрес представителей темнокожей расы весьма и весьма оправданы. Ну и, в защиту белых (хехе!), скажу, что и седой клавишник Карл Пропст, сильно смахивающий на лохматого старичка-лесовичка из доброй сказки, был очень даже к месту. В конце концов, соблюдая правильную аутентичность, именно за ним Марк оставил ведущие вокальные партии в “We’re an American Band” и “Shinin’ On”, которые в оригинале исполнял, напомню, Дон Брюэр. Таким образом, N’rG Band полностью соответствовали своему названию – уж что-что, а мощнейшая позитивная энергетика этим вечером наличествовала в избытке! Подвёл разве что звук – хоть блаженные пустоты в зале и позволяли передвигаться по нему с вольготной непринуждённостью, эти передвижения всё равно как-то не способствовали появлению в ушах полноценно красивой палитры. Вокал маэстро то появлялся, то вновь пропадал в миксе; барабаны порой словно выбивали из тебя все внутренности… И это я ещё довольно удачно встал, поскольку люди из первых рядов потом сообщали, что вообще порой не понимали какая песня началась, а какая закончилась! Ну и о песнях, кстати говоря… Хотя в итоговом сэт-листе верные поклонники, вне всякого сомнения, не досчитались некоторых горячо любимых шлягеров типа “Paranoid”, “T.N.U.C.” или “Aimless Lady”, подборка получилась всё равно довольно исчерпывающая. Особенно для первого раза! Здесь и вам и вечный ностальгический угар “Are You Ready” или “Sin’s a Goon Man’s Brother”; приятные лирические отступления в виде “Heartbreaker” и “Mean Mistreater”; попсовенький позитив и танцевальное веселье во время “The Loco-Motion”; толика трушного блюза в старенькой “Time Machine”; наконец, громогласный финал, разумеется, обозначенный величайшим эпиком и главной визитной карточкой Grand Funk “I’m Your Captain (Closer to Home)”. В общем, полтора часа приятнейшего музыкального разнообразия! Конечно, в других случаях я бы, наверное, не упустил случая посетовать, что, дескать, можно было бы “и побольше, и с подливой”, но, вспоминая невыразимый восторг от уровня самоотдачи мистера Фарнера, об этом даже не хочется и заикаться. Так что сожаление от этого вечера у меня осталось только одно – чертовски было обидно, что я не являюсь преданным поклонником Марка и эти песни не занимают особое место в моём сердце. Боюсь, что в противном случае этот концерт автоматом загремел бы в топ-10 года и далеко не на последние позиции! А так я скорее (как завещал не только потомкам, но и сам себе) пришёл отдать честь уважаемому ветерану, который неожиданно навёл такого шороху, что порой приходилось придерживать челюсть. Честь и хвала ему за это!
Сет-лист:
- Are You Ready (Grand Funk Railroad song)
- Rock & Roll Soul (Grand Funk Railroad song)
- Footstompin' Music (Grand Funk Railroad song)
- We're An American Band (Grand Funk Railroad song)
- Heartbreaker (Grand Funk Railroad song)
- Time Machine (Grand Funk Railroad song)
- Same Ol' Feelin'
- Shinin' On (Grand Funk Railroad song)
- Mean Mistreater (Grand Funk Railroad song)
- Sin's a Good Man's Brother (Grand Funk Railroad song)
- Bad Time (Grand Funk Railroad song)
- The Loco-Motion (Little Eva cover)
- Some Kind of Wonderful (Soul Brothers Six cover)
Encore:
- Drum Solo
- Inside Looking Out (The Animals cover)
- I'm Your Captain (Closer to Home) (Grand Funk Railroad song)
Выражаем благодарность Prestige Concert за предоставленные аккредитации.
Charizma
Starbreaker
Charizma
Starbreaker
GrimDeadReaper
А где была сессия?
Starbreaker
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).