|
2007-й год принёс нам много музыкальных сюрпризов и открытий. Некоторые эти сюрпризы приятно шокировали, некоторые заставили презрительно поморщиться, а некоторые – и вовсе оставили в раздумьях на тему судеб гениев мира сего. А были и такие, от которых рот непроизвольно открывался в удивлении, а душа уже парила где-то в стратосфере. К таким я и склонен относить два новых альбома Samsas Traum, о которых сегодня и пойдёт речь.
Наверное, никому из потенциальных читателей этого отзыва не нужно рассказывать о том, кто такой Александр Каште, этот непризнанный музыкальный гений двадцать первого столетия. В поисках средства самовыражения этот человек перепробовал уже множество стилей – это был индустриальный и готический метал, EBM, synth gothic, да и ещё много различных стилистических вкраплений и элементов, без которых не обходится ни один альбом Samsas Traum.... Теперь к этому ансамблю добавилась ещё парочка стилистик – мелодичный, драматичный готик-фольк, и, сразу же, «не отходя от кассы», полная противоположность, неистовый black metal. Многие поклонники готики, наверное, уже испугалось такого неприятного пророчества, но я спешу заверить, что не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.
Справедливости ради, нужно сказать, что даже блэк-метал у Александра получился очень авторским и индивидуальным, в отличие от музыки большинства чернушных команд, расплодившихся под этим солнцем после известных событий начала девяностых. Всё-таки, мне кажется, высказывания, в которых «Heiliges Herz» называется «брутальным блэк-метал альбомом» или «вершиной экстремальности», немного неверны. Их, наверное, писали преданные поклонники-готы, не особо жалующие блэк-метал. Я же, как человек, имеющий небольшой опыт общения с этой сценой, могу заявить, что «не так страшен Александр, как его малюют». Да, на альбоме вовсю соревнуются в скорости звукоизвлечения барабаны и гитара, на нём очень немного спокойных моментов, но в то же время, музыка «Heiliges Herz» насыщена фирменной для Samsas Traum мелодичностью, вокалы Каште не так уж и часто срываются на неистовые вопли, а симфонические элементы присутствуют почти в каждой песне альбома. Более того, заглавная вещь, «Heiliges Herz», даже содержит в себе женский вокал, а это, согласитесь, совсем не признак «брутального блэк-метал альбома». А уж такие романтичные, проникновенные и чувственные трэки, как «Liebeslied», и вовсе грешно будет звать блэк-металом. Боюсь, для Александра и его музыки не подойдёт шкала простых стилей и музыкальных течений – как всегда, Samsas Traum гениальны, и этот факт в моих глазах не может запятнать даже обращение Александра к такому чуждому стилю, как чёрный метал. Всё-таки, аристократ и романтик – аристократ и романтик во всём, даже если речь идёт об одной из самых экстремальных форм музыкального искусства. Только вслушайтесь – в каждой ноте этого прямолинейного, на первый взгляд, альбома так и поёт, так и кричит, так и умоляет о помощи печаль, отчаяние и безысходность, так и плачет потерянная надежда, так и злиться бунтарское человеческое эго, которое не может смириться с границами и запретами. Наверное, Александр решил, что 2007-й год – самое время отойти от концептуальных эпопей, а просто-напросто излить душу, рассказать нам, слушателям, о том, что происходит у него в голове. Настоящие гении и Музыканты никогда не задерживаются на одной форме искусства – они пишут о том, что у них на душе. И поэтому свет увидел не один альбом, а сразу два. На каждом из них эмоции обострены до предела – что трагичность и спокойствие на «Wenn Schwarzes Regen», что буря ярости и надрыва на «Heiliges Herz»…
…Буря, шторм – это ассоциация, которая не оставляет разум на протяжении всего прослушивания этого альбома. А поскольку в лирике альбома есть множество отсылок к «морской», «штормовой» тематике, можно говорить о новом виде концептуального музыкального произведения – объединённого не единой сюжетной линией, а настроем и атмосферой. Такой тип концепции мне гораздо ближе, нежели простые истории, и лично для меня это будто выход на новый уровень. Впрочем, лирика, как и всегда в случае с Samsas Traum, необыкновенно поэтична, эстетична и метафорична, что ещё раз говорит о том, что гений – он и есть гений, который изящен во всём.
Хотя весь альбом, как и другие произведения Александра, глубоко концептуален и целостен, я всё же хотел бы выделить некоторые композиции, которые понравились мне больше всего. В первую очередь, это леденящий душу эпик «Im Auge des Sturms», который претендует на роль визитной карточки всего альбома. Для этой композиции характерен массивный средний темп, вкрадчивые и величественные чистые вокалы, мелодичные, но невероятно плотные и жёсткие наслоения гитарного звука, и совершенно непередаваемая словами атмосфера. При прослушивании этой композиции действительно создаётся впечатление, что ты стоишь на палубе пустого корабля-призрака, разрываемого на части неистовым штормом, и видишь, как на горизонте проступает ужасный, но в то же время, такой притягательный и прекрасный лик беспощадного бога штормов... Завершается этот великолепный трэк демоническим напевами духов пучины, которые с удовольствием примут ваше ещё тёплое тело в свои объятия... Очень впечатляющая композиция, которая захватила меня надолго. Далее, мне очень понравился длинный и масштабный трэк «Das Zeitalter der Baume». В нём очень много смен темпа и настроения, но вместе с тем, композиция очень целостна и монолитна, и захватывает надолго. Также неплоха быстрая метал-песня «Auf den Spiralnebeln», с классными вокалами Алекса и трагичными гитарными пассажами. Два заглавных трэка – «Heiliges Herz» и «Das Schwert Deiner Sonne», тоже очень хороши, каждый по-своему. Первый – своей лиричной атмосферой и чудным дуэтом, а второй – шквалом смертоносных музыкальных смерчей и несгибаемым, боевым настроем. Ну, а приз моих личных симпатий получает трогательная и душевная композиция «Liebeslied», которую в контексте этого альбома даже можно назвать балладой.
Если продолжать аналогии с текстом «Im Auge des Sturms», альбом «Wenn Schwarzer Regen» можно назвать затишьем перед бурей, в то время как «Heiliges Herz - Das Schwert Deiner Sonne» - один большой шторм, неистовый и безжалостный, но и неимоверно захватывающий, необыкновенно красивый. А Александр Каште выступает в роли того самого бога шторма, который своей властной рукой указывает путь гитарным штормам и симфоническим вихрям. Когда стоишь в эпицентре этого шторма, никакие рамки стилей или концепций уже не важны – ты просто наслаждаешься потоком звуков, разрывающим твоё сердце и душу на части, и отрываешься от палубы своего корабля, отправляясь на долгожданную встречу с Вечностью...
Я верю в то, что, пока такие гении, как Александр, существуют под Солнцем, настоящая Музыка не умрёт. И даже несмотря на то, что я не люблю black metal, я очень уважаю Алекса Каште, и считаю этот альбом очередным выдающимся произведением этого мастера, чьё имя давно уже стало синонимом слова «непредсказуемость». |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).