|
|
|
Deathspell Omega
« Si Monvmentvm Reqvires, Circvmspice »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | First Prayer - 05:43
|
| 2 | Sola Fide I - 05:13
|
| 3 | Sola Fide II - 07:53
|
| 4 | Second Prayer - 04:41
|
| 5 | Blessed are the Dead Whiche Dye in the Lorde - 05:47
|
| 6 | Hetoimasia - 07:08
|
| 7 | Third Prayer - 03:57
|
| 8 | Si Monumentum Requires, Circumspice - 06:31
|
| 9 | Odium Nostrum - 04:45
|
| 10 | Jubilate Deo (O Be Joyful in the Lord) - 06:07
|
| 11 | Carnal Malefactor - 11:44
|
| 12 | Drink the Devil\'s Blood - 04:31
|
| 13 | Malign Paradigm - 03:39
|
| | Total playing time: 77:39 |
|
The album title is Latin for "If You Seek His Monument, Look Around You".
Released as CD and limited gatefold double LP with a poster.
Re-released as gatefold double LP by Noevdia in 2007, 100% similar to the
original. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Мерно сочащийся блэковый саунд начинает разъедать идеологическую плесень, кровь закипает при зловещем славословии григорианских хоралов, и затем дезориентирующее обращение вспять гитар и голосов, сопровождающееся скрипом и грохотом, – такой курс – знак новой парадигмы мышления в рамках блэк-метала. Претендующие на истину в последней инстанции амбициозные философские выкладки Deathspell Omega – вещь крайне неоднозначная, в этом колючем сатанинском миропорядке так и тянет усомниться, но обстоятельность и самодисциплина французов поистине достойны уважения.
«Si Monvmentvm Reqvires, Circvmspice» – ничто иное как пример инновационного блэка в своем наиболее идейном проявлении. Выросшая из простых черных материй и в них же укорененная новоявленная экспериментальная харизма группы не может не озадачить и не дать повод к исследованию. А исследовать есть что – все-таки это концептуальный альбом, и в чем там суть, все уже давно усвоили. Между прочим, этот LP – не только грандиозный манифест на все эпохи, но и дитя времени – постмодернизма (строить концепцию на пересечении текстов – актуальное направление).
Аскетичный блэк представлен во всех своих крайностях и сыром национальном великолепии, но неслабый эстетический багаж команды подсказал ей новые пути организации музыкального материала. Так, в альбоме замечены небездумная фрагментарность и зрелое умение собрать воедино своенравные и независимые эпизоды, объединить их сквозной логикой разоблачающей ненависти. В изломах десятков не повторяющих друг друга риффов слышатся отголоски былого, ортодоксального величия – следы начального периода, чистого нигилизма, который уже преодолели DSO. На данном этапе пути перед нами ядовитые тернии структурированного блэкового жужжания, продраться через которые не помогут, конечно, ни многословный, глушащий все посторонние помыслы инфернальной убедительностью скрим, ни контрастная ударная работа. Не сразу, а постепенно обрисовываются контуры композиций – в частностях французы не дают пощады, однако в общей схеме ориентиры есть: молитвы служат путеводными звездами богохульствующего путешествия и позволяют причаститься к растлевающей душу идеологии. Далее посредством затемненных риффовых лейтмотивов и вербальных цитат осуществляется преемственность глав этой Книги. Печальный триумфаторский мотив из “Sola Fide I” переносится в “Sola Fide II” вместе с риторическим вопросом: “Seest thou how faith wrought with his Works/And by works was faith made perfect?”… Самая умиротворенная (хм, это при маршевых-то дробях?!) и немногословная 3-ая Молитва отвлекает слушателя на грусть, в то время как группа собирает силы для последнего рывка. Но именно последний рывок – то, что должно довершить дело мерцающей между разными религиозными полюсами Истины, придать всему однозначность. Памятник мириадам обманчивых духов развенчан; через сокрушительный, но мелодичный блэк-дэт проводится манифест спасительной Ненависти (“Odivm Nostrvm”); группа рисует тошнотворно-сахарную агитацию поклонения Господу (“Jvbilate Deo (O Be Joyful in the Lord)”)… Нерядовым потрясением становится величественный эпик на плотскую тему (которая, как мы помним, получается у DSO особенно проникновенной) – “Carnal Malefactor”. Преисполненный вселенской печалью, скорбью и, что самое главное, получающий это из разных источников гимн неповторим за счет сочетания сатанинской меланхолии и вековечной православной коленопреклоненности.
Истина где-то рядом, но она гарантированно в талантливости творцов этого монумента, показавших безграничные возможности эсхатологического вокала (Микко Аспа) и доносящейся из той же Черной Бездны мелодики. «Si Monvmentvm Reqvires…» к тому же являет собой один из лучших экземпляров блэк-метала в плане послевкусия, хотя и распробовать его удастся далеко не сразу. Про нестандартность архитектоники уже молчу. Нерушимая чертова дюжина, для которой в каком-то смысле и «10» мало, но для меня некоторые вопросы воплощения остались, увы, неразрешенными.
P.S. Здесь берет начало и своеобразная точка невозвращения. Французы начали «заигрываться», и эти завалы еще далеко не разобраны... |
|
|
| |
| | | |
| |
Странно... Какой-то заговор молчания окружает данный гениальный релиз. Никто не захлёбывается восторгом и не кричит во всеуслышание о том, что это одно из величайших достижений современной экстремальной музыки, величие духа, триумф воли и т. д. и т. п. А ведь такие восхваления были бы совсем не далеки от истины...
Начнем по порядку – с истории. В 1998 разваливается довольно примечательная французская орда Hirilorn. Две творческие единицы под именами Hasjarl и Shaxul решают не прекращать музыкальную и околомузыкальную деятельности. Вместе они создают виниловый лейбл End All Life Records, а также «элитарный» (по их собственным словам) лейбл Norma Evangelium Diaboli, который, кстати, и выпустил рассматриваемый релиз. Параллельно с лейблами эти два одержимых француза сколачивают проект Deathspell Omega, который с 1999 года творит в глубоком андерграунде и потихоньку кропает вполне достойные работы в канве традиционного ортодоксального Черного Металла.
Такая идиллия продолжается вплоть до 2003 года, когда у дуэта созревает новый революционный материал. Для наиболее адекватной реализации творческих задумок французов рекрутируется одиозный финн Микко Аспа – владелец влиятельного подземного лейбла Nothern Heritage Records, единоличный хозяин одного из лучших финских проектов Clandestine Blaze, а также активная творческая единица ещё в доброй десятке разнообразнейших команд.
Итак, подбираемся к сути. В 2004 году увидел свет рассматриваемый релиз, название которого переводится следующим образом – «Если тебе требуется Памятник, оглянись вокруг». «Si Monumentum Requires, Circumspice» – первая часть из задуманного музыкантами теологического диспута-трилогии «о божественной сущности Дьявола, о роли и достоинстве веры и месте человека во всём этом». Данный диспут ставит своей целью обоснование Дьяволопоклонничества на религиозном и метафизическом уровнях. Лирика данной конкретной работы имеет явно христианское происхождение и представляет собой прямые цитаты из Библии или косвенные ссылки на неё, а также на некоторые другие гностические тексты. По сути лирика рассматриваемого творения представляет собой некую извращенную версию Псалтыри, которая разъедает изнутри основополагающие столпы Христианства.
Релиз открывается композицией «Первая Молитва» – минорное гитарное интро переходит в запись богослужения, пущенную задом наперёд...
Черный Металл начинается со второй композиции и сразу повергает слушателя в шок и трепет. Сразу обращает на себя внимание мощнейшая гитарная стена – на протяжении всего релиза разнообразнейшие риффы просто сочатся мраком и очень, очень впечатляют. Чувствуется, что был проведен тщательный отбор на качество, и было выбрано самое сочное мясо. Барабаны немного утоплены в угоду гитарам, впрочем, и бочки, и рабочий и железо прослушиваются хорошо. Вокал в принципе стандартен для такого рода музыки – преимущественно это обработанный ревером речитатив. Впрочем, тут важно не столько качество вокала, сколько содержание произносимой лирики...
Как уже было сказано выше, основу мощи данного релиза составляют гитары – они представляют собой единый, плотный и очень сложный клубок. Риффы гениально сочетают в себе необходимый мелодизм, отрешенность, мрак, угрюмость и убийственную гармоническую мощь. Реально мороз по коже.
Структура композиций крайне сложна – для более-менее адекватного понимания требуются многочисленные вдумчивые прослушивания. Масштабностью и грандиозностью эта музыка сопоставима с романом «Война и мир» Л. Н. Толстого. Здесь и нагромождение всяческих сбивок и синкоп на максимальных скоростях, и дисгармоничные интервалы, и хищная среднескоростная риффофка с явной дьявольщиной, и безудержные гитаро-барабанные атаки, и шумовые зарисовки, и едва уловимые слухом пульсирующие амбиентные подложки, и православные песнопения... Впрочем, все эти компоненты собраны воедино талантливо и гениально – релиз представляет собой последовательно развивающееся и монолитное полотно. Думается, примерно к такому творчеству могли бы прийти норвеги из Emperor, если бы окончательно не скурвились в конце девяностых.
Идеальное воплощение Черного Металла как по форме, так и по содержанию...
Если ищешь Памятник Ему, оглянись. Оглянись и увидишь Монумент – надгробие Божье... |
|
|
| |
| | | |
| |
Я умею ненавидеть. Это чувство неровной кляксой расползается внутри меня с первыми аккордами «First Prayer», размытым, дрожащим звуком пробуя на вкус сопредельные области. Шаг ненависти нетороплив: она уверенно поглощает суетящиеся посторонние чувства, пока неожиданно не разольется по всему пространству, доступному моему внутреннему обозрению. Она не так порывиста и суха, как ее принято воображать; она подобна неспокойной водной стихии, на поверхности которой всегда рябь, а нутро которой темно и непроглядно. Она непостоянна, болезненна, задумчива и непреодолима, как тяжелое отвращение от всего окружающего, как… это творение от Deathspell Omega. В самом нутре этой мощной, но по-думовому протяжной и монотонной музыки скрыто что-то неправильное, сбивчивое, неверное, что придает даже ненавязчивой эпичности болезненный оттенок. К середине альбома она вдруг обретает цельность и скорость, а в финале последнего трэка вновь расплывается в неясной атмосферной дымке. Сначала я боюсь этого непривычно чистого и словно многократно отраженного в громадных пространствах звука; потом привыкаю: звук громкий и хаотичный. Французы тяготеют к монументальным полотнам с холодными, обволакивающими риффами. Но суть этих картин пропитана искажением. Мой пульс – пульс музыки – нестабилен. Он то размерен, как будто в предвкушении, то срывается в скоростные пробежки, то полностью скрывается под мощной гитарной волной, напоминая о себе лишь отдаленным гулом. Иногда он предупреждает об опасности, сбираясь в мощное предгрозовое гудение, или подобно часам, легко отстукивает секунды. Я знаю, это сердце пытается предотвратить угрозу. Бесполезно: я заворожен низким, порыкивающим голосом, от злобного бормотания вдруг эхом разносящегося по композиции, вытесняя все остальное. Реже я слышу нестройные рыдания вокалиста, когда инструменты смолкают. Я пытаюсь поймать суть этой музыки, а хватаю только пустоту, отчетливо проступающую между нот, риффов, построений. Пока я ловлю ее, она убивает во мне все привычное, чтобы вызывать сильнейшее из оставшихся чувств: ненависть к моей человеческой сущности.
Я умею ненавидеть… |
|
|
| |
| | | |
| |
"The essence of Revelation lies in the fact that it's direct speech of God to man."
"Сущность Откровения лежит в том, что это есть прямая речь Бога к человеку."
***
Как по мне, главное достоинство "Памятника" в том, что он, вопреки своей принадлежности к самому что ни на есть блэк-металу, настолько ортодоксальному, что в нём не нашлось места ни для малейшего заимствования из других жанров (разве что внутри самого себя он не стесняется играться с ритмикой и всевозможными диссонансами различной силы), не несёт с собой атмосферы, блэк-металу присущей. Более того, этот альбом настолько далёк от того, чтобы резонировать со внутренним голосом своих слушателей, что после тщательного его рассмотрения приходишь к выводу об отсутствии в нём вообще всякого рода эмоций, как негативного, так и, уж тем более, позитивного характера. Безразлично возвышающемуся монументу величия Господнего чужды столь привычные нам и суетные, мелочные ненависть, злость, ярость, агрессия и любовь, даже само движение мысли не имеет для него никакого значения - как в музыке, так и в текстах видится и слышится лишь узконаправленный и сконцентрированный поток истины (разумеется, в том её виде, какой запечатлели для себя музыканты; уж в приверженности своим убеждениям им никак не откажешь), которую постигнуть и оценить будет дано лишь единицам, хоть что-то смыслящим в философии вспаханной французами области. Посему - тексты каждый заинтересованный адепт волен трактовать по-своему (благо, в интернете нашлись умельцы, адаптировавшие этот труд на родной для нас язык), и их лучше оставить на потом, ибо помочь разобраться, что же здесь происходит, они совершенно не призваны. Всё, что здесь творится, лучше воспринимать не разумом, но сердцем, и не сознанием, но душой.
Из вышеизложенного логично следует, что вокал (каркающий скриминг, крайне редко съезжающий до чистоголосых распевок) нагрузку если и несёт, то нам, как слушателям, совершенно безразличную - допускаю, что в инструментальном виде этот альбом, именно как музыкальное произведение, потерял бы ничтожно мало. Разумеется, в особенно насыщенных эпизодах партии Mikko приходятся вполне, что называется, "в кассу", дополнительно обогащая и без того содержательную палитру гитарных риффов, но ни рифмованных созвучий, укладывающихся в причудливые размеры тактов, ни вокальных мелодий, которые можно было бы напеть, на альбоме, за очень редкими исключениями, не отыщешь, так что нам, дорогие друзья, ничего не остаётся, кроме как избрать объектом для пристального внимания гитары и исключительно гитары, что лежат здесь в три чётко отделённых друг от друга слоя.
Инструментальные "молитвы" и лишённые аранжировочного обрамления переборы, встречающиеся во многих неинструментальных композициях - это раз: путеводная тропа в лабиринт "Памятника" и те самые звуки, за которые цепляется ухо в первую очередь как за самые "складные"; и если в "First Prayer" из-за её иллюзорно-реверсного построения поначалу немного путаешься, то "Second...", "Third..." и затесавшаяся в их ряды заключительная "Malign Paradigm" - это воплощённое торжество гармонии с подчёркнуто минималистичной структурой, противопоставленной монструозной сложности более длительных композиций, и их можно оценить именно как путеводные вехи, дающие необходимую передышку.
Мажорные проигрыши, своим светом озаряющие минорный, запутанный и витиеватый риффаж - это два: встречающиеся буквально несколько раз донельзя мелодичные (особенно, будучи оцениваемые в общей совокупности) сполохи, неожиданно появляющиеся на чёрной, как звёздное небо, картине, освещают непроглядный мрак "Si Monumentum..." будто зажжённые факелы. Именно эти въедливые и доходчивые мелодии делают наименее разборчивые сочетания риффов ритм-гитары понятными и оправдывающими своё существование, и именно они имеют наиболее высокие шансы быть в первую очередь выученными и сыгранными, если вы владеете каким-либо инструментом - сложно удержаться от того, чтобы сразу же зазубрить что-нибудь из "Hétoïmasia" или из "Blessed Are The Dead Whiche Dye I".
И, наконец, фундамент, основа, главное и наиболее беспощадное достоинство записи - эклетичные в своей сочетаемости, разнороднейшие и подчас совершенно неразборчивые (то, что играют, к примеру, ютубовские каверисты, решительно отличается от того, что можно услышать) гитарные риффы, шквал которых обрушивается на несчастного со стартом дилогии "Sola Fide" и прерывается лишь для того, чтобы уступить место двум вышеобозначенным выразительным средствам. Они... поражают. Они будто пейзажи, по-разному оцениваемые смотрящими на них в зависимости от времени года, суток, освещённости помещения, собственного расположения духа или же погоды за окном. Будьте готовы к тому, что одно и то же созвучие может вызвать у вас совершенно разную реакцию - от дрожи по спине до буквально физиологического отторжения, а манера записи может показаться как превосходной, так и совершенно отвратительной. Песня, могущая побороться за звание цепляемой и построенная, при этом, исключительно на ритм-гитарных приёмах - это "Drink The Devil's Blood" (в ней же кроется и вызывающий трепет шёпот между выпадами классического "карканья"), но она в трек-листе стоит аж на двенадцатом месте, и большую ставку на неё при первых "заходах" я бы вам делать не советовал, ведь как бы то ни было, но один час и двадцать минут - это много, и никакого терпения не хватит, чтобы адекватно её оценить. Остальное просто требует выдержки в вашем сознании.
***
По ходу написания рецензии я неоднократно упоминал - порой настаивал, порой выкладывал как данность - то, что данный альбом DEATHSPELLOMEGA придётся послушать несколько раз, прежде чем слои гитарной музыки скрепятся воедино, прежде чем сбивки ударника перестанут казаться припадочными и агонизирующими, и прежде чем мнимая эмоциональность уступит место религиозной отрешённости. Что ж, так оно и есть - альбом столь же сложен, сколько и обманчив, и - как бы мне ни хотелось этого говорить - далеко не перед каждым раскроет своего подлинного величия. К слову, чуть позднее - когда альбом перестанет грузить - вызовет уважение ещё и студийная работа: мало того, что анекдот про бас-гитару в блэке, которую ещё никто не слышал, здесь не актуален, так ещё и мелких деталей в звукоизвлечении тут столько, что о них можно было бы написать отдельную рецензию.
Посему - дерзайте, ибо лишь истинно верующий обрящет мир и удостоится Откровения. Мне же прибавить нечего, несмотря на ощущение, что я так ничего и не сказал по итогам. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 40060 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).