|
1973 год для Slade выдался неоднозначным, едва ни став последним в истории группы. После прорывного альбома "Slayed?" прошло уже достаточно времени, пора было браться за что-то новое, но целый ворох проблем словно стреножил группу и сдвинул график будущих достижений на неопределённый срок.
Впрочем, к исходу года квартет собрался и, в попытках вернуть утраченные было позиции, кое в чём даже преуспел. Они и сами существенно изменились, казалось, даже повзрослели, если правомерно будет так говорить о достаточно авторитетных музыкантах, трём из которых уже было под тридцать. И только Джим Ли выглядел всё тем же мальчишкой, что и семь лет назад, когда в одном из пригородов Вулверхэмптона четверо уже кое-что повидавших в своей жизни, но мало кому известных музыкантов, младшему из которых было тогда всего семнадцать лет, сплотились в одну команду с названием The In-Betweens. Привычное всем название Slade пришло к ним три года спустя. Тогда ещё с приставкой Ambrose.
Первая половина 73-го, впрочем, сложилась для них, что называется, без происшествий. Происшествия начались с наступлением июля.
В первых его числах группа устроила грандиозный концерт в огромном зале Earl's Court крупнейшего в Лондоне выставочного комплекса. В своей книге "Who's Crazee Now?" ("Ну и кто теперь сумасшедший?") Нодди Холдер так повествует о тех событиях: "Это было безумие. Там собралось 18 000 человек и все одетые под Slade. Там было множество цилиндров с приделанными зеркальцами (так делал сам Н. Холдер) и людей, одетых в серебристые одежды в обтяжку, как у Дэйва (Хилла). Представьте себе, что происходило в Лондоне, когда вся эта толпа двигалась в сторону Earl's Court на метро и автобусах... Это было роскошное выступление! Никогда ещё мы не были так популярны".
А пару дней спустя случилась трагедия. Барабанщик Дон Пауэлл попал в жуткую автокатастрофу. Вот как всё было. Около двух часов ночи Дон подъехал на своём белом Bentley к одному из клубов Вулверхэмптона, где работала его невеста Анджела Моррис. Кто-то из таксистов вроде бы видел, как за руль Bentley садилась женщина. Они возвращались домой. Неизвестно, что произошло в действительности, но машина потеряла управление и на полном ходу врезалась в стену, ограждающую какое-то учебное заведение. Обоих выбросило через лобовое стекло. Анджела погибла на месте, Дон получил множественные переломы и травмы и оказался в реанимации. Какое-то время он пребывал между жизнью и смертью, но, благодаря крепкому здоровью, выкарабкался.
Спустя шесть недель Д. Пауэлл уже был на ногах, но без последствий не обошлось. Напрочь утратились вкусовые чувства и обоняние, но, главное, пропала кратковременная память.
Н. Холдер вспоминает: "Нам надо было решать, что делать дальше. Не было уверенности, что Дон будет способен играть, как прежде. И если бы он не смог, я был готов положить всему конец. Я даже не допускал мысли искать ему замену. Slade не будут такими же без Дона. Нет Дона, значит, нет Slade - конец истории..."
Следуя, однако, своим обязательствам, группа приняла участие в фестивале на острове Мэн. Место за ударной установкой занимал тогда брат Джима Ли - Фрэнк.
Впервые после случившегося Дон Пауэлл появился в студии звукозаписи, где работала группа, уже через полтора месяца. Готовились несколько треков нового альбома, а затем им предстояло отправиться с месячным гастрольным туром в Соединённые Штаты. И хотя врачи предупреждали всех причастных к группе людей, что до полного восстановления Дона ещё далеко, сам он рвался в бой. По студии Дон передвигался с помощью трости и на своё место за барабанами без посторонней помощи забраться был ещё не в состоянии. С кратковременной памятью дело обстояло всё так же плохо.
Первой записью, в которой после аварии участвовал Дон, стал сингл "My Friend Stan", но память продолжала подводить. Он никак не мог запомнить мелодию. Ему постоянно подсказывали, что и как делать, но после очередного дубля Дон всё сразу же забывал.
Отвлечёмся ненадолго.
Едва ли ни у всякой песни Slade есть своя небольшая история. Вот одна из таких. Как-то Джим Ли что-то наигрывал себе на пианино. Продюсер Чез Чендлер вцепился в одну из его импровизаций и попросил Джима поработать над нею. Затем подключился Н. Холдер и быстренько накидал к ней текст. Так, собственно, и получилась песенка "My Friend Stan" с нетипичной для группы аранжировкой и фортепиано в качестве ведущего инструмента. И хотя в этом номере преобладали попсовые и джазовые тональности, группе несвойственные, музыкальные критики того времени позитивно отреагировали на сингл с "My Friend...", уже в сентябре 73-го вышедшего в релиз с "My Town" на B-Side. По версии UK Singles Chart та мини-пластинка добралась до второй позиции и по объёмам продаж удостоилась "серебряного" сертификата.
Откровенно говоря, "My Town" мне как-то ближе. И своеобразным “слэйдовским” динамизмом и текстом, куда более рискованным, но и более конкретным:
"...Она зацепила тебя, ты слишком рано сдался.
Я бросил её, это я так, на всякий случай говорю.
Я познал всю эту "любовь" и не раз оставался в дураках,
Но вот появился ты, теперь ты готов сражаться...
...Теперь она висит у тебя "на хвосте",
Тебе больно и хочется выть,
Но ты вышел на охоту и готов сражаться...
...Это не твой город, это мой город,
Двигай своей дорогой и продолжай своё дело..."
Так бывает, когда расшифровывая тексты англоязычных исполнителей (не обязательно англосаксов), мы порой додумываем за них какую-то мысль, которую по нашему представлению автор вложил в ту или иную свою фразу. И, как правило, мы это делаем, основываясь на экспрессии исполняемого номера, что в большинстве случаев является ошибкой. Со Slade подобные осечки если и случаются, то крайне редко. У Нодди Холдера обычно как слышится, так и пишется, в особенности если он берётся за "скользкую" тему. Как, допустим, в “Good Time Gals”:
"Я хотел стать моряком,
Я хотел стать рок-звездой
И показать холодным бабам,
Какими они могут быть горячими...
...Я хотел сосать твои "конфетки",
Я хотел нюхать твой "сарай",
Я хотел зажечь тебя,
Чтобы ты стала горячей!"
Это одна из самых тяжёлых мелодий того этапа в творчестве группы с текстом на грани фола. В итоге получилась песня, которой только и возможно было убедительно закрыть программу "Old New Borrowed And Blue".
Для полного восстановления Д. Пауэлла понадобилось почти два года. И всё это время остальные музыканты продолжали терпеливо опекать своего барабанщика. Причём это касалось не только музыки, но и быта.
"До аварии Дон был самым пунктуальным человеком из всех, что я встречал, - продолжал свой рассказ Н. Холдер. - Он всегда и всюду появлялся заранее. Теперь он постоянно опаздывал. На час, а то и больше. В довершение ко всему, он не просто потерял подругу, он её вообще не помнил..."
Программа нового альбома готовилась почти всю вторую половину 1973 года. Урывками, в паузах между гастрольными турами, концертными выступлениями по специальным приглашениям и рекламными мероприятиями. Что касается названия "Old New Borrowed And Blue", то теперь уже трудно установить, чья это была идея и что в том случае было первично, а что вторично. Иначе говоря, название ли подбиралось на основе подготовленного материала, либо всё было наоборот. И если верно второе, то мне ничего не остаётся, как снять шляпу перед Джимом Ли как автором музыки.
Сингл с песней "Everyday" (с "Good Time Gals" на B-Side), на который менеджмент возлагал большие надежды, вопреки ожиданиям вершину UK Single Chart не покорил, лишь третье пиковое место. Возможно, это можно было объяснить нетрадиционным для Slade звучанием песни "Everyday", непривычным для радикальных поклонников группы. Но более вероятно, что сингл вышел на месяц позже самого альбома, и все, кто хотел эту песню услышать, уже это сделали. Тем не менее, семь недель в чарте о чём-нибудь да говорят!
"Нашим фанатам нравилась "Everyday", но в большинстве их было непонимание, зачем мы её выпустили в формате сингла, - комментировал ту ситуацию Н. Холдер, - для них это был странный выбор. А мы всего-навсего хотели выпустить на сингле что-то другое..."
"Everyday" - это действительно что-то другое, тут с Холдером не поспоришь. Этакий "медлячок" под фортепиано из разряда "дамы приглашают кавалеров". Не случайно, видимо, в её студийной записи не участвовал Дэйв Хилл, рокер до мозга костей. (На самом деле Дэйв не участвовал в записи совсем по другой причине.) Во время концертов, когда исполнялась эта песня, Джим Ли, как правило, усаживался за пианино, а за бас-гитару брался Хилл. Все гитарные партии, как мог, исполнял Нодди Холдер.
Долгое время эта песня у меня ассоциировалась с "Love Hurts" Nazareth, причём обе никогда не нравились. Одним из немногих плюсов в "Everyday" является то, что Н. Холдер здесь поёт, а не истошно вопит в микрофон.
Зато "How Can It Be" мне нравится ещё с давних виниловых времён. Занятная комбинация стиля кантри под акустическую гитару и хард-рока, который Slade на полную катушку включают всякий раз, как добираются до припева. Стоит отметить и акцентированную ритм-секцию.
Текст, правда, подкачал. Ничем не примечательный, тривиальный текст, над которым Н. Холдер, надо понимать, недолго мучился:
"...Как неудачник может стать победителем?
Как это может быть?
Как мечта может потеряться в прошлом?
Как это может быть?.."
По признаниям самого Нодди Холдера, всю программу альбома можно раздробить на составляющие, каждая из которых будет соответствовать части названия пластинки - старые, новые, заимствованные и "морские".
Исходя из этой логики, в заимствованные с уверенностью можно зачислить "When The Lights Are Out" с узнаваемым "битловским" мотивом и характерным вокалом на два голоса, как в своё время это делали Леннон с Маккартни. Да и содержание этой песни мало чем отличается от излюбленной темы The Beatles середины 60-х годов.
"Когда гаснет свет,
Когда я слышу, как ты дышишь,
Позволь мне почувствовать твоё тёплое дыхание
На своей шее.
Это заставляет меня взлететь до небес..."
В 1979 году Джим Ли вместе с братом-барабанщиком Фрэнком в составе группы The Dummies записал свою версию "When The Lights Are Out".
А вот кабаре-фокстрот "Find Yourself A Rainbow" c аккомпанементом в режиме honky-tonk на рояле некоего Томми Бертона и оптимистичным содержанием в тексте квалифицировать подобным образом достаточно затруднительно. С равным успехом эту композицию можно причислить как к категории old, так и borrowed:
"...И тогда ты поймёшь,
Что это самое подходящее на сегодня место,
Чтобы жить дальше.
Срывай цветы удовольствия, время замерло,
Отыщи свою радугу,
И ты будешь молод со своей песней
И верой, что все печали позади."
Кстати, в приведённом на конверте альбома тексте "Find Yourself..." включён лишний куплет, которого в записи нет.
К всеобщей радости, ближе к началу сентября Д. Пауэлл уже был способен в составе группы отправиться в США. Но в Америке интерес к Slade оказался незначительным. Они выступали в полупустых залах, а некоторые концертные выступления (как, скажем, в Лос-Анджелесе) попросту не окупались. Музыканты из Англии вправе были во всём винить американскую группу J. Geils Band, с которой по ходу тура они выступали "на разогреве".
Альбом "Old New Borrowed And Blue" вышел на Polydor Records в Великобритании в середине февраля 1974 года и чуть позже на лейбле Warner Brothers в Штатах под названием "Stomp Your Hands, Clap Your Feet" без двух песен, вошедших в первый сентябрьский сингл Slade. Возможно, ещё и по этой причине за Атлантикой пластинку группы с Британских островов ожидало фиаско. LP англичан затерялся во второй сотне Billboard 200 (168 место).
Песня на "морскую" тематику под названием "Miles Out To Sea" примечательна своим содержанием с нагромождением метафорических образов без сюжетной конкретики. Но, видимо, было в ней нечто особенное, за что Дж. Ли и её избрал всё для той же пластинки 1979 года группы The Dummies:
"...Мы были в милях от моря,
Но мы с тобой плыли.
Быть может однажды
Мы ещё вернёмся за главным.
Мы были в милях от залива,
Но мы с тобой плыли.
Но я так скажу -
В следующий раз мы, быть может,
Покинем этот берег..."
А вот бравурная "Don't Blame Me" (рок-буги в духе 60-х годов, нечто подобное исполняла, к примеру, рок-группа The Troggs) по мнению Джима Ли для самих музыкантов являлась не более, чем проходной песней. И все они были немало удивлены, когда компания Polydor Records объединила "Don't Blame Me" с композицией "Merry Xmas Everybody" на закате 1973 года для рождественского сингла. Весьма, кстати, коммерчески успешного.
"Я помню время, когда у нас не было ни пенни.
Я думал, что их у нас никогда не будет.
И вот те времена позади, но, прошу, не вини меня,
С недавних пор я победитель!
Дамы, ужин за Вами!.."
Благодаря "Old New..." в 1974 году Slade пережили пик своей популярности. Наверное, это были приятные ощущения. Но что-то мне подсказывает, что определённую роль в этом сыграла и история с Доном Пауэллом, привлекшая внимание британской общественности. Менеджмент группы и заправилы на Polydor могли быть довольны. И понять этих ребят было можно. Остаётся лишь гадать, как это всё воспринималось музыкантами. И, главным образом, самим Д. Пауэллом. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
old, new, borrowed & blue - отсылка к свадебной традиции, и blue в данном случае цвет, почему это обязательно море?)
"Something old" represented a tie to the past. "Something new" stood for hope and optimism for the future. "Something borrowed" from a happily married friend or relative was believed to bring good luck for the union and even fertility. The color blue was meant to ward off the evil eye, and it also stood for love, purity, and fidelity.
К самой рецензии претензий нет, она вполне хороша, но вот взгляд зацепился за "море")
а вот "рок-братство" как и "метал-братство" позднее вот это вещь посильнее )