|
К началу 1974 года на британских островах и особенно в континентальной Европе Slade вышли на пик популярности, при этом у себя на родине группа продолжала считаться крепким середняком, не более того. Даже тот непреложный факт, что последние три их диска (включая сборник 1973 года "Sladest") неизменно достигали верхней строчки британского рейтинга, стать в один ряд с командами калибра Black Sabbath или Deep Purple им было не суждено. Легкомысленный сценический образ квартета с карнавально-пёстрыми костюмами и саунд, их образу соответствующий, согласитесь, этому совсем не способствовали. Вот только несметную армию поклонников Slade это досадное обстоятельство вряд ли тогда сильно беспокоило. Как, думается мне, и самих музыкантов. Всё и так было неплохо.
Между тем, находились люди, которые чуть пристальнее заглядывали в уже ближайшее будущее, где различали первые смутные, но очевидные признаки явлений, вызывавшие у них пока ещё лёгкое чувство тревоги. Одним из таких прозорливых был Чез Чендлер (Chas Chandler), менеджер и продюсер Slade.
Проницательного Чендлера не могли не беспокоить стремительно меняющиеся вкусы потребителей популярной музыки и естественно в связи с этим меняющаяся британская сцена. Касалось это и глэм-рока, а, стало быть, и его подопечных. Жанр развился настолько, что и непосвященным было уже очевидно - рано или поздно должен наступить предел. Скорее рано. Причудливость и театральность сценических образов, буйство мелодических красок уже достигли своего потолка, за которым, если оставить всё как есть, неизменно последует откат или даже падение. Сдавали позиции Марк Болан и его блистательные в недавнем прошлом T. Rex, на подходе были Sweet, но те исповедовали более живучую "тяжёлую" разновидность жанровой музыки, Mud же и Gary Glitter являлись фигурами несколько иного масштаба. Глэм-рок практически исчерпал себя, музыкальное сообщество дружно переключалось на смежные направления. На этом фоне Slade держались уверенно и вряд ли их смущали тогда первые симптомы грядущих перемен. А они не заставили себя долго ждать...
Идея сделать музыкальный фильм, да ещё игровой, да ещё с непосредственным участием музыкантов группы, да такой, чтобы вдохнул новую жизнь в стагнирующее направление популярной музыки, приносившее неплохие дивиденды, стала для Ч. Чендлера идеей фикс. Он оказался настолько ею увлечён, что готов был подключить весь ресурс своей продюсерской компании и взять на себя все расходы по производству будущего кино-шедевра. Был ещё один повод заняться этим проектом - в 1974 году намечался первый, пока что скромный, но всё же юбилей культового фильма "A Hard Day's Night" с участием The Beatles. За десять бурных лет эта наивная чёрно-белая кинолента уже изрядно подзатёрлась в памяти народной. Чез Чендлер был преисполнен амбициозных планов сделать полноформатный, с захватывающим сюжетом фильм, который бы впечатлил не только приверженцев глэм-роковой музыки.
Весной 1974 года работа над концепцией будущего блокбастера началась. Концепцию, собственно, выдвинул Джон Стил (John Steel), входивший тогда в команду Чендлера (бывший участник одной с Чендлером группы The Animals). Основывалась она на известной в своё время киноленте 50-х годов "The Quatermass Xperiment" (классика научной фантастики 50-х). Не все участники Slade, впрочем, были в восторге от идеи менеджмента группы, хотя даже сюжетная линия будущего фильма была пока ещё весьма туманна.
За это дело взялся истинный профессионал Эндрю Биркин (Andrew Birkin). По первоначальным замыслам сценариста сюжет вращался вокруг абстрактной рок-группы Flame и её непростых отношениях с представителями шоу-бизнеса. Но это была, так сказать, "генеральная линия", для более детальной её разработки Э. Биркин с уже нанятым режиссёром Ричардом Лонкрейном (Richard Loncraine) решили самолично окунуться в реалии повседневной жизни настоящей рок-группы. Для чего и отправились вместе со Slade в их очередной гастрольный вояж по Соединённым Штатам.
Однако из шести недель, что длились гастроли, киношники продержались лишь две. Но и этого им, людям неподготовленным, хватило с избытком. Пьяные вечеринки допоздна, раскрепощённые поклонницы, утреннее похмелье и одуряюще долгий путь до следующего города. Для Лонкрейна и Биркина это были две стрессовые недели.
Готовить материал для будущего фильма (как, в общем-то, и для будущего альбома) Джимми Ли и Нодди Холдер начали ещё по ходу гастрольного тура. Всего было заготовлено и затем записано 12 треков (в альбом, как и в фильм, вошли десять), соответствующих, как им представлялось, сценарию. Одной из ранних была песня “Far Far Away”, ставшая первым (и успешным!) синглом, выпущенным в релиз в октябре того же года.
И уже затем, оставив привычную студийную обстановку, музыканты оказались в чуждом им водовороте кинопроизводства. По их воспоминаниям это были тяжелейшие полтора съёмочных месяца. И хотя, по сути, они играли роли близких им персонажей, сам график работы в съёмочных павильонах для реальных рокеров оказался непривычно напряжённым. Завершилось это всё для них как раз к выходу в релиз уже готового альбома “Slade In Flame” (26 ноября 1974 г.).
Начинается альбом с программной композиции фильма “How Does It Feel?”. Впервые в практике группы зазвучала объёмная духовая секция, а в качестве ведущего инструмента - фортепиано. Пожалуй, это самая сложная вещь всей программы пластинки со сдержанным вступлением, размеренным продолжением и дискретным завершением в рваном темпо-ритме с доминирующими духовыми инструментами. Да и вокальная партия для Нодди Холдера с непривычными обертонами оказалась не из простых, с неожиданно пафосным текстом, ему, как его автору, совсем не свойственным. Судите сами:
«…Знаешь ли ты, каково это искать
Каждую минуту отведённого тебе времени,
Вдохновенно пробовать и не отступать?
Знаешь ли ты, каково это
Искать и вдруг обрести?
И все твои сомнения и иллюзии
Останутся позади…»
Стержневая идея фильма заключалась в показательной демонстрации стремительного взлёта и уязвимости случайно образовавшегося перспективного квартета, который оказался бессилен в неравном противостоянии с “неправильными” дельцами от шоу-бизнеса.
Заявленный сценарием антураж 60-х годов минувшего столетия (мрачные планы задымлённого промышленного города, ретро-автомобили, женские мини-юбки и причёски по моде того времени, аскетичность провинциального быта), в фильме в общем и целом выдержан, однако музыканты Flame с их “слэйдовским” репертуаром 70-х годов и замашками уже состоявшихся рок-звёзд на этом фоне выглядят пришельцами из будущего.
Строго говоря, пластинка “Slade In Flame” – это никакой не саундтрек к фильму, где песни в большинстве своём звучат фрагментарно, порой ситуативно и, что называется, “за кадром”, какие-то треки в иных аранжировках, а, допустим, “This Girl” вообще с другим текстом.
Самая титулованная композиция этого диска - “Far Far Away”. Вполне себе самодостаточна даже в отрыве от фабулы фильма, хотя у музыкантов была попытка приблизить эту вещь к реалиям того времени: сдержанно звучат гитары, скромна неотъемлемая в подобных случаях сольная партия Дэйва Хилла, старателен “битловский” бэк-вокал и ощутима щемящая тоска в голосе Нодди Холдера:
«…Я видел свет Парижа с высот Монмартра
И ощущал молчание чужой земли.
И если испанские ночи были чудесны,
То лишь от вина. И тогда тебе казалось,
Что ты правишь целым миром…»
“Summer Song (Wishing You Were Here)” – в чистом виде глэм-роковое звучание образца 70-х годов, но и в интонациях Н. Холдера и сопровождающем его бэк-вокале, и в самой мелодии содержится нечто неуловимо “битловское” c лёгким флёром их времени. Светлая позитивная песня-призыв к отпуску у моря с обязательным курортным романом и тайными надеждами повторить всё это в следующем отпуске.
“Heaven Knows” – этот номер созвучен с “Far Far Away”, но мелодия его в ином размере такта. “Битловская” аура 60-х здесь более ощутима (особенно в припевах), а Нодди Холдер увлекательно повествует о перманентной романтике странствующего бэнда:
«…Оказаться между джунглями и звёздами
В долине, где полно мест для веселья –
Там наша надежда, а в воздухе витает запах успеха.
Кто может указать, где этот попутный ветер?
Я думаю, небеса знают, они точно знают…»
Однако мои песни-фавориты программы альбома совсем иного плана. Они составляют ударную связку “тяжёлых” номеров. Композиций с подобным хард-роковым звучанием Slade ещё не делали. И если тандем этих песен как-то и укладывается в рамки концепции фильма, то разве что содержанием текстов. Такого плана песенную поэзию применительно к 60-м годам я допустить ещё могу, музыкальное сопровождение к ним – нет.
“This Girl” с жёсткой хард-роковой мелодической конструкцией, воздвигнутой синхронным “ходом” всех трёх гитар (Хилл – Холдер – Ли), а в концовке усиленной мощной духовой секцией, никак не соответствует духу того времени. “Вишенкой на торте” является простая, но проникновенная сольная гитарная дорожка Дэйва Хилла. Героиня сюжета этой песни – нередкий персонаж в репертуарах разножанровых исполнителей всех времён и народов:
«…Не жди с этой девушкой встреч,
Она недосягаема теперь. Всё, что ей нужно –
Это очередная свободная любовь.
Истинная любовь ей неинтересна,
Если она не приносит дивидендов.
От этой девушки не жди взаимности,
Она уже не играет в эти игры,
Она привыкла только брать…»
Но по-настоящему тяжёлый рок Slade показали в “Lay It Down”, причём, столь убедительно, словно только этим всегда и занимались. Акцентированные ударные Дона Пауэлла, сольная гитарная партия Дэйва Хилла по классике первой половины 70-х годов, изощрённая бас-гитара Джимми Ли, и на фоне всех этих компонентов – могучий рык Нодди Холдера. Несколько неожиданный, но вполне, пожалуй, уместный текст под этот невероятный “слэйдовский” рок-навал. Его суть в мучительных поисках нужного аккорда, ритма и такта, а ещё единственно правильных слов в ходе изматывающей студийной работы.
Весьма “тонизируют” программу “Slade In Flame” заводные рок-н-роллы “O.K. Yesterday Was Yesterday” и “Standin’ On The Corner”. Они достаточно созвучны и близки по содержанию, потому разнесены в трек-листе подальше друг от друга. Вот фрагмент из “O.K. Yesterday…”:
«…Парни всегда должны быть готовы к драке,
Или, по крайней мере, к потасовке.
Девочкам достаточно знать, как постоять за себя,
Но и как обниматься и в своё время отдаться.
Леди Удача делает своё дело и совсем скоро
Будет поздно запирать дома вашу дочь…»
Эта разудалая песня будто бы адресует эстафету “Standin’ On The Corner”. Содержание текста последней - словно естественное продолжение первой:
«…Она стоит на углу с сумочкой на бедре
И из тени подаёт знаки парням:
Кто-нибудь желает попробовать?
Стоит на углу, рука на бедре,
Затем уже на пороге дома
Позволяет каждому себя пригубить,
Кто желает окунуться?
Только хорошо подумай,
Сможешь ли справиться в эту ночь…»
В контексте фильма обе эти песни, что называется, попали “в яблочко”. Однако музыканты Slade по поводу фильма и своего в нём участия никогда не испытывали иллюзий. Более того, они были уверены, что и альбому и самому квартету фильм сослужил недобрую службу. Уже хотя бы в том, что пока они были заняты в его съёмках, а затем ещё какое-то время “приходили в чувство”, поклонники потеряли группу из виду. Это одна из причин, почему даже самые достойные вещи альбома (помимо “Far Far Away”) так и не добрались до приемлемых мест в рейтингах Англии и за её пределами. А печальный исход фильма в репутационном плане им, пожалуй, даже навредил. По мнению Нодди Холдера мрачный реализм и безысходный его финал определяющим образом повлиял на приём самого фильма.
На экраны “In Flame” вышел в конце января 1975 года и пластинка “Slade In Flame”, выпущенная двумя месяцами раньше, в какой-то мере спасла фильм от полного фиаско.
Однако позиции Slade в конечном итоге заметно пошатнулись. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Лучшие песни:
3 So Far So Good
4 Summer Song (Wishing You Were Here)
6 Far Far Away
10 Standin' on the Corner
9/10