|
Вам когда-нибудь доводилось участвовать в разговоре, в котором, несмотря на разумные доводы, мысли на тему дискуссии (будь-то футбол, цветоводство или "что первично, дух или материя?") на вас не обращают никакого внимания и говорят что-то вроде: "Да-да, иди поиграй с друзьями" или "А, Что? Принеси чаю"? Если приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, то вы вполне можете себе представить отношение к альбому "Lodger", когда речь заходит о "Берлинской трилогии" Боуи. Отношения, надо сказать, эти вполне можно понять. Уже саму принадлежность к серии альбомов под неофициальным названием "Берлинская трилогия" или "Триптих", как еще называл ее Дэвид, можно поставить под сомнение. Альбом "Low", хоть и записывался преимущественно во Франции, в Западном Берлине был хотя бы сведен. "“Heroes”" полностью записан в Берлине и его по праву можно назвать центральной частью триптиха. А вот "Lodger" (первоначально пластинку хотели назвать "Planned Accidents" или "Despite Straight Lines", что весьма символично) был записан в Швейцарии и Нью-Йорке, к Берлину не имеет никакого отношения. По крайней мере, географически. В общем, в глазах многих людей выглядит как оконная ставня, а не часть триптиха. Объединяет эти работы, пожалуй, только основные действующие лица, причастные к его созданию.
Вышедший 18 мая 1979 года, тринадцатый альбом Боуи разительно отличался о двух своих предшественников. Никаких инструментальных композиций, наличие которых была отличительной чертой "Low" и "“Heroes”". Разделение, конечно, заметно, но только в плане тематики песен: первая половина альбома посвящена путешествиям, вторая половина - критике западной цивилизации. "The Secret Life of Arabia", которая, весьма не к месту смотрелась в заключении альбома "“Heroes”", можно назвать этаким связующим звеном между альбомами. В принципе, понять почему произошло резкое изменение в лирике не составляет труда. "Low" был преимущественно о внутренней борьбе Боуи с наркотической зависимостью, "“Heroes”" говорил о борьбе, о "cыновьях молчаливого века, которые ходят по своим комнатам, меряют шагами клетки, а после устраивают войну". И эти темы соответствовали окружению певца, тому в каких условиях он их записывал. Альбом "Lodger" записывался в перерывах между частями мирового турне Боуи 1978 года. Поэтому в процессе записи уже не было того единства, которое возникло между Боуи и Брайаном Ино во время работы в Западном Берлине. Эдриан Белью, сменивший Роберта Фриппа, блестяще исполнившего партии соло-гитары на "“Heroes”" (к слову, с 1981 года они вместе станут участниками нового воплощения King Crimson), был вынужден работать с материалом многократно прослушивания треки, которые прокручивались в обратном направлении и под которые он сочинял свои гитарные пассажи. Вообще запись альбома была экспериментальной, даже в большей степени, чем запись двух предыдущих пластинок. Часто Боуи и Ино менялись музыкальными инструментами, использовали одинаковые последовательности аккордов для различных песен, музыканты порой вообще играли на незнакомых им инструментах. Например, во время записи первого сингла с альбома "Boys Keep Swinging", гитарист Карлос Аломар и барабанщик Деннис Дэвис испробовали себя в незнакомых ролях барабанщика и басиста, соответственно. Впрочем, открывается альбом размышлениями о возможности ядерной войны. "Fantastic Voyage" одна из лучших песен Боуи, с замечательными строчками "In the event that this fantastic voyage / Should turn to erosion and we never get old / Remember it's true: dignity is valuable / But our lives are valuable too" или "We're learning to live with somebody's depression / And I don't want to live with somebody's depression / We'll get by, I suppose". "African Night Flight" рассматривается как предвестник популяризации этнической музыки. Она была вдохновлена поездкой в Кению. "Move On" (в которой упоминается и Россия) содержащую аккорды ранней песни Боуи "All The Young Dudes" сыгранные в обратном порядке, можно назвать гимном любого путешественника. "Sometimes I feel / That I need to move on / So I pack a bag / And move on / Move on" или "I'm just a travelling man / Maybe it's just a trick of the mind, but / Somewhere there's a morning sky / Bluer than her eyes / Somewhere there's an ocean / Innocent and wild" не дадут соврать. Как и сингл "DJ", который был злорадным взглядом на мир диск-жокеев, "Boys Keep Swinging" высмеивал различные диско-группы, вроде Village People, которые были популярны во время записи альбома в Нью-Йорке. Об этом недвусмысленно намекает видеоклип на эту композицию. "Clothes always fit ya / Life is a pop of the cherry / When you're a boy". Тема насилия в семье раскрыта в "Repetition", которую Боуи намеренно спел бесстрастным тоном, который подчеркивал довольно едкую лирику "Well Johnny is a man / And he's bigger than her / I guess the bruises won't show / If she wears long sleeves / But the space in her eyes shows through".
Понадобилось много лет, чтобы "Lodger" оценили по достоинству, но сразу после выхода он получил отрицательные отзывы, как от критиков, так и от слушателей. Не самое удачное, "грязное" микширование, не самое впечатляющее оформление... Что тут сказать, если сам Брайан Ино считает, что трилогия выдохлась на "Lodger". Кстати, об оформлении. Над ним работал известный деятель в области поп-арта Derek Boshier, этакий английский Энди Уорхол. Дизайн оригинальной альбомной обложки включал полноформатный снимок Боуи, который изображал жертву несчастного случая, то ли со сломанным носом, то ли с остатками белого порошка на нем. По сути, изображение было сознательно сделано с низким разрешением. На складывающимся буклете находились фотографии: труп Че Гевары и картина XV века "The Lamentation Over the Dead Christ". Изображение на обложке, было тонким обыгрыванием "несчастливой" цифры 13 (порядковый номер пластинки в дискографии певца). Может на стадии задумки это и выглядело любопытно, но результат был не самым удачным. Еще одна причина непопулярности альбома кроется и в этом, как мне кажется. Да, это весьма незначительно, но когда вспоминают о "Берлинской Трилогии", то перед глазами тут же появляются яркие, запоминающиеся образы Боуи с обложек "Low" и "“Heroes”". А вспоминать ноги или верхнюю часть туловища, с каким-то пограничным выражением лица, не очень хочется.
Но в любом случае "Берлинская трилогия", конечно, остается одной из определяющих работ в творчестве Дэвида Боуи. Она не побила каких-то значимых высот в плане продаж, не всех устроили такие резкие эксперименты со звучанием и стилистикой, в особенности, заметные на первых двух работах трилогии. Но в художественном отношении, эта серия альбомов считается одной из самых значительных музыкальных произведений. Количество музыкальных жанров и исполнителей на которых повлияла "берлинская эра Боуи" крайне велико. И пусть "Lodger" порой рассматривают как отдельный альбом, хоть как-то пытаясь отделить его от двух старших братьев, это в конце концов не так важно. Впервые за долгое время, несколько раз послушав альбом, я ловил себя на мысли, что некоторые моменты неприкаянного "Lodger" звучат поинтересней чересчур экспериментальных заморочек "Low" и "“Heroes”". Но Боуи этой относительной неудачи будто бы даже не заметил. Уже во время записи "Lodger" он сочинял материал для следующего альбома, который получит название "Scary Monsters (and Super Creeps)"... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет