|
Первый мой Black Sabbath. Помню, я очень хотел познакомиться с группой, которая играла мрачную музыку и явилась предтечей разных видов металла, в том числе и дума, но, как оказалось, их седьмой альбом ознаменовал чуть ли не полный уход мрака – того самого, благодаря которому и появился впоследствии мой любимый дум-металл, – из музыки этих ребят. Впору было переименовываться в White Sabbath. Впрочем, нет – тексты у них по-прежнему оставались не самыми веселыми, хотя и не такими интересными, как раньше. Излишний «реализьм» (как сказал бы Никита Сергеевич Хрущев) не всегда хорош.
Подобные изменения явно связаны и с популярностью в то время диско, и с панками, которые называли группы, начавшие карьеру в 60-х годах, «динозаврами». Нужно заметить, что в Великобритании тогда был введен прогрессивный подоходный налог, т.е. чем больше зарабатываешь, тем больше процент денег, которые отдаешь государству. Поскольку теперь миллионные прибыли в этой стране были абсолютно невыгодными, музыканты переехали в США, где уже поселился Уорд. И вот в студии в Майами началась работа над очередным студийником. Айомми явно решил взять все бразды правления в свои руки и вел всех остальных туда, куда хотел. Видимо, в качестве протеста Оззи с Биллом все время пьянствовали и в студию приходили далеко не всегда, а Гизер, который тоже был не в восторге от диктаторских замашек коллеги, лишь делал то, что его просили, не особо напрягая творческие способности. Таким образом, Тони делал все сам. Придуманное Батлером название альбома, которое можно перевести как «Восхищение техникой», связано с тем, что наш гитарист напропалую пользовался возможностями звукозаписывающей техники, имевшейся в то время, и экспериментировал на чем свет стоит. Правда, эксперименты здесь все же не всегда кажутся удачными, в связи с чем для абсолютного большинства поклонников группы этот альбом – начало падения, и, пожалуй, они правы. Но что делать? Человеку с протезами на пальцах явно опостылел тяжелый и мрачный рок, и он продолжал впихивать в музыку разные навороты. Он как бы хотел сказать: «Что же вы думаете, что любимая вами группа будет продолжать наяривать одно и то же на протяжении многих лет?» Поскольку в каждой композиции темы сменяли одна другую на всем ее протяжении, исчезла монотонность, но это как раз многим и не понравилось. Клавишные Джеральда Вудраффа играют еще бóльшую роль, а запоминающихся риффов у Айомми стало гораздо меньше. Еще одним отличием данной работы от всех предыдущих является отсутствие чисто инструментальных вещей.
Несмотря на то, что творческая обстановка оставляла желать лучшего, альбом все же получился не таким уж плохим. Оззи как-то сказал: «Это хороший альбом. Тони он все-таки понравился. Он его сам и сделал». Самое смешное – это не то, что пластинка не похожа на классические альбомы «Черной Субботы», а то, что сольные работы Оззи будут здорово похожи на нее.
Запись началась в марте 1976 г., а выпустили альбом 25 сентября. Впервые пластинка группы сначала поступила в продажу в США и лишь потом в Англии (8 октября). Продюсировали все сами, т.е. продюсировал все Тони, и заметно, что записано все хуже, чем раньше. Издевательство Оззи над собственным здоровьем привело к тому, что голос у него стал ухудшаться, однако не настолько, чтобы мы поверили, что он в тот период пил прямо-таки беспробудно. Гитара по-прежнему звучит неплохо, но теперь она тише вокала, да и бас приглушен намного больше, чем следовало бы.
Обложку альбома поручили фирме Hipgnosis, известной работами для Pink Floyd, поэтому она также отличается от всего того, что было раньше. На ней изображены два робота – нечто, напоминающее механическую служанку из мультсериала «Семья Джетсонов», и нечто вроде небольшого небоскреба, – слившихся в «техническом экстазе» на ступеньках эскалатора. Оззи прямо утверждал, что они трахаются. Поскольку я с анатомией подобных не то машин, не то существ абсолютно не знаком :-), то утверждать, что он ошибается, не буду.
1) «Back Street Kids». Первая же вещь по музыке и тексту является словно ответом на панк – тяжело и простенько. Для открывающего трека весьма энергично – гитара риффует, ударные ведут быстрый ритм, а вот баса почти не слышно. Ребята, видимо, вспомнили о закоулках Бирмингема, где они жили когда-то, но смогли выбиться из бедноты и стать известными благодаря рок-н-роллу. Можно сказать, что этот не слишком интересный текст представляет собой подведение итогов уже прожитого этапа жизни. В середине мелодика меняется, добавляются какие-то неуклюжие клавишные, а Оззи поет о том, что «жить становится легко, если знаешь, каким путем идешь». Гитарное соло получилось неплохим, но несмолкающие клавишные не дают ему развернуться. В последнем куплете Осборн говорит о том, что будет играть рок-н-ролл до самой смерти, поскольку он не только единственное, чем он хочется заниматься, но и потому, что благодаря рок-музыке он выплачивает все налоги. Заканчивается песня достаточно внезапно.
2) «You Won’t Change Me». Еще одна панковская (теперь только по тексту) вещь. Раздается далекое гудение, постепенно усиливающееся, появляется весьма жесткий риффинг под медленно стучащие барабаны, а через какое-то время присоединяются клавишные. Музыка медленная и тягучая, вполне в духе doom’образных композиций предыдущих альбомов, за которые мы любим эту группу. Под клавишные, гитарные завывания и медленные ударные Оззи обращается к женщине рядом с собой, предупреждая ее, что не будет меняться в угоду никому. «Интересно, как это – когда тебя любят, а не когда ты прячешься в себе», – говорит он. Пожалуй, здесь мы имеем один из лучших примеров вокала Осборна. В середине к инструментам добавляется отличное фортепьяно, а под него следует пронзительное гитарное соло. В последнем куплете герой просит Бога помочь ему обрести свободу – возможно, со смертью, поскольку если любимая его не выслушает, все будет кончено. В заключение Тони выдает еще одно отличное соло, после которого звучат стихающие клавишные.
3) «It’s Alright». В этой песне неожиданно запел ударник Билл Уорд, поскольку он ее сам и сочинил. Получилось совсем не похоже на Black Sabbath и скорее в духе The Beatles. Так как это была любимая группа Оззи, то он был совершенно не против, а сам спеть ее не решился, посчитав, что у Билла голос, напоминающий американца Барри Манилова, для этого подходит больше. Играет фортепьяно, вступают ударные и бас, звучит акустическая гитара. Текст полон каких-то общих фраз, а припев проще некуда: «Все в порядке, да, все в порядке». Билл поет неплохо, только вот зачем нужно было выдавать эти «у-у-у»? В сольной части электрогитара начинает выдавать эмоциональные пассажи. Затем к музыкальной палитре прибавляется еще и меллотрон. Говорят, что практически на всех инструментах и даже на басу здесь сыграл Тони, поскольку Гизер болел. Заканчивается эта самая нелюбимая мною на альбоме вещь, хотя, надо признаться, не такая уж и плохая, диминуэндо, в то время как Билл продолжает у-у-укать и повторять «все в порядке». Нужно вообще сказать, что если в группе, в которой обычно поет один человек, вдруг начинает петь еще кто-то, это явное свидетельство тому, что не «все в порядке».
4) «Gypsy». Весьма примечательная композиция, к которой проявляешь интерес с самого начала, слыша интересный рисунок ударных в сопровождении баса, а затем жесткую гитару. Кто только ни пел о цыганках – вспомним и Uriah Heep, и Deep Purple, и еще бог знает кого. Вот и Оззи поведал нам о встрече героя с представительницей этого народа, которая поманила его за собой. В середине гитара, сопровождаемая фортепьяно, становится мрачнее: цыганка прочитала будущее героя, а потом он очутился с ней в постели и вскоре узнал, что на самом деле она переодетый дьявол. На словах, которые должна произносить цыганка, появляется отлично солирующая гитара, прекрасно передающая эмоции героя. «Так ты хочешь быть цыганом. Ну что же, давай!» – говорит она. Мне нравится, как в музыку вплетается фортепьяно, временами напоминающее лучшие вещи ABBA. Итак, цыганка околдовала героя, овладела его разумом, и теперь его тело и душа принадлежат ей. Заканчивается композиция пронзительным гитарным соло.
5) «All Moving Parts (Stand Still)». Под отлично риффующую гитару, размеренные барабаны и пульсацию баса почти сразу появляется вокал, причем его мелодика напоминает диско. Музыка получилась запоминающейся, но вот текст какой-то маловразумительный. Согласно Гизеру, это история женщины, которая переодевается мужчиной и становится президентом США. Эвона куда его занесло! В определенный момент мелодика меняется и музыка становится скучнее. Спасает положение небольшое гитарное соло. Из последнего куплета мы узнаем о том, что героиню стали донимать красивые девушки и ей пришлось говорить им, что она на самом деле женщина и «замужем за клоуном». В конце звучит заканчивающееся диминуэндо соло на фоне странных – можно сказать, потусторонних – звуков.
6) «Rock’n’Roll Doctor». Энергичный рок-н-ролл, напоминающий скорее потяжелевших Led Zeppelin или Kiss. В то же время чувствуется влияние буги-рока южных штатов США. Сразу же вступает мрачноватая ритм-секция, но через некоторое время, когда появляются странноватые ударные, в которых есть что-то этническое, мелодика становится более рок-н-ролльной. Отлично риффует гитара, присоединяется фортепьяно, а Оззи поет о том, что если вам плохо, то помочь вам может только любимая рок-музыка. В песне говорится о докторе, который с ее помощью лечит, но на самом деле речь идет о человеке, снабжавшем ребят кокаином. В середине можно услышать пронзительное гитарное соло. В целом, получилось неплохо, хотя для Black Sabbath слишком простовато.
7) «She’s Gone». По моему мнению, лучшая песня на альбоме и одна из лучших баллад за всю историю группы. Это отметил и Пол Маккартни, сказавший, что Осборн может такими вещами хорошо зарабатывать на жизнь. Тем не менее, массе людей эта вещь, как и многие подобные в творчестве группы, не по душе. Ну и ладно! Звучат грустные струнные, потом остается одинокая акустическая гитара, к ней присоединяется вроде бы виолончель, а проникновенный вокал Оззи вещает нам о своем одиночестве. Каждому, кого покидала любимая женщина, без которой жизнь теряет всякий смысл, посвящается! Депрессия так и прет! После очередного запоя жена Оззи ушла от него вместе с детьми, но опять до развода не дошло. В сольной части отлично играют струнные. После этого появляется еще и печальный бас. В конце звучит еще одно соло струнных, после чего песня, которая стала частенько закрывать концерты группы, завершается.
8) «Dirty Women». И вновь энергичная композиция – вступает ритм-секция с мрачновато риффующей гитарой и некоторой долей клавишных. В связи с предпоследней песней эту по тексту я расцениваю как ее продолжение: лирический герой поплакал о том, что его покинули, и отправился на улицы ночного города, чтобы подцепить себе проститутку – «одноразовую женщину», которая не подведет. Появление такого текста связано с тем, что альбом записывали недалеко от публичного дома и всегда, когда ребята шли в студию, они видели вокруг этих женщин и их клиентов (в основном стариков). Музыка постепенно становится более оптимистической, что ли, будто герой нашел-таки себе подходящую «грязную женщину», чтобы не быть одиноким. Тони здесь старается как может, выдавая то одно пронзительное соло, то другое. Фраза, ставшая названием композиции, в конце, в плотной стене из гитарно-барабанного саунда, поется так долго (можно сказать бесконечно, поскольку тема заканчивается диминуэндо), что превращает песню в настоящий гимн женщинам самой древней профессии. Ни о каких моральных переживаниях здесь и речи не идет, что для пуританской Великобритании было, думаю, смело. Впрочем, записывали ведь в Америке, так чего нам об Англии думать?
Альбом, несмотря на число 7, которое вроде бы должно приносить удачу, продавался гораздо хуже предшественников, а критики разносили группу в пух и прах. Этот амбициозный прогрессивный металл могли высоко оценить любители арт-рока, но поклонники классического саунда Black Sabbath, которых было побольше, не особенно радовались. Также стал весьма популярным панк-рок, и столь сложная музыка уже мало кого интересовала. Тут еще начались семейные проблемы у Оззи – жена захотела развестись, а у отца обнаружили рак желудка. Тем не менее, кое-что положительное было – например, Тони Айомми признали лучшим хард-роковым гитаристом мира, и это несмотря на повышенную конкуренцию, ведь на это звание претендовали Ричи Блэкмор и Джимми Пейдж.
Что же, «Technical Ecstasy», конечно, не похож на более мрачные ранние опусы, которые мне нравятся у этих бирмингемцев, но и здесь есть много чего интересного. Этот альбом можно назвать похоронным колоколом, потому что следующий оказался настоящим погребением первого состава Black Sabbath. |
|
Sitting in the back seat of a shiny limousine
Living in a taxi, can't remember where I've been
Playing my music, sitting in my hotel room
Writing about the stars and thinking about the hand of doom
Nobody I know will ever take my rock 'n' roll away from me
Living life comes easy if you know which way you're going
Got to see yourself in other's eyes, surprised?
Living like I want to don't come easy but I'm trying
Sorting out what's true and what are lies, it's wise
Brought up in a back street, living with the salt of the land
Seems that now my music's paying off my tax demands
So listen to the music, want to see you get so high
'Cause I'm a back street rocker and I will be 'till the day I die
Nobody I know will ever take my rock 'n' roll away from me
You won't change me
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
I'm just a man and I am what I am
Nobody will ever change my ways
I don't need money and I don't need no lies
I only need to live for today
But I'd like to talk things over with you
I want to hear the things you say today
Although you won't change me anyway, no, no way
I wish you'd come and see me, I'd like to hold you
I want to set my mind all free
You understand me woman, you give me time
But I don't need no sympathy
Still I wonder what it's like to be loved
Instead of hiding in myself
Nobody will change me anyway, no, no way
Nobody's gonna change my world
That's something too unreal
Nobody will change the way I feel
So listen to me now, hear what I say
Please give me time and maybe love
If there's a god up there, well, I hope he helps me
I need him now to set me free
'Cause it may be that it's over for me
If you don't hear the things that I say today
Nobody will change me anyway, no, no way
Nobody's gonna change my world
That's something too unreal
Nobody will change the way I feel
It's alright
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Told you once about your friends and neighbours
They were always seeking but they'll never find it
It's alright
Yes, it's alright
Where to go and where to see
It's always been that way and it can never be
It's alright
Yes, it's alright
Give it all and ask for no return
And very soon you'll see and you'll begin to learn
That's it's alright
Yes, it's alright
It's alright
Yes, it's alright
Don't you know that it's so good for you
You can be making love and see it all go through
But it's alright
Yes, it's alright
So I told you once about your friends and neighbours
They were always seeking but they'll never find it
It's alright
Yes, it's alright
Gypsy
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Watch the universe at the end of another day
Fatalistic ships from a distant shore
In the back of my mind I could see - she was standing there
Like the feeling you have when you've been there before
She was a gypsy woman, she was as cold as the day
She said I'd got it coming and then she took me away
She took me through the shadows of her sunken dream
I thought it's over me, she wasn't all she seemed
She took my hand and then she started to speak
She told me she'd had the call
With eyes of fire that were burning my soul
She looked into her crystal ball
She read my fortune then she read my mind
She didn't like my thoughts at all
She showed me shadows, a spectre of life
My soul just wanted to scream
She stared so deeply into my eyes
That's when I fell into a dream
When I awoke in bed she lay beside me
And then she read me with her eyes, she said
So you wanna be a gypsy - come on now
So you wanna be a gypsy - come on now, now, now
Gypsy woman - you're the devil in drag
You are the queen of all hell
You took my body now you're wasting my soul
You've got me under your spell
And as the sun shines on another day
You're gonna take my mind as well, it's over
So you wanna be a gypsy - come on now
So you wanna be a gypsy - come on now
So you wanna be a gypsy - come on now
So you wanna be a gypsy
All moving parts (stand still)
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Super animation turning on a nation
And they're saying all moving parts stand still
Since he was elected, adrenalin injected
Hear him saying all moving parts should kill
Just like the hero he's got them all on the run
Yes, he's won
Since he passed the motion, they're building in the ocean
And he's saying all men should all be free
What a combination, peace and radiation
And he's saying free men should fight for me
Just like his momma he seems to get his pleasure from pain
And the rain - ain't that strange? Very strange
I like choking toys
You've got to see me before you meet the boys
Teacher's burnt the school
He's had enough of sticking to the rules
People stop and see
He's got to be more decadent than me
Just to pass the time
He gets his kicks from licking off the wine
Pretty silly ladies, all Cynthia's and Sadie's
Call him and he takes their numbers down
Says he is a woman, should have seen it coming
And she says she's married to a clown
Just like a lady she'll keep you guessing through the night
Not tonight, well, I might, oh, alright
Rock 'n' roll doctor
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Well, I'm sick and tired of hearing 'bout the world and it's hang ups
Gonna get myself together, take a ride downtown
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see him, see him today, he's gonna blow me away
He makes me happy when I'm feeling down
Takes away my worry, takes away my frown
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see my rock 'n' roll doctor
I gotta see him, see him today, he gonna blow me away
If you wanna feel groovy give the doctor a call
Doctor Rock will help you anytime at all
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see my rock 'n' roll doctor
Gotta see my rock 'n' roll doctor
I gotta see him, see him today, he gonna blow me away
She's gone
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
I've been gone a long long time waiting for you
I din't want to see you go, oh, no, no
And now it's hurting so much, what can I do?
I wanted you to be my wife
The days are passing slowly since you've gone
Your memories are all I have, yes, I have
I sit here waiting but you'll never show
Without you I can't carry on, ooh, my baby
You said you'd always love me, all of my life
And then you said your last goodbye, yeah, goodbye
Why the sudden changes, why all of the lies?
I should have seen it in your eyes
The endless hours of heartache waiting for you
My summer love has turned to rain, all the pain
The silent emptiness of one sided love
My life means nothing now you're gone, ooh, my baby
Dirty women
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
The neon lights are shining on me again
I walk the lonely streets in search of a friend
I need a lady to help me to get through the night, through the night
If I could find one then everything would be alright
The sleepy city is dreaming the night time away
Out on the street I watch tomorrow becoming today
I see a man - he's got take away women for sale, yes, for sale
Guess that's the answer 'cause take away women don't fail
Oh, dirty women - they don't mess around
Oh, dirty women - they don't mess around
You've got me coming - you've got me going around
Oh, dirty women - they don't mess around
Let's go!
Walking the streets, I wonder will it ever happen?
Gotta be good 'cause then everything will be Ok
If I could score tonight then I will end up happy
A woman for sale is gonna help me save my day