|
Для начала приведу пару цифр. Возможно, кому-то они покажутся невероятными. Но таковы были реалии тех давних удивительных лет.
Так вот. Релизы дебютного LP "On Time" (август 1969 г.) и следующего за ним "Grand Funk" разделяют всего четыре месяца (официальный релиз второго альбома пришёлся на 29 декабря 1969 г.). Это первая из двух цифр.
Вторая ещё более невероятна. Запись программы этой второй пластинки (как, впрочем, и предыдущей, так уж вышло) заняла всего два (!) дня. Строго говоря - три. Но 10 октября всё того же 69-го группа только заехала в студию Cleveland Recording Company (Кливленд, Огайо) и записала лишь трек "Mr. Limousine Driver". Затем последовал перерыв в десять дней. Зато уже 20 октября музыканты Grand Funk Railroad записали сразу четыре трека (включая "Nothing Is The Same", который в основную программу не пробился). Однако настоящий героизм был проявлен днём позже, когда были сделаны записи самых сложных номеров ("Please Don't Worry", "Winter And My Soul", "Paranoid" и "Inside Looking Out"). Согласитесь, денёк не из лёгких выдался тогда у парней из GFR, их продюсера Терри Найта и звукоинженера Кеннета Хаманна. Только один простой вопрос (без надежды получить на него ответ) напрашивается к любому из участников тех исторических событий - как такое возможно?
В тот летне-осенний период, помимо рядовых концертных выступлений, GFR успели засветиться сразу на нескольких представительных фестивалях, первый из которых - Atlanta Pop Festival, состоялся ещё в июле 1969 года. Затем были Texas International Pop Festival, West Palm Beach Music Festival и, наконец, в октябре Strawberry Fields Festival в Канаде. На дебютном для группы фестивале в Атланте трио блеснуло, причём, настолько ярко, что организаторы этого мероприятия выписали М. Фарнеру, Д. Брюеру и М. Шахеру персональные приглашения на участие в фестивале следующего года.
При столь плотном графике выкроить время на студийную работу было действительно непросто. Пусть даже все до одного номера программы "Красного альбома" от первой до последней ноты были подготовлены и обкатаны заранее. Более того, многие из них готовились ещё к дебютному альбому "On Time", а, допустим, песня "Got This Thing On The Move" была написана Марком Фарнером ещё в то время, когда Grand Funk Railroad назывались коротко и ёмко - The Pack.
По сути, программа будущего диска была сформирована за месяцы до студийной работы, а запись в отдельных случаях осуществлялась с одного дубля. Отсюда и масса шероховатостей, главным образом у гитары М. Фарнера. Впрочем, в те времена на подобные мелочи смотрели сквозь пальцы, пожалуй, это было в порядке вещей даже для великих музыкантов. А М. Фарнер, при всём к нему уважении, в число таковых тогда ещё не входил.
И всё же именно в ту пору о GFR заговорили как об "американском ответе" британской супер-группе Cream. Трио из Мичигана стремительно прогрессировало. Сказывались работоспособность и прорывная мощь самих музыкантов, сподобившихся за какую-то пару лет выбраться в число лидеров американской рок-музыки, а ещё пробивные качества их менеджера-продюсера Т. Найта, делавшего для этого всё возможное.
Другое дело, что по большому счёту время GFR ещё не пришло. Пока что Америка плохо знала эту новую группу из маленького городка Флинт, затерявшегося в штате Мичиган. И Терри Найт, хорошо это понимая, торопил события. Бурная концертная деятельность, навязчивая идея непременно до конца года выпустить второй студийный альбом, хотя и первый-то ещё не разошёлся по просторам североамериканского континента. Эти и прочие факторы работали на репутацию группы.
Занятная история произошла в Детройте, где трио выступало "на разогреве" у Led Zeppelin, в очередной раз прибывших с Британских островов с гастролями. Местная публика так долго не отпускала со сцены парней из GFR, что менеджер LZ Питер Грант пришёл в ярость и чтобы, наконец, избавиться от этих несносных "железнодорожников", вырубил электричество на сцене, а заодно и в переполненном зале. Результат, однако, оказался прямо противоположным - народ подверг Led Zeppelin обструкции и в большинстве своём в знак протеста покинул концертный зал. Оставшиеся поклонники авторитетов из Европы потом вспоминали, что на фоне всех этих событий LZ представляли собой жалкое зрелище.
Не секрет, что GFR достаточно редко пользовались такой заманчивой опцией, как кавер-версии. За десять лет активной творческой деятельности (до 1977 года) группы подобных примеров наберётся едва ли больше, чем пальцев одной руки. Самые известные из них, напомню, представлены на пластинках "Survival" (1971 г.) с обработкой "роллинговской" песни "Gimme Shelter" и "Shinin' On" (1974 г.) с суперхитом "The Loco-Motion" американских авторов Carole King Klein / Gerald Goffin.
Композиция "Inside Looking Out" из репертуара классиков британской рок-музыки The Animals (пластинка 1966 года "Animalization") возглавляет этот короткий список, став первым подобным опытом для GFR. История "Inside..." удивительна. Началось всё с американского тюремного фольклора. В пятидесятых годах тему песни "Rosie", популярной у тогдашних заключённых, адаптировал для своей пластинки "Popular Songbook" американский этно-музыковед Алан Ломакс. В свою очередь британские рокеры из The Animals почти в неизменном виде использовали аранжировку Джона и Алана Ломаксов, переделали текст, оставив, впрочем, неизменным его смысл. Сводился он, как можно догадаться, к привычным стенаниям бедолаги-зека, страдающего от непосильной каждодневной работы и отсутствия женской ласки.
Музыканты GFR слегка "подретушировали" оригинал The Animals, заменив несколько ключевых слов в тексте Эрика Бёрдона (в частности "rebirth" на "reefer" и "canvas bags" на "nickel bags"), и всего лишь облачили мелодию в хард-роковую форму, практически не затронув её структуру. Забавно, как эти несколько заменённых слов элегантно скорректировали контекст композиции, внеся в него романтический, актуальный для тех мест и того времени "допинговый" компонент:
"...Одиночка ломает человека,
Но моё время истекает -
Это единственное, что радует меня.
Я в объятиях каменных стен
И не жду снисхождения.
Нет, малышка, нет, моя девочка,
Всё, что мне теперь нужно -
Это сберечь свой разум
В этой топке горящей печи.
И когда придёт время
Ты остудишь мою голову.
Жизнь всё более паршивая
На этой зелёной планете, созданной Богом.
Меня спасает только курение этой штуки,
Только это охлаждает мой разум..."
Оригинал The Animals, продолжительностью менее четырёх минут, Фарнер-Брюер-Шахер преобразовали в почти десятиминутный опус. Получилось солидное произведение, по праву сильнейшего закрывающее программу альбома. Возможно, где-то затянута инструментальная часть с достаточно сложными для гитары М. Фарнера фрагментами, где он балансировал на грани срыва. Но в целом Марк справился. Партия губной гармоники в данном случае совсем не отождествляется с непременным атрибутом тюремного досуга, а скорее стала дополнительным средством для увеличения продолжительности звучания номера ещё, по меньшей мере, секунд на 30.
Стоит отметить вокальный дуэт Брюер-Фарнер. Любопытно, что тембры голосов того и другого на тот момент времени были почти неразличимы.
Но всё же "Paranoid" здесь и сейчас представляется мне сильнейшей вещью всего альбома с его "пинкфлойдовским" intro и достаточно разнообразным саундом (в сравнении с аскетичным звучанием материала первой стороны LP). Разнообразие это достигается прежде всего засчёт грамотного использования wah-wah pedal. Ход по тем временам новаторский, выигрышный и весьма уместный в дискретном мелодическом построении номера. Теперь о его содержании. Интригующее, словно в триллере, начало:
"...Посещало ли вас когда-либо чувство,
Что за вами кто-то наблюдает?
Хотя для этого не было никаких оснований,
Но это чувство было с вами.
Словно кто-то ждёт прямо за дверью,
Чтобы вытащить вас отсюда.
Это же всем понятно,
Зачем этот кто-то вас ждёт..."
Но далее Фарнер начинает буксовать, сюжет не получает ожидаемого развития, словно автор испугался собственной смелости и свернул не туда. Чередой пошли повторы и напутствия, что надо, мол, просто взять себя в руки, приятель...
Инструментальная составляющая этого номера, должно быть, не столь экспрессивна и сурова, как в "Paranoid" у Black Sabbath, но здесь следует принять во внимание тот немаловажный момент, что свой "Paranoid" GFR сыграли на год раньше, чем BS свой.
Годы спустя авторитетные музыкальные аналитики будут хором убеждать сомневающихся, что звучание GFR образца 1969 года было более "европейское", чем "американское". Кто бы с этим спорил. От себя добавлю, что на всём американском континенте в то время никто из "великих" не играл так, как эти трое (разве что Джими Хендрикс, но тот жил на две страны), хотя они и не были единственными. В ту пору в тех же Штатах очень резво начинало трио Fields (P. Burke, R. Fortunato, S. Lagana), как и в Англии, скажем, трио Gun. Но обе эти достойные, но недолговечные рок-бригады, никак не относились к разряду "великих". Другие англо-американские группировки были ещё лишь на подходе к своему величию.
В целом же альбом "Grand Funk" вызывает двойственные чувства. Тяжёлое для восприятия начало, однообразное и монотонное (как и большая часть первой стороны пластинки): из одного динамика непрерывно грохочут барабаны, в другом гудит бас-гитара, оттуда же поначалу уныло звучит и основная гитарная партия, где-то посредине растекается пронзительный вокал М. Фарнера. И так на протяжении почти десяти первых минут. Далее становится интереснее. "High Falootin' Woman" - проверенная временем, весьма популярная у нескольких поколений музыкантов классическая формула буги-блюз. Но с совершенно бессодержательным текстом.
Песенная поэзия Марка Фарнера - далеко не сильная сторона этой творческой личности.
Первая сторона пластинки вообще примечательна аутентичным инструментальным наполнением (как пример - "In Need"). Подобный минимализм был показателен, пожалуй, для британских рок-коллективов, но не американских, где традиционно в составах порой собиралась толпа из 6-8 музыкантов. Трое, четверо - для них это скорее исключения из этого правила.
Как бы то ни было, в своё время "Красный..." вызвал у публики (в особенности молодёжной и особенно американской) куда больший интерес, чем дебютный диск GFR. Прежде всего, новизной и свежестью своего звучания, достаточно тяжёлого, но с блюзовыми тональностями, что было близко американскому слушателю. Более того, значительно превзойдя своего предшественника в списках Billboard (11 место против 27-го), "Grand Funk" "подтянул" симпатии слушателей и к "On Time", и уже к исходу 1970 года тот также обрёл статус "золотого".
Вполне обоснованно и заслуженно. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
1. Got This Thing On The Move (Mark Farner) 4:35
2. Please Don't Worry (Don Brewer - Mark Farner) 4:16
3. High Falootin' Woman (Mark Farner) 2:58
4. Mr. Limousine Driver (Mark Farner) 4:25
5. In Need (Mark Farner) 7:53
SIde 2:
1. Winter And My Soul (Mark Farner) 6:35
2. Paranoid (Mark Farner) 7:35
3. Inside Looking Out (J. Lomax - A. Lomax - E. Burdon - B. Chandler) 9:29
Produced by Terry Knight
Manufactured by Capitol Records, Inc.