|
Хоть Univers Zero и стояли у истоков движения RIO, то бишь "rock in opposition", этого самого рока в их музыке на означенном этапе развития были сущие крохи. Но и эти "крохи" вовсю щеголяли определениями арт- и прогрессив-. Ничуть не меньшим было влияние на бельгийцев со стороны фри-джаза, но настоящей основой для их изысканий можно считать камерную музыку двадцатого века. Определение "Magma, наслушавшиеся Айвза и Пендерецкого и начитавшиеся Лавкрафта" в целом достаточно хорошо описывает сущность дебютного релиза группы. Забавно, что, как и в "Магме", главным генератором идей и организатором проекта был ударник. Еще веселей от того, что оный славный барабанщик, известный под именем Даниэль Дени, как раз успел засветиться в одном из гастрольных составов упомянутых французов. И именно его стараниями Univers Zero сумели потеснить с "твердолобой вершины" авангардной музыки британцев Henry Cow, стараниями которых и зародился собственно rock in opposition как таковой.
Впрочем, вернемся в 1977 год, когда еще не было никакого RIO, да и сам обозреваемый релиз имел то же название, что и группа. (Заветные цифры 1313 появились на обложке лишь третьего по счету издания, датируемого 1978-м годом - данное число было всего лишь порядковым номером мастер-ленты). Сложно расценивать этот альбом как дебютный: компаньонов себе Дени подбирал на протяжении семи лет, когда еще не было никаких Univers Zero, а существовали лишь их предтечи - Arkham и Necronomicon (ну, вы уже можете оценить накал ктулхуистских страстей...). Так что септету, собравшемуся для длившейся жалких три дня записи альбома, явно не нужно было никакой раскачки: уже в первой композиции, "Ronde", на нас обрушивается сразу весь арсенал идей, скопившихся у команды. Несколько раз за эти пятнадцать минут композиция зарождается нежным неоперившимся птенцом, под вздохи духовых и невероятно мелодичные напевы смычковых, чтобы спустя некоторое время вспыхнуть чудовищным фениксом, испепеляющим все вокруг. Извивающиеся в спазмах ударные и устрашающе хрипящая скрипка вещают о неизбежной катастрофе, но начало нового цикла все равно дарит надежду на счастливый финал. И так каждый раз - бережно выводя очередное прекрасное звуковое полотно, Univers Zero неизменно уничтожают его. Разными способами, но с неизбежным особым цинизмом...
Собственно, на этом релиз можно было бы и закончить. Полноценным на фоне "Ronde" умудряется выглядеть только записанный в 1979-м монумент "La Faulx", вошедший на альбом в качестве бонус-трека еще пять лет спустя. И это как раз тот случай, когда полет композиторской мысли заводит музыкантов в совсем уж невообразимые дали; к тому же, чудовищная продолжительность делает "новый финал" совсем уж трудным для осмысления. На подобном фоне оставшиеся треки выглядят лишь легкой разминкой. Хотя, на самом деле, сочинителям следует воздать должные почести и за впечатляющий потусторонний вальсок "Carabosse", и за мрачную зарисовку "Malaise", едва ли не единственную на альбоме, где гитара действительно слышится, а не угадывается, да и за "маньячную" панораму "Docteur Petiot", где виолончель выводит мотивы, насыщенные абсолютно запредельным драматизмом. Хотя в жизнеописании столь занятной персоны, как Марсель Петье, один из известнейших французских преступников, Univers Zero подводит инструментальная сущность их музыки. Все-таки, в данном случае некий "сопроводительный лист" уж точно не стал бы лишним.
Для своего времени альбом стал одной из вершин "оправданной зауми" на грани джаза, рока и классики. Современники-единомышленники, впрочем, не смотрели на "1313" как на нечто недостижимое - случались в семидесятых релизы и покруче. Но вот творение столь же инфернально мрачное явно найти было невероятно сложно. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет