|
|
|
Burzum
« Umskiptar »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Blóðstokkinn
|
| 2 | Jóln
|
| 3 | Alfadanz
|
| 4 | Hit helga Tré
|
| 5 | Æra
|
| 6 | Heiðr
|
| 7 | Valgaldr
|
| 8 | Galgviðr
|
| 9 | Surtr Sunnan
|
| 10 | Gullaldr
|
| 11 | Níðhöggr |
|
Varg Vikernes - вокал, все инструменты |
|
Label: Byelobog Productions
Umskiptar is Old Icelandic for "Metamorphoses".
English translations of song titles:
1. Soaked in Blood
2. Deities
3. Elven Dance
4. The Sacred Tree
5. Honour
6. Esteem
7. Song of the Fallen
8. Gallow Forest
9. Black from the South
10. Golden Age
11. Attack from Below
The lyrics on "Umskiptar" are all taken from a Norse poem, Völuspá.
Recorded in Grieghallen Studio in Bergen in September 2011.
Produced and mixed by Pytten and Dave Bertolini.
Mastered at Whitfield Mastering, London by Naweed.
Artwork presents Peter Nicolai Arbo's painting of the goddess Nótt, the night personified.
Design and layout by Dan Capp. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Если бы Варг не сидел, пришел бы он к своему современному звучанию? Скорее всего да, ибо звучание "Belus", "Fallen" и, как выясняется, "Umskiptar" - это лишь дальнейшее продолжение идей "Filosofem", записанного еще до 1994 года. Викернес продолжает баловаться с размазыванием гитар в постоянно надсадно жужжащую линию, то регулярно беспокоимую переливчатыми тремоло, то сопровождаемую простым и зацикленным риффом, будто знакомым и уже сто раз у кого-то слышанным, но оттого не менее потрясающим. Неожиданно разрывающий прямо-таки романтическую мелодию тревожный рифф в "Alfadanz", аккомпанирующий возмущенному сипению Варга, будет хорошей иллюстрацией. В "Umskiptar" еще больше чистого вокала, простых и приятных мелодий, спокойных акустических пассажей, обычно предваряющих или сменяющих аналогичные гитарные партии. Чтобы этим всем проникнуться, лучше не быть любящим тяжесть и драйв металлистом. Поздний Burzum - это первым делом нечто очень атмосферное и захватывающее, не в последнюю очередь благодаря скромности ударных, звучание которых простое, тихое, не лезущее на первый план и как бы утопленное в играющие шероховатостями гитары и гулкий бас. Однако наиболее погружающие гитарные наслоения все-таки остались на "Fallen" (на "Umskiptar" действительно успешным на этой ниве треком будет, пожалуй, "Jóln"). Но это ничего - освобожденный из мест лишения свободы нашел другой способ доукомплектовать эстетическую ценность своего произведения.
Интересным решением стало взять в качестве источника всех текстов самое что ни на есть реальное произведение скандинавской мифологии. В данном случае это эпическая песнь "Прорицание вёльвы" ("Völuspá"). О чем она, скорее всего, знает не каждый норвежец или швед, но даже далекому от всего этого русскому слушателю знание содержания первоисточника вряд ли будет так уж полезно. Интереснее предполагаемый мотив Варга. Складывается впечатление, что он если не разочаровался в своем национализме, то по крайней мере устал от провокационных методов его активных проявлений. И поэтому, впав в отчаяние, он словно решил просто погрузиться вместе со слушателем в образы скандинавской мифологии. Для того ли, чтобы этим последним аргументом попытаться вновь разбудить в своих поклонниках протест против "разрушителей языческой культуры"? Для того ли, чтобы очаровать стороннего слушателя ее красотой и силой? Для того ли, чтобы всего-навсего укрыться в мире древних сказаний от созерцания гибели этой культуры? Возможно, и даже весьма, что любая из этих точек зрения ошибочна. Но что с того? Это все равно обогащает впечатления, привносит в музыку особенный дух, начиняет ее особым эстетическим эффектом, покрывает дополнительным слоем эмоциональности. Иначе чувствовалась бы эта тревога в "Alfadanz"? Душевное метание "Hit helga Tré"? Стремление к прекрасному "Valgaldr"? Скорбная мольба "Galgviðr"? Потерянность "Surtr Sunnan"? Перерастающая в отчаяние печаль "Gullaldr"? На фоне этих выразительных повествований меркнут и неряшливость звучания, и вокальные огрехи уставшего голоса Варга. Даже напротив, эти нескладности становятся лишними кирпичиками в стене искренности этой работы.
Викернес перешел на плотный график ежегодного выпуска альбомов. И в нем видна способность подерживать их стабильное качество. Хоть бы только рядом не оказалось заразных личностей с тлетворным влиянием вроде Руди Ратцингера... |
|
|
| |
| | | |
| |
Третий альбом проекта Burzum новой эры, то есть начиная с "Belus", когда Викернес начал создавать другую музыку (скажи спасибо, что еще металлическую). Во всяком случае, на этом диске.
Лирика "Umskiptar" - это «песня «Прорицание вёльвы», одной из самых известных эпических песен «Старшей Эдды». От имени вёльвы (колдуньи) рисуется картина от сотворения мира до его гибели, а затем последующего возрождения» (цит. wiki).
Вот это как раз и надо понимать, рассуждая о музыкальной и иной ценности альбома. То есть фактически Викернес выступает в роли скальда, поет нам древнейшую песнь, сопровождая ее своим специфическим аккомпанементом.
Оттого понятно, что Варг широко обращается к норвежскому фолковому певческому наследию. Таких попыток было множество в норвежском Black Metal. Но Викернес делает на этом аргументированный акцент, и даже выстроил правильный вокал для своих целей. Он - методический и несколько даже медитативный, часто нарративный.
Если автор желает привлечь наше внимание сначала барабанами, то это ему удалось. А вот трэк "Jóln" начинается с ходу, с разворота с вокала, с внутреннего диалога, что демонстрируется дальнейшим привлечением пения с другой точки, и с разными интонациями. Вот тут нарратив (повествование) и движется вперед, наряду с хоровыми припевами, которые решены, вероятно, наложением голосов. Тут местами под настроение вокал разговаривает с гитарой и, что характерно, инструмент отвечает певцу.
Почему-то мне кажется, что это ИНОГДА не совсем фолк-песня - из-за её ритмики и приложенных гитар, которые немного не сопрягаются, как это положено в фолке. Тут есть нарочитый разбаланс, и гитары, собственно, примочены по-рокерски, по-металлически. Присутствует атмосфера фолк-роковой мистерии, к которой так явно стремится автор.
По размышлению - это его вторая главная задача, после повествовательной.
А фолк здесь струится непрестанно, как дождь, как снег, как норвежский буран пробивается сквозь комфортный антропогенный пейзаж и колонки. Это и олдовая мелодика, и особенное задушевное настроение песен. Что как раз подчеркивается теми самыми хоровыми наложениями.
Настроение? Да такое самое темно-эпическое настроение.
И кажется оно перетекает из трэка в трэк, где-то настроение мрака, где-то сурового ожесточения, а где-то гибельного угара. И Doom-ового настроения, марева и миража здесь ужасное количество. Просто они оформлены не совсем так, как мы привыкли.
Во всем этом виновата архетипическая металлическая примоченная и не примоченная гитара - впереди, и где-то на втором плане, как ручей, иногда пускается тонкая высокая партия струнных.
В целом, как мне показалось, это альбом взаимодействий: вокала и вокалов, вокала с инструментом, инструментов с другими инструментами. В этом смысле это экспериментальный альбом. Автор будто пробует: а что будет, если?..
Ну в принципе это уже не первый такой диск, и после "Белуса" это выглядит так, будто автор понемногу скидывает блэк-металлические доспехи, и решает совершенно новые задачи в своем творчестве, ну и прежде всего - ставит новые вопросы. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 41540 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).