|
Говоря о музыке Stone Temple Pilots, практически невозможно оценивать ее в отрыве от творчества таких титанов гранджа, как Alice in Chains, Nirvana и Pearl Jam. Все эти группы, за исключением, по понятной причине, Nirvana, существуют и поныне, и все они, кроме Pearl Jam, прошли через распад и воссоединение, вызванные главным образом общим падением интереса к гранджу в середине-конце 90-х и определенной востребованностью возобновления деятельности былых кумиров у оставшихся поклонников в наши дни. Некоторая же вторичность (но ни в коем случае не второразрядность!) STP по сравнению с вышеперечисленными коллективами с точки зрения лидерства в период их всеобщей наибольшей популярности, пришедшийся на начало и середину 90-х, объясняется, по-видимому, тем достаточно очевидным обстоятельством, что какой-то сугубо индивидуальной и по-настоящему яркой музыкальной «фишки» у STP, в отличие от трех остальных составов, никогда не было. И заметнее всего это слышно именно на дебютном альбоме «Пилотов каменного храма», ставшем при том, однако, как это ни парадоксально, общепризнанно лучшим и самым успешным в их дискографии (так, например, релиз был удостоен статуса Альбома Года в журнале “Metal CD”) благодаря наличию на нем целого ряда ярчайших, абсолютно гениальных композиций, известная вторичность «подачи» которых (особенно в плане характерных вокальных приемов и гитарных гармоний) ни в коей мере не умаляет их музыкальной ценности.
Одним из наиболее значимых номеров на альбоме является, безусловно, открывающий его «стенобитный» среднетемповый боевик “Dead & Bloated”, начальные строки которого, пропеваемые полным сарказма дисторшированным голосом Вейланда, наилучшим образом характеризуют в целом присущий лирике, сочиненной им в разные периоды творчества, своеобразный «замес» из декаданса, несколько извращенной меланхолии и едкого черного юмора: “I am smellin’ like the rose that somebody gave me on my birthday deathbed. I am smellin’ like the rose that somebody gave me ’cause I’m dead & bloated” («Я пахну как та роза, которую кто-то преподнес мне, лежащему на смертном ложе в день своего рождения. Я пахну как та роза, которую кто-то преподнес мне потому, что я мертвый и раздувшийся»). Эта сильнейшая композиция, не лишенная меланхоличности в духе Alice in Chains, примечательна исключительной, нарочито прямолинейной, но отнюдь не примитивной мощью инструментальных партий (особенно впечатляет ритм-секция, звучащая настолько «живо» и «хуково», насколько это вообще возможно в студийной записи — честь и хвала мастеровитому продюсеру Брендану О’Брайену и его ассистентам). Не менее зажигательна идущая следом умеренно скоростная “Sex Type Thing” («Что-то типа секса») — настоящая квинтэссенция гранджа, своего рода утяжеленный вариант Nirvana (вокал Вейланда местами поразительно похож на кобэйновский). Из дальнейших номеров больше других запоминаются потрясающе красивая, щемяще-меланхоличная инструментальная акустическая интерлюдия “No Memory” («Беспамятство»); следующая за ней, изрядно напоминающая Led Zeppelin, «встретившихся» с Alice in Chains, тяжеленная “Sin” («Грех»), где талант Вейланда как исключительно разностороннего вокалиста раскрывается, пожалуй, наиболее полно; идущие подряд лирично-балладная и опять же до боли напоминающая Nirvana “Creep” («Зануда»), величественно-грозная, вновь чрезвычайно похожая на AIC (очевидно, главных кумиров STP в то время) “Piece of Pie” («Кусок пирога») и “Plush” (в контексте лирики примерно можно перевести как «Шикарная особа» или «Роскошная девчонка») — великолепнейшая, абсолютно «знаковая» и центральная композиция альбома (своего рода элегантнейший, стилистически безупречный гимн любовной лихорадке), на которую был снят стильный и запоминающийся видеоклип (здесь вокал чрезвычайно близок к манере пения Эдди Веддера из Pearl Jam); и, конечно же, завершающий эпик “Where the River Goes” («Где течет река») — поначалу тягостная и депрессивная, исполненная в целом в манере уже не раз упомянутых, мегапопулярных на том же временном отрезке AIC в сочетании с уже также упомянутыми LZ (“Kashmir” — вот что первое приходит в голову), обладает всё же и изрядной собственной индивидуальностью; при ее прослушивании перед мысленным взором невольно возникает картина могучей полноводной реки, неспешно несущей свои воды в ночной темноте, лишь изредка нарушаемой загорающимися то тут, то там и отражающимися от воды огнями светляков, а финальные вокальные партии, отдающие шаманством и одновременно оптимизмом и надеждой на то, что поющему всё же когда-нибудь доведется узнать местонахождение вожделенной реки, в какой-то момент вызывают в памяти свежего и полного сил, а не вконец измотанного, уставшего от жизни и умершего от передозировки «расширителей сознания» двумя десятилетиями ранее Джима Моррисона из The Doors.
Если говорить об оформлении альбома, о заложенной в него творческой концепции, разработанной самой группой (суть которой, мне кажется, предельно лаконично выражает блистательная образная реплика персонажа, сыгранного Алем Пачино в фильме «Запах женщины»: «Ты настолько увяз в своем сахарном бизнесе, что давно забыл вкус настоящего меда»), то ее визуальная реализация — юная обнаженная негритянка, прижимающая к груди некий слегка светящийся изнутри и напоминающий небольшую тыкву шарообразный объект (“core” («ядро», «сердцевина», «суть» и т.п.)) и сама находящаяся в центре прозрачной сферы в лучах багрового заката на фоне старого ветвистого дерева (очевидна аллюзия с яблоком как символом грехопадения Евы в Эдемском саду) и силуэтов далеких гор — мне видится практически безукоризненной и лишенной даже намека на пошлость. И эта концепция органично дополнена по принципу «от противного» следующей сокрушительно-язвительной репликой, отдельно приведенной в буклете как своего рода программный тезис и отчасти пересекающейся по смыслу с начальной композицией альбома: “… And to you, dead and bloated nation of sleepwalkers, so content to drown in your own rancid apathy that your own minds and the minds of your children are being bought and sold on the auction block by swarthy old hogs — oh, set a place for the auctioneer, he’ll be coming to dinner tonight. No need to bother, honey, he’ll be coming live via satellite direct, right through our brand new motherfuckin’ super-mega-screen Home Monitor System…” («… Вы же, мертвая и распухшая нация лунатиков, столь согласных погружаться в вашу собственную прогорклую апатию, продукт вашего сознания и сознания ваших детей, покупаемый и продаваемый на аукционе загорелыми старыми боровами — о, организуйте-ка местечко для аукциониста, он сегодня вечером придет [к вам] поужинать. Не стоит беспокоиться, дорогая: он придет в прямом эфире по спутниковому каналу, прямо через нашу ультрасовременную, мать ее, домашнюю систему видеонаблюдения с супер-мега-экраном…»).
Этому альбому, мне кажется, вполне можно простить вышеописанную вторичность музыкальной подачи, ибо в мелодико-исполнительском плане он абсолютно безупречен и никакого реального плагиата не содержит. И надеюсь, что большинство тех, кто его слышал или услышит, согласятся с выставленной мною наивысшей оценкой. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет