|
По большому счёту, предпринимать попытки укротить первородное безумие и дьявольский запал чёрного металла, заточить его в клети тёплого уюта и умиротворения, да насквозь пропитать меланхоличной ностальгией – всё равно, что пробовать заставить демона сточить рога, ходить в церковь по воскресеньям, переводить бабушек через дорогу и вообще являть собой образчик благочестия. Всякая инферналь от такой мысли вспорет дурошлёпу-просителю брюхо и удалится в родное пекло, либо, что куда менее вероятно, быстренько скиснет и вконец окочурится, тварюга несчастная. С black metal то же самое – от упомянутых извращений он становится если не прахом, то пшиком. Но вопреки всем возможным законам, логикам и азбукам, страждущих обволочь металлическую чернь пост-рочьей мечтательной дымкой и щедро приправить томно-карамельным шугейзом находится всё больше. Зародившаяся во Франции метель подобного сентиментального музицирования запорошила снежком всех, до кого дотянулась, от мерзлоты Мурманска до австралийских степей. И в ряды обильно эмоционирующих творцов нынче ломятся не только ловящие тренд за хвост юнцы, но и сделавшие себе имя в иных, более тёмных сферах, мракогоны, внезапно возжелавшие предаться ювенальным переживаниям. Обратная же ситуация, когда пост-музыкальные элементы сливаются с black metal строго для вящей выразительности без всяких попыток укрощения и “осветления”, встречается крайне редко. Французский проект Ars Moriendi, совсем недавно откопавшийся из глубокого подземья, возможно, единственный создал в этом ключе нечто стоящее.
Arsonist, или же Bastien Mailhot, единолично владеющий группой, основал её в 2001 году, и к февралю 2012 за ним числится шесть демозаписей и два полновесных альбома, о втором из которых и идёт речь. Музыкальному мышлению Бастиана не присущи шаблоны и лекала, и его сочинения наотрез отказываются быть впихнутыми в привычные стилевые рамки. С немалой условностью “Du Tréfonds d'un Être” можно описать как black metal атмосферно-депрессивной кройки с весомой долей пост-рока и влиянием прогрессива. И хотя некоторые параллели провести несложно, Ars Moriendi музыкально не впишется в непрестанно варганящую легкоусвояемую сладостную мешанину из ностальгического умиления и слезливой тоски кодлу в составе Alcest, Lantlôs, за ким-то чёртом смывших с себя гущу хлипкой осенней грязюки Woods of Desolation и прочих чувственников-последышей. Что до атмосферной и эмоциональной сфер, то пересечений и вовсе не найти. Показывай зеркало антипод смотрящего, окутанный ультрамариновым сиянием Neige наверняка бы узрел в нём скривившуюся в злой гримасе физию Бастиана, которому светлые и тёплые нотки чужды как класс. Муторность розоватого флёра здесь не в чести – слеза прольётся разве что от режущего глаза и дерущего глотку горького, въедливого дыма. Хлёсткий удар хлыста палача под аккомпанемент довольного рёва толпы начисто высечет желание пристально разглядывать лунные чешуйки; чахнущему узнику глухого каземата, годами вдыхающему смрад полусгнившей соломы, не до сентября и его последних мыслей. Настроения мечутся в диапазоне от бессильной флегматичной отрешённости до душераздирающего отчаяния, к счастью, без скатываний в истерические непотребства. И под стать им чернометаллический хребет Ars Moriendi оказывается непривычно твёрд, укреплён умеренно грубым и шершавым звуком, а пост-музыкальные росчерки и прочие сторонние веяния ни разу не замызгивают гитарный каркас жирным слоем сального грима – напротив, приходятся как влитые. Музыкальные сюжеты длинных бастиановских пьес насыщены множеством смыслов и оттенков, хитры и извилисты, и предсказать, когда привычное тремоло обернётся стылым дарквейвовым эпизодом или аморфной полуакустической интерлюдией, взорвётся экспрессивным соло, или уступит первенство клавишному пассажу, на первых прослушиваниях фактически невозможно. Прогрессивность же не подразумевает эклектики и изощрённо изломанных фрагментов и выражена многослойными аранжировками с умными партиями баса, обильными синтезаторными вкраплениями, изощрёнными рисунками ударных… Воспринимается без особых усилий, слушается же в разы интереснее.
На фоне практически безраздельно властвующих в современном андерграунде серомышести и безликости Ars Moriendi воспринимается явлением из ряда вон выходящим. Бастиан не только наделён даром творить в собственном, неповторимом ключе, он достаточно умел, чтобы придать своему детищу предельно притягательный облик, и роскошный "Du Tréfonds d'un Être" тому лучшее подтверждение. Строго обязательный диск для всех ценителей жанра и как минимум крайне рекомендуемый для прочих. Среди создателей мглистых атмосфер, горьких настроений и прочих сопутствующих тем, за многие последние месяцы ни самым маститым мракотворям, ни дерзким неофитам противопоставить этому безвестному французу попросту нечего. |
|
Nostalgie
Eteindre à jamais ces instants
N'être entier, que souvenir
Mais que pourront-ils devant la certitude de la décrépitude
Libères toi de cette souvenance qui te fait souffrir
Libères toi, c'est ton salut...ton salut.
2. Ghost
Subobscurous, au crépuscule
Mon corps n’est-il que chaire?
Y’a-t-il un « ghost » dans la coquille?
Immortel en ce monde futile
Le serais-je lorsque le crépuscule sera venu?
Aurais-je la force d’affronter la fin?
De quitter la souffrance
D’entrevoir la lumière
A la chaire succèdera le néant
Maïeutique…Réminiscence
Spiritualité…Immortalité
Ces concepts ont-ils un sens?
Sans âme…Chaire…
Putréfaction…Néant
La réalité est-elle vraiment plus belle?
3. Entre les deux Royaumes
Il est là…je le sais…entre les deux royaumes
La chaire de sa chaire souffre, tandis qu’il se consume
Bonheur ou malheur, mensonge ou vérité…
4. Médiocre Fin
Oppressé par la médiocrité
Les rois des ombres ont pris possession de la lucidité
Vie empoisonnée, notre lucidité se meurt…
5. Du Tréfonds d'un Être
J’aurais aimé trouvé au tréfonds de mon être
Une vérité un lieu que nul n’ose connaître
Futile exploration d’un abîme sans nom
Impuissant être de chaire
Epilogue tragique…