|
“The Greatest American Band In The World Of All Time”… Данный эпитет, то и дело встречающийся в западных англоязычных рок-изданиях, при всей своей изрядной претенциозности отнюдь не выглядит натяжкой применительно к группе, которой он присвоен — легендарной калифорнийской четверке The Doors, ставшей для американцев примерно тем же, чем является для британцев прославленная ливерпульская четверка. Сравнение это, однако, весьма условно — хотя бы потому, что мрачновато-декадентные «Двери», в отличие от причесанно-умытых жизнерадостных «Жуков», всей направленностью своего творчества апеллировали преимущественно не к светлым, не к позитивно-мажорным сторонам человеческой натуры, а скорее к ее темным потаенным глубинам, к той присущей большинству мыслящих и тонко чувствующих людей подспудной неудовлетворенности жизнью, которая, неизбежно рано или поздно вырвавшись наружу в эмоциональном порыве (и зачастую не без помощи разного рода «средств расширения сознания») подобно весеннему половодью, имеет чаще не созидательные, а разрушительные последствия. И это, мне кажется, куда больше роднит лос-анджелесский квартет с другим знаменитым британским коллективом тех лет — Led Zeppelin, основную часть аудитории которого составляли, как и у The Doors, не визжащие в экстазе экзальтированные дамочки, а самые обычные люди разных возрастов и социальных прослоек (это можно без труда заметить, просмотрев хотя бы несколько соответствующих концертных фото или видео), которых при всех их взаимных различиях и порой не самых оптимистичных посылах со стороны любимых групп объединяла непоколебимая вера в правдивость того, что они слышат в музыке и текстах своих кумиров. И пусть The Doors не открыли никаких новых музыкальных горизонтов (все шесть их альбомов с прижизненным участием Джима Моррисона — а только они, я убежден, могут считаться полноценными работами группы под ее «звездной» вывеской — представляют собой в музыкальном отношении примерно один и тот же местами изрядно приблюзованный рок-н-ролл с уклоном в психоделию и эпизодическими стилистическими заимствованиями «со стороны»), важнее другое: звучание группы всегда оставалось абсолютно уникальным и мгновенно узнаваемым (делать музыку «под The Doors» — занятие крайне малоперспективное и, как следствие, совершенно невостребованное), и люди, слушая их, подсознательно чувствовали, что это НАСТОЯЩЕЕ, не сымитированное, исторгнутое из самой глубины души.
Рецензируемая компиляция, выпущенная по случаю 40-летнего юбилея дебютного одноименного альбома группы и содержащая заново ремастированные треки общей продолжительностью без малого два с половиной часа, вполне «вкусна» и репрезентативна, хотя и, как и большинство такого рода подборок, кое-где не бесспорна. Содержимое первого диска не вызывает практически никаких нареканий (за тем лишь исключением, что составители уж могли бы, наверное, вставить туда как минимум одну из моих (и не только) любимейших композиций, проникновенно-оптимистичную “Take It As It Comes”, благо свободного места оставалось более чем достаточно (несмотря даже на то, что не включенной в сборник в этом случае оказалась бы единственная песня с дебютника — “I Looked At You”)); всё это абсолютная классика, проверенная временем, слушать которую можно, что называется, вдоль и поперек: тут и неподражаемая призывно-динамичная “Break On Through…”, и немного забавная трагикомичная “Alabama Song…” за авторством Курта Вайля и Бертольта Брехта — выдающихся германских деятелей музыки и драматургии прошлого века, и кристально-прозрачная и бескрайняя, как безоблачное летнее небо, “Crystal Ship”, и горестно-апокалиптичная, повествующая об утрате прекраснодушных иллюзий в цинично-безжалостном современном мире “The End” (звучащая как нельзя более кстати в начале киноблокбастера «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, рассказывающего об ужасах вьетнамской войны), и многое другое, без чего представить себе наследие The Doors просто невозможно. Со вторым диском ситуация сложнее. Хоть убейте, но при всем моем уважении к творчеству «Дверей» в целом и альбому “L.A. Woman” в частности я совершенно не понимаю, что делает абсолютно, на мой взгляд, неинтересная и «деревянная» “The WASP…” на сборнике лучших вещей группы — куда как выигрышнее на ее месте смотрелась (точнее, слушалась) бы, скажем, великолепная, полная томления и тоски по уходящему блаженству “Summer’s Almost Gone” с альбома “Waiting For The Sun” или столь же берущая за душу «исповедальная» “You Make Me Real” с “Morrison Hotel” (к “The Ghost Song” с «посмертного» “An American Prayer” у меня отношение примерно такое же, но она хотя бы слушается без чувства досады). Да и в целом материал, представленный на втором CD, несколько уступает по «хуковости» содержащемуся на первом (что, разумеется, ни в коей мере не относится к таким «бриллиантам» из наследия калифорнийцев, как “Love Her Madly”, “Riders On The Storm”, “LA Woman”, “Waiting For The Sun”, “Love Street” и, конечно же, стопроцентно «знаковая», триумфально завершающая сборник “Roadhouse Blues” (всякий раз, когда слышу этот мощнейший пронзительно-блюзовый номер с бесподобным вокалом Моррисона, перед напористостью и поистине магическим обаянием которого в этой песне не устоит, думаю, ни один человек, обладающий музыкальным вкусом, я испытываю какой-то благоговейно-экстатический мандраж, мурашки по коже и дрожь в коленях)), что объясняется, как мне кажется, опять же какой-то малопонятной неряшливостью составителей, опрометчиво забивших «центровыми» хитами чуть ли не под завязку первый диск и отобравших треки для второго по остаточному принципу. Возможно, я излишне предвзят, но ввиду вышесказанного неизбежно снижаю релизу оценку на балл.
В заключение хотел бы привести переведенные мной высказывания трех оставшихся в живых участников коллектива, размещенные в конце буклета в качестве своего рода эпиграфов; они, как мне представляется, полностью того заслуживают:
«Я и Джим изначально задумывали группу как некое слияние поэзии и рок-н-ролла, сродни тому, как The Beats за десятилетие до нас “сочетали браком” поэзию и джаз. Когда же в процесс включились Джон и Робби, я осознал, что мы открыли своего рода магию, которая выйдет за пределы 60-х. Связующим для реализации всех имевшихся возможностей стал рок-н-ролл.
В этой новой парадигме рока были оправданны любые музыкальные изыскания. И мы — все четверо — принялись исследовать глубины нашей психики и пределы досягаемости нашего духа».
Рэй Манзарек (клавишные)
«Не устаю поражаться тому, какой интерес люди проявляют к The Doors и 40-летней годовщине нашего дебюта. 1967-й был невероятным годом для нас и музыкальной сцены в целом. Я всегда буду помнить то “Лето любви”, когда “Light My Fire” заняла первую строчку хит-парада».
Робби Кригер (гитара)
«Меня изумляет, что по прошествии сорока лет я по-прежнему могу, идя по улице, увидеть молодых людей в майках The Doors. Как это объяснить? Должно быть, что-то из того, что было сказать Джиму, носило общечеловеческий, вневременной характер. Премного благодарен,»
Джон Денсмор (ударные) |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет