|
Фигура Cult of Luna на пост-металлических просторах ныне выглядит еще более одиноко, нежели четыре с половиной года назад, когда появился на свет предшественник "Vertikal" - "Eternal Kingdom". Обильно прораставшие за прошедшее время жанровые новички были по большей части весьма претенциозны, но от мелкотравчатости собственного мышления уйти так и не смогли. Поэтому отшельничество шведов решительно ничего в их положении не изменило - ныне они более всего напоминают того самого тамаду из анекдота, столь не вовремя пустившего ветры, с той лишь разницей, что в событии, приведшем к длительному перерыву в их "общении" с окружающим миром, не было ничего постыдного. Да и сам стиль из вяло, но бурлящего котла, коим он являлся в первой половине нулевых, превратился в аналог того самого тихого горного городка, в котором любое неожиданное событие - на вес золота.
Иными словами, Cult of Luna ни за кем не гнались и никого не стремились превзойти. Единственным возможным раздражителем мог служить разве что собственный "Somewhere Along The Highway" - "Вертикаль" посредством некоторых композиций не только вторит ему, но и вступает в прямую полемику, оставляя достаточно улик, свидетельствующих о глубокой связи между релизами. (Слегка замаскированные цитаты предлагаю поискать самостоятельно.) От другого потенциального ориентира - упоминавшегося выше совершенно безумного "Eternal Kingdom" - видимо, было решено отказаться еще на ранних этапах разработки нового альбома. Десяток представленных композиций может вызывать в сознании какие угодно образы и ассоциации, но психические отклонения и зловещие потусторонние миры явно будут занимать среди них последние места. В самой основе своей "Vertikal" заметно последовательнее, стройнее и... человечнее. Почему? Конечно, не в связи с уменьшением удельного веса оголтелого рева на единицу времени. Да и чистый вокал, по большому счету, здесь все равно отсутствует, ведь почти все разборчивые фразы просто произносятся полушепотом, тонущим в стрекоте ритм-секции. Суть и не в мелодиях как таковых - да, где-то они стали более навязчивыми, но их, в конечном итоге, хватает на любом полноформатнике группы. Однако уже "I: The Weapon" однозначно демонстрирует уход мелодики шведов от пост-роковой расплывчатости к строгости и холодной красоте, характерной скорее для классиков арт- и прог-рока. Может быть, именно из-за этого не покидает ощущение, что этот релиз в итоге станет наиболее близким и понятным широкой аудитории.
Впрочем, неусидчивым господам и дамам все равно стоит подумать над тем, чтобы провести час своей жизни с большей пользой. Подчиняясь канонам жанра, "Vertikal" демонстрирует свои красоты с преступной неторопливостью, а обилие повторов отдельных мотивов может довести некоторых неподготовленных слушателей до исступления. При этом наиболее насыщенной событиями предсказуемо становится уместившая свои телеса аж на девятнадцати минутах хронометража "Vicarious Redemption". Здесь и бесконечное интро, не дающее вообще никакого представления касательно того, что же ожидает нас в дальнейшем, и неспешное развитие концепции, когда кажется, что шведы вот-вот сорвутся и исполнят-таки полноценный кавер на слипнотовскую "Gently", и пресловутая "минута дабстепа". Которая, надо сказать, с успехом приняла на себя множество критических стрел, которые при других раскладах могли бы обрушиться на более важные аспекты альбома. А самое главное, что после такой глыбы наличие какой-то невнятной малютки под названием "The Sweep" попросту не замечаешь (впрочем, при рассмотрении ее в качестве вынесенного в отдельную главу эпилога предшественницы она перестает казаться безнадежной).
Разрезанное на неравные куски полотно релиза решительно отказывается раскрывать концептуальные нити. "Vicarious Redemption" вообще стоит особняком, а остальные композиции даже при наличии сопоставимой продолжительности слишком уж разнятся по содержанию. Бывает, что увлекшись формой Cult Of Luna отодвигают содержательную часть далеко на задний план. Яркий пример – «Passing Through», в которой развитие основной инструментальной линии отсутствует в принципе. Но случаются и условно нелинейные вещи, каждая из которых хороша по-своему. Насквозь психоделичная "I: The Weapon", пронзительно мелодичная в финале, «Mute Departure», с ее едва ли не дарк-джазовой эстетикой, вынесенная в качестве бонус-трека «The Flow Reversed», на которой ошметки сладжа, усеявшие альбом, наконец-то собираются воедино для финальной шумовой атаки... Список спорен и, быть может, неполон, но усовершенствование его - дело сугубо личного восприятия
Отрадно, что шведы не позволили себе расслабиться. Замечательно, что обложка релиза соответствует его атмосфере и настроению, а вовсе не качеству материала. И просто великолепно, что Cult of Luna продолжают выжимать из пост-металла все внутренние резервы, не стыдясь экскурсов в смежные и не очень жанры. Радуют они и умеренным разнообразием, и преемственностью идей. Ну а что до проявленной воистину царской неспешности - что ж, ради такого основательного подарка для проводов зимы стоило подождать. Но вот примет ли кто-либо из коллег, давних и юных, такой вызов, поборется ли (или хотя бы обозначит борьбу) за звание альбома года (естественно, в соответствующей категории) - большой вопрос. И в положительный ответ на него после услышанного на "Vertikal" верится с трудом. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).