|
Это было летом 2000-го. Жара, солнце, только что сданы экзамены на втором курсе политологии, можно расслабиться и закупиться «идеологически верной» музыкой. То ли в ларьке у Дэфа в «Муравейнике» (ныне барабанит в белорусских Zaklon), то ли в легендарных «Банановых рукавах» были куплены сразу три фирмово-лицензионные кассеты: «The Turns» GODS TOWER, «Nordlich sturm» DER GERWELT и рецензируемый опус GRENOUER.
Если о содержании труда фолк-думеров из Беларуси за предыдущие годы уши прожужжали все андеграундные издания пост-СССР, а о тру-блэковой сути творений гервельтов сложно было не догадаться из-за характерного оформления, то музыка земляков была на тот момент для меня загадкой. Даже несмотря на то, что «грины» уже больше пятилетки гремели в Перми в качестве лидеров метал-андеграунда. С «Дэт-панорамы», где группа хэдлайнерствовала в те годы, слухи доносили разное: то ли дэт, то ли трэш, а то и вовсе хэви пополам с блэковым вокалом.
После аскетично-меланхоличного и слегка загадочного интро на меня обрушилась волна мощнейшего... дэт-н-ролла, заводного и атмосферного разом, яркого и раздолбайского! Я слушал и в какой-то момент всё слилось воедино: разношёрстная и неуёмная музыка «гринуаров», жаркое лето, долгие закаты над Камой и вечные юношеские надежды на лучшее будущее..!
К своему второму полноформатному альбому пермские дэтстеры явно подошли с определенной задачей. Группа точно вознамерилась расширять круг фанатов, увеличивать, так сказать, сферу влияния. Неудивительно, что альбом насыщен экспериментами и включил в себя долю стилистической эклектики, которых не было на дебютнике «Border of misty times». Стартовая «The time spool» воспринимается как синтез дэта, хэви-метала и дарковой атмосферы, навеваемой фоновыми клавишными в куплетах. Ритмика в куплетной части далека от стандартной дэтовой долбёжки, потому и звучит как разновидность дэт-н-ролла.
Следующая за ней «Down under dome of heaven» шокирует акустическо-синтезаторным вступлением и чистым вокалом Андрея «Индейца», после которых коллектив включает режим классической дэтовой резни. Середина композиции отмечена невероятным инструменталом с каким-то трип-хоповым битом и реющими на небесной высоте клавишными.
Уже по этим описаниям можно представить «размах притязаний» группы, вознамерившейся привлечь в свой стан новых фанатов более мелодичных и атмосферных жанров металла, получивших развитие в конце 1990-х. Но вершиной экспериментаторства и «творческих поисков» тогда ещё пермяков стала роскошная (на свой лад) дэт-баллада «Alone in the dark». Наивно звучащая, с ещё толком не поставленным чистым вокалом Индейца, но душевная и по-своему непосредственная, она является словно сгустком самой эпохи девяностых в отечественном металле, всех её надежд, загадок и необъяснимой магии...
Благодаря ей, "Gravehead" можно считать в каком-то смысле иллюстрацией к становлению всей российской метал-сцены, с её искренностью, со всеми её поисками и ошибками. Лично для меня эта песня, наряду с творениями Gods Tower стала символом того лета. И совершенно зря её выкинули из альбома при переиздании на CD в 2004 году на CD-Maximum.
Другие вещи на альбоме более традиционны для дэт-метала, однако о «поисках» не дают забыть. Брутальность заявляет о себе в раскатистой «The riddle of steel» и боевой «King's ebony blade», хотя и в них сквозь дэтовую оболочку проглядывают и заигрывания с блэком, и мелодично-атмосферные фрагменты. В завершающей вещи «Mistery» парни и вовсе дали себе волю, включив в «песенку» звуки хэммонд-органа.
Самой же ортодоксальной композицией на альбоме стала интенсивная «The riddle of steel». Наряду с «Salt of mayhem» они ответственны за «ортодоксально-брутальный», крайне правый фланг альбома.
В итоге группа стала звучать может чуть «прогрессивнее», но ещё более — эклектичнее. Команда куда явственнее показала своё конформистское «нутро» и готовность к стилистическим компромиссам, что в моих глазах точно не плюс. Однако «гринам» на этом альбоме удалось удержаться всё же в рамках дэта и классических «сопутствующих» жанров металла девяностых.
До экспериментов с модерновщиной (как сейчас помню наезжательное интервью с ними Паши Глумина в Fatal Forum после выхода, кажется, «Presence with war») оставалось несколько лет, а «Gravehead» позже стал для меня последним искренним и дэтовым альбомом GRENOUER. Грувовый "Odour o'folly" вогнал в скуку, а индустриально-модерн-металлические дела «Presence with war» были уже однозначно не моим.
Главное достоинство «Gravehead», помимо той самой наивной искренности в исканиях – высокая энергетика, драйв альбома. Компас «гринов» в те годы ещё четко показывал направление, атмосферно-новаторские «интермедии» на альбоме вполне закономерно и предсказуемо сменяются зверино-остервенелыми «пассажами». Но как показали дальнейшие события, музыканты сочли совмещение стилевого постоянства с фрагментарными поверхностными изменениями не отвечающим их амбициям.
В каком-то смысле, «Gravehead» сейчас видится мне закрытием девяностых на российской метал-сцене. С их поисками и метаниями, наивностью и искренностью, когда было принято не заморачиваться откровенно слабым звуком и жанровой невыдержанностью, а вычленять из музыки Идею, Эмоцию, Мастерство. За это «гринам» - ещё раз спасибо. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).