|
С Laibach их "Spectre" выходит достаточно интересная практика. На новом альбоме словенские ветераны индастриала демонстрируют, что и по сей день не устали перетряхивать нехитрый набор стандартной для группы меметики с социально-политическим подтекстом, в которую замечательным образом вписываются и местные призывы осторожничать, вторгаясь в систему ("Americana"), очередные камлания по гибнущей Европе ("Eurovision"), насупленные угрозы по типу "...we a Laibach / and you will be assimilated!" ("Restistance is Futile") и многое другое из проверенного временем и обтесанного до потери остроумия арсенала, что в прошлом полноценном альбоме словенцев хотя бы был разбавлен придумкой с национальными гимнами. Однако, хотя "идеологическая" часть наследия группы, выражаемая в тоталитарной эстетике и ореоле кажущейся злободневности, неспособна более ни пугать ни смешить (в разное время Laibach умели и то и другое, а порой - обе эти вещи одновременно), оборачиваясь сейчас лишь повторением давно и неоднократно пройденного, Laibach новым альбомом подтверждают еще один, уже более позитивный вывод. Множество "возрастных", ветеранских групп, пытающиеся с сомнительным успехом освоить какие-то новые музыкальные веяния, в попытках осовременить лицо своей музыки, лишь оттеняют этими опытами победу Laibach, которые за свою сверхмноголетнюю историю в музыкальном плане всегда были изменчивы, как хамелеон - и не в ущерб себе самим. В 90-е коллективу удалось не осрамиться, поигравшись и в трансоподобную электронику, и в гитарный "раммштайн" - альбомы получились не бесспорные, но вполне достойные своего места в дискографии. В нулевые же Laibach и вовсе прорвало - свет увидел один из самых успешных альбомов группы - "WAT" - в лаконичном электронном звучании которого определился новый вектор - сбросив назойливое эхо 80-х и 90-х, и не придумав при этом ничего кардинально нового, группа умудрились зазвучать вполне современно и своевременно. Затем был удачный эксперимент "Volk", и вот теперь "Spectre" закрепляет этот успех.
Spectre более "полифоничен", чем "WAT", музыкально он куда дружелюбнее к слушателю. Здесь есть место даже таким эпизодам, как деликатная "We Are Millions and Millions Are One", - на "WAT" лично мне тяжеловато представить такие номера. Складывается ощущение, что Laibach пошла впрок работа с национальными гимнами - и теперь музыка группы вобрала в себя больше разнообразной мелодики, среди которой - интонации не только привычно-знакомые, но и несомненно новые для современной ипостаси группы. Именно к таким опытам хочется причислить открывающую "The Whistleblowers" - которая неожиданно и в то же время ожидаемо стала ударным номером альбома - неожиданно вследствие отличия от привычной слушателям стилистики, ожидаемо - вследствие несомненного потенциала этой нехитрой вещицы. Таким образом, либо уповая на опробованные козыри, либо - и достаточно часто - подбрасывая в рецептуру композиции какие-то неожиданные, нетипичные и оттого запоминающиеся красочки, Laibach подводят нас к осознанию главного итога, касающегося "Spectre": альбом просто неприлично хитов. По количеству эффектных, западающих в память композиций "Spectre" умудряется опередить даже "WAT", а разнообразие и некоторое мягкость звучания приводят к тому, что альбом гораздо легче воспринимается - его прелести доступны буквально с первых прослушиваний.
Из проверенного в цель разят мрачная, апокалиптичная "Evrovision" - своего рода "фирменный номер" Laibach, нетрудная победа на своем поле, "Americana", которая мало примечательно незамысловатой текстовкой, зато настроением своим будто перекликается с гимном-треком "America" с альбома "Volk", "No History", которую, несмотря на некоторую тенденциозность звучания, выручают холодные и отрешенные вокальные партии Мины Шпилер, превращая песню в один из "хитов первого прослушивания" - которому, после последующих прогонов альбома, все же приходится уступить место композициям более разносторонним. Их находок - удачный синтез холодного синтпопа и фирменного маршевого ритма ("Walk with me"), "We are millions...", воздушная и полифоничная, в которой эхо привычного Laibach через вокал Милана Фраса, словно прорывается сквозь что-то завораживающее и чужеродное, целомудренная "Koran" и развращенная "Love on the Beat", взрывающаяся истеричными женскими визгами под беспощадные скрипучие синты. Бриллиантом же альбома я назвал бы "Parade" - в ней притаилось самое интересное настроение, когда мажор вспыхивающих в припеве труб вместе с голосом Мины, доносящимся будто издалека, оборачивается неожиданно меланхолическими полутонами.
И конечно, нельзя не отметить, что у Laibach - больших любителей множить свои версии и интерпретации чужих творений, вписывая их в непривычный контекст и переворачивая исходный смысл чуть ли не с ног на голову - в очередной раз получился их фирменный трюк, объектом которого на "Scectre" стал "заупокойный" блюз Би Би Кинга. Венчающая альбом "See that my grave is kept clean" с ходу претендует на статус классического номера, самого жесткого и радикального во всем альбоме. Здесь есть все - атмосфера рукотворного апокалипсиса, грохочущие ударные и индустриальный "кач", и наконец, почти издевательский оттенок, который приобретают строчки умудренного американского блюзмена в арсенале кузнецов "нового словенского искусства". Таким образом, начинаясь нетипично, альбом завершается совершенно беспроигрышным номером - и лучшее окончание для "Spectre" сложно придумать.
Для современного имиджа группы, который наработки последних 15 лет формируют, пожалуй, даже в большей степени, чем "классические" работы, "Spectre" является, безусловно, достаточно удачным приобретением. Материал альбома таков, что позволяет исполнять его на концертах едва ли не целиком - чем словенцы уверенно пользуются. "Новый" Laibach - электронный, стильный, с эффектной "визуальной" составляющей (включающей не только разнообразные видеоарты, но и привлекательный экстерьер вокалистки Мины Шпилер) - выходит, вполне органично вписывается в современный музыкальный мир. Непременно кому-нибудь захочется за это коллектив поругать. Но лучше все-таки похвалить. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).