|
Пятый альбом прекрасной английской команды был выпущен вскоре после великолепного «Осьминога». К сожалению, брат Фил, который был старше лет на десять и, видимо, чувствовал себя уже слишком старым для рок-музыки, оставил Дерека и Рэя, в связи с чем, возможно, в альбоме есть некоторые недостатки – например, повторение одних и тех же риффов в течение одной композиции, а также отсутствие вещей с ярко выраженным саксофоном, на котором играл Фил. Кроме того, с лирической точки зрения ребята решили разрабатывать более серьезные вещи, чем на предыдущих альбомах, в связи с чем саунд стал местами несколько жестче, но потерялось некоторое очарование. Основной темой здесь становится стремление обрести свободу, и она будет повторена через два года на альбоме «Free Hand». Также заметно, что если на предыдущем альбоме песни были слишком уж короткими для жанра «прогрессивный рок», то здесь состоялось возвращение к более развернутым композициям, в результате чего данная работа имеет их всего шесть. Использовано множество звуковых эффектов, а по количеству изменений темпов и настроений ребята очень напоминают ранних Genesis (заметьте совпадение первых трех букв названия), но мелодии Gentle Giant в целом лучше запоминаются, да и вокал братьев Шульманов – это вообще супер. Чувствуется также попытка несколько американизировать музыку, поскольку на родине к ним относились как-то прохладно, но самое смешное в том, что в США этот диск не выпустили, поскольку фирма Columbia посчитала музыку этих англичан совершенно некоммерческой, и там он ходил только в качестве импорта.
1) «The Runaway». Начинается все со звона разбитого стекла, а потом раздаются еще какие-то похожие звуки. Позднее, когда осознаешь, о чем эта композиция, то понимаешь, что их издает инструмент, с помощью которого герой песни, видимо, пытается выбраться из тюремной камеры. Звуки приобретают определенный ритм, и к нему присоединяются клавишные, звучание которых постепенно нарастает. Затем вступает нормальная рок-ритм-секция, причем ударные очень напоминают игру Пирта из Rush. Итак, песня является описанием чувств человека, преследуемого после побега из тюрьмы; он рад, что оказался на свободе, но к его ощущениям присоединяется грусть и опустошенность. В композиции солируют то клавишные, то гитара. Как всегда, ребята играют совершенно непредсказуемую музыку, но очень приятную во всех отношениях. Особенно мне нравится короткий момент, когда Дерек поет наподобие этакого менестреля под флейту, а также когда в музыку вплетается вроде бы ксилофон. Заканчивается композиция коротким энергичным проигрышем ударных.
2) «An Inmate’s Lullaby». Чем закончилась предыдущая вещь, тем же начинается эта. После короткого вступления на ударных начинают играть клавишные и ксилофон под тихие звуки басового барабана. Появляется вокал, параллельно звучит еще один – на этот раз перед нами монолог пациента психиатрической лечебницы; его считают сумасшедшим, поскольку он разговаривает с несуществующими друзьями и ест тюльпаны в саду, однако он себя таковым не считает. Музыка легкая и светлая, действительно напоминающая колыбельную, а небольшую тревожность вносит лишь барабан, звучащий иногда весьма громко, и короткий фрагмент с быстро стучащими ударными и разными перкуссиями, на которых играют все участники группы. В целом, композиции чего-то не хватает, поскольку ее структура как-то размыта. Пожалуй, эта единственная вещь на альбоме, которая кажется слабее остальных, однако все равно по-своему интересна.
3) «Way of Life». После короткого крика начинается задорный ритм, с вокалом Кенни Миннира, который пытается восполнить отсутствие старшего брата Шульмана, он прерывается, но вскоре возобновляется. Песня посвящена выбору собственного пути в жизни, а ее атмосфера поначалу прямо-таки дышит мажорностью. В середине музыка затихает, играет орган и скрипка, появляется тихий голос. Проблема заключается в том, что иногда ты хочешь, чтобы кто-то – например, человек, которого ты любишь, – шел с тобой по твоему пути, и не всегда этого можно добиться. Музыка становится энергичнее, потом переходит к тревожному фрагменту с эффектными клавишными. С появлением гитары и клавишных, повторяющих ее игру, возникает новый ритм, но ударные его постоянно сбивают, как бы иллюстрируя, что путь человека обычно не является таким ровным, как ему бы этого хотелось. Заканчивается композиция долгим органным эхом, к которому присоединяются дополнительные аккорды, словно не дающие ему затихнуть, однако и когда они замолкают, это тихое эхо еще долго звучит.
4) «Experience». Звучит очень тихая гитарно-клавишная музыка, которая постепенно усиливается, а тогда уже появляется и вокал. В целом возникает ощущение, что слушаешь менестреля, хотя появляющийся ритм не особо похож на средневековье, но все равно оригинален. Герой песни рассказывает о том, что когда-то он был молодым и недальновидным и не особо обращал внимание, как его поступки влияют на других, но теперь, повзрослев и приобретя благоразумие, он понимает, что такое совесть и ответственность. Особенно мне нравится момент, когда начинает пульсировать бас, и лирическое затишье с мягким вокалированием под орган, после которого музыка вдруг приобретает хардовость – гитара начинает риффовать, а вокал становится мощнее. На хард-роковой ноте, после нескольких переходов, композиция и заканчивается (диминуэндо – символизируя, видимо, жизнь, которая еще, слава Богу, не закончилась).
5) «A Reunion». Темой этой короткой композиции становится случайная встреча после долгого периода разлуки. Очень лиричная и красивая акустическая вещица, основанная на игре разных струнных. Скорее всего, речь идет о встрече трех друзей с одноименного альбома группы («Three Friends»), различные судьбы которых не позволили им быть вместе. Однако вполне можно считать, что здесь речь идет, например, о встрече мужчины и женщины, которые когда-то любили друг друга, но вынуждены были расстаться.
6) «In a Glass House». Акустическая гитара, мягкие клавишные, скрипка, быстрый ритм ударных. С исчезновением ударных появляется вокал, но они вскоре возвращаются. Центральным образом композиции становится стеклянный дом, в котором лирический герой чувствует себя одиноким. Вновь ребята радуют непредсказуемостью – это самое настоящее музыкальное полотно, сотканное в различные причудливые узоры, которые можно долго разглядывать и разгадывать. Например, впечатляет появление жесткой гитары в середине, прерывающей лиричность, которая вскоре вновь возвращается под акустическую гитару, – и так несколько раз. Заканчивается композиция диминуэндо. Ой нет, не заканчивается! Спустя несколько секунд коллажем звучат аккорды из разных композиций альбома, а потом раздается звон разбитого стекла, отдающийся эхом. Таким образом альбом приобретает циклический характер.
Многие считают данный альбом пиком творчества группы, однако мне по душе больше все-таки предыдущий – он более интересен и непредсказуем. С данной работы состав Gentle Giant больше не менялся, что, конечно, хорошо, но в стремлении сделаться более доступными ребята через какое-то время дошли до более коммерческого звучания, которое погубило многие хорошие прог-роковые команды. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет