|
Эти норвежцы никогда не ходили прямыми путями. Первые их альбомы, соединившие в себе ярость блэка и мечтательность Bathory времён "Hammerheart", отличались от остальной трушной норвежской черни тех лет так же разительно, как отличались Pink Floyd от прогрессивщиков своего времени.
Это уже потом, в 2000 году вышел "Mardraum", который по-прежнему остаётся самым странным альбомом Enslaved. Куда его только не определяли – технический дэт-блэк, прогрессивно-авангардный метал, арт-метал…
Именно тогда эти мечтательные норвежцы и начали заигрывать с атмосферной психоделией. Последующие альбомы при непохожести на что-либо ещё, были выдержанны в похожем стиле относительно друг друга.
И вот приходит 2012, и Enslaved выпускают монументальный "RIITIIR", на котором органично соединяют эксперименты с атмосферой, тяжестью и нестандартным подходом к написанию песен, подытожив поиски с начала 2000-х. Тогда же группе и стали инкриминировать похожесть на шведских монстров прог-дэта Opeth. О прямом закосе никто не говорил, однако в музыке всё же были моменты, которые заставляли подумать, что Enslaved пытаются заместить ушедших в прог-рок Акерфельдта сотоварищи.
Следующий полноформатник "In Times" стал последним для прекрасноголосого клавишника Хёрбранда Ларсена, который достиг там вершины своей вокальной карьеры. Собственно, ничем особым этот альбом больше и не запомнился.
И вот – свеженький релиз от норвежских философов.
Что бросается в глаза при первом прослушивании – музыка стала более расслабленной, созерцательной. Без преувеличений, такой расслабленной (по меркам Enslaved) пластинки у них ещё не было. Новый поющий клавишник Хакон Винне обладает более мягким тембром (кстати, местами похожим на голос Микаэля Акерфельдта из Opeth) чем Хёрбранд Ларсен. Однако это не делает музыку вторичной или попсовой. Это всё тот же Enslaved, просто слегка успокоившийся. Грултле Хьёльссон хрипит всё так же ожесточённо и яростно (да, да, всё те же энслейвдовские контрасты спокойной музыки и яростного скримагроула), гитары всё так же мягко обволакивают, гармонии всё так же заковыристы и необычны, лирика всё так же отстранённа и замешана на нордических верованиях и философских размышлениях о собственном месте среди бытия.
Открывается альбом монументальной и возвышенной "Storm Son". Группа выкладывала эту вещь в сеть до выхода альбома. Для её композиции характерны очень резкие смены настроения, ритма и размера. В целом, задаётся созерцательный настрой всем последующим полотнам.
"The River’s Mouth" – мощный боевичок, с уверенным ритмом и хоровыми вставками. Есть ощущение, что сама композиция откуда–то из предыдущих релизов, в целом, наиболее энслейвдовская вещь на альбоме.
"Sacred Horse" – трек-оборотень. Бодрое викингское рубилово в начале сменяется атмосферным, пульсирующим хором в средней части, и потом снова возвращается в викингское рубилово. При этом ни один из элементов не размазывает общей картины. В итоге, имеем одну из лучших композиций в дискографии Enslaved.
"Axis Of The Worlds" – прямое цитирование Opeth. Ранее норвежцы не позволяли себе напрямую ссылаться на шведских коллег. Но поскольку шведы сейчас сменили стиль, Enslaved видимо решили всё же развить кое-что из их наработок, приправив собственными идеями и мелодикой. Результат спорный, песня хорошо звучит в контексте альбома, но вот будет ли звучать отдельно – время покажет.
"Feathers Of Eohl" – экспериментальная композиция в необычном музыкальном размере. В наличии горловое пение, закольцованный гитарный ритм, красивый чистый вокал, чем-то неуловимо напоминающий Muse. Одна из самых расслабленных композиций на альбоме – тут тебе и отсылки к Pink Floyd, и к Anathema позднего периода… При этом, как уже говорилось ранее, плагиатом и не пахнет – это 100% Enslaved.
"HIindsiight" – ещё одна «умиротворяшка». Несмотря на резкие перепады настроения, необычную гармонию, и резкий гроул Хьёльссона, музыка спокойна и красива, а в середине имеется весьма уместное соло на саксофоне. В паре с предыдущей композицией является музыкальной квинтэссенцией всего альбома, и лучше всего передаёт настроение. В музыке присутствует явный диалог с творчеством Дэвина Таунсенда времён "Terria" и "Synchestra". Особенно это проявляется в конце композиции. В общем, одна из красивейших вещей на альбоме.
"Djupet", что в переводе c норвежского означает «бездна». Мрачное атмосферное интро с жутковато звучащим текстом на норвежском переходит в качовое рубилово с надрывным скримом и очень мощной ритм-секцией. Думовая концовка песни явно родом с "Isa" или "Below The Lights". Светлый альбом завершается мрачно и тревожно.
"What Else Is There" - кавер на электронных норвежцев Röyksopp. Просто качественный кавер, с "парадайзлостовским" вокалом, и атмосферными гитарами.
Общее впечатление от альбома двоякое. С одной стороны – это новая композиторская грань Enslaved, с другой – в некоторых песнях чересчур резкая смена настроений, ритмов, размеров. Новый вокалист звучит в разных песнях по-разному, так что непонятно – нарочно это сделано, или же он талантливый имитатор. Музыка ближе к "Monumension" общей психоделичностью и направленностью на атмосферность, но в то же время есть однозначные хитяры вроде "The River’s Mouth", которую можно добавлять в золотой фонд группы рядом с "Isa" и "Return To Yggdrasil". Также смущают явные отсылки к Opeth, Anathema и Таунсенду, что ранее не было свойственно Enslaved.
Проблема в том, что этих норвежских мудрецов невозможно мерять общепринятыми рамками – каждый альбом создаёт собственный стиль, свойственный только этой группе, а раз нет чётких привязок, вердикт один – слушать, авось когда-нибудь станет понятно, что в этой музыке к чему…
Любителям «умного» метала обязательно к прослушиванию, возможно это самый необычный альбом 2017 года в прог-метале. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Единственный минус - вокал нового клавишника, после Хербранда вообще не воспринимается, да и голос не такой яркий, хотя может со временем станет лучше.
7/10
Это же Вайт Металл.
Вышел охуенный я считаю, прог конский, и важно что не обосрались.
Со свежими Норвежскими плюшками. Не знаешь что делать? Зашел в маленький тупик? Что бы организовать в конце? Суетни Сакс, и порядок. Но это так.
А на самом деле с высоты множества альбомов группы, их еще относительно интересно слушать, адекватные викинги, халтура редка в микро моментах. Эт позволительно. Эт даже надо.
Норвегия страна порядков, врубаешь Е и бегом на зарядку. Вокал какой есть, чем богаты. Не убийственно. Самые яркие песни 3 и 6. Остальные на вид тухлые, внутри богатые, только чуть времени и терпения. Клавиша здесь действует, она не заперта.
Короче норм.
8 из 10.
Е Ш Е
Ш е Ш
Е Ш Е
Ну и медитативность тут не всепоглощающая, как бездна, от которой устаёшь, а как художественный приём, хорошо работающий на контрасте со сменой ритмов и размеров. Баланс здорово выдержан, интерес при прослушивании не теряешь.