|
Взять в разработку чей-то чужой материал (и совсем даже не обязательно, чтобы это были сплошь шлягеры) и выплавить из него нечто похожее на оригинал, а возможно только смутно его напоминающее, но которое всё равно будет считаться кавер-версией, людей вынуждают, как правило, два обстоятельства. Это либо кризис собственных идей, когда, допустим, образовавшиеся пустоты в программе собственного альбома, запланированного к скорому завершению, в срочном порядке необходимо чем-то заполнить, либо использовать такую возможность, дабы подобным нехитрым способом прислониться к имени фигуры масштабной, личности легендарной, чью вещь ты намерен для этого употребить.
Что подвигло столь авторитетного музыканта, как Брайан Ферри, ступить на столь неоднозначный путь? Вот как сам он высказался по этому поводу: "Я большой поклонник Дилана. Если помните, аранжировкой его "A Hard Rain's A Gonna Fall" открывается мой первый сольный альбом 1973 года "These Foolish Things", уже тогда я готов был записать целый диск его песен, но для этого надо было выбрать момент". Он и выбрал - вроде бы не самый удачный, но, как оказалось, выбрал верно.
Казалось бы, браться за издание большого альбома кавер-версий Боба Дилана в то самое время, когда сам Дилан и его новые наработки становятся объектами повышенного внимания широкой музыкальной общественности - дело крайне рискованное, если не безнадёжное. Однако "Дилановский" (дословно от "Dylanesque") альбом Брайана Ферри с 11 аранжировками песен Большого Боба уже в первой половине 2007 года отметился в Top 5 британских чартов и ещё до отдельного релиза в США (июнь 2007 г.) уже засветился в Top 100 чартов американских.
А вот какова была первая реакция самого виновника торжества, Боба Дилана, по этой работе: "Альбом следовало бы назвать "Ferryesque" - от меня там мало что есть, и вот это радует! Я даже больше скажу: это лучшие аранжировки моих песен, которые я когда-либо слышал. Брайан мои песни сделал своими - что ещё может пожелать автор!" Признаюсь, мне отчего-то после всех этих слов вдруг вспомнилась басня И. Крылова "Кукушка и петух"...
Согласитесь, есть некое скрытое лукавство в истории с этим трибьют-альбомом. Использовать столь качественный исходный материал великого музыканта - вариант практически беспроигрышный. При условии, если профессионально им распорядиться. Но как раз-таки профессионализма Б. Ферри было не занимать. Три с половиной десятка лет на большой сцене что-либо да значат. Это во-первых. Во-вторых - не надобно самому напрягаться, выворачивать себя в студиях наизнанку в мучительно-созидательном процессе над чем-то новым. Самое сложное в данном случае - грамотно выбрать из богатого дилановского наследия ровно то, что органично укладывалось бы в задуманную концепцию программы будущего LP. А далее уже дело технического персонала, т. е. музыкантов, что были привлечены для записи каверов.
И ещё. Почему именно Боб Дилан, а, скажем, не Брюс Спрингстин, или условная Metallica? Опять же всё предельно просто. Для Брайана Ферри с его вкрадчиво-томным и, будем откровенны, слабым голосом с характерными вокальными глиссадами, ничего более доступного и посильного, как аутентичный мелодизм песен Дилана, и быть не может.
В работе над этой записью у Б. Ферри не было никаких сложностей, она была проделана в течение недели с сессионной сборной, основу которой составили его гастролирующие музыканты. Обозреватель "AllMusic" Стивен Т. Эрлевайн отмечал: "Ферри никогда не ощущал себя настолько комфортно, как в этой работе, и если получилось не совсем то, чего ожидали слушатели, то именно комфорт позволил достичь качества, которое очевидно. "Dylanesque" - несколько "уценённый" драгоценный камень определённой категорией твердолобых поклонников Б. Ферри..."
Аранжировки композиций альбома приближены, если не сказать прочерчены по лекалам одной из самых успешных пластинок Roxy Music "Avalon", и это было достаточно неожиданно. Тем более, что в программе диска едва ли найдутся номера, которые можно было бы с небрежной лёгкостью причислить к категории "не самых примелькавшихся" песен Б. Дилана. Иначе говоря, практически все 11 треков, что сконцентрированы Брайаном в этом его альбоме, это дилановская классика на все времена. А альбом "Avalon", если кто не в курсе, это почти образец британского поп-рока начала 80-х годов и редактировать песни легендарного барда в русле моды 1982-го года было весьма самоуверенно.
Возможно, даже не помышляя ни о чём таком, Б. Ферри приятно удивил седовласых почитателей "битлов". Не самую "затасканную" по кавер-версиям песню "If Not For You" он исполнил в духе Джорджа Харрисона. Эту вещь по словам самого Дилана "...я писал для своего альбома, но предполагая, что за неё возьмётся и Джордж". И Харрисон действительно взялся, записав эту песню в своём историческом 3LP "All Things Must Pass" (1970 г.). Ещё один сюрприз от Брайана - это достаточно жёсткая для него вариация "All Along The Watchtower", которую ещё в конце 60-х Джими Хендрикс сделал своего рода гимном Бобу Дилану. А, скажем, "Knockin' On Heaven's Door", которую, опять же, давным-давно Эрик Клэптон "подавал" в блюзовой "обёртке", Б. Ферри преобразовал в почти фанковый номер.
Саунд от Брайана Ферри осторожный, элегантный, небрежно-утончённый, подчас на грани с полудрёмой. Здесь нет прямолинейных сольных гитарных дорожек, как нет и мудрёных органных пассажей, почти ничего, что присуще Б. Дилану. И в то же время Брайан не стремился что-то радикально переделывать в мелодических авторских построениях, разве что, пожалуй, "приправил" чуть замысловатыми штрихами "Just Like Tom Thumb's Blues", да ещё фортепианно-струнную версию "Positively 4th Street." В этой программе все её достоинства заключены в тонкостях искусных аранжировок, где-то весьма уместно "встроена" губная гармоника, где-то удачно включается струнная секция, а порой неожиданно "вспыхнет" гитара.
"Gates Of Eden", композиция, которую никто из известных музыкантов даже не пробовал "откаверить" по причине её оригинального совершенства. И по этой же причине не компрометировать себя понапрасну, что для многих было немаловажно. Ферри же делает изящную аранжировку, чуточку интимно-загадочную, как только он это и умеет, томно вдыхает в неё свой вокал с мягкими интонациями, которые в оригинале имели резкие и даже, пожалуй, грубые формы.
Или же, допустим, "The Times They Are A-changin'", где Брайан словно на боевом коне возглавил своё оркестровое воинство. Здесь уже совсем иные ощущения. Казалось бы чудаковатая и уже устаревшая песня Б. Дилана в свежей трактовке Брайана Ферри преобразовывается и органично гармонирует с прочим содержанием программы.
Должно быть, ничего гениального или супер-новаторского Б. Ферри не совершил. Он всего-то адаптировал отдельные песни сорокалетней (и даже более того) давности в условиях своего душевного состояния на тот момент времени, настроения и собственного видения той или иной мелодической темы Боба Дилана в текущей действительности, не слишком заботясь о том, как это будет воспринято каждым из его слушателей тогда, сейчас и десятилетия спустя.
И ничего удивительного в том, что у него получилось. Это надо признать. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).