|
Во все времена к этой британской группе, впрочем, не к ней одной, относились по-разному. По большому счёту оно, отношение, скорее было ровное, как и само творчество группы. Хотя, и не без исключений. Но если среди поклонников 10сс и были когда-либо ортодоксальные фанаты, то исключительно по причине привлекательности творчества музыкантов, а не каких-то сопутствующих их творчеству моментов.
Но что-то мне подсказывает, что даже для самого безумного фаната с зашкаливающей степенью трепетности отношения к своим кумирам, каждый новый альбом 10сс не становился событием сопоставимого масштаба, как очередная пластинка, допустим, Pink Floyd на том же временном отрезке для столь же горячего поклонника этой группы. Уже хотя бы потому, что пластинки у PF выходили тогда реже и число поклонников у них было несоизмеримо больше.
Впрочем, возможно я в чём-то и ошибаюсь. Не факт, что если подобным образом ситуация обстояла в моём окружении, то так оно было и повсюду.
А если уже приступать к обзору "Look Hear?", то начать следует с того, что со старта с ним всё пошло не так, как обычно.
Казалось бы, с выходом успешного LP "Bloody Tourists" (сентябрь 1978 г.) группа поднялась на иной уровень и перед ней распахивались новые манящие горизонты. Сложился роскошный расширенный состав с тремя мультиинструменталистами и столькими же лидер-вокалистами, планировался грандиозный гастрольный тур (с заездом в Японию и Австралию), 10сс стали желанными гостями на британском TV...
Но всё в одночасье посыпалось в январе 1979 года, когда ведущий музыкант группы Эрик Стюарт угодил в жуткую автоаварию. Находясь за рулём своего спорткара, он не справился со скоростью на скользкой трассе. В результате - тяжёлая травма головы с частичной потерей зрения и слуха и девять месяцев отлучения от работы. Судя по фото с его искорёженным автомобилем, Стюарт ещё легко отделался.
Постельный режим, впрочем, не помешал ему набросать материал для саундтрека к фильму "Girls", который станет основой для его первого сольного альбома (1980 г.). Не сидел сложа руки во время вынужденного простоя и другой ветеран 10сс Грэм Гоулдман, сочиняя музыку для кино (и даже популярного мультсериала). Тем временем у группы наконец-таки вышел сборник "Greatest Hits", а ещё был заключён хороший контракт с Warner Bros. Records для продвижения старого и нового продукта 10сс на американском рынке.
Лишь осенью 1979 года вся шестёрка музыкантов собралась в студии Эрика Стюарта (Strawberry Studios South) в Доркинге, это немногим южнее Лондона. Группа оказалась в полуразобранном состоянии. К известной истории с Э. Стюартом добавился не вовремя пришедшийся на этот период развод Грэма Гоулдмана, тяжело им переживаемый. И Стюарт и Гоулдман сами позже признавали, что были далеки от лучших кондиций и работали в студии больше разумом, чем сердцем.
Часть композиций группа записала без Эрика ("How'm I Ever Gonna Say Goodbye", "I Hate To Eat Alone", "Don't Send We Back"), что-то без Грэма ("I Took You Home"). Когда такое было? Вдохновения явно недоставало и тому и другому.
Потому-то в творческий процесс и оказались вовлечены другие участники группы, чего не случалось со времён прорывного в творчестве 10сс альбома "The Original Soundtrack" (1975 г.), когда в составе квартета группы наряду с тандемом Стюарт–Гоулдман креативил не менее талантливый дуэт К. Годли-Л. Крим.
Между тем, и ситуация, сложившаяся за последнее время в британском шоу-бизнесе, не располагала лидеров группы к вдохновению. Вот так, уже годы спустя, характеризовал текущий момент сам Э. Стюарт: "... Всё это время запущенная нами когда-то машина замедляла ход. А на сцене вовсю гремел панк-рок, Sex Pistols, The Clash... Так что к тому времени, как я оклемался, мы, похоже уже опоздали на свой рейс..."
Когда новый альбом лёг на прилавки магазинов (ноябрь 1980 г.), то немало озадачил первых приобретателей: во всю лицевую сторону его обложки крупно красовалась надпись Are You Normal, кого-то она до сей поры вводит в заблуждение. Признаюсь, я и сейчас не знаю, в чём тут подвох.
Думаю, содержание новой пластинки не вызвало подобного недоумения, как это случилось с её обложкой. За более чем полуторагодичный перерыв (по тем временам, это немалый срок) даже у самых преданных почитателей 10сс отчасти уже выветрились из памяти впечатления от "Кровавых туристов", а музыкальные эксперты вряд ли углядели в программе "Look Hear?" что-либо, за что альбом немедля следовало распять, как они это любили делать. Реакция в муз. сообществе была умеренно-сдержанной, хотя вряд ли оценка качества пластинки увязывалась с обстоятельствами, сопровождавшими её созидательный процесс. Не настолько медийными персонами являлись музыканты 10сс, чтобы всё их закулисье интересовало прессу.
Если группа что-то и утратила в основных характеристиках своей новой работы, то не столь уж и существенно. Как и прежде, узнаваемы сочная мелодическая полифония с трепетным вокалом Эрика Стюарта, контрастный подход к гармониям и изящное смешение стилей. Не оставляет, однако, ощущение, что всё это у 10сс мы уже неоднократно слышали, что являлось явным намёком на стагнацию. Определённо группа избрала давно уже ею проторенную, зато надёжную тропу. И вроде бы всё хорошо, но уже не "супер", вроде, как и не скучно, но восторгаться особо нечем. Альбом получился слишком добрым, даже милым, группа очень хотела понравиться и в целом не разочаровала. Крепкие, добротные композиции соседствуют с хорошими, но уже не выдающимися. Разумеется, всё это условно. Критерий "крепких", "добротных" и просто "хороших" в данном случае растяжим почти до бесконечности и у каждого свой.
Как бы там ни было, смею надеяться, что лучшие номера - они лучшие для всех и каждого, кто бы и как ни относился ко всему остальному. Вот они.
"It Doesn't Matter At All" - роскошная серенада с элементами симфо-рока, солидной сольной вставкой сдвоенных гитар (Стюарт-Фенн) и изящными вокальными партиями. Текст, впрочем, весьма тривиален, но у музыкантов, которым слегка за тридцать, любовная тематика в приоритете. В особенности это относилось к Грэму Гоулдману, болезненно переносившего расставание с любимой женщиной. Он как раз-таки автор текста.
"I Hate To Eat Alone" - чарующий романс Грэма, сполна отражающий чувства музыканта:
"... Я не обещал тебе, что изменюсь,
И стоило бы тебе принять это как должное,
Всё тогда между нами было бы как прежде.
Я уверен - никто из нас не виноват.
Никто не виноват, а в итоге каждый сам по себе...
Господи, как я ненавижу ужинать в одиночестве!.."
Завершает этот тематический триптих "Lovers Anonymous". Это умеренно-темповая композиция со сложной дискретной мелодической схемой под разнообразные "рассыпающиеся" клавишные Данкана Маккея с симфо-роковым "мостом" (bridge), словно два берега соединяющим две части номера. Неистовая гитарная партия Рика Фенна украсила и без того роскошное инструментальное сопровождение душевных откровений Э. Стюарта.
"... Доктор, я погружаюсь в эту пучину,
Подскажите, как мне остановиться.
Вы должны втолковать мне, придурку,
Что не стоило мне так вляпаться с этой любовью.
Избавьте меня от этого наваждения..."
Ну, и так далее.
Совсем другая история одного свидания в песне "I Took You Home" Эрика Стюарта. Завораживающая мелодия в формате баллады в духе Пола Маккартни, однако, с узнаваемым "почерком" 10сс их лучших времён, с неведомыми ими ранее симфо-роковыми экзерсисами. Всё это органично увязывается с сюжетной линией композиции. Настоящее приключение выпало на долю неискушённого парня, проводившего домой девушку, оставившую его у себя. Когда всё случилось, и ему пора было уходить, за окном была глубокая ночь. Пробираясь по тёмному дому к выходу он наделал шума, разбудив её родителей. Когда на шум вышел её грозный отец, парень чуть не помер от страха, но тот с пониманием отнёсся к произошедшему и пожелал незадачливому гостю удачно добраться до дома.
Некий диссонанс в этот любовно-романтический калейдоскоп вносит номер Рика Фенна "Don't Send We Back", где легкомысленная игривость мелодии, словно песня о весёлом водиле-дальнобойщике, резко контрастирует с серьёзностью текста. Трудно даже предположить, что побудило автора вложить в основу сюжета столь "неромантичное" явление, невероятно далёкое от жизненной "философии" такой группы, как 10сс. Представьте себе, отчаявшиеся беженцы из Кореи (!?) на утлых лодках пересекают несколько морей в надежде найти приют в далёком краю, где им совсем на рады. Фраза "Не отсылайте нас обратно" рефреном звучит на протяжении всей этой песни под озорные, едва ли ни танцевальные ритмы. Неожиданно, надо признать.
Не менее неожиданным стало признание Грэма Гоулдмана, сделанное им лет пятнадцать спустя, но относящееся к событиям того времени. “Начиная с 1978 года дела наши пошли под откос… Должно быть, нам уже тогда стоило либо разойтись, либо впустить свежую кровь… Мы же, даже когда всё шло не так, говорили себе: ‘А, ничего, всё образуется!’”
Номинально группа 10сс как бы существует и по сегодняшний день, только маловероятно, что они кому-то ещё интересны. Пятеро стариков, упорно цепляющихся за далёкое прошлое. Время от времени они собираются вместе, не ради кого-то, ради себя. Все свои Эвересты они покорили в до предела спрессованное десятилетие – от начала 70-х до начала 80-х годов. Альбом “Look Hear?” оказался не самой высокой из взятых ими вершин. Но и не самой малой. Это уж точно. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).