|
Тяжёлая музыка в Южной Америке, безусловно, существует, но масштабы явления крайне неочевидны её среднестатистическому слушателю с любого другого континента: да, есть Sepultura и Angra, есть на порядки менее известные Ratos de Porão, Korzus и, скажем, Krisiun - и все они происходят из Бразилии, которая, будучи самой густонаселённой и большой по площади на материке, всё же не является на нём единственной страной. А вот второе и третье по численности населения государственные образования (не говоря уж о каком-нибудь Парагвае) - Колумбия и Аргентина соответственно - столь же громких имён тяжёлой музыке как-то не дали, и этому есть ряд причин.
Во-первых, язык: за редчайшими исключениями (будь то Rammstein или The Hu) для массовой популярности желательно петь на английском, который в регионе (судя и по собственным впечатлениям от посещения, и по общению с выходцами оттуда в других странах) крепко не в почёте - США больше века натурально высасывают оттуда все соки, и белый неиспаноговорящий иностранец воспринимается местным населением в лучшем случае слегка неприязненно (что, впрочем, быстро купируется обозначением подданства, не имеющего к гринго никакого отношения). А испаноязычная аудитория в Штатах (см. отморозки из какой-нибудь "Мара Сальватруча" и иже с ними), если опираться на родной язык, как-то больше по хип-хопу уносится.
Во-вторых, логистика: отрешиться от экономического гегемона и отправиться покорять европейские рынки - занятие не из дешёвых, при столь же ориентированном на английский язык массовом слушателе (гипотетической популярностью в одной лишь Испании вряд ли прокормиться), а с деньгами на континенте не особо (и выше объяснено, почему). Своего рода замкнутый круг.
Соответственно, довольно обширная (metal-archives только в упомянутых Колумбии и Аргентине, при всём жанровом пуризме тамошних админов, напрочь отсекающем альтернативный рок и разнообразные -коры, насчитывает по 2-3 тысячи групп) испаноязычная южноамериканская тяжмет-тусовка четвёртое десятилетие варится сама в себе. Периодически оттуда, конечно, что-то выстреливает (причём, как правило, всё же минимально освоившее английский язык) - как умеренно известный в кругах пауэрщиков аргентинский человек-оркестр Бето Васкес (и то: кому он был бы интересен в отрыве от по-настоящему звёздных вокалисток, неведомо как подтянутых им на дебютник?), или чилийский фолк-дум-дуэт Uaral, но в целом... герои настоящего рассказа, A.N.I.M.A.L. - одна из популярнейших (наряду с Almafuerte и Rata Blanca) аргентинских метал-групп за все время существования соответствующей сцены, а в базу данных сайта автор рецензии вносил её самостоятельно. Sapienti sat.
Тем любопытнее ниточки, которые при вдумчивом изучении биографии команды и её четвёртого полноформатника тянутся к неожиданно громким именам. До начала работы над альбомом группу покинул барабанщик - и хотя в буклете постоянным участником заявлен некий Андрес Виланова, весь материал записывался с сессионщиком, и не из числа каких-то ноунеймов, а целым Джимми ДеГрассо, уже отметившимся к этому моменту с Y&T, Элисом Купером, Suicidal Tendencies и даже рыжим Дэйвом в его сайд-проекте MD.45 (собственно, аккурат после "Poder Latino" Дэйв затащил Джимми и в собственно Megadeth, на несколько лет). Запись проходила тоже в непростом месте - легендарной студии Indigo Ranch, где "крёстный отец всея мазафаки" Росс Робинсон на протяжении 90-х наруливал звук на без преувеличения культовых для жанра альбомах. А продюсером и вовсе выступил старик Грацианыч, тогда ещё вовсе не старик, а бодрый, поджарый, энергичный мужчина в самом расцвете сил (чья довольная лыба в окружении музыкантов запечатлена на внутренней части задней обложки) - второй раз в своей карьере (считая Nailbomb), при наличии опытного помощника Ричарда Каплана, участвовавшего, например, в микшировании "Life Is Peachy". Тема для отдельной рецензии - однако ещё интереснее круг замкнётся, когда в 2012 году вокалист-гитарист A.N.I.M.A.L. Андрес Хименес объединится с Андреасом Киссером в первой "латиноамериканской метал-супергруппе" De La Tierra, чей второй альбом будет записываться таки под чутким руководством Росса Робинсона.
Но и это ещё не всё: в нюхе тех лет уже вошло в моду подтягивать на альбом разнообразных гостей, и "Poder Latino" тоже не обделён подобной фичей. Пускай басисты - самые незаметные в роке люди, и к присутствию на "Loco Pro" Кристиана Олде Уолберса (Fear Factory) это относится в полной мере, но вот на "Dejar De Ser" поднапрягся и выдал ближе к концу песни весьма запоминающееся соло экс-участник Suicidal Tendencies (не с подачи ли ДеГрассо), которому впоследствии доведётся поработать и с Осборном, и с Кантреллом, и даже войти в постоянный состав Metallica - да-да, сам Роберт Трухильо (которого неведомый осёл в одном из первых русских номеров журнала Classic Rock обозвал "Траджилло" - ладно хоть не "Страшила", опилки-то в голове как раз у горе-писаки и редактора).
Что же до музыки? В общем-то, это довольно стандартный "groove goes nu". Ориентир - абсолютно аналогичные по духу "The Burning Red", "Primitive" и "Digimortal": грув, упрощённый до стадии вырождения в нюху агрессивнее среднего, но периодически всё же напоминающий о былых кондициях и сохранивший фирменные фишки. У Machine Head оными были флажолеты и сиэтлская хандра, у Soulfly - этноперкуссионная составляющая, у Fear Factory - характерные "очереди" Эрреры-Казареса; аргентинцы же предлагают испанский язык и ярко выраженные заходы в хардкор ("Los Que Marcan El Camino", "Aliento Inocente" и безусловно классные, задорные каверы Body Count и Ramones, а также характерные хоровые "кричалки", проскакивающие в остальных песнях). Роднит с поименованными релизами и единичное заигрывание с рэпкором (упоминавшаяся "Loco Pro") - довольно многосложные из-за испанского языка (в русском-то "смысловые", законченные предложения в среднем на 25% длиннее, чем в английском, а с романскими языками вообще тушите свет) речитативы в остальных композициях всё же не имеют отношения к хип-хоп-читке.
Впрочем, стандартный - не значит "плохой": стандарт ведь нужно ещё соблюсти, и с этим A.N.I.M.A.L. успешно справились. Хитовость и кач ("Milagro", "Dejar De Ser", отмеченные ранее каверы) - в наличии, откровенного проходняка (вроде "Latino America" или "Aliento Inocente") немного, но и тот, отягощая хронометраж несколькими явно избыточными минутами, несёт в себе ещё одну необходимую функцию - ничуть не менее важную для восприятия альбома вариативность: хотя бОльшая часть композиций выдержана в среднем темпе, заходы в смежные жанры (хардкор, рэпкор) или нестандартную для nu metal тех лет ритмику (как раз "Latino America", например), помимо иных примечательных событий вроде уже описанного басового соло Трухильо, происходят ровно тогда, когда нужно; единственное, что наличие в трэк-листе перезаписи ранней песни "Esclavo De Ilusion" (сокращённой аж вдвое в процессе трансформации из пафосной рок-баллады в акустическую зарисовку) аккурат за мрачной, давящей "Gracias Doy", на мой взгляд, несколько ломает общую динамику: сама-то композиция неплохая, но не сразу вслед за медляком-триллером. "Gracias Doy", к слову - одна из лучших песен на альбоме, и на неё снят незамысловатый, но улыбающий своей DIY-стилистикой (= дешевизной исполнения) видеоклип. Также примечателен закрывающий альбом кавер на неведомого Леона Хьеко, спетый, насколько могу судить, дуэтом с ним же - в середину трэка завезли характерных флейт, сразу вызывающих ассоциации не с патагонскими степями, но с ветреными Андами.
К работе Макса Кавалеры нет никаких претензий, звук под стать музыке; если сравнивать с другими его продюсерскими экзерсисами, то "Poder Latino" ближе всего, наверное, к третьему альбому Soulfly, представляя собой своего рода "обезжиренный" (= с толковым ремесленником вместо гения за пультом: на слух - похоже, но безо всяких цепляющих нюансов) "Roots". Логично, что записанный под руководством этого человека альбом - а Макс именно в те годы едва ли не громче всех топил за то, что "современный метал не нуждается в соло" - гитарных соло практически и не содержит (кроме вновь упоминаемых каверов - лирика в них, кстати, полностью переведена на испанский). В вокальной части Хименес не столь свиреп, как его ментор, предпочитая рыкокрику на связках хриплый чистый, да и собственно чистым не брезгует, не теряя при этом в темпераментности и напоре; конечно, к отмеченной выше многосложности требуется какое-то время привыкать - однако это оправданно, группа несёт слушателю нечто более сложное, нежели механическое перечисление имён существительных (как это было в "Ratamahatta" и "Brasil") или чересчур локальные мемы "Умбабараума - человек-гол" пополам с "Зумби - повелитель войны". Определённо следует занести группе в актив и то, что вокальные партии на "Poder Latino" воспринимаются именно вокальными партиями, а не бессистемными рычащими глоссолалиями, напрочь оторванными от инструментального сопровождения, как у Brujeria: Хименес, очевидно, крепко старался "поженить" с музыкой тексты на не шибко подходящем к подобному аккомпанементу языке. Раз уж зашла речь о лирике, отмечу, что на протяжении всего существования (и "Poder Latino" - не исключение) A.N.I.M.A.L. эксплуатировали остросоциальную тематику, активно выступая за права этнических меньшинств вообще и индейцев в частности: собственно, акроним A.N.I.M.A.L. = "Acosados Nuestros Indios Murieron Al Luchar" = "Преследуемые, наши индейцы пали в боях", что весьма примечательно для граждан самой "белой" страны на континенте.
Для группы альбом стал прорывным: мужики объехали едва ли не всю Латинскую Америку, а у себя на родине хэдлайнерствовали перед толпами в 15 000 и даже в 30 000 зрителей (собственно, это и по сей день два самых больших их шоу). Ещё две записи в Indigo Ranch, "совместочка" с ныне покойным Килмистером (!), туры (пусть на подхвате у громких имён, но тем не менее) по США и Европе - заслуга именно "Poder Latino": группа играла в Аргентине на разогреве и Pantera, и Sepultura на пике их формы, но именно благодаря рецензируемому релизу о ней узнали за пределами страны и даже континента. И, что ещё важно, "Poder Latino" несёт в себе, под стать названию ("Латинская мощь"), как и всё творчество A.N.I.M.A.L. (помимо разве что совсем уж форматного и закономерно провального "Combativo"), дух нищих баррио, выросших в тени великолепных памятников колониальной архитектуры - ту самую безошибочно идентифицируемую "трушность", которой напрочь лишены мажоры-чиканос вроде Ill Niño с их "спэнглишем" в чётко отмеренных микродозах, как у Рики Мартина или Энрике Иглесиаса. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
во-вторых, если правильно понимаю, у них первый полноформатник вышел уже после релокации в Штаты - что делает принадлежность к южноамериканской сцене как минимум дискуссионной.
Так я написал, что номинально. Это только если речь вести о происхождении, начале творческого пути. И не думаю, что они больший андерграунд, чем упомянутые Krisiun. Хотя может и ошибаюсь.
И то исключительно как влиятельных дедов. Слушать их, если вдруг кто не знаком, не стоит.