|
Живым классикам хард-рока уже столько лет, что давно даже самые верные поклонники от них ничего не ждали. Эмоция «спасибо, что еще живы, отцы» стала доминирующей с конца прошлого тысячелетия. Кажется, последний действительно бодрый рок-альбом они выпустили двадцать один год тому назад, и это был "Bananas". После, группа с каждой новой работой все больше погрязала в прогрессивных наворотах и тотальной меланхолии, от чего “Вжык!» 2020 года напоминал уже какую-то «музыку для медитации» записанную по недоразумению хард-роковым составом.
Хорошие песни за это время у Deep Purple, конечно, случались, (мне, внезапно, нравится "Johnny's Band"), но звучали они все меньше “по-перпловски».
Ушедшего, по причине семейной трагедии гитариста Стива Морса, (кажется и ответственного за крен позднего Deep Purple в прого-джазо-фьюженовые дебри), заменил некто Саймон МакБрайд. Этот 45-летний (юный он, только на фоне готовящихся разменять девятый десяток своей жизни, ветеранов), музыкант успел переиграть в разных стилях, от кондового NWOBHM до соула. В обширный "Пурпуный клан" МакБрайн входил несколько лет, успев сыграть на отличном сольнике Дона Эйри, и отыграв несколько туров с ним. Реакция публики на появление Саймона в составе Deep Purple была необычайно позитивной. Стоило МакБрайду отыграть первый концерт с группой, его мигом полюбили. Комментарии на Ю-тубе на всех языках, от английского до хинди, сводились в основном к восторгам насчет того, что у Deep Purple НАКОНЕЦ-ТО появился подходящий гитарист, который знает, как надо рубануть рокешника.
(Из чего можно сделать неполиткорректный вывод, что Морс достал своими экзерциссами больше людей, чем об этом принято говорить). Да что говорить, лично я поймал себя на мысли, что wannabe Deep Purple – бывшая кавер-группа "Purpendicular", с которыми успели посотрудничать все инструменталисты Mark VIII, звучат круче оригинала. В общем, все поколения фанатов Темного Пурпура уселись напряженно ждать, что же дедушки смогут записать, после вливания свежей ирландской крови.
Все оказалось даже лучше, чем ожидалось.
Комментарии в духе «лучший альбом со времен …» (дальше каждый ставит потребное ему, от "Battle Rages On" и "Perfect Strangers" и едва ли не до "Machine Head") можно назвать преувеличенными, но то, что это лучшая работа минимум за четверть века, я совершенно согласен. Конечно, музыканты не сбросили полсотни лет и второго "In Rock" не записали. Вальяжный, расслабленный настрой сохранился в части композиций. Но вернулся и драйв, энергия, азарт. Впервые за долгое время Purple стали не только «плести кружево», и ощутимо «рубить» и «греметь».
Что до стилистики альбома, он вышел достаточно эклектичным, вобрав в себя все шесть десятилетий Deep Purple.
Музыканты уложились с тринадцатью композициями на пятьдесят минут с небольшим, и при этом обошлись без филеров. Конечно, не каждая песня годится для очередной сборки The Best of Deep Purple, но скучать не придется вообще.
Если столь впечатлившие публику синглы "Portable Door" и "Lazy Sod" в самом деле, звучат как вещи, сочиненные для "Machine Head", то вкрадчивая открывашка как будто залетела с альбома "Purpendilar". Самое интересное, что диск идет по нарастающей. По первой композиции "Show Me" можно было бы заподозрить, что перед нами будет продолжение «курса Морса». Следующая за ней "A bit on the Side" оказывается боевитее и энергичнее, и в музыку откуда-то из времен расцвета группы вернулись пресловутые “гитарно-клавишные дуэли», причем клавишные Эйри звучат весьма сочно и временами едва ли не суровее гитары. Зато "Sharp Shooter" стартует с тяжеленного гитарного рифа, напоминающего "Into the Fire", да и в целом оказывается вещью тяжелой и мрачноватой. Мгновенно запоминающаяся "Portable Door" откровенно подражает классике самих же Purple – "Pictures of Home", но думается, музыканты с таким творческим багажом имеют право на легкие самоцитаты. Зато в ней снова возникает «журчащий» и агрессивный звук органа, за что Purple отдельное спасибо. Рок-н-ролльная "Old-Fanled Thing" достойно продолжает альбом. Потом можно отдохнуть на расслабленной блюзовой "If i were you", которая может быть и не "Blind Man Cries", но доказывает, что медляки Deep Purple писать не разучились. В основе лежит блюз, но блюз в прог-хардовом преломлении, а не занудно-попсовом. "Pictures of you" опять демонстрирует прогрессивную сторону группы, тут много гитары, интересно развивающаяся мелодия, и мгновенно узнаваемые саркастичные смешки Гиллана.
Певец, которому на днях исполняется 79, вообще предстает в удивительно хорошей форме, и при этом явного автотюна и обработки услышать не получается. Если не знать, сколько ему лет, специально не выискивать признаки дряхлости, и не сравнивать с самим же Гилланом 1970-1983, то к пению вообще не придраться. Фирменный тембр все еще на месте, а что «не вытягивает классику», так это уж, извините. На очередном полублюзе "I saying nothing" Гиллан в паре мест выдает даже легендарные наждачные скриминги. "Lazy Sod" уже стала главным хитом группы за черте сколько лет, все в ней вызывает в памяти эпоху 1970-73. Настоящий «перпловский боевик» с тяжелыми гитарными рифами, заковыристыми органными соло и легко ложащейся на слух вокальной мелодией. "Now You are talking" – полновесный боевик, на рок-н-ролльной закваске, даже с порывами вокалиста скримануть как лучшие годы. "No money to Burn" несколько более тягучая и медлительная, но не менее тяжелая композиция, с грозно порыкивающей гитарой и завернутыми соляками. "I”ll catch you" – просто очень красивая баллада. Венчает альбом "Bleeding Obvious", сочетающий все три ипостати Purple – тяжелую, прогрессивную и лирическую. Мелодичное вступление обращается в достаточно агрессивные и жесткие эпизоды, за которыми следуют квази-восточные навороты. Песня всего на шесть минут, но ее можно назвать и эпиком.
Если "=1" (худшее название в истории рока, наверное) станет последней работой Deep Purple, это прекрасный способ попрощаться со сценой. А если в свои «золотые годы» Гиллан, Гловер, Пейс и Эйри решат записать что-то еще, это можно только приветствовать. Несмотря на возраст и все известные проблемы со здоровьем, музыканты демонстрируют потрясающую творческую форму, и если живьем не равным себе сорокалетней давности, то в щадящих студийных условиях все еще способны выдавать редкий драйв.
Мастерство инструменталистов находится где-то за пределами критики, но это никогда не было для Deep Purple самоцелью. Гиллан же звучит более чем достойно. Харизма все еще при нем, а что до количества октав… Музыка все-таки не спорт, где главное «выше, быстрее, сильнее», в музыке важны другие качества. Талант, знаете ли.
Намеренно не заостряю внимание на новом гитаристе. Вписался он в команду идеально. Играет много мощнее, суровее, rockовее предшественника, но и изысканно тоже умеет. Как это заведено в стане Deep Purple авторами песен значатся все музыканты группы, а так же продюсер Боб Эзрин. Поэтому не стоит спекулировать на тему того, какую роль сыграл МакБрайд в создании материала. Но в том, что его приход пошел команде на пользу – нет сомнений.
В целом однозначно рекомендую диск не только фанатам Deep Purple, но и любителям хард-рока вообще.
Возраст и заслуги на этом живом, драйвовом диске не довлеют над творческой энергией. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Не особо нафталином отдаёт. Просто хард рок старой школы.
но в случае с этим альбомом, наверное, есть еще и эффект от того, что они обратились к стилю и звуку, который сделал их популярными.
Перпл вообще группа "хамелеонистая", они регулярно сильно меняли звучание.
но при этом довольно большой части аудитории крен их позднейшего творчества не сильно нравился.
молодец