|
Этот альбом стал первым тревожным признаком опреснения музыки Soft Machine. Стилистически выдержанный в духе предшественника, он заметно проигрывает ему в оригинальности идей и гибкости при их реализации. По сути, данный диск стал своего года бенефисом Хью Хоппера, т.к. бОльшая часть музыки написана именно им. Однако совершенно очевидно, что представленные на диске опусы - не более, чем пережевывание идей с предыдущего логплея, из-за чего диск в целом выглядит на фоне предшественника весьма и весьма бледно.
Вокала здесь нет вообще, да и джазовые акценты стали более очевидными, и отныне Soft Machine - это уже, скорее, не прогрессивная, а джаз-роковая группа, исполняющая не слишком новаторскую инструментальную музыку. И даже на лучших моментах пост-уайеттовского периода, как, например, на великолепном диске "Fifth", "машинисты" выглядят как последователи (правда, очень талантливые) Майлза Девиса, звуча поразительно схоже с его эпохальной работой "Bitches Brew" (1969), равно как и с первым альбомом Weather Report.
Что же касается альбома "Fourth", то на нем можно выделить вступительную неистовую "Teeth", сделанную по рецептам композиций "Facelift" и "Out Bloody Rageous" с предыдущего альбома, а также "Fletcher's Blemish" с великолепной игрой Дина на саксофоне и сумасшедшим контрабасом Роя Баббингтона. Спектр звучаний здесь, в принципе тот же, что и на "Third": здесь и анархичный фри-джаз (правда, вся эта анархичность иногда выглядит какой-то кукольной), и элементы академического аванграда в духе Терри Райли и Карлхайнца Штокгаузена (обратите на партии медных духовых в самой середине "Teeth" - это все та же самая "петля"), что-то от психоделии, ну и совсем небольшая доза рока, заметная, разве что, в ритмике и партиях электооргана (да и то изредка).
Это последний диск с Робертом Уайеттом. Постоянные прения Роберта с Ратледжем относительно дальнейшего направления развития группы вынудили первого покинуть коллектив. В общем-то и не удивительно: веселый, слегка бесшабашный Уайетт, склонный к чудачествам и постоянному эксперименту был противоположностью серьезному и рассудочному Ратледжу, стремящемуся делать академическую (читай - формальную) музыку. И в результате некогда плодотворный тандем распался.
Тем не менее, четвертый диск можно также записать в актив группы. Пусть на нем нет ничего принципиально нового, но безукоризненная сыгранность музыкантов, умное самоцитирование и какая-то непрерывная модуляция общего настроения от депрессивно-клинического до раздолбайски-веселого делают его если не шедевром, но поистине выдающимся альбомом. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет