|
Дебют великолепной авангардной и эктраординарной итальянской группы.
Экстраординарность альбома начинается уже с обложки. Название диска в переводе с немецкого - "Труд делает свободным" - надпись у входа в фашистский лагерь Освенцим; на обложке стоит надпись "AREA - International POPular Group"; на развороте фигурируют серп и молот - казалось бы, перед нами явно очередная RIO'шная группа на манер Henry Cow или Art Bears. Ничего подобного!
Посреди тишины причитающий женский голос декламирует молитвенный стих на арабском, затем вступает мужской хорал, поющий уже на итальянском под аккомпанимент электрооргана, после чего следует смесь виртуозного и невероятно изобретательного джаз-рока и балканской (или ближневосточной) музыки. Так выстроена композиция "Luglio, Agosto, Settembre (Nero)", которой открывается этот чудный альбом, и в этом же ключе выдержан весь диск. Никаких джаз-роковых штампов здесь не найти; более того, термин "джаз-рок" я употребляю лишь для очень приблизительного описания этой музыки, т.к. совершенно очевидно, что Area имеет мало общего с творчеством тех же Weather Report, Mahavishnu Orchestra, Nova или Zzebra, почти не аппелируя к традиционным джаз-роковым приемам. Определенные параллели можно провести с лишь третьим альбомом Aphrodite's Child и Soft Machine периода третьего-четвертого альбомов. По выделке же и стилистическим модуляциям диск ближе к Gong и King Crimson образца 1973-74 г.г., но в отличие от последних, гораздо более ровных и склонных к компромиссу, Area с легкостью переходит от шизофренического неистовства к симфоническим полотнам и обратно по несколько раз в пределах одной композиции, не идя ни на какие уступки и не отдавая дань моде. Да и любое сравнение, как мне кажется, будет крайне условным: творчество коллектива очень оригинально.
Музыка на диске, в целом, пропитана несколько трагичными настроениями, а драматический и выразительный вокал певца Деметрио Стратоса (грека по происхождению, ныне покойного) даже заставляет пустить слезу к концу "Le Labbra Del Tempo". На протяжении всего альбома, равно как и всего последующего творчества коллектива, сильно выделяется этот взвинченный невротичный тенор, часто стилизованный под ближневосточные песнопения, и постоянно срывающийся на йодль, эпилепсию и экстатические припадки, причем все эти "срывы" у Стратоса выглядят одновременно высокохудожественно и даже как-то искренне. Показательными в этом плане являются уже упомянутая "Le Labbra Del Tempo" и "L'Abbattimento Dello Zeppelin". В последней, после мягких меланхоличных вокальных пассажей Стратоса неожиданно вступает жесткое металлическое гитарное месиво поверх свингующей ритм-секции, после чего под аккомпанимент электронного авангардного фона и саксофоннного тремора можно услышать длительную вокальную импровизацию Стратоса, бросающую вызов терпению и нервам слушателя. Нечто подобное, хотя и в менее экстремальной и художественной формах, было у Can на "Tago Mago" (1971).
Прелесть творчества Area в целом и на этом диске в частности заключается в том, что группе удалось органично слить воедино балканскую и ближневосточную мелодичность, прог-роковую изощренность и экстремальность джаз-рокового авангарда, достаточно четко выдерживая этот баланс. Клавишные, вопреки ожиданиям, совершенно не джаз-роковые, а гораздо ближе к симфоническому арт-року, хотя Фаризелли (являющийся, кстати, автором большинства материала группы) часто переключается на нечто более экспериментальное; гитарист осыпает цепкими хард-роковыми риффами, иногда уходя в более тяжелые околометаллические области, а иногда звуча как двойник Фриппа; ну а ударника отличают, помимо высочайшего уровня технического мастерства, еще и какая-то необъяснимая способность идеально сочетать в своей игре расчетливость и спонтанность. При всем моем уважении к Биллу Брафорду и Нилу Перту, все же класс их игры объективно ниже, чем у Джулио Капиоццо. Наверное, именно о таком ударнике грезил Фрипп летом 1972-го года.
Никакой "пилежки" и голой демонстрации техники здесь нет и в помине; все свое мастерство музыканты подчинили ничем не ограниченной композиционной и импровизаторской идее. Единственное, чем все-таки ограничила себя группа - так это границами вкуса, за которые она никогда не выходила. Пожалуй, только диск "Tic And Tac" (1980), записанный уже после смерти Стратоса, обнаруживает явные признаки формализма и опреснения музыки группы, звуча поразительно схоже с поздними альбомами Soft Machine и Gong.
"Arbeit Macht Frei" - сильнейший, наряду с "Crac!" (1975) альбом группы, а также, безусловно, это одна из оригинальнейших и выдающихся работ современности. Диск по качеству материала очень ровный, и выделить какой-то один элемент этого шедеврального полотна не представляется возможным. Следует также отметить и великолепную продукцию альбома, который и сейчас воспринимается, почти как новинка.
Настоятельно рекомендую. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет