Сразу хочу признаться, что писать отчет про этот концерт мне было как никогда трудно. Во многом потому что кроме абсолютно нецензурной брани, выражающей высочайшую, просто запредельную степень восторга, на бумагу не ложилось ровным счетом ничего. Но первый концерт настоящего Короля тяжелой музыки Кинга Даймонда в Москве все-таки должен быть должным образом освещен, так что все восторженные, но совершенно не подходящие для приличного отчета эпитеты, придется убрать в дальний ящик. Кстати, о ящиках. До недавнего времени создавалось впечатление, что именно в самый темный и пыльный сундук маэстро Ким Петерсен задвинул идею о покорении России. Хотя, какое к черту покорение? С того самого 1983 года, когда свет увидел первый альбом пока еще малоизвестной и молодой датской группы Mercyful Fate, умы многих тысяч поклонников тяжелого рока на огромной территории "нерушимого союза республик свободных" мгновенно, без единого выстрела и сопротивления, были завоеваны невиданным доселе вокалом и неслыханной доселе музыкой. Музыкой, точного определения которой до сих пор не придумал ни один человек на земле. Также выскажу очень серьезное сомнение, о том, что с тех пор на земле родился музыкант, способный хоть в малейшей степени повторить атмосферу и величие тех шедевров, которые уже сочинил, записал, и, будем надеяться, продолжит создавать Король. Да и вообще, снисходить до ежевечернего ублажения своих верных подданных - совершенно не королевское дело.
Но, как поется в одной совершенно не подходящей нашему "братству" песне, "Все могут короли"! Так что, гастрольные автобусы с фирменным логотипом King Diamond на борту продолжают наматывать километры дорог, прямо как та самая летучая мышь, которая все летит и летит навстречу неизвестности. Много времени утекло с начала 80-х, много событий произошло в жизни и творчестве Короля. Но лично для меня, наверное, на всю жизнь, главным событием в его карьере останется 5 мая 2006 года, когда в стенах легендарного ДК им. Горбунова наконец-то раздался оглушительный крик этого милого создания. Крик, которого мы ждали все эти двадцать три года. Крик, известней которого в мире тяжелой музыке представить сложно. Вы думаете, я все еще говорю о летучей мышке? Как знать, как знать... Факт остается фактом - перед двумя с лишним тысячами своих верных поклонников предстал настоящий Король, который в течение 90 минут показал нам ТАКОЕ шоу, что впечатлений хватит еще на 23 года верного ожидания второго приезда команды маэстро. Говорите, что столько не живут? Позволю себе рассмеяться вам в лицо - Король будет жив всегда, и теперь я в этом уверен на все сто процентов. А уж новых подданных он найдет точно! Сегодня или завтра в каком-то другом месте этой грешной планеты несчастные заблудшие людишки случайно или намеренно внимают песням Короля. А к ним, как известно, нельзя оставаться равнодушным. Так что пока бессонные ночи не застали вас у могил, пока невидимые гости не предложили вам послушать колыбельные пауков, и пока не настало время пить чай... Позволю себе предложить вашему вниманию мой рассказ об этом волшебном и мистическом майском вечере, когда в воздухе, казалось, стоял запах костров инквизиции, а любой шорох за спиной заставлял оборачиваться и искать в толпе зловещую семерку черных всадников...
Как известно, первый визит Короля на российские земли состоялся в 2001 году. Гастрольное расписание тура в поддержку замечательного альбома "House Of God" позволило втиснуть в плотный график команды единственное выступление в Санкт-Петербурге. Конечно же, на это шоу рванули зрители со всей страны и обеспечили концерту полный и безоговорочный аншлаг. Маэстро Петерсен познакомился с русскими зрителями, а зрители получили возможность воочию увидеть легенду мирового метала. Думаю, что довольными остались обе стороны, хотя, уже по прошествии определенного времени с момента шоу, так сказать, после первоначального шока и восторга по поводу осознания только одного факта, что "мы видели ЭТО", начали возникать всяческие мелкие придирки. Которые, впрочем, имели под собой вполне четкие основания для недовольства. Надо сказать, что Король переживал тогда не самые лучшие времена в своей карьере, поэтому практически никакого шоу в турне представлено не было. А Король без шоу - это все равно, что инвалидное кресло без Бабушки...или Эбигейл без Мириам - кому что больше по душе. Конечно же, неискушенные подобными зрелищами российские фэны готовы были смирится со всем чем угодно. Но тут подвела еще и не совсем отработанная сыгранность команды. Ведь тогда Король и его верный рыцарь Энди ЛяРок практически заново собрали группу, после дезертирства всех троих ее непостоянных участников. Новый молодой барабанщик Мэтт Томпсон, старый, но давно не появлявшийся на горизонте басист Хэл Патино и отлично знакомый всем фэнам по работе в Mercyful Fate гитарист Майк Уид хоть и были профессионалами своего дела, но, по мнению многих зрителей того памятного шоу, так и не сумели в должной, стопроцентно качественной форме донести до фэнов классические песни King Diamond. Так что определенный негативный осадок, несомненно, остался. К счастью, с тех пор у маэстро произошло много позитивных событий - были записаны еще два отличных альбома, новые члены "адской бригады" Короля отлично сработались между собой, и - что самое приятное - Кинг не забыл про теплый прием, оказанный ему русскими фэнами. Поэтому два концерта в Москве и Питере, появившиеся в новом, первом за последние несколько лет европейском турне музыкантов, не выглядели чем-то из ряда вон выходящим.
К сожалению, всеобщий праздник сумела испортить погода в Скандинавии, где не лишенный никаких человеческих слабостей Король подхватил простуду. По этой причине сет-лист тут же был сокращен на пару песен, а вдобавок отменены все возможные пресс-конференции и автограф-сессии. Но даже такие довольно существенные огорчения не были способны испортить моего отличного настроения, когда приятно теплым вечером 5 мая я уверенно чеканил шаг по дороге в Горбушку. Сразу хотелось бы немного извиниться перед уважаемыми читателями, но должным образом оценить количество и качество публики, мерчендайз и прочие детали я просто не успел. Кстати, выражаю некую благодарность организаторам, задержавшим начало концерта на час с лишним, а иначе я мог бы не успеть и на первую песню. Чем же я был так занят? Все до банального просто - я красил лицо. Вообще, меня и моего боевого друга Leon'a, неприятно удивил тот факт, что из всех (по беглым подсчетам) двух с лишним тысяч человек пришедших, и даже приехавших со всех концов России на московское шоу Короля, нашлось только ТРОЕ человек, принесших с собой грим, карандаши, и прочую бижутерию для приведения себя в должный вид. Не буду ничего говорить про подобную инертность публики в отношении собственного визуального образа зрителя на концерте маэстро - это пусть уж каждый решает сам за себя. Но честное слово, пока мы тихо и никому не мешая приводили себя в подобающий образ для встречи с Королем, количество людей, либо просивших сфотографироваться с ними в обнимку, либо пристававших с просьбами "Ооо! А давайте вы меня тоже так разрисуете?", вначале забавляло, а потом уже начало серьезно раздражать. Видимо у большего числа русского народа только так соображалка и работает - ассоциациями, в стиле "А вон красятся! Тогда и я тоже!". В общем, буквально на бегу оценив довольно широкий ассортимент различных фирменных маечек, дисков и даже брелков с зажигалками, украшенных символикой King Diamond, мы с воплями: "Пропустите тру фэнов!" нагло рванули в первые ряды сквозь практически битком забитую Горбушку. И знаете - нас пропустили! Причем практически без возражений, людям хватало одного взгляда на наши милые мордочки. Так, буквально за двадцать секунд оказавшись во втором ряду, я не успел и толком удивится столь удачному блицкригу, как потух свет, старый дом задышал, а тени на стене ожили...
Вроде бы давно знакомую сцену Горбушки было просто не узнать. С первого взгляда стало ясно, что на этот раз шоу будет, да еще какое! На заднем плане были подняты три массивные портьеры, которые благодаря очень эффективной и мастерской подсветке оранжевого оттенка успешно создавали иллюзию нахождения перед самым настоящим поместьем ЛаФейев. Для создания еще большего эффекта присутствия через весь периметр была растянута пусть и бутафорская, но выглядевшая по-настоящему мрачно и величественно, внушительная изгородь с воротами посередине. По бокам от ударной установки также были размещены далеко не кустарные декорации - слева возвышался периодически загоравшийся готический камин с сидевшей на его вершине хитрой горгульей, а справа располагалась целая коллекция аутентичных предметов в особом прозрачном шкафчике. Среди них можно было разглядеть и множество острых колюще-режущие предметов, и бренные останки каких-то попавших в немилость к Королю человеческих (?) существ, и даже заспиртованные мозги, смиренно ждавшие своей участи в трехлитровой баночке. Через какое-то время сильно затянувшееся эмбиентное интро прервало появление четырех монахов в рясах с капюшонами, которые медленно вынесли на сцену белый гроб с все объясняющей надписью на боку "Abigail". А через некоторое время, под просто нечеловеческий рев зала, украдкой, на сцене появился ОН, Король этого вечера. Одетый в традиционные тона - черный кожаный костюм, блестящие казаки со шпорами, старинный котелок на голове, и, конечно же, легендарный грим с "правильными" и "неправильными" крестами на щеках - Кинг был просто неподражаем. Медленно открыв гроб, из которого тут же полился ослепительный голубой свет, маэстро достал оттуда эмбрион малютки Эбигейл и произнес те слова, которые мы жаждали услышать "в живую" все эти годы: "We are gathered here tonight to lay to rest Abigail LaFey...". Во время декларирования Кингом знаменитого интро "Funeral", половина публики, включая меня, просто пребывал а в состоянии транса - с первых же минут действа я унесся ТУДА и не возвращался вплоть до последнего аккорда заключительной песни. Не могу вспомнить ни одного концерта, из многих мною посещенных, который бы вызвал настолько сильное погружение в атмосферу шоу. Впрочем, те зрители которые погрузились не до конца, также не чувствовали себя обделенными и хором, слово в слово, вслед за Королем, цитировали интро. Ну а потом, в соответствии с хронологией, на сцену высыпали все четверо Королевских Рыцарей, и зал сотрясла "Arrival".
Конечно же, стоит упомянуть самыми добрыми словами каждого из музыкантов группы King Diamond - все они в этот вечер были великолепны. Был великолепен в своих отточено четких гитарных партиях отпустивший бороду с усами Майк Уид, который почти все шоу провел в своем уголке у камина и скромно устраивал там хайр-шоу. Был великолепен также заметно обросший шевелюрой Мэтт Томпсон, который выдавал просто потрясающе интересные и захватывающие барабанные брейки, очень порадовав лично меня своей супер-профессиональной игрой. Самым активным был, конечно, неистовый Хэл Патино, который как угорелый носился из угла в угол весь концерт, пожимал фэнам руки, размахивал своим массивным хайром и опять же - порадовал лично меня своим весьма аутентичным внешним видом, а-ля "80-е вернулись". Во всяком случае, музыкантов в настоящих полосатых спандексах на сцене я вижу впервые. Ну а самым спокойным был, естественно, величайший мастер гитарного искусства Энди ЛяРок, который, как обычно, все выступление провел, углубившись в изучение возможностей своей шестиструнной подруги. При этом вполне успевая обворожительно улыбаться в адрес всех понравившихся ему зрителей. Ну а Король...что тут можно сказать? Я НИКОГДА не видел своими глазами настолько артистичного и соответствующего атмосфере концерта поведения на сцене ни у одного музыканта. Эта шляпа, этот взгляд, эта легендарная микрофонная стойка из двух человеческих костей, эти жесты, сопровождающие каждую пропетую строчку, в конце концов, ЭТОТ голос! Плевать, что маэстро Петерсен уже перешел шестой десяток - его знаменитый вокал от этого ничуть не пострадал. Да, в самом начале концерта, в течение первых трех песен, было заметно, что высокие ноты даются Королю с трудом. Но буквально по истечении двадцати минут чудотворная энергетика бушевавшей в экстазе публики подействовала лучше всяких чаев с медом - Король распелся и стал "прыгать" своим голосом по всем четырем октавам с той же легкостью, как он это делал и двадцать лет назад. А какая же у этого человека экспрессия! Бог ты мой, если Кинг ТАК дает шоу, будучи простуженным и больным, то что же творится, когда он здоров? Даже и подумать боюсь. И просто невыносимо жалко тех людей, которые не смогли по каким-то причинам быть в этот вечер в Горбушке... Это не описать никакими словами - это надо было только видеть!
Несмотря на поток нахлынувших с новой силой воспоминаний, постараюсь все-таки вернутся к самому шоу. Великолепно стартовав с самого классического и любимого в народе альбома King Diamond "Abigail" и отыграв "Arrival", Кинг взял небольшую паузу. Во время которой не только поприветствовал публику, но и вспомнил о случившейся недавно страшной авиакатастрофе у берегов Сочи. К сожалению, без переводчика просьбу Короля о минуте молчания в память о жертвах этой трагедии не поняла половина зала, которая продолжила бесноваться и требовала немедленно сыграть "No Presents For Christmas", пока Ким сложил руки в молитве о памяти павших. Но этот, крайне неприятный момент, быстро забылся, потому что группа продолжила рассказ о злоключениях малышки Эбигейл, исполнив подряд еще три номера с этого великого альбома - мою любимую песню Короля "A Mansion In Darkness", хитовейшую "The Family Ghost", и культовый эпик "Black Horsemen". Звук, поначалу оставлявший желать лучшего, чудесным образом приблизился к идеалу, ну а просто умопомрачительный свет, да и вообще - все шоу в целом, позволило мне ощутить себя в самой настоящей Европе! Повторюсь, настолько качественного шоу я в своей жизни еще не видел. Тем более что на "Black Horsemen" начался и знаменитый "театр". Великолепно исполнявшая все свои роли симпатичная актриса весьма достойно отыграла роль беременной Мириам, которая умирает, дабы дать родится настоящему исчадью зла - малютке Эбигейл. После финала первой части этой знаменитой истории группа решила перейти и ко второй - под звуки интро "Spare This Life", четверо монахов унесли гроб прочь, чтобы во время исполнения зажигательного боевика "Mansion In Sorrow" дать где развернутся уже по сюжету весьма взрослой Эби, которая исполнила соблазнительный танец на помосте в центре сцены. Король в это время вовсю развлекался, давая петь припев зрителям, и заодно зловеще пытаясь обрушить решетки. Что и было сделано несколькими минутами позже - те же самые монахи оперативно разделались с уже поднадоевшей изгородью, открыв всем зрителям полный обзор сцены, а финальная часть саги об Эбигейл в виде аутро "Sorry Dear", продолжилась, пожалуй, самым знаменитым гимном за всю карьеру Короля - "Come To The Sabbath".
Во время исполнения этого бессмертного произведения и на сцене и в зале творилось форменное сумасшествие. Зрители просто сходили с ума и пели вместе с Кингом каждую строчку этого величайшего мистического гимна. По бокам сцены возникло два огромных языка пламени почти до потолка, которые мгновенно превратили всю Горбушку в настоящий средневековый замок, где, как это и положено, в центре круга, та же самая актриса очень убедительно совершала сатанинские ритуалы с двумя свечами и козлиным черепом, полностью соответствуя тематике песни о шабаше всех ведьм. Несомненно, "Come To The Sabbath" стала эмоциональным пиком всего концерта. Тема ведьм была продолжена в следующем произведении - шедевральном хите King Diamond 1990 года "Eye Of The Witch", после исполнения которого прозвучало весьма убедительное и совершенно не скучное барабанное соло мистера Томпсона. Парад величайшей классики всего тяжелого рока не иссякал - с первыми аккордами "Sleepless Nights" зал в очередной раз охватило массовое безумство, которому весьма соответствовал вошедший в раж Король на сцене. Последний альбом маэстро "The Puppet Master" был представлен отличнейшей композицией "Blood To Walk", во время которой, в полном соответствии с сюжетом, была разыграна захватывающая сцена о хозяине марионеток и его несчастной жертве. Актриса, столь убедительно входившая во все свои образы, к сожалению, не успела переодеть свои ярко-красные сапоги пока звучало аутро "Living Dead", поэтому легендарная Бабушка в инвалидной коляске, в грязном халатике с тросточкой в руках смотрелась в подобной обуви весьма комично. Но кого это волновало, когда со сцены звучала такая классика всех времен и народов, как "Welcome Home"? Ну и затем - ТРИ (!!) выхода на бис. Истерическое и совершенно безумное исполнение "The Invisible Guests" Королем в том самом кресле, поставивший весь зал на уши старый добрый хит "Halloween", и, наконец, самая первая песня Mercyful Fate, песня, с которой у многих в этом зале и началось знакомство с Королем - это была, конечно, "Evil". Перед исполнением этого финального произведения известная российская поклонница Короля Melissa вручила ему букет цветов и поцеловала в щеку, чем окончательно растрогала маэстро, который превысил весь возможный лимит благодарностей и сообщений о том, как же он благодарен всем нам за ТАКОЙ прием. По-моему, уйти со сцены его заставило только недомогание, были даже сообщения, что после концерта Кинга увезли на скорой. Но, честное слово, мы были благодарны этому человеку ничуть не меньше!
Что сказать в итоге я просто не знаю. Слов нет и, скорее всего, не будет. ТАКОЕ шоу бывает только у Короля, и это Действо с большой буквы, по-моему, следует посмотреть абсолютно любому человеку, хоть немного заинтересованному в тяжелой музыке. Даже не могу найти слов, чтобы выразить насколько я благодарен Кингу и всем его музыкантам за настоящие 90 минут концентрированного человеческого счастья! Остается только ждать и надеяться, что это было не последнее пришествие Короля в Москву, и нам представится еще хотя бы одна возможность увидеть это чудо "вживую". Итоги? Лучший концерт года (мне плевать, что он прошел только наполовину), и одно из лучших шоу, я бы даже сказал, лучших полутора часов в моей жизни. Мечта, ставшая явью, и оправдавшая себя на все двести процентов. Позволю себе закончить этот рассказ словами человека, ради которого все это и писалось:
"That's the end of another lullaby
Time has come for me to say goodnight..."
Сет-лист:
- Intro – Funeral
- Arrival
- A Mansion In Darkness
- The Family Ghost
- Black Horsemen
- Spare This Life (playback)
- Mansion In Sorrow
- Sorry Dear (playback)
- Come To The Sabbath
- Eye Of The Witch
- Drum Solo
- Sleepless Nights
- Blood To Walk
- Living Dead (outro playback)
- Welcome Home
Бис 1:
- The Invisible Guests
Бис 2:
- Halloween
Бис 3:
- Evil
Выражаем благодарность CDK МАИ за предоставленные аккредитации.
Текст: Григорий "Starbreaker" Воронцов
Фото: Андрей Плугин
agent_orange
Dimson1976
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).