Мастер-классы рок-музыкантов с мировым именем давно перестали быть для Москвы в диковинку. За последние год-полтора Россию посетили и Саймон Филлипс, и Джо Сатриани, и Пэт Торпи, а «самый сексуальный барабанщик в мире» Майк Террана и вовсе выступает у нас с завидной регулярностью. Однако ни один из мастер-классов не проходил с таким размахом, как данное мероприятие. И это не случайно, ведь Стив Вай – один из самых успешных и титулованных гитаристов-виртуозов в рок-музыке, в его послужном списке работа с Фрэнком Заппой, Дэвидом Ли Ротом, Элисом Купером и Whitesnake, а также несколько замечательных сольных альбомов, в числе которых – знаменитейший “Passion & Warfare” (1990). Так что когда было объявлено, что мастер-класс Стива пройдет в «Горбушке», пусть и превращенной по этому поводу в полностью сидячий зал, я ни секунды не сомневался, что зал будет заполнен до отказа, даже несмотря на весьма «кусачие» цены на билеты. Так оно и получилось – в партере я не заметил ни одного свободного кресла, а в бельэтаже, куда определили прессу, на места в ложе с левой стороны и вовсе оказалось по два (причем совершенно подлинных!) билета.
Не меньший ажиотаж наблюдался и накануне на пресс-конференции Стива, которая прошла в магазине «Музторг» у метро «Таганская». Стив заставил себя ждать почти час, но стоило ему появиться в небольшом зальчике, как он моментально расположил к себе практически всех собравшихся журналистов. Страсть к духовным изысканиям, которые он так любит описывать на своих альбомах, удивительным образом сочетается в Вае с отменными способностями шоумена, которому только дайте публику, и он тут же будет на нее играть. И пускай Стиву пока что далеко до тех высот, которых достиг в разговорном жанре Майк Террана, слушать его все равно безумно интересно. Впрочем, и смотреть на него тоже. Неизменные черные очки, слегка ироничная улыбка и мега-стильный пиджак – думаю, разбивать женские сердца Стиву ничуть не сложнее, чем извлекать из гитары запредельные пассажи, о которых большинству гитаристов остается только мечтать. Однако при этом Стив уже 28 лет состоит в браке и говорит о своей жене как о «самом лучшем, что я получил в Институте Музыки в Беркли».
Беркли вообще вызывает у Стива самые положительные ассоциации. «Это замечательное место, ведь учась в этом институте, можно думать только о музыке», - сказал он на пресс-конференции. Впрочем, Стив вообще практически ни о ком не отзывался плохо. «Играть с Ингви Мальмстином было очень интересно», - рассказал он о своих впечатлениях от туров в составе проекта G3. – «Мы знаем друг друга уже 20 лет. Он, конечно, со странностями, но у него очень большое сердце. Конечно, Ингви порой входит на сцене в раж и начинает вести себя как… ну, как Ингви, но со стороны это очень забавно. К тому же, мы не пытались конкурировать друг с другом – да и о какой конкуренции идет речь, когда по правую руку от тебя стоит Джо Сатриани, а по левую Ингви? Мы, наоборот, подталкивали друг друга на демонстрацию наилучшего, на что мы способны в своей собственной манере игры». Согласитесь, такие теплые слова в адрес Ингви произносятся очень нечасто. Не менее положительно отзывался Стив и о Роберте Фриппе. «Я с детства был поклонником King Crimson, так что совместный тур с Фриппом был для меня чем-то особенным. И пускай то, что Роберт делал на сцене, было уж слишком «эзотерическим», такого рода музыка тоже имеет право на существование. В конце концов, главная цель проекта G3 – устроить праздник гитары во всех ее проявлениях».
Не была забыта и хрестоматийная история знакомства Стива и Джо Сатриани. «Джо на три года старше меня. У него учился мой школьный приятель, техника которого по тем временам казалась мне просто заоблачной. Когда я первый раз пришел к Джо, я держал гитару в одной руке, а струны в другой – то есть, я не умел не только играть, но и натягивать струны на гитаре. Так что мои успехи – это во многом заслуга Джо».
Даже изрядно приевшиеся за последние годы ню-металлические команды, в основе саунда которых лежит звук гитары, разработанной Стивом, не вызывают у Стива раздражения. «Многое из этой музыки мне очень нравится – Linkin Park, первый альбом Limp Bizkit. А когда я впервые услышал по радио Korn - было это в автомобиле – песня оказалась настолько классной, что мне пришлось остановиться, чтобы насладиться ей в полной мере. Здорово, что люди создали новый музыкальный стиль, используя мои инструменты. Так что я полностью признаю свою «вину» в возникновении ню-метал».
Было бы глупо ждать от такого жизнерадостного человека критики российской действительности. И ее, разумеется, не последовало. «Когда я впервые выступал в России в 1995 году, инфраструктура, поддерживающая гастроли западных музыкантов, находилась в зачаточном состоянии. Теперь же все изменилось, в стране произошли огромные перемены, и работать стало гораздо легче». Правда, организаторам пришлось со Стивом нелегко – когда он сошел с самолета в Шереметьево, из верхней одежды на нем был лишь вышеупомянутый стильный пиджак, а в Екатеринбурге, где должен был состояться первый из трех российских мастер-классов Стива, температура накануне упала до минус десяти градусов. Не сильно легче было в Киеве – там не только шел мокрый снег, но и предвыборная компания была в самом разгаре. А брэнд-менеждеру A&T Trade Александру Авдуевскому, исполняющему в этом мини-туре обязанности переводчика, было несладко всю дорогу – переводить речь Стива, который говорит большими фрагментами и использует массу специфических гитарных терминов, более чем нелегко. И тем не менее, Александр прекрасно справился с задачей и на пресс-конференции, и на мастер-классе – как переводчик скажу, что отработать в данной ситуации лучше, чем Александр, практически невозможно.
Пресс-конференция закончилась традиционной раздачей автографов, которая продолжилась в 11 утра на следующий день в том же «Музторге». А вечером Вай предстал перед зрителями в более традиционной обстановке – на сцене. Стив вновь заставил себя ждать почти час, но на исключительно благожелательном настрое публики это никак не сказалось. Среди зрителей были как молодые ребята, так и дядьки далеко за 40, как продвинутые гитаристы, так и просто любители музыки, но все они с одинаковым интересом внимали как рассказам Стива, так и его инструментальным номерам. Никто не свистел, не требовал сыграть “Feed My Frankenstein” Элиса Купера, и даже глупых вопросов не прозвучало ни одного. А Стив, чувствуя положительный настрой зала, был даже более красноречив и ироничен, чем накануне. Вот, например, пара фрагментов общения Стива с публикой:
Распорядитель у микрофона в зале: Стив, тут у нас женский вопрос…
Переводчик: Следующий вопрос – женский, он от девушки…
Стив: Женский вопрос – от девушки?! Да ну?! (Хохот в зале).
Распорядитель: Так вот – где Вы черпаете вдохновение? Есть ли у Вас муза? И кто разрабатывает Ваши сценические костюмы?
Стив: Меня вдохновляет та женщина, которая разрабатывает мои сценические костюмы!
Зритель: Я знаю, что Вы начали учиться играть на гитаре в 13 лет. Вам не кажется, что это поздновато?
Стив: А Вы представляете, что было бы, если бы я начал учиться в 5 лет?!
Впрочем, были и серьезные вопросы, касающиеся как карьеры гитариста, так и тонкостей его игры. Стив рассказал, что практически все используемое им оборудование разработано им самим и сделано на заказ компанией Ibanez, а также несколькими другими компаниями, с которыми гитарист активно сотрудничает. Причем Стив отнюдь не утратил интерес к разработке оборудования, даже несмотря на чрезвычайную занятость в других проектах (например, не так давно он получил заказ на сочинение более двух часов музыки для исполнения с голландским симфоническим оркестром, и частью этого проекта стала исполненная в ходе мастер-класса композиция “Lotus Feet”). Сейчас, в частности, гитарист работает совместно с Ibanez над созданием собственной педали-дисторшн. Стив с удовольствием продемонстрировал несколько своих любимых упражнений на гитаре, хотя и отметил, что упражнения лучше разрабатывать самостоятельно и выбирать те, которые лучше всего подходят к индивидуальному стилю игры конкретного музыканта, а также показал, как он работает над идеей какой-либо композиции, как находит нужное звучание и последовательность нот. Для зрителей, расположившихся в дальнем конце зала, на сцене были установлены два больших экрана, которые демонстрировали крупным планом игру маэстро. Особенно интересным был вопрос про ассоциативное мышление, отвечая на который, Стив показал, как можно передать на гитаре полет птицы. И действительно, хотя практически невозможно представить себе, как ЗВУЧИТ полет птицы, от игры Стива остается ощущение именно парения над землей. Причем все это было сымпровизировано, никаких домашних заготовок!
Жаль только, что ответы на вопросы отняли у Стива практически все время, и собственно музыки было в тот вечер не очень много. Стив исполнил под «минусовку» всего лишь три свои композиции – “The Crying Machine”, вышеупомянутую “Lotus Feet” c последнего сольника “Real Illusions” и легендарную “For The Love Of God” c классического “Passion & Warfare”. Помимо этого, Стив сыграл неожиданный джем с русскими басистом и барабанщиком, главной целью которого была демонстрация необходимости не только играть гаммы, но и выступать с группой. Причем джем получился просто искрометным - я с трудом поверил, что эти музыканты познакомились только на саундчеке, поскольку они звучали невероятно слажено и гармонично. Жаль только, что совместное музицирование Стива и его русских коллег закончилось очень уж быстро, да и в целом, четыре песни за два часа концерта – это совсем негусто. Возможно, дело в том, что для Стива этот российский тур стал первым опытом проведения мастер-классов, поэтому он просто не успел должным образом сбалансировать программу. А может быть, Стив действительно надеется, как он обещал со сцены, приехать в Россию своей группой или даже с G3 в обозримом будущем и поэтому полагает, что поиграть в Москве он еще успеет, а поговорить – вряд ли.
И тем не менее, мероприятие оставило исключительно положительные впечатления. Вполне грамотная организация, очень удачно выбранная площадка, отличный звук и, конечно же, обаяние и фантастическая игра Стива Вая – от такого специфического формата, как мастер-класс, вряд ли можно ожидать чего-то большего.
Выражаем благодарность компаниям Музторг и A&T Trade за предоставленные аккредитации.
Текст: Роман "Maniac" Патрашов
Фото: Феликс Яковлев (пресс-конференция), Андрей Плугин (мастер-класс)
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).