Что такое стоунер-рок? Трудно дать точное и однозначное определение данному музыкальному направлению. Кто-то скажет, что это музыка в стиле таких динозавров 70-х, как Black Sabbath, со слегка осовремененным звучанием, и будет прав, другие же вспомнят Led Zeppelin и тоже окажутся недалеко от истины. Данный жанр уже давно популярен и занял прочное место на европейской и американской тяжелой сцене, в России же стоунер только-только набирает популярность и находит своих поклонников. Можно перечислить много зарубежных коллективов, которые сегодня играют в данном жанре либо так или иначе используют в своей музыке элементы этого стиля – Down, COC, Monster Magnet, Cathedral и другие. Но нельзя не упомянуть в этом списке такой коллектив, как Clutch, который внес огромный вклад в развитие и становление стоунер-рока и одним из первых начал исполнять такую музыку еще в середине 90-х годов прошлого века. Clutch имеют огромную популярность за рубежом, но в России они еще не так сильно известны, несмотря на внушительное количество выпущенных альбомов. Однако это обстоятельство не помешало компании Rock Fury привезти эту группу в Москву 16 апреля, и ребята отработали на сцене на все сто процентов, вряд ли оставив равнодушными кого-то из присутствующих 350 зрителей. Clutch стали первым западным стоунер-рок коллективом, который приехал в Россию.
Еще по афишам я понял, что шоу будет чем-то похоже на большой театральный спектакль, поскольку было обещано, что Clutch отыграют большой двухчасовой сет с пятнадцатиминутным антрактом, т.е. концерт будет проходить в двух отделениях. Подойдя к клубу "Апельсин" заранее, я очень удивился, не увидев практически никого из зрителей, собравшихся на данное мероприятие. Около клуба кучковалось лишь около десяти человек. Однако, войдя внутрь, я понял, что ситуация потихонечку начала меняться, и если к 20-00 в зале тусовалось лишь три-четыре десятка человек, то через полчаса данное число можно было умножить в восемь-девять раз.
Сам клуб «Апельсин» произвел на меня весьма приятное и позитивное впечатление. Довольно вместительная площадка размерами чуть меньше «Точки» с прекрасной вентиляцией и уютным баром со вполне приемлемыми ценами на пиво и другие напитки. Охрана также не вызвала никаких нареканий.
Разогревом послужила различная музыка, играющая из сценических динамиков. Ставились совершенно разные группы, в том числе и близкие по стилистике предстоящему концерту. Меня особенно порадовало , когда из колонок до моего уха донеслась жесткая и в то же время приятная композиция группы Prong “Snap Your Fingers, Snap Your Neck”, от которой я балдел еще десяток лет назад, когда услышал ее впервые в передаче «Учитесь Плавать», и которая мне нравится по сей день.
Спустя некоторое время терпение зрителей было вознаграждено появлением Clutch на сцене. Группа открыла выступление композицией “Peterbilt”, и сразу же стало ясно, кто из легендарных коллективов 70-х повлиял на саунд группы. “Mice And Gods” с последнего альбома группы "Robot Hive/Exodus" сразу же окунула публику в пучину жанра stoner rock. Интересные барабанные соло, гитара с «квакающим» звуковым эффектом, разнообразный вокал, слегка прифанкованные бас-партии, играемые слэпом – очень многое в звуковой палитре Clutch навевало ассоциации с лучшими достижениями Black Sabbath и Led Zeppelin. “Army Of Bono” представляла собой сочетание влияний вышеуказанных групп с гитарными партиями в духе Helmet. И мне было сложно понять,что же делать – рубиться или стоять спокойно, слушая музыку «мозгами и душой». Музыканты играли весьма зажигательно, причем во время песен гитарист, басист и барабанщик частенько пускались играть различные инструментальные импровизации, демонстрируя свое потрясающее мастерство и профессионализм высочайшего уровня. Публика же принимала Clutch на ура, а некоторые зрители даже слэмились под исполняемые композиции. “Never Be Moved”, как мне показалось, звучала довольно интересно благодаря симбиозу хард-рока 70-х и слегка прифанкованного вокала, а “Rats” и “Texan Book Of The Dead” прозвучали очень тяжело и по-настоящему металлически, благодаря тому, что были сыграны в две гитары (на второй гитаре играл кто-то из техперсонала Clutch). Голос вокалиста Нейла Феллона в данных песнях звучал весьма агрессивно, да и своей мимикой и жестами зажигал он не по-детски . Несколько раз он брал в руки гитару, и тогда исполняемые композиции звучали на порядок тяжелее, чем на студийных альбомах группы. Практически после каждой песни Нейл говорил зрителям «спасибо», причем без акцента. Также группа представила присутствующим несколько новейших своих композиций, которые, скорее всего, войдут в их будущий альбом. Отыграв шуструю и заводную по звучанию “Burning Beard” группа объявила антракт на 15 минут, чтобы публика слегка отдохнула от далеко не легкой навороченной музыки.
Второе отделение концерта началось с исполнения красивой “Who’s Been Talking” с приятными клавишными партиями. Клавишник не сильно выделялся на сцене, сидя где-то сзади, заслоненный аппаратурой, однако свои партии играл весьма исправно. Примерно в таком же ключе была выдержана и “Land Of Pleasant Living” с последнего альбома. Но не забывали Clutch и о по-настоящему жестких композициях – публика хотела тяжеленького и получила его в виде “Promoter”, пустясь в слэм под звуки данной песни и ныряя со сцены. Причем Clutch играли настолько зажигательно и искрометно, что в конце их выступления на сцене появилась Лиза Колонова (один из организаторов концерта), и подобно остальным зрителям, рыбкой прыгнула в публику. Бис, а также завершение концерта заслуживают особого внимания. Все было продумано, подобно театральному спектаклю. Отыграв последнюю композицию "Gravel Road", сцену покинул Нейл Феллон, причем остальные участники все еще продолжали играть, уходя за кулисы постепенно. Последним остался барабанщик Жан-Пол Гастер, и перед тем как попрощаться со зрителями, он выдал отменное соло на ударных, которое длилось около пяти минут.
Этот концерт стал для меня неким введением, своеобразной отправной точкой в стиль stoner rock/metal, который доселе был для меня не слишком известным. Посему и отчет, возможно, вышел не таким, как мне хотелось бы, ведь я еще не так хорошо разбираюсь в данном направлении. Однако Clutch своим прекрасным выступлением дали мне толчок к тому, чтобы более детально вникнуть в этот музыкальный жанр, еще не слишком известный в нашей стране, но, как мне кажется, имеющий определенные шансы на приобретение попуклярности. Ведь стиль базируется на наследии таких грандов тяжелой музыки, как Black Sabbath и Led Zeppelin, творчество которых в нашей стране уважают и чтут десятки тысяч поклонников.
Выражаем благодарность Rock Fury и лично Колоновой Лизе за предоставленные аккредитации.
Текст: Дмитрий "Ward" Куликов
Фото: Андрей Плугин, Дмитрий "Ward" Куликов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).