Helloween - группа, во многом сформировавшая и определившая целый стиль, группа, в которой сменой состава никого не удивишь, но все такие смены имеют бурный резонанс и подолгу обсуждаются среди фэнов, ну и, наконец, это одна из первых групп, кто приехал в Петербург в самом начале нулевых, когда о таком вале концертов, что есть сейчас, можно было бы только мечтать. То первое шоу в поддержку альбома “The Dark Ride” я вряд ли забуду – весь Невский, обклеенный мрачной тыквой, агрессивно смотрящей на наш беззащитный шарик, активная реклама по ТВ с кадрами самого свежего на тот момент видео “If I Could Fly”, постеры человеческого роста в метро, анонсы по радио, демократичная цена на билет в 300 р… И, как итог, жалкие полторы две тысячи на большей сцене Юбилейного, не самые радужные впечатления самой группы о первом российском концерте и какой-то внутренний стыд перед ними за такую инертность нашего населения. За день до шоу, на пресс-конференции, я в первый и, пожалуй, последний раз в жизни испытал странный мандраж перед появлением тех, чью музыку я любил и люблю до сих пор. Хоть и звучит это очень наивно, и такими эмоциями в наш компьютерный век никого не удивишь, но для меня та самая встреча останется одной из самых и самых ярких в моей музыкальной жизни, а уж ночная поездка группы в Москву стала одним из самых “легендарных” событий всего, что связывает Helloween и Россию.
Через два года «тыквы» вернулись к нам, опять же, как хэдлайнеры, но не сольно, а на фестивале, где впервые встретились со своими уже бывшими коллегами, играющими на тот момент в составе Masterplan. То шоу, пусть и не удачное в коммерческом плане, благодаря Helloween запомнится навсегда – такой идеальной работы фронтмена, такого единения зала и группы, атмосферы радушия и праздника я пока не видел ни на одном концерте. Прибавьте к этому отличный свет, большие экраны и очень приличный звук…
Прошло еще три года, и «тыквы» вновь приехали в Россию. Причем география выступлений значительно расширилась, а вот залы в двух российских столицах, увы, уменьшились. И если в Москве выбор «Точки» в силу обстоятельств и закрытия ДК Горбунова был неизбежным злом, то в Петербурге по прошлому опыту и плохим сбором на Gamma Ray этой зимой ни на что больше, чем клуб “Порт”, Helloween претендовать не могли. Который, в итоге, успешно собрали – концерт по приблизительным прикидкам посетило более 1000 человек…
Несмотря на рабочий день, а 10 октября выпало на вторник, уже в пять часов у входа в клуб собралось под сотню поклонников команды, а к шести часам там стало совсем жарко. Волей судеб оказавшись на саундчеке, я краем уха и глаза оценил подготовку техников к концерту, настройку гитар, ударных и клавиш. Самой группы в тот момент на сцене не было. Громкость и качество звука на финальном прогоне оказалось весьма и весьма неплохими, однако на самом концерте такой частоты и мощности не наблюдалось. Я не зря упомянул, что к 6 часам на входе стало жарко – как только первые фанаты ворвались в клуб, они, прыгая через три ступеньки и сбивая с ног всех и вся, устремились к закрытым уже в основной зал дверям. Куда было так бежать, когда до концерта было еще два часа, остается загадкой… Народ меж тем прибывал, активно интересовался и закупался остатками мерчендайза – остались лишь туровые лонгсливы и свитера, все футболки закончились еще в Москве – и либо неспешно потягивал пивко, либо стоял в очереди за этим пенным напитком. То есть, все как всегда, да и с чего бы быть по-другому? К счастью, никакого разогрева в тот вечер не было, оставалось лишь терпеливо ждать немцев. Расписание так и не нарушилось – в семь двери в зал открылись, а в самом начале девятого из колонок раздалось вступительное интро…
Конечно, в силу специфики клубного концерта, такого фееричного начала, какое было у группы на больших площадках, в Петербурге не было. Никаких выходов Энди и Саши из-за больших тыкв, расположенных по краям сцены, никаких больших тыкв самих по себе – они попросту не влезли бы в зал! И хотя на саундчеке акустическая гитара на сцене все же была, Саша Герстнер начальное интро к открывающему “The Keeper Of The Seven Keys – The Legacy” эпику “King For A Thousand Years” сыграл все же на электро-гитаре. Вслед за Сашей на сцену появился вечно флегматичный Вайки, резвящийся как ребенок Маркус, серьезный Дани занял положенное себе место за ударными, а Энди… Энди совершил настоящий подвиг, отработав этот 13-минутный номер в длинном кожаном плаще, что при царившей к тому времени в зале духоте и большом количестве осветительных приборов на сцене расцениваться никак иначе и не может.
Выбор этой многослойной и сложной композиции для начала концерта – ход рискованный и спорный, особенно в российских условиях, когда нормальный звук подстраивается чаще всего минуте к десятой. Вполне естественно, что большое удовольствие от нее получить было сложно – гитарная каша, плохо слышимый голос Энди, частенько теряющийся в грохоте ударных, кошмар, одним словом… Как раз к его концовке (то есть, по прошествии тех самых 8-10 минут) звук несколько выровнялся, но все равно был далек от идеального. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, скажу, что в тот вечер он так и не стал идеальным. Больше всего пострадал вокал – почти во всех песнях не раз и не два наступал момент, когда слова приходилось мысленно достраивать, благо проблем с этим особо не возникало, материал-то прекрасно знаком. Зато было приятно наблюдать реакцию зала - первые ряды рубились дай бог, да и в задних кое-где стихийно вспыхивали “зажигающие” личности. Доволен остался и Дерис, слегка оглушенный криками “левой и правой” стороны, призванными выявить победителя. В этот раз он обошелся без традиционных слов про гордую птицу и всякой затравки, и вслед за знакомыми риффами донеслись строчки текста “Eagle Fly Free”, которую приняли очень тепло. “Hell Was Made In Heaven” с непременным упоминанием перед ее началом автора песни, Маркуса Гроскпофа и его легким кивком в этот момент, прошла еще лучше, а дальше…
Дальше был еще один эпик, эпик легендарный и многими любимый, а кое-кем и просто обожаемый, взятый с первого альбома трилогии про «киперов». И сыгран, и исполнен он был блестяще – Энди с самого начала настроился петь под Михаэля Киске, а его коллеги идеально воспроизвели все нюансы песни. Были и хоровые подпевки, и спокойные проигрыши – в теории все так же, как и на записи 1987 года, но на практике звучащее совершенно иначе. Могу с уверенностью сказать – Энди поет репертуар Киске превосходно, везде переосмысливая его под себя, ничуть не теряя при этом в качестве, а те небольшие моменты «под Михаэля» сделаны не потому, что Дерис не обладает индивидуальностью, а потому, что ему их так спеть удобнее, да и фэнам доставить лишний раз удовольствие приятно. Так что если кто-то вдруг думал, что “A Tale That Wasn’t Right” окажется провальным номером, то глубоко заблуждался – уже на виденном мной бутлеге 2001 года, Дерис пел ее отлично, а за 5 лет он еще прибавил в вокале. Проникновенно и сексуально в начале, немного истерично в середине, он не оставил ни одного шанса на воспоминания о Киске (кто слышал, как он верещал на этом треке на концертах, со мною согласятся). К его окончанию все, кроме Даниэля, сцену покинули, оставив его в одиночестве с залом, дабы тот продемонстрировал все то, за что на него пал выбор. Старые вещи он играет хорошо, возможно, даже ближе к покойному Инго Швихтенбергу, чем все другие ударники, побывавшие в группе за всю ее историю, но сольный номер - откровенно не его конек. А уж игра с залом опять по тому же сценарию - какая сторона кричит громче - после Энди и вовсе смотрелась натужно…
Раздавшиеся сразу после окончания сольного номера Даниэля вступительные аккорды “Mr. Torture” одновременно порадовали и огорчили. Огорчили потому, что хотелось бы послушать мой любимый трек с последнего альбома “тыкв” “Occasion Avenue”, ну а порадовали потому, что группа приняла правильное решение, от него отказавшись – на «портовом» звуке и с той усталостью, что накопилась за время годичного тура, этот эпик стал бы 11-минутным мучением для всех. Хотя и “Mr. Torture” прозвучала далеко не идеально, особенно в вокальном плане. И тем не менее, присутствие в сет-листе этой композиции авторства Ули Кюша, который достаточно скандально расстался с группой еще пять лет назад, можно только приветствовать, ведь оно намекало на то, что старые обиды остались в стороне. Ну а на “If I Could Fly”, которум так и не удалось услышать на концертах в поддержку “The Dark Ride”, где она, собственно говоря, и появилась, зал буквально встал на уши. Баллады Энди удавались всегда, и этот трек не исключение – большинство девичьих сердец в тот момент были в руках у фронтмена. А вот дальше прозвучал номер, который, в довершение к накладкам со звуком, чуть совсем не смазал впечатление от концерта - соло Саши Герстнера было откровенно скучным, стандартным и невыразительным, хорошо хоть играл он недолго…
Чуть было не потерянный темп шоу Helloween с лихвой вернули с помощью моей любимой “Power”, коронного номера Энди, ничуть не менее цепляющего и классного, чем «хансеновская» “I Want Out”. До 10-15 минут, как это было в прошлом туре, ее растягивать не стали, под эти цели на этот раз отвели прозвучавшую следом “Future World”. Звучат первые аккорды, и вот зал уже вторит знакомым с детства словам “…come and take a trip with me to Future World”, а знаменитые строчки “cause we all live in Future world, a world that’s full of love” исполняются еще более громким и стройным хором. В средине трека группа устроила настоящее представление, ставшее уникальным благодаря тому обстоятельству, что питерский концерт стал финальным не только в российско-украинском турне, но и всем мировом туре группы, продолжавшемся почти год. В тот момент, когда Энди на проигрыше только-только приготовился представлять участников команды (кто ж их не знает?), из-за кулис с подносом шампанского появился Конста Зафироу, давний коллега Энди еще по Pink Cream 69, а в данном случае тур-менеджер Helloween. Предложив бокал Саше и помогая ему немного пригубить шипучего напитка, он отлично справился с ролью официанта-искусителя. Лишь флегматичный Вайки раз за разом отвечал отказом на предложение немного выпить, остальные же эту возможность не упустили, особенно усердствовал корчивший весь концерт забавные рожицы Маркус. Уникальным в этом представлении стало не само шампанское, а поочередный вызов на сцену всего того персонала, который кропотливо работал на каждой новой площадке и позволял творить “концертную магию”. К чести зала надо сказать, что каждого нового вызванного на сцену человека зрители встречали радостными криками. Вполне естественно, что самые бурные овации сорвал “скромный, непонятно что здесь делающий парень с микрофоном”. Красиво выйдя из сопровождавшего все вызовы на сцену персоналий гитарного риффа, ничем и близко не напоминавшего о “Future World”, и сказав дежурные слова “спасибо за шоу”, Энди сотоварищи покинули сцену…
Умело разогретая публика отреагировала так, как от нее и требовалось – топотом, выкрикиванием названия команды и призывами сыграть еще несколько треков. И вот, вновь появившегося Даниэля толпа встречает буквально животным рыком, остальные удостоились похожих эмоций, а забавная “Mrs. God” с шаловливым басовым соло Маркуса добавило концерту ироничности и позитива, хотя, на мой взгляд, “Perfect Gentleman” на ее месте был бы лучше. Знакомый аккорд, и вот, второй раз за год от тех, под чьим именем вышла эта песня, звучит “I Want Out”. Мне тяжело сравнить версии этого хита в исполнении Helloween и Gamma Ray, уж больно в разных условиях они выступали (другими словами, сколько концертов было у этих двух групп до петербургского шоу), однако пальму первенства все-таки отдам автору – у него этот трек вышел и задорнее и энергичнее. После – еще один уход со сцены, выход на второй бис, на котором исполняется песенка про “фанни кричерс” Dr. Stein. И все… Группа прощается с нами до следующего изматывающего турне.
Уже после концерта Саша, выйдя в зал, скажет, что «Порт» очень похож на американские залы, а на вопрос о том, чувствует ли он усталость, тот лишь отмахнется и скажет “No, no!”. Можно сожалеть о том, что Helloween приехали к нам в самом конце турне, уже изрядно вымотанными и выжатыми как лимон, но с другой стороны, такого эксклюзива, как вынос тур-менеджером бокалов с шампанским, ни один мировой город до этого момента не видел. Хочется верить, что “тыквы” и в следующий свой приезд заглянут в наш город, и кто знает, может быть, нам суждено увидеть их на бОльшей сцене, чем клубная площадка “Порта”?
Выражаем благодарность SPIKA Merchandising за предоставленные аккредитации.
Сет-лист:
- Intro
- King For A 1000 Years
- Eagle Fly Free
- Hell Was Made In Heaven
- Halloween
- A Tale That Wasn't Right
- Drum Solo
- Mr. Torture
- If I Could Fly
- Guitar Solo
- Power
- Future World (Mitmachpart !)
Бис:
- Mrs. God
- I Want Out
Бис 2:
- Dr. Stein
Текст: Blindman
Фото: Даша "Varney" Сегал
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).