В минувшую субботу в клубе “Арктика” состоялся второй фестиваль под названием “Urban Metal Fest – Revenge Of Technology”. Первое мероприятие такого рода состоялось на этой же площадке в середине сентября прошлого года, но тогда по различным обстоятельствам мне посетить его не удалось, о чём позже я весьма сожалел. Обозреваемый фестиваль должен был получиться, и получился интересным, но, к сожалению, сравнить его с первым с точки зрения качественных изменений по этим причинам не получится.
Я пришел в клуб, когда еще шёл саундчек группы Void Void, после окончания которого (16:54) в зале была фоном включена пространная электронно-индустриальная музыка. В это время музыканты Void Void успели спуститься со сцены в зал и посмотреть на неё со стороны, заняв позицию стороннего наблюдателя. Постепенно гул (пост)индустриальной интерлюдии нарастал, и возникало ощущение присутствия в цеху какого-то странного заброшенного, но, тем не менее, продолжающего неким непостижимым образом работать промышленного завода. Такие звуки также заполняли время перерывов между выступлениями участников фестиваля, что создавало особенную атмосферу (на это, собственно, всё и было рассчитано). Внезапно всё смолкло, и концерт начался.
Выступавшие первыми Void Void (время выступления – 17:15-17:51) представили программу, состоявшую примерно из шести композиций. Начало выступления было задержано по причине, которую осветили сами музыканты в его начале: они забыли одну из неотъемлемых составных частей своего электронного музыкального оборудования (на непросвещенный взгляд – простую белую коробочку, дополнявшую ноутбук), без которой полноценного выступления и реализации задуманного музыкантами не получилось бы. Надо отметить, что ожидание того стоило: звук в зале был замечательным, и всё было хорошо и отчетливо слышно, несмотря на сложность аранжировок. Очень интересной показалась слушателям тема, навеянная кинофильмами о Джеймсе Бонде, содержавшая как известные мелодии в необычной обработке, так и оригинальные композиционные части. В конце выступления лидер коллектива представил каждого из его участников и охарактеризовал свою группу как “психоделичный диско-ансамбль”, что, несмотря на шутливость замечания, даёт довольно верное определение творчеству Void Void. Действительно, группа играет необычную смесь из психоделик-рока, “старого” прогрессива, современной электроники, да и просто заводного рок-н-ролла!
Вторая группа, выступавшая в тот вечер – Horizon 8 (18:04-18:47) работает в стиле modern melodic death metal с явным влиянием metalcore и местами сильно напоминает поздний In Flames, а также множество ныне популярных американских команд (подобный жанр я иногда называю “современным молодежным металлом”). Большинство песен группы выдержаны в высоком темпе; исключение составляет, пожалуй, только более спокойная композиция “Endless Circle” (“Немножко отдыхаем” – так представил её вокалист). Музыканты Horizon 8 были одеты в одинаковые чёрные футболки с символикой коллектива, что также становится тенденцией среди групп, играющих в описанных выше стилях. “Забитые” клавишные партии, на мой взгляд, не всегда органично вписывались в живой звук Horizon 8. Отметим, что выступление группы привлекло в зал немало их поклонников (больше народу в зале было только на хедлайнерах), хорошо знакомых с материалом команды. Крича, они периодически требовали от своих любимцев исполнения той или иной песни. Вокалист, как и другие музыканты, активно двигался по сцене, жестикулировал, заставляя публику в свою очередь также быть более активной. Исполнив свои лучшие песни во второй части выступления, Horizon 8, должно быть, полностью удовлетворили слух как своих поклонников, так и других слушателей в зале “Арктики”. В заключение, нельзя не сказать о достойной подаче группой (пусть и вторичного по сути) материала и хорошей ответной реакции публики.
Stalwart, выступавшие в тот вечер третьими по счёту (всего из пяти групп – заявленные изначально в афишах Cyber Minds из Москвы, играющие metalcore, на фестиваль не приехали и не были, увы, заменены другой группой), представили свою новую программу с готовящегося к выходу этой весной альбома. Эта программа, безусловно, достойна того, чтобы быть услышанной (и не один раз). Новые композиции представляют собой сложный по форме и содержанию материал, дающий представление о том, насколько разнообразным и интересным может быть современный прог-металл (пусть и имеющий трэшевую основу). Да, Stalwart в его современном виде можно смело называть просто прог-металлической командой (а не progressive thrash группой, как раньше). Новые песни таковы (продуманность и размеренность, но во тоже время – непредсказуемость развития тем), что заставляют слушать их внимательно и недвижимо внимать музыкантам во время живых выступлений.
Так было 09.12.2006 при первом исполнении новой программы в клубе “Орландина” (тогда, по-моему, вообще мало кто понял всю её серьезность), аналогичная реакция слушателей наблюдалась и в этот раз. Должен предупредить: чтобы разобраться в новом материале “Сталеваров”, потребуется не одно посещение их концертов; будем же надеяться, что следующий концерт не заставит себя долго ждать. Вокалист пообещал новый альбом уже в апреле этого года; будем ждать и его. Из старого материала Stalwart сыграли всего две вещи (но зато какие!): “Beyond The Horizon” (пожалуй, моя любимая их старая песня) и исполненная напоследок “небольшая песенка” “Dive To Nowhere”, которая словно приобрела какое-то новое звучание.
Следующая выступавшая группа – Totem (20:20-21:00), приехала к нам в гости из Москвы. Пять музыкантов играют в стиле, который бы можно было охарактеризовать как metalcore с элементами modern melodic death metal и даже emocore (да-да, элементы пресловутого в настоящие дни эмо присутствовали как в музыке, так и проявлялись внешне в сценическом поведении вокалиста). Внешний вид музыкантов, вышедших на сцену в футболках As I Lay Dying (фронтмен) и Killswitch Engage (гитарист, также задействованный на бэк-вокале) не оставлял никаких сомнений в том, какую музыку мы услышим в их исполнении. Несложный металкор с русскоязычными текстами публика в целом воспринимала тепло, но без особого энтузиазма. Глядя на Totem, я вспоминал еще одних москвичей – группу Avoid, выступавшую не так давно (23.12.2006) также в Арктике на Chaos Fest II. Totem представляли свою новую программу, но в середине своего выступления уделили внимание также и старому материалу (песня “Один” из программы 2005 г. с обилием “чистого” вокала дала представление о пути развития группы). Необходимо отметить, что музыкальный материал Totem, к сожалению, весьма вторичен; в некоторых ходах и музыкальных приемах явно присутствует влияние творчества группы Amatory (и даже заимствованные у них гитарные риффы – как, например, во вступлении к песне, исполнявшейся предпоследней). Говоря о недостатках группы, также хотел бы обратить внимание на русскоязычные тексты, не обладавшие особой глубиной, а также обилие свойственных стилю клише (как в самой музыке, так и в подаче материала). Отмечу, однако, определенную энергетику, присутствовавшую в живом исполнении песен, а также искренность музыкантов, которую нельзя было не заметить: было видно, что им самим очень нравится играть и быть на сцене, особенно на серьёзном фестивале, к тому же проводящемся в неродном для них городе. Присутствовавшие на концерте же могли еще раз убедиться в том, что metalcore сцена в Москве очень и очень представительна, пусть и не всегда её участники способны заинтересовать искушенного слушателя.
Выступавшие пятыми и последними хедлайнеры фестиваля – Vergeltung, провели на сцене более часа (21:23-22:23), но играть начали ровно в половину десятого вечера. Почти в полной темноте пять музыкантов расположились на сцене, и их шоу началось с продолжительного воя сирены, при этом специально закрепленные над потолком бутафорские рупоры нервно подсвечивались. Однако техническая заминка с компьютерным оборудованием фронтмена коллектива не позволила начать музыкантам играть сразу же после того, как звук сирены смолк. Глядя на клавишника, который в спешке исправлял возникшие неисправности, я невольно вспомнил название фестиваля – “Revenge Of Technology” (“Месть технологии”). Впрочем, возникшая в начале и быстро исправленная накладка оказалась чуть ли не единственной за все выступление Vergeltung, пролетевшем на одном дыхании. Что же предлагает нам эта необычная формация в своем сегодняшнем представлении? Не претендуя на полноту, охарактеризуем материал Vergeltung так: апокалипсический post black metal с изрядной долей электроники. Музыканты преподнесли в этот раз сюрприз своим поклонникам: в музыке группы, до этого концерта полностью инструментальной, появился вокал (за него отвечал клавишник), и при том в двух разных его реализациях! Первая из них – нечеловеческий, трудно разбираемый скриминг, а вторая (встречающаяся более часто) – вокал, более напоминающий декламационный текст, обрабатываемый при помощи компьютера в реальном времени и своим итоговым звучанием заставляющий вспомнить немецких электронщиков Kraftwerk. Vergeltung предложили вниманию слушателей достаточно продолжительные и непростые композиции (песнями назвать я бы их не решился, несмотря на формальное наличие в некоторых вокала и “простых” тем), впрочем, не позволяющие охарактеризовать музыку, как прогрессивную. Слушать Vergeltung на концерте было интересно, хотя контакт с залом у музыкантов практически отсутствовал: расположение их на сцене и сценическое поведение создавали впечатление, что играют они, прежде всего, для самих себя. От столь необычно звучащего блэка (а я боюсь, что многие для простоты обозначат стиль, в котором работает группа, именно так), однако, можно бы было иногда ожидать больше интересных ходов в музыке и в некоторых местах – меньше повторов. Преобладание электроники в музыке, по-видимому, является задумкой музыкантов, но это, на мой взгляд, не должно означать, что звук гитарных инструментов должен быть плохо разбираем в зале. Кстати, во второй половине выступления Vergeltung мне стало казаться, что они и вовсе играют техно дэт-блэк,- интересно, возникло ли еще у кого-либо из присутствовавших на концерте подобное впечатление? В ходе сета Vergeltung стало окончательно ясно, что концептуальное оформление сцены, зала (расположенные прямо в зале колонки, которые давали необычайно громкий звук), а также особая реализация сценического освещения были сделаны именно в расчете на хедлайнеров. Это и привело к созданию общего яркого образа ведущей “кибер-металлической” команды нашего города.
Продуманность фестиваля и особое отношение к визуальному воплощению идеи, заложенной в его названии, оставили впечатление о добротной его организации. Общее, и, к сожалению, небольшое количество слушателей, пришедших в тот вечер в “Арктику”, я бы мог частично объяснить проведением бесплатного концерта в этом же клубе в предыдущий день, а также концертом 11.02, который также должен был проходить в “металлическом” формате.
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Текст: Александр “MindMasque” Баранов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).