Очередного, третьего по счёту, фестиваля Black Friday, состоявшегося, как следует из названия, в пятницу, пятого октября сего года, с нетерпением ждали многие любители блэк-металлической музыки в Санкт-Петербурге. Причины на то, несомненно, были: фестиваль был объявлен за несколько месяцев до даты его проведения, а заявленный первоначально состав внушал определённый оптимизм. Хедлайнером третьей части “Чёрной пятницы” должна была стать малоизвестная турецкая (!) sympho black metal команда Episode 13, что воспринималось BM фэнами как своеобразная “диковинка”. Однако, организационные проблемы в очередной раз (да, это уже становится печальной традицией для Blood Corp.) сыграли злую шутку с принимающей стороной, равно как и с пришедшими на концерт металхедами. Отмечу сразу, что турки в назначенное время прибыть в Россию не смогли, а потому в Санкт-Петербурге не выступили. Вследствие этого фестиваль, обещавший поначалу стать настоящим событием в небогатой на концерты подобного рода афише underground black metal сцены города, превратился в довольно обычное мероприятие, которые всё же проводятся у нас с относительной регулярностью. Унылому, в целом, концерту, увы, “поспособствовали” и другие коллективы, сумевшие, в отличие от турков, отыграть в тот вечер…
Появившись в зале “Арктики” около 17 часов, я застал самое начало выступления первой группы – Lunae Ortus. Это молодой местный sympho black metal коллектив, и, если я не ошибаюсь, это было всего их второе по счёту выступление после ночного премьерного концерта в “Орландине” чуть ранее в этом году. Что же, поклонников питерских BM групп можно поздравить: в небольшом числе команд, достойных их внимания, появилась еще одна. Lunae Ortus уже располагают неплохо отрепетированной полноценной программой (время их выступления – 17:05-17:43) и солидным составом участников: в группе играют аж шесть человек, включая свободного вокалиста и клавишницу. Сценический облик музыкантов, а также названия композиций, имеющие названия наподобие “Fall Of Heaven” и “Lord Of The Dark Horde”, способны убедить слушателя в том, что группа придерживается традиционной для black metal стилистики и, если хотите, идеологии. Названия композиций, впрочем, разобрать можно было с трудом, так как похожий на Мефистофеля вокалист говорил в перерывах между песнями весьма неразборчиво, а иногда и просто тихо. Слушатели в зале спокойно внимали музыке Lunae Ortus и мечтательно аплодировали после окончания каждой из исполняемых композиций. По этой причине вокалист после очередной порции аплодисментов напомнил пришедшим, что они находятся не в театре. Слушатели не замедлили с ответом, и один из них заявил: “Еще слишком мало выпито!” Фронтмен группы не дал поставить себя в тупик и продолжил диалог словами: “Так пейте больше!” Что же до музыки LO, то здесь можно провести параллели с творчеством Dimmu Borgir, ранними альбомами польской группы Asgaard, а также поздними записями еще одной польской команды – Darzamat. В некоторых моментах, особенно когда не играют или не слышны клавишные инструменты, Lunae Ortus могут напомнить даже Marduk. Замечу, что лидер-гитарист иногда выдавал вполне интересные соло, клавиши же исполняли роль музыкальной “подкладки”, однако их звук был выведен в зал слишком уж сильно. Вокалист коллектива, как уже было отмечено, запомнился своим внешним видом, а также имевшим иногда место чрезмерным жестикулированием, что, впрочем, было свойственно и другим участникам. Будем надеяться, что группа будет прогрессировать в будущем и займёт достойное место на питерской блэк металлической сцене.
Второй по счёту выступавшей командой был дуэт (!) Мелкор из Москвы (время их сета – 17:55-18:37), представивший true black metal материал. Об этой группе в её настоящем виде можно сказать немного: она включает в себя лишь двух человек (гитарист, выполняющий также функции вокалиста, и бас-гитарист) и играет вполне традиционный raw black metal старой школы без каких-либо отличительных особенностей. Лирика, равно как и само название дуэта, русскоязычная и довольно разборчивая, песни мало чем отличаются друг от друга. “Забитые” партии ударных, разумеется, не скрашивают впечатление от группы (два человека, как никак, формально уже могут называться таковой) и глубоко вторичного материала. Должен, однако, признать, что звук в зале участникам Мелкора совместно со звукоинженером удалось сделать достаточно плотным; в противном случае, воспринимать такой black metal даже вживую было бы весьма затруднительно. Сет группы, включавший, например, такой “боевик”, как “Под покровом чёрного знамени” (позволю себе не писать каждое слово в названии песни с большой буквы, да простят меня поклонники чёрного искусства), состоял из семи продолжительных композиций и длился чуть более сорока минут. Запомнилась одна интересная деталь в сценическом облике музыкантов: напульсник на правой руке бас-гитариста был украшен мехом: интересно, с какой целью это было сделано, и какое послание должно было в себе заключать? Несмотря на довольно противоречивую ситуацию, публика (которой в зале стало чуть больше в это время) приняла гостей из столицы достаточно тепло, хотя, вероятно, в таком отношении и содержалась изрядная доля снисхождения.
Закончив играть и попрощавшись, Мелкор уступили сцену группе Drauggard (они отыграли меньше остальных – 19:08-19:31). Эта формация из Нижнего Новгорода уже не первый раз давала концерт в нашем городе. Drauggard играет thrash/black metal с явным преобладанием именно трэшевой составляющей, и в ней всего три участника (включая свободного вокалиста и бас-гитариста). Эта группа, к сожалению, произвела еще меньшее впечатление, чем Мелкор, выступавшие до них. У нижегородцев также присутствовала драм-машина, но, в отличие от Мелкор (которые, зная важность этого, сумели настроить её как следует), “забитые” барабаны было плохо слышно как в зале, так, похоже, и самим музыкантам на сцене. Результатом стал неважно исполненный, непримечательный и однообразный материал, напомнивший худшие образцы творчества Suicidal Winds. Чрезвычайной энергичностью отличался вокалист, двигавшийся по сцене почти беспрерывно и изрядно мелькавший перед глазами. Группа Drauggard отыграла неудачно (что, думаю, не стало секретом и для самих музыкантов), не была принята слушателями и, очевидно, решила закончить своё выступление преждевременно, проведя на сцене немногим более двадцати минут.
Следующая группа, – Dictator (время их выступления – 19:40-20:18), прибывшая на фестиваль из Пензы, как и две предыдущие, также “порадовала” пришедших звуками фонограммы. В этом случае к драм-машине музыканты присовокупили и звуки клавишных (последние, однако, использовались для создания странных интерлюдий между песнями и интро). Трое участников представили скоростной и даже, в некоторой степени, яростный true black metal с обилием вокальных партий (отметим, что вокалист, несмотря на сильную нагрузку в этом отношении, успевал играть также на гитаре). С харизматичным барабанщиком, запомнившимся во время первого приезда группы в наш город, Dictator расстались, надо полагать, из-за творческих разногласий: сейчас команда мало напоминает прежний свой вариант, и касается это как материала, так и сценического имиджа. Вид музыкантов был способен вызвать вопросы: раздетые по пояс участники (все без исключения), без всякого намека на традиционный corpse paint мало походили на блэкеров, а ведь ранее их сценические “костюмы” были более концептуальны и выдержаны в этаком “террористическом” стиле. Лирика группы англоязычная, музыка же и здесь местами содержала изрядную долю трэшевых элементов. Продолжительные композиции содержали многочисленные повторяющиеся “куски”, что, конечно, не способствовало разнообразию музыкального материала. Впрочем, несмотря на указанные особенности, новая программа гостей из Пензы понравилась мне, как и многим другим слушателям, много больше старой. Пожелаю группе поскорей доукомплектоваться барабанщиком, который по уровню мастерства не будет уступать ушедшему, а также поработать над новыми облачениями для живых выступлений.
Предпоследними в рамках фестиваля выступали музыканты из московской группы Ордалион (20:35-21:08), представившие направление sympho black metal. Шесть человек на сцене, включавшие клавишника и свободного вокалиста, а также живого барабанщика (да-да, зрители наконец дождались его!) отыграли свою программу, выдержанную в ключе достаточно традиционного симфоничного блэка. Тексты песен написаны авторами на русском языке (запомнились такие названия, как “Город грёз” и “Дождь Сатаны”, – с последним, надеюсь, я ничего не напутал). Не отличавшийся оригинальностью, но зато энергично поданный материал сумел, пожалуй, впервые за вечер “прокачать” немалую часть публики; некоторые из пришедших просто бесновались у сцены, дождавшись, по-видимому, “своего” металла. Музыка Ордалиона, без сомнений, изначально рассчитана на более широкую аудиторию, чем представленная программа, к примеру, того же Dictator’а. Последней песней, сыгранной московской группой в рамках фестивального сета, была заглавная композиция с их дебютного альбома.
В отсутствии заявленных ранее хедлайнеров Episode 13 из Турции таковыми стали выступавшие последними местные блэкеры Tophet. Музыканты смогли, наконец, представить свой дебютный альбом при его фактическом наличии в продаже на концерте (новенькие запечатанные диски можно было приобрести на входе по вполне разумной цене). Tophet, настраивавшиеся достаточно долго, начали играть в 21:35 и постарались обратить проблемы организаторов в свою пользу, представ если не во всей своей красе, то уж точно сумев произвести настоящее true впечатление, в отличие от многих команд, выступавших до них. Жаль только, что сыгранная программа в точности соответствовала заявленной ранее: всё же отсутствие одной из групп вполне могло позволить Tophet отыграть как минимум на пару песен больше. Сет-лист группы включал такие хиты с дебютного альбома, как “Tophet”, “Bypassing The Christian Era” и “Pax Vobiscum”, а также неизданный, но хорошо знакомый поклонникам группы материал.
В заключение, хотел бы подвести не очень утешительные итоги события. Фестиваль из-за отсутствия заявленных хедлайнеров, а также из-за, скажем честно, невысокого уровня некоторых других выступавших групп, предстал довольно заурядным BM мероприятием. Пишущему эти строки понравились только первая и последняя команды, остальные же если не разочаровали, то явно не оправдали возложенных на них надежд. В очередной раз остаётся надеяться, что организационные проблемы минуют будущие фестивали, проводящиеся под вывеской Black Friday. Это пожелание становится особенно актуальным в преддверие объявленного на декабрь двухдневного (!) black metal (мега)концерта с более чем пятнадцатью выступающими группами из самых разных городов и стран.
Сет-лист Tophet:
- Punishment Battalion 666
- Black March Of Destruction
- Hatred Of The Damned
- Pax Vobiscum
- By The Mist Of Centuries
- Tophet
- Bypassing The Christian Era
Выражаем благодарность Blood Corp за предоставленные аккредитации.
Текст и фото: Александр "Mindmasque" Баранов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).