На доске у входа мелом было написано, что сегодня для нас играют Northaunt и Svartsinn. Сидя в ожидании на стульчике, я слышал краем уха, что кто-то “… бу-бу-бу… не приедет… бу-бу-бу… отказался… бу-бу-бу…”, поэтому, когда немногим позже на экране проектора появилась надпись Northaunt, стало окончательно ясно, что Kammarheit сегодня не завезли. Кстати, либо я этого раньше не замечал, либо в «Доме» появилась реклама – два плаката с «Голуазом», висящие по краям сцены. «В зубах "Голуаз", в руке зажигалка, добро не кистень»… Итак – Northaunt.
Вышел дядька с длинной тонкой косичкой, выдающей в нем истинного норвежца, и начал копаться в двух ноутбуках и установленном между ними пульте. Однако просто сидеть, сосредоточенно уткнувшись своим, слишком добрым для истинного норвежца, лицом в экран Херлейф Лангас не стал. Его арсенал способов звукоизвлечения оказался неожиданно широк. Он звякал заранее припасенной цепью. Он тер об нее микрофон, вызывая к жизни обработанные, далеко не металлические звуки. Он дул в микрофон – и в динамиках это отражалось порывами холодного, колючего ветра. Он брал в руки гитару – и было странно слышать одновременно обычный звук колеблющейся гитарной струны и то гудение или шипение, в которое этот звук, этот сигнал преображался по дороге к динамикам. На гитаре он играл не только пальцами, но и хитрым приспособлением с синей лампочкой.
На экране были облака. Голова сидящего впереди человека разделяла сцену на две части – качнул головой направо, увидел музыканта, качнул налево – экран, и я разрывался между Лангасом и облаками. Каждый раз, когда я смотрел на облака, они менялись, они не просто текли, они зеркально отображались вдоль какой-то линии, но эта линия была установлена так хитро, так незаметно ее местонахождение менялось в зависимости от облаков, что пока я ее не раскусил, меня все время сбивал с толку тот факт, что облака все те же, но что-то при этом здесь все-таки не так. Облака сменились снежными полями, бесконечной стелящейся поземкой, в которой вдруг появились люди, какие-то совершенно неуместные, суетливые люди, и это, возможно, единственный, малюсенький недостаток в выступлении Northaunt, потому что – какие люди? У мира Хэппи-Энд же. Нет людей, не должно быть, только снег, только ветер, и все, что осталось от людей, это покосившиеся столбы и едва заметные, занесенные метелью дороги. Но басовитое раскатистое гудение становится выше и мягче, электростатический треск сменяется журчанием ручейков, свист ветра-микрофона сменяется почти структурированным, накатывающимся волнами звуком, и вот уже гитара звучит почти человеческими, мягкими нотами, и на экране появляется вода. Рука в воде, родники, вода как источник жизни, как завершение цикла, который будет повторяться снова и снова, напоминает нам музыкант, заканчивая свое выступление одиноким, глухим раскатом, отголоском начала концерта. Аплодисменты.
Выяснилось, что плотный лысый мужчина в татуировках, который настраивал ноутбуки перед выходом Northaunt, а во время его выступления бегал по залу и снимал его на телефон, был не кто иной, как Ян Рогер Петерсен, более известный миру под названием Svartsinn. Довольно оперативно он сменил Лангаса на ноутбуках и продолжил концерт.
Если в музыке Northaunt звучит Хэппи-Энд мира внешнего, но в музыке Svartsinn – конец мира внутреннего, и отнюдь не счастливый, а очень даже жуткий и мрачный. "Это был Мир, обнаженный Мир, внезапно обнаруживший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия". Этой цитатой из Сартра начался видеоряд Svartsinn, то ли снятый специально, то ли просто взятый из какого-то старого саспенса, в котором некая женщина мечется по дому, где все очень темно и тревожно. Музыка тоже ни в коей мере не располагает к созерцанию красот – бесформенное, аморфное гудение, звуковая темнота, из которой выплывают неопознанные обрывки, ошметки мыслей, чувств, страхов. Все таит опасность в этом мире, и вода, в которой можно утонуть, и огонь, в котором можно сгореть, и сможет ли рациональное сознание справиться с бессознательными страхами, обуревающими человека? Кто знает...
Это выступление, увы, было в разы хуже предыдущего. Во-первых, Петерсен знатно накосячил с ноутбуками. Два раза музыка прерывалась полностью, причем если первый раз, в самом начале, это произошло на доли секунды (музыкант с досадой покачал головой), то где-то в середине публика в затянувшейся паузе успела покричать и поаплодировать. Еще раз ближе к концу прервался не весь звук, а одна из составляющих, но это было уже не так заметно. Во-вторых, музыкант не пользовался никакими дополнительными инструментами, кроме микрофона, но и сам микрофон он уговорить работать так и не смог. Он пытался туда дуть, или говорить, или производить другие манипуляции, он даже звал на помощь Лангаса, но тщетно – никаких звуков, по крайней мере, заметных слуху, миру не явилось. В результате его выступление свелось к картине "дяденька за ноутбуком", которая, хоть и не редкость на подобных концертах, по контрасту с Northaunt выглядела не в лучшем свете. Но, тем не менее, было пробирающе жутковато. Это главное.
Оба музыканта затем вышли на сцену и приветственно помахали руками. Зрители аплодировали и охотно возвращали этот жест. Каждое выступление продолжалось примерно минут по 40-50, так что, при начале концерта примерно в полдевятого вечера, в четверть одиннадцатого я был уже на улице. А на следующий день вдарила оттепель, устроив нам этот прекрасный гололед. Херлейф Лангас со своими родниками постарался. Не иначе.
Выражаем благодарность Indiestate Promotion за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).