Одной из особенностей русского языка является огромное количество пословиц и поговорок, что называется, на все случаи жизни. Одна из них гласит: "Никогда не говори "никогда"". Золотые слова. Если бы еще год назад кто-нибудь сказал мне о том, что я буду присутствовать на концерте культовых Deep Purple, то эти слова были бы восприняты мной не иначе, как бредом сумасшедшего. Слишком далеко вперед ушла тяжелая музыка по сравнению с золотыми временами хард-рока, слишком сильно поменялись с тех пор ценности и приоритеты; да и, что греха таить, порой от прослушивания перезаписанных студийных альбомов на хорошей аппаратуре получаешь гораздо большее удовольствие, чем от посещения концерта. Не буду приводить конкретных примеров, чтобы никого не обидеть, но так, к сожалению, бывает. Но тем не менее, жизнь оказалась, как всегда, богаче и преподнесла возможность воочию увидеть один из самых культовых рок-коллективов всех времен и народов. Пренебречь таким случаем значило, как минимум, заработать себе смертный грех по дороге в светлое вечное будущее. Вопрос был только один: а почему, собственно, понедельник? Нет, понятно, что российский промоутер даты не выбирает, а просто ставится перед фактом, но уж сам-то менеджмент группы мог бы хоть немного изучить специфику российского менталитета и постараться раскидать даты ближе к выходным. С учетом того, что начало концерта было запланировано на семь часов вечера, а также будничных реалий рабочей Москвы, у меня лично возникло стойкое ощущение, что вся эта карусель закрутится не раньше восьми (если музыканты, разумеется, проявят лояльность по отношению к публике и подождут, пока зал заполнится). Были также и сомнения по поводу количества людей, опять же по нескольким причинам: во-первых, не всякому удается в понедельник уйти с работы вовремя; во-вторых, что ни говори, а уход из группы товарища Ричи Блэкмора довольно-таки серьезно запал в душу ощутимому количеству фэнов, в связи с чем, помнится, появились разговоры, что-де, Deep Purple уже совсем не те Deep Purple, что распад так называемого "классического" состава ни к чему хорошему не привел и т.д. и т.д. Однако отбросим к чертям собачьим все слухи, сплетни и домыслы, и посмотрим, что же было на самом деле.
А было вот что. Как я и предполагал, народу к семи вечера в "Олимпийском" было не так уж много. Кстати, сравнивая с теми же KISS (ну да, немного некорректно, а что делать?), можно отметить практически полное отсутствие маленьких детей (то ли юное поколение еще не вкусило прелести рока 70-х, то ли сказывался понедельничный вечер). Отсутствие организационных проблем со входом, очень разномастный по виду и возрасту состав публики, довольно обширный мерчендайз (кстати, не могу в очередной раз не возмутиться, почему в последнее время нашу страну так предательски обделяют футболками и балахонами?!), а также крайне позитивное настроение счастливчиков, доставших билеты в партер, навевало приятную атмосферу оптимизма и нетерпеливого ожидания. Кстати, говорили, что все билеты проданы. Поначалу все мое внимание было приковано к сцене, на которой беспрестанно суетились техники, настраивая оборудование (саундчек, кстати, был сведен до минимума). Ожидание начала выступления затянулось практически до восьми вечера. Кто-то уже задремал, часть публики уткнулась в телефоны или переговаривалась со знакомыми, но когда, наконец, на сцену вышли музыканты и пошло интро, раздался такой многоголосый радостный рев, что сразу стало ясно: спать тут никто не будет. Именно в тот момент, окинув взглядом зал, можно было прикинуть истинное количество народа. К тому времени уже все подтянулись, разместились и было, честно говоря, почти битком. Особенно впечатлял своими размерами и эмоциями партер.
Теперь о самом выступлении. Это было нечто, скажу я вам. Кто бы там что ни говорил, а отсутствие "классического" состава совершенно не повлияло на качество музыки. Не берусь судить строго – возможно, эксцентричный Блэкмор или виртуозный Сатриани дали бы больше гари, но по мне, Стив Морс так был просто бесподобен, особенно во время исполнения сольных партий. Что касается отсутствия Джона Лорда, то, поверьте, Дон Эйри с лихвой заменил его, навеяв во время своей сольной игры такую психоделическую атмосферу, что мурашки по коже бегали; а во время исполнения "Я шагаю по Москве" народ так вообще визжал от восторга (мне почему-то до последнего казалось, что исполнят уже набившие оскомину "Подмосковные вечера", поэтому очень приятно удивился). Да, в общем, все музыканты исполняли материал не за страх, а за совесть. Гиллан, правда, не шибко вытягивал высокие в припевах и порой сглатывал слова в куплетах, как бы обрубая строчки топором, ну и ладно – эффект от этого ничуть не уменьшался. Вообще, хочется сказать всем потенциальным записным критикам: вот вас бы в таком возрасте да в турне на несколько месяцев, да еще с таким плотным графиком – как бы вы выступали? Всегда, описывая выступление, надо стараться учесть по максимуму все обстоятельства. Поэтому, делая скидку на возраст участников коллектива, надо отметить, что смотрелись они на сцене просто прекрасно.
Что до самых композиций, то тут тоже не было никаких нареканий. С самого начала было понятно, что лидером по удельному весу треков будет легендарный "Machine Head" (ха-ха, у меня по результатам концерта сложилось стойкое впечатление, что половина зала (та, которая от 40 лет и старше) только и ждала, что "Highway Star", "Smoke On The Water", "Pictures Of Home" и "Black Night", просто потому что больше ничего не помнила). Так и оказалось. Вот эти четыре композиции пошли на “ура”; Гиллану вообще можно было бы просто кричать в начале каждой из них "Я хочу, чтоб пел весь зал!" и направлять микрофон в любую сторону от себя. Первые аккорды "Smoke On The Water" вызвали, хотя и предсказуемый, но такой рев, что я всерьез забеспокоился, как бы не рухнула крыша, а охрана, стоявшая по периметру ограждения, инстинктивно втянула головы в плечи. А вот ожидания по поводу не менее культового "In Rock", к сожалению, не оправдались: были исполнены только "Into The Fire" и "Black Night" (да и та, собственно, стала частью "In Rock" только в 1995 году после переиздания альбома). Немного удивило отсутствие представителей не менее любимых "Burn" и "Stormbringer"; по мне, так лучше бы поставили в сет-лист по одной композиции с каждого альбома из вышеупомянутой пары взамен несколько сомнительного "Rapture Of The Deep". Ну да это дело вкуса. В общем и целом к сет-листу претензий не было, практически все хиты были представлены. Хотя, все равно, черт побери, представление "Fireball", от которого "тащилась" половина наших отцов, одной лишь "Strange Kind Of Woman" – это безобразие. Равно как и с "Who Do We Think We Are" отыграли всего лишь "Mary Long". Кстати, была исполнена и "Sometimes I Feel Like Screaming" с "Purpendicular". Но были и сюрпризы. Примерно в середине концерта уши уловили какую-то совершенно незнакомую мелодию. Тщетно силился вспомнить, что же это за композиция такая, но безуспешно. Только потом узнал, что, оказывается, в сет-лист вошла не издававшаяся ранее вещь под названием "Well Dressed Guitar". Фэнам-то она точно знакома, поскольку вошла на переизданный "Rapture Of The Deep" в 2006 году в качестве бонус-трека, а вот мне, к сожалению, доселе слышать её не доводилось. Далее, для тех, кто дождался биса, легла бальзамом на душу бессмертная "Hush" с "Shades of Deep Purple". 1968 год, елки зеленые, а как звучала, как звучала!
Акустика зала была на высоте. Не знаю, может, кому-то показался перебор высоких, но, думаю, это временами имело место из-за Гиллана, который, повторюсь, в припевах иногда забирался слишком высоко. Риффы звучали очень сочно, плотно, насыщенно и густо (активности Гловера и мастерству Морса можно было только позавидовать), Пэйс молотил на славу, пробирая до самых печенок, ну а клавиши, как уже было описано выше, были просто выше всяких похвал и звучали очень чисто и в меру громко, прекрасно гармонируя с остальным звучанием и не выбиваясь из общей канвы. Что до реакций зала, то тут смело можно поделить аудиторию на две большие группы: партер и все остальные. В партере было жарко в полном смысле этого слова, от начала и до конца концерта. Это было видно невооруженным глазом. Там не опускались руки, постоянно летали майки, футболки и разгоряченные девушки, постоянно был на виду российский флаг (и почему музыканты не догадались захватить такой же на сцену?). По краям партера, где было посвободнее, отдельный народ плясал вовсю (головами трясли, но в гораздо меньшем объеме). Со сцены, разумеется, никто не прыгал (а забавно бы, наверное, смотрелось!), мош-пит, конечно же, отсутствовал, хотя середина партера реально напоминала кипящее жерло вулкана. Энергетика лилась рекой и была практически тождественной: что со сцены в зал, что из партера на сцену. Сидячая часть зала была не в пример более спокойной (но и более возрастной), ограничиваясь отдельными выкриками и аплодисментами. Расшевелились абсолютно все только к концу основной части выступления, а именно, на закрывающей "Smoke On The Water": аплодисменты не смолкали до конца трека, а припев пели, по-моему, даже те, кто не знал ни слова по-английски. Да, кстати, порадовало, что после завершения основной части из зала повалили, в основном, гламурные девочки с кавалерами – да-да, и такие тоже были, ну куда ж без них. Зато отметились, рассказывать потом всем будут.
Самая фишка была в двух вещах: в светомузыке и бисе. Никаких декораций на сцене не было, кроме большого количества звукоаппаратуры, но разнообразная светомузыка, которая была крайне удачно подобрана к композициям, творила чудеса! Каламбурно выражаясь, музыканты всякий раз являлись совершенно в ином свете: от комбинаций холодных белых, зеленых и синих цветов до теплых красных, желтых и оранжевых. К сожалению, старенькая "мыльница" оказалась неспособна передать всю эту красоту (большое "спасибо" организаторам за отказ всем фотографу в аккредитации, видимо, они до сих пор всерьез считают, что журналы кто-то покупает, а сайты делают школьники) и вообще капризничала на протяжении всего концерта. После того, как группа покинула сцену, в зале на несколько секунд воцарилось молчание, а потом началось… я даже не могу передать это словами: невозможно. Раздался страшный рев и топот, который все усиливался и усиливался. Казалось, нет ему предела и сейчас точно что-то обвалится. Ощущение было такое, словно из леса вывалилась орда разъяренных голодных обезьян и не менее злобных разбуженных медведей. При появлении музыкантов рев перешел в дружный вопль радости и потихоньку стих. Время летело незаметно, беззаботно и весело, было видно, что все люди получают удовольствие, причем так, как они этого хотят. Кто-то вовсю рубился в партере; кто-то, задумчиво подперев щеку кулаком, слушал знакомые мелодии, вспоминая дела давно минувших дней; кто-то подпевал, закрыв глаза; кто-то отбивал такт ногами… Сами музыканты, по-моему, были приятно ошарашены таким приемом (хотя знали ведь, куда едут). С их лиц не сходили широкие улыбки, причем Гловер часто махал рукой аудитории, а Гиллан практически после каждой композиции сыпал эпитетами "превосходно", "бесподобно", "фантастично", "великолепно". Что же, вполне заслуженные комплименты. К слову, провожали Deep Purple после биса долгими и бурными аплодисментами. И так не хотелось уходить…
Ощущения после концерта были сродни ощущениям после выхода из консерватории. Лично мой мозг после прослушивания живьем классической музыки в течение двух суток просто отказывается воспринимать иную музыку, в том числе и любимую тяжелую – настолько грязным и вонючим мусорным потоком звуков все это кажется по сравнению с чистой (чуть не сказал "классической") классикой. Что-то подобное было и после Deep Purple. Отличная акустика, потрясающая энергетика и культ музыкантов, реакция зала, а также подбор композиций сделали свое дело. К тому же, давняя привычка к тому, что концерты проходят в основном в субботу, навевала предательские мысли о том, что завтра можно всласть выспаться и никуда не спешить.
Подводя итоги, даже не хочется что-то выдумывать и изощряться; хочется просто сказать, что концерт удался во всех смыслах этого слова. Я видел, с какими внешне спокойными лицами, подогреваемыми почти детским нетерпением, люди шли на концерт, и видел, с каким удовольствием выходили из "Олимпийского". Показательны разговоры: их было много, но основной смысл вертелся вокруг фразы "А старички-то еще ой-ой-ой!" И это прекрасно. Поэтому пожелаем Deep Purple творческих успехов. Если верить их обещаниям, то группа вернется в Россию в 2009 году, так что будем надеяться, что следующий концерт будет настолько мощным, что авторы всех отчетов, будучи не в силах подобрать подходящие слова и выражения, напишут всего лишь три слова: "Это было нечто!"
Текст:
REM
Концерты Deep Purple в Москве уже давно не являются событиями исключительными. Но, несмотря на то что основатели рока приезжают к нам уже в который раз, восторг публики по этому поводу ничуть не уменьшается. Вот и на этот раз все трибуны, на которые продавали билеты, оказались заполнены – в основном, людьми солидными – новое же поколение, по большей части, предпочло танцпол. Впрочем, в семь часов вечера – заявленное время начала концерта – Олимпийский еще огибали длинные очереди из людей, сжимавших билеты и очень хотевших войти внутрь. Из-за накладок с метро я сама смогла быть у спорткомплекса только к семи и, честно говоря, была удивлена, увидев, что еще полно народу, который так просто не может войти. Впрочем, двигалась очередь быстро, внутри никакой давки не было, а сумки проверили в общей сложности аж два раза. Степенная публика могла подкрепиться бутербродами, прикупить футболку или магнит с логотипом группы, даже медиатор с автографом – как клятвенно заверяли продавцы, автографом настоящим. Предлагался большой выбор CD и DVD дисков, а более практичным зрителям – бинокли. Цена их удручала, и я искренне порадовалась, что захватила собственный.
Публика рассматривала пустую сцену, слушала фонограммы и предвкушала. Как и всегда, предвкушать пришлось некоторое время, но в 19:50 свет наконец-то погас, и началось волшебство. Первое выступление Deep Purple перед большой аудиторией состоялось в далеком 1968. Смотря на них сейчас, сложно представить тех неопытных юношей, которые даже с названием группы не могли сначала определиться. Теперь же на сцене расположились профессионалы, которые попросту не умеют делать свое дело плохо. Мастера импровизаций и классического рока, они с первых же песен расшевелили публику, так что танцпол дрожал и подпрыгивал, а у публики на трибунах руки и ноги сами собой отбивали такт мелодий.
Техническая сторона не подкачала: великолепный звук, светопреставление, а сцена, казавшаяся сначала такой маленькой, оказалась очень уютной. Музыкантам и самим понадобилось несколько песен, чтобы войти в ритм и прочувствовать аудиторию, а уж после этого они выложились на все сто. С ловкостью фокусников «темно-фиолетовые» жонглировали как старыми, так и новыми песнями, и по уровню качества композиции ничуть не отличались. И если первые песни звучали в их «альбомном» варианте, то дальше активно пошли импровизации, которые выходят у Deep Purple с непринужденной ловкостью, отточенной долгим опытом.
Как и прежде, группа была настоящей слаженной командой, хотя периодически вперед выступали отдельные музыканты, помимо вокалиста Гиллана (Ian Gillan). Так после нескольких энергичных композиций прожекторы эффектно высветили Стива Морса (Steve Morse), и слушатели насладились великолепным гитарным соло. Чуть позже подобным образом выступил и Дон Эйри (Don Airey), когда группа отошла в тень, и на сцене остался только он и его клавиши. И снова мы услышали соло, в завершение которого, к вящему восторгу публики, была исполнена весьма узнаваемая мелодия – «Я шагаю по Москве».
После клавишного соло публика пришла в еще большее возбуждение, и при первых же звуках классической “The Highway Star” трибуны словно завибрировали. Вряд ли остался хоть один равнодушный. Но если он и был, то при завершающей композиции основного сета исчез совершенно точно: стоило гитаре Морса напомнить мелодию “Smoke on the Water”, как стало ясно, какая же любимая песня у поклонников. Даже многие из сидящих на трибунах вскочили со своих мест, чтобы активно поддержать. А уж припев, четкий и внятный, подхваченный многотысячной толпой, привел Гиллана в полный восторг. Один он даже целиком предоставил спеть публике, кивая в такт и улыбаясь.
Разумеется, после такого фееричного окончания отпустить «темно-фиолетовых» просто так зал не мог. Минут пять мы смотрели на пустую сцену и активно выражали свое желание услышать еще. А поскольку после “Smoke on the Water” возбуждения было хоть отбавляй, требовать получалось весьма активно и настойчиво.
Deep Purple снова появились на сцене и, не переставая наигрывать мелодию, посоветовались друг с другом, что же сыграть дальше. После краткого совещания и едва уловимой паузы раздалась “Hash”. После нее настал черед небольшого соло Роджера Гловера (Roger Glover) на бас-гитаре вместе с ударными Пэйса (Ian Paice). Зал начал настолько активно подпевать голосом, что в итоге Гловер только улыбнулся и развел руками, а публика в этот момент громко вывела мелодию “Black Night”. Гловер снова взял гитару, и теперь уже “Black Night” сыграли сами Deep Purple.
Ничто не может быть вечным. Полтора часа концерта, пятнадцать-двадцать минут на бис – и поклон группы оказался действительно последним. В зале включился свет, как бы вновь возвращая всех к реальности, но в головах едва ли не каждого продолжала звучать мелодия “Black Night”. Даже мысль о том, что завтра вставать на работу, казалась отнюдь не столь удручающей, как могла бы.
Текст: Дарья
Сет-лист:
- Pictures Of Home
- Things I Never Said
- Into The Fire
- Strange Kind Of Woman
- Rapture Of The Deep
- Sometimes I Feel Like Screaming
- Contact Lost
- Well Dressed Guitar
- Mary Long
- Perfect Strangers
- Wring That Neck
- The Battle Rages On
- Space Truckin'
- Highway Star
- Smoke On The Water
Encore:
- Hush
- Black Night
Выражаем благодарность SAV Entertainment за предоставленную аккредитацию.
Фото: Сергей Адамович
KipFun
fgrind
fgrind
ну зачем писать, если на концерте не был ?!
количество ляпов поражает - Подмосковные вечера на самом деле были, Sometimes I Feel Like Screaming не пели на бис,...
Stormbringer и Burn вообще никогда в жизни Гиллан не пел и т д
помню, какой-то юноша на концерте у меня спросил "а что, Soldier of fortune не будет?"
вот что реально раздражает на подобных мероприятиях, так это подобная левая публика - а теперь еще они и отчеты пишут ПИПЕЦ!
Blindman
REM
1) Ошибку с Sometimes I Feel Like Screaming признаю. Сет-лист поправил. Проверяйте :)
2) Фрагмент из "Подмосковных вечеров" я ЛИЧНО НЕ услышал. Это не значит, что их вообще не было. К сожалению, отчет пишется не путем сбора мнений со всех зрителей, а по одному СУБЪЕКТИВНОМУ мнению.
3) Я разве где-то упомянул, что Stormbringer и Burn пел Гиллан? Я указал, что ни одной вещи с этих альбомов не было в сет-листе. Вы хотя бы читайте, что написано.
4) Что до "левой" публики, то смею предположить, что слушал Deep Purple, когда Вас еще и в проекте не было. :) Хотя, может, и ошибаюсь.
Кстати, комментарии на то и существуют, чтобы вносить свои замечания, исправления и дополнения. Автор никогда ни в коей мере не претендует на объективность, а лишь высказывает свое личное мнение. ;)
Jugulator
Кука
fgrind
Гиллан был сравнительно в хорошей форме в смысле голоса
после концерта было очень приятное впечатление, но продолжалось оно ровно сутки - до концерта Хьюза
Хьюз был просто на порядок выше (не только голос, который у него идеальный, но и в целом)
Blindman
Maria_69
Робб
Alex-DIO
fgrind имел ввиду что Stormbringer и Burn никогда не исполнялись Дип Перпл с Гилланом. И Гиллан никогда не пел песни других составов ДП кроме 2 песен первого состава и петь как я думаю не собирается. И если вы ждали от ДП Stormbringer и Burn то как то не верится что вы слушаете ДП долго.
Blindman
him2007
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).