В этом году судьба преподнесла мне очередное металлическое путешествие. На этот раз я попал на очень известный в Европе фестиваль. Формат Sziget’а отличается от остальных metal-фестов тем, что он не совсем металлический. Уклон, в принципе, делается на тяжелую музыку, но кроме нее, на фестивале присутствуют многие другие жанры. В связи с этим различных фанатов там собирается неимоверное количество. По официальным данным только кемпинговых мест насчитывалось на шестьдесят тысяч человек. Плюс к тому ожидалось принять не менее трехсот тысяч одно- или двухдневных посетителей.
День 0
В нулевой день программа фестиваля была предельно простой. Организаторы не стали выдумывать короткой упрощенной программы и приняли решение сделать этот день днем выступления Iron Maiden. Кстати, они были заявлены, как главные хедлайнеры фестиваля в принципе. Перед Мейденами должна была появиться дочь именитого басиста Lauren Harris, но все, что я от нее увидел – это лого на экранах и небольшой логотип на сцене. Выступления певицы я так и не дождался.
Фанаты перед концертом звезд начали собираться еще с 17:00 и занимать места у сцены. Но внушающее их количество можно было наблюдать за час до начала выступления. В восемь вечера пробраться к сцене было почти нереально, а около девяти и вовсе нереально. Тем не менее, ваш покорный слуга смог занять вполне выгодную позицию в пяти метрах от сцены. Примерно в половину девятого на огромных мониторах, расположенных по обеим сторонам от Main Stage, появилось сообщение о том, что главные хэви-металлисты мира начнут в девять. Мое терпение лопалось, но, обрадовавшись, что удалось пробраться под сцену, я с отличным настроением ожидал начала шоу.
Перед самим выступлением я обнаружил, что народу собралось нереально много. Точной цифры я не назову, но было точно за тридцать тысяч. Причем то место, где оказался я, стало настоящим пеклом в последствии, но об этом чуть позже. А впереди нас ждало самое яркое и грандиозное шоу на Сигете. С небольшим опозданием началось вступление перед “Aces High”, а по его окончанию – и сама песня. Сразу же была отдернута огромная ширма, скрывающая шикарные декорации и саму сцену. С первых же нот – вспышка, и на сцене появились музыканты. Мюррей и Смит располагались справа от Дикинсона и соответственно – слева от меня, а Герц и Харрис справа от меня.
Не прошло и полминуты, как в ближних радах от сцены начался настоящий ад. Фанаты бесновались настолько, что многих целыми группами носило то вправо, то влево. В эту передрягу попал и я. Закончилось тем, что уже ко второй песне я оказался без обуви. И тут я пожалел, что не одел более выносливые туфли. Но кто же знал, что так будет?! На третьей песне я стоял уже без обуви среди самых ярых фанатов и выбраться оттуда вряд ли бы смог, даже если бы захотел. Другими словами, в процессе концерта я получил по ногам не менее пяти раз. Это было самое жесткое разочарование шоу. Правда если говорить о минусах, то не могу не заметить, что соло-партии Murray’a и Smith’a поначалу совсем не были слышны, а в последствии временами их было слышно не так четко, как Герца и Харриса. Этот момент меня порядком удивил – это все-таки Мейден! Если же говорить в общем о качестве звука, то тут все в порядке – никаких запираний и пищаний не было.
Пару слов также хотел сказать о сценическом образе музыкантов. Больше всего в глаза бросался Брюс Дикинсон, так как он был одет оригинальнее всех, а к тому же почти весь вечер проходил в шапке, несмотря на адскую жару. На этот раз он предстал в штанах с нашитыми лохмотьями, в футболочке, почти полностью пропитанной потом от жары, и в вышеупомянутой шапке. Остальные члены группы были одеты в темные штаны и футболки. Правда во что был одет Нико, я так и не обратил внимания. Сет-лист этого концерта был просто безупречен. В рамках Somewhere Back In Time Tour нас ждали только старые добрые хиты. Группа не играла ни единой вещи с последних альбомов, что, на мой взгляд, только освободило пространство для давным-давно не игранных песен. Начали музыканты с раннее упомянутой “Aces High”, переросшей в “2 Minutes To Midnight”, а потом в “Revelations”. За ними последовал сам “Trooper”. Отмечу, что в процессе исполнения материала обложка менялась много раз. Во время исполнения этих трех вещей фанаты просто взбесились! Это было самое дикое и жаркое шоу за всю мою жизнь. Чтобы глотнуть свежего воздуха, нужно было подпрыгивать на полметра вверх, так как внизу температура и влажность были на гране невозможного. Многих выносили за борт по причине отключки или же подобного состояния. Ажиотаж более или менее стихал только под более спокойные вещи типа “Wasted Years” и “Heaven Can Wait”. А вот вещи с альбомов “Number Of The Beast” и “Powerslave” воспринимались с сумашествием.
Чуть не забыл упомянуть о визуальных элементах шоу. А их было прилично. Само собой, была пиротехника, искры, феерверки, вспышки огня и другое. Также стоит отметить некоторые обложки, которые часто отображали атмосферу песен. Например, когда исполнялась «The Rhyme Of The Ancient Mariner», вывесили картинку с жуткой каютой корабля в ночное время. Вверху пошатывались толи шторы, толи паутина, а через окна пробивался лунный свет. Выглядело это очень реалистично. Сама сцена была выполнена в египетском стиле, как это было на обложке “Powerslave”. Лицевая ее часть была украшена различными иероглифами, а также мифическими статуями. Под некоторые вещи Дикинсон переодевался. Например, в той же «The Rhyme Of The Ancient Mariner» он предстал в черном плаще, а на “Powerslave” – надел маску. Ну и, наконец, какое же шоу без появления Эдди? Он появлялся дважды – один раз в обличии чудовища с большой головой и руками, которое возникло из раздвижной стены. А второй раз – в виде био-робота из обложки «Somewhere in Time», который вышел на сцену и поразмахивал мифическим пистолетом.
Отыграв приличный сет, группа удалилась, и все ждали биса… И вот появляются музыканты и Дикинсон запевает: “Seven deadly sins, Seven ways to win….” . И все приходят в экстаз… Ну когда еще Мейдены сыграли бы “Moonchild”? И вот она звучит. А за ней вдогонку “Clairvoyant”. И публика еще больше радуется. И чтобы не показалось мало, музыканты добивают свой бис классической “Hallowed Be Thy Name”, после которой они щедро раздают медиаторы и палочки, а потом прощаются и уходят.
День 1
Невероятное событие в виде шикарного концерта Iron Maiden прошло и осталось в памяти фэнов очень надолго. Ну, а фестиваль пошел своим чередом. По сравнению с нулевым днем, посетителей прилично добавилось. Металхеды с рюкзаками просто заполонили территорию фестиваля и пытались выбрать самые привлекательные места в кемпинге. Первый день для меня был интересен выступлением групп Volbeat и Avantasia. Первая из них была замечена мной еще на Sweden Rock, и было очень интересно посмотреть на ребят вновь. Их выступление началось в 20-00 на HammerWorld Stage. Эта сцена представляла собой крытый тентом металлический ящик огромных размеров. Количество людей в нем могло достигать двадцати тысяч. Но на Volbeat собралось не так много людей – около пяти тысяч. Я с легкостью стал недалеко от сцены по центру и с нетерпением ожидал старта. Некоторое время происходил саундчек, после чего зазвучало вступительное соло с песни “Human Instrument”. Это вступление звучало под фонограмму, а группа вышла, как только дело дошло до риффов. Четверо музыкантов решили задать жару по полной с самого начала. Первые два хита «Human Instrument» и «Radio Girl» подогрели публику настолько, что начался неистовый слэм. Музыканты в это время угорали и отрывались не меньше фанатов. Правда вокалист не делал лишних движений, так как Майку приходилось петь и играть на гитаре одновременно. А вот второй гитарист и басист не скучали и задавали жару. Они подпевали вокалисту и заводили ближние ряды от сцены. Отмечу отличное чувство юмора у молодых датчан. В перерывах между песнями Майкл Поулсен позволял себе пошутить. Он несколько раз говорил, как хороши венгерские девушки, и жестами изображал на себе женскую грудь. Несколько раз он разогревал публику и просил прокричать «Оу-е» и прочие возгласы. Причем с каждым следующим «Оу-е» он все усложнял и усложнял задачу, как это часто бывает на концертах. И вот в самый разгар событий Майкл напел настолько непроизносимое словосплетение, что люди в зале не смогли его повторить. Он, шутя, сказал: «Что же случилось? Разве это сложно?» или что-то в этом роде. На что фэны отреагировали дружным смехом. Еще одной интересной особенностью был тот момент, что группа, в отличие от всех, на концерте употребляет не пиво, а самый настоящий Jack Daniels. По ходу выступления вокалист Volbeat выпил не менее двухсот грамм виски, но на выступление это никак не повлияло – от начала и до конца все прошло почти безупречно в плане техники. Единственным исключением можно считать момент, когда во время исполнения «Gardens Tale» второй гитарист спел свои партии немного не вовремя. Вот только звучало это, скорее, как “фишка”, так что я не уверен, что это было сделано не специально. Сет-лист выступления состоял из лучших вещей группы. Упор делался на последний на данный момент альбом группы – «Rock The Rebel/Metal the Devil». С него было сыграно более половины песен. Кроме первых двух, отмечу такие вещи как «The Gardens Tale», «Dany & Lucy», «Soulweeper» и многие другие. На бис ребята сыграли «River Queen» и ушли со словами: «Ждите нас! Мы выйдем через 15 минут попить с вами пивка!». Дело в том, что у ребят была официальная автограф-сессия, которая прошла вполне успешно, и все, кто хотел, смогли взять автограф и сфотографироваться с группой. Этим и закончилось выступление датских новаторов хардкора.
Сразу же после Volbeat стартовали более именитые пауэрщики Avantasia. Tobias Sammet собрал впечатляющий туровый состав и пообещал грандиозное шоу. Шоу действительно оказалось хорошим. В отличие от Volbeat, у которых были некоторые проблемы с отстройкой звука (временами запирали барабаны), у Avantasia все было в полном порядке. По поводу шоу, о котором говорили музыканты, могу отметить только то, что была натянута приличных размеров штора, на которой виднелась обложка нового альбома. Плюс к этому музыканты были разодеты в потрясающие одежды. Хотя, по большому счету, это касается только Тобиаса, который был одет даже не знаю на какую сумму. Сет-лист группы состоял примерно из 13-ти композиций, три из которых были сыграны на бис. Пиковых моментов было несколько, но лично мне запомнилось исполнение хита «Serpents in Paradise». Вокал Тобиаса и Йорна был безупречен, и вживую они звучали не хуже, чем на студийных записях. Перед исполнением одной из последних песен эти два певца устроили дискуссию о смысле текста песни. Это было забавно, так как содержимое спора было сатирического характера, и всем в зале было весело. Выступление Avantasia прошло на одном дыхании и совсем неожиданно закончилось. Отработав безупречно и попрощавшись, музыканты покинули сцену, оставив фэнов выкрикивающими название группы.
День 3
Разгар вечеринки ожидал нас и в последующие дни фестиваля. Пиком третьего дня стала легендарная панк-рок-формация из Великобритании по имени Sex Pistols. Понятное дело, что сейчас совсем не те времена для панка, но на группу пришли посмотреть очень многие. Скажу вам честно, это был очень запоминающийся концерт. Лидер группы Джонни Роттен вырядился в оригинальный камуфлированный костюм, что совсем не соответствовало стилю панк, как мне показалось. Но это никак не помешало ему на некоторое время спустить штаны и показать всем свои семейные трусы с изображением флага Великобритании. На этом выходки Роттена не закончились – в дальнейшем он еще раз повторил сие действо, повернувшись задницей к публике. А еще время от времени Джонни отпускал греховные фразы, матерясь на систему и политиков. Приятно, что сет-лист у группы был приличным по времени. Музыканты исполнили практически все, что имели в своем относительно скромном репертуаре. Пиковых моментов было несколько – в частности, исполнение «Liar», «Problems» и, конечно же, «God Save The Queen». Публика прыгала и плясала. Истинных панков было не так много. Но отрывались под их игру не только панки – энергетика и драйв были просто захватывающими. Даже я, который не особо знаком с их музыкой, не мог стоять на месте. Но пик эмоций случился во время биса – знаменитой на весь мир «Anarchy In The U.K.». Все фэны пели припев вместе с группой, и это было действительно незабываемо.
Но на этом сюрпризы дня не закончились, и на десерт нам оставили, я бы сказал, не менее популярную группу нашего времени. Финские виолончелисты из Apocalyptica оказались востребованными не на шутку. Сцена HammerWorld была напичкана людьми, как банка огурцами – в нее набилось тысяч двадцать зрителей. Это был самый посещаемый концерт на этой сцене. Вот уже не думал, что финны здесь настолько популярны. Возможно, их пришли посмотреть любители других жанров – ведь их музыка универсальна, и фанатов Apocalyptica можно найти как среди эмо-кидов, так и среди любителей попсы. Но в том или ином случае, нас ждал аншлаг. Музыканты никак не могли подвести такую обширную аудиторию и не подвели… С первых же нот на нас хлынул ураган низкочастотного смычкового шторма. Причем чистейшего качества. Практически не зная репертуара группы, я все же попытался воспринимать их музыку. Удавалось на сто процентов. Парни передавали свою энергию всем тем, кто находился под крышей HammerWorld с таким упорством, что трудно было не проникнуться. Пиковыми все же были моменты, когда звучали кавер-версии песен Metallica. Больше всего запомнились «Master Of Puppets» и «Enter Sandman».
День 4
Предпоследний день был примечателен, прежде всего, выступлением всеми ожидаемого ex-лидера System of a Down – Сержа Танкяна. Людей собралось тысяч 20-25, и все ждали выхода на сцену главной звезды дня. Серж и группа вышли в своем привычном амплуа. Элегантные костюмы и высокие цилиндры сделали из участников группы настоящих английских джентльменов, хотя ребята на самом-то деле из штатов. Костюм лидера был белым, а остальные музыканты были одеты в черное. Группа стартовала с мега-боевика «Empty Walls», и шоу, казалось, будет шикарным. Но тут боевики начали разбавлять композиции с так называемыми «лирическими отступлениями». И вот это меня и смущало. Может, на фоне того, что я надеялся услышать тот неистовый драйв, который в свое время создавали System of a Down, а может, и еще по какой причине, но на половине композиций было скучновато. Это никак не камень в огород к Сержу, но его принципиальность исполнять свой сольный материал мне непонятна. Дело в том, что своих песен у него немного, и вместо того, чтобы исполнить 4-5 песен SoaD, он играл не самые удачные вещи. Среди них было несколько каверов, которые можно было просто выкинуть, как мне кажется. Другими словами, был яркий контраст между действительно крутыми боевиками и скучными второплановыми вещами. Поэтому данный концерт можно назвать разочарованием фестиваля. Но нет худа без добра. Компенсировать двоякие чувства после концерта Танкяна взяла на себя одна из самых экстремальных команд современности – шведская математическая машина по имени Meshuggah. Отмечу, что в этой группе собрались действительно талантливые индивидуумы. Лидер группы Йенс Кидман, кроме своего неистового голоса, отличается неформальным поведением на сцене. Злющие здоровяки Фредрик Тордендаль и Мартен Хагстрём лобают наперебой низкие риффы с нестандартной тональностью. Ну и, конечно же, Томас Хааке, который умудряется отстукивать три разных ритма, имея, в отличие от парня с обложки последнего альбома, всего четыре конечности. Это все в смеси звучит просто убойно. Не будучи фанатом группы, я действительно проникся музыкой ребят. Из исполняемых песен узнал только те вещи, которые входят в последний альбом группы под названием «OBZEN». В частности, выделю одноименную композицию и просто убойный хит «Bleed». Из особенностей запомнилось то, как Йенс ведет себя на сцене. Этот парень явно сумасшедший. Так как на его голове совсем нет растительности, он не трясет патлами, как это делают другие члены группы. Вместо этого, он в полусогнутом положении скачет и прыгает по сцене. Временами при этом подымает голову вверх и вытягивает шею. В пики таких телодвижений физиономия этого парня отображает боль и страдания всех вместе взятых евреев во время Холокоста. Другими словами, группа действительно стоит внимания, но понять их музыку и выдержать ее натиск способны не все.
День 5
Заключительный день как нарочно сделали самым интересным. Во всяком случае, для меня. Несмотря на то что на главной сцене меня никто не интересовал, металлическая сцена порадовала целой обоймой интересных коллективов. Началось торжество в пять вечера с молодой канадской команды 3 Inches of Blood. Последними двумя альбомами команда меня очень порадовала, и я рассчитывал получить истинное удовольствие от их концерта. Но не тут-то было… Это выступление можно номинировать в категории “худший звук”. Настолько неотстроенных гитар я не слышал со времен пребывания в ДК «Химволокно». Из-за этого очень пострадало восприятие музыки. Многие вещи я узнавал не сразу, а некоторые вообще остались нераспознанными. В остальном же, все было неплохо. Народу пришло совсем мало, что являлось доказательством того, что группа, несмотря на свою самобытность, для жителей Венгрии пребывает в андерграунде. Так как из-за отвратного звука мастерство и профессионализм музыкантов было тяжело оценить, то отмечу другие нюансы. Одним из них был стиль одежды фронтмена, который очень смахивал на фаната тру-металла – джинсовая жилетка вся в нашивках и камуфляжные шорты предавали ему некой пестроты. Остальные музыканты выглядели не так броско. В продолжение темы вокала могу сказать, что основной вокалист Cam Pipes не оправдал моих ожиданий в том плане, что его скриминг оказался каким-то уж чересчур грязным, а вот поющий гитарист Justin Hagberg показался мне очень перспективным. Странно, что этот самый гитарист теоретически не должен петь, так как на диске он числится просто как гитарист. Но что стало со вторым вокалистом Jamie Hooper’ом – ума не приложу. Несмотря на все недостатки выступления канадцев, я все же очень неплохо оторвался под так мною обожаемые темы «Destroy The Orcs», «Crazy Nights», «The Goatriders Horde» и, конечно же, «Deadly Sinner», которая прозвучала в конце сета. Продолжили металлический марафон одни из самых популярных нынче хардкорщиков. Это американцы Pro-Pain порадовали нас своим часовым сетом. В отличие от предыдущей группы, со звуком у американцев все сложилось куда лучше, и нам предстояло услышать лучшие вещи этих ребят, и я продолжал трясти хаером под ритмичные и энергические песенки Pro-Pain. Лидер группы Gary Meskil являлся олицетворением того, что называют hardcore – лысый крупный дядька со злым выражением лица, одетый в камуфляжные штаны. Остальные члены группы не отставали от своего лидера и отрывались на сцене на все сто процентов. Лучше всего воспринимались вещи с первых двух альбомов, которых было три или четыре, а хиты с альбома «Act Of God» - «Stand Tall», «In For The Kill» и «Act Of God» - просто сорвали всем крышу. Фанаты принялись дружно прыгать и массово слэмиться, поэтому обнаружив, что моя футболка уже мокрая, я совсем не удивился, поскольку от такого драйва среди дикой толпы тяжело было бы выйти сухим из воды…
Отдохнув часик и взяв автографы у легендарных американских трэшеров Exodus, я отправился на их концерт все на той же сцене HammerWorld. Трудно сказать что-то оригинальное об их выступлении. Как и все трэшеры, ребята сделали упор на ревущие гитарные риффы. В плане звука все было отлично, и я даже вспомнил события полугодичной давности, когда в Киеве такие же американские трэшеры из Overkill показали нам, как должен звучать thrash. Хорошо запомнился лысый и бородатый вокалист группы Rob Dukes. Парень отличается приличным весом и, скорее всего, поэтому был не слишком уж поворотлив. Но зато в вокальном плане Роб выкладывался на все сто, и его агрессивный рев был слышен далеко за пределами сцены. Понаблюдав за американцами около получаса, я принял решение немного перевести дух перед главной изюминкой дня – воссоединившимся “дэт-грайндерами” из Carcass.
И вот перед выступлением легенд меня постигло еще одно разочарование. Почему-то очень надолго затянулся саундчек. Я даже начинал подумывать о том, что концерт так и не состоится. Похоже, какая-то проблема возникла при отстройке барабанов, так как техники долго и нудно стучали по хедам и по бас-бочкам. Дело в том, что музыканты привезли с собой барабанную установку, и ушло еще много времени на ее подключение и отстройку звука. Но как оказалось, оно того стоило. С опозданием почти на час группа вышла на сцену, и мы услышали первые аккорды «Inpropagation». Как только я услышал первые удары палочек по барабанам, я понял, что это нечто. Техники не зря старались и таки сумели идеально отстроить все инструменты. Вместе со мной в восторге было еще около пяти или семи тысяч беснующихся фанатов. А вот музыканты вели себя предельно спокойно. Разве что Джеф Уолкер скалил зубы во время пения. В самом разгаре концерта лидер группы достал с кармана какой-то журнал, связанный с анатомией и прочитал оттуда пару строк. Смысла строк я не расслышал, но, скорее всего, таким образом, он решил представить следующую песню, после чего музыканты продолжили зажигать. Большинство песен музыканты играли со своих классических альбомов – «Necroticism» и «Heartwork». Особенно порадовали вещи с «Heartwork» - их прозвучало семь из десяти. Кто бы мог подумать, что за один год я дважды увижу и услышу живьем эту поистине легендарную группу. Несмотря на то что музыканты утратили былой пыл, музыка от этого ничего не потеряла. Каждая последующая вещь просто убивала толпу наповал. Хорошо помнится, как публика взревела на «Buried Dreams» и «Corporal Jigsore». А что творилось во время исполнения качевой «Embodiment» - словами просто не передать: сотни людей прыгали, соблюдая медленный ритм этой великолепной композиции. Еще одним пиком блаженства стал момент исполнения классического грайндового номера «Exhume To Consume» - публика на этот момент уже начала подуставать и отдавала последние силы, чтобы выдавить из глотки очередной крик. Но когда зазвучала финальная «Heartwork», у всех открылось «второе дыхание», и фэны вели себя так, как будто звучит только первая песня. Но ведь и песня того стоила - это ведь одна из лучших композиций группы, если не лучшая. Казалось бы, больше нечего рассказать, за исключением того, что судьба наградила меня за преданный фанатизм к группе. Мало того, что мне удалось выискать медиатор Майка Эммота среди десятков ног, так я еще и попал в зону гримерок, в которой отдыхали Pro-Pain и Carcass. Там мне удалось немного пообщаться с Биллом Стиром, Дейвом Эрландсоном и самим Уолкером. Джеф любезно подарил мне еще один медиатор, после чего счастью моему просто не было предела.
После того, как я покинул VIP-зону музыкантов, в сознании как будто подбился какой-то итог. Мозг осознал, что больше ничего не будет, и пора собирать вещи и уезжать. Напоследок добавлю, что побывав на двух крупных фестивалях за последние три месяца, я убедился какой прекрасной может быть жизнь, когда ты живешь атмосферой металла не два часа обычного концерта, а целую неделю пива, музыки и адского угара с тысячами тебе подобных.
Текст: Joe
Фото: Александр Любченко
part1k
joe
Tehhi
про Апокалиптику, Moby Dick, Exodus, Pro-Pain, 3 Inches of Blood & Others?
joe
Character
Elfowar
А концерт Майденов действительно был крут!
Насчет обуви - это да! надо на такие концерты надевать берцы, а я был в сандалях...
на след год еду на всю фестивальную неделю!
Tehhi
joe
Elfowar
Mila
Жалею только, что не попала на выступление Volbeat, творчеством этих ребят я прониклась до глубины души:)
Спасибо за отчет, как будто вновь побывала на фесте.
part1k
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).