Эх, ребятушки... Гой еси, как говорится, кем бы вы ни были. Думала я, что блэкеры забавные, а вышло, что pagan'цы-фолкнеры куда как занятнее. Чего только не насмотрелася: и домотканых рубах по колено, и деревянных пивных кружек, и меховых тужурок, и надписей "Славься Русь Великая", и бород окультуренно-окладистых, а уж волос длинных да русых – на несколько лет вперед. Это вам не хиляки-блэкеры собрались, и прочие любители "погонять шкурку" на слово "смерть". Ключевым словом к происходящему в этот вечер в клубе "Арктика" следует считать прилагательное "здоровый". "Приложить" его можно было ко всему, на что бы ни обратился взор и прочие поглотители внешних раздражителей: наполненные здоровым позитивом голоса, здоровые запахи светлого пива и разгоряченных молодецкими забавами здоровых тел. И полное отсутствие привычно удушающего на металл-концертах запаха вишневых сигарилл. От одного этого дышалось не в пример легче. И даже представитель странноватой группки бритоголовых товарищей, одетых конкретно по скин-движу, случайно толкнувший меня в спину внушительным корпусом, помимо извинений, обратился с предложением расцеловаться троекратно, согласно старинной русской традиции. Ну, не прелесть ли?
А не толкнуть кого-либо представлялось почти непосильной задачей, ибо народу в клуб, не смотря на раннее начало мероприятия, набилось прилично, начиная с сета самой первой группы – "Оберег". Территория постсоветского пространства, или Руси-матушки, кому как будет угодно, насчитывает порядка пяти коллективов с подобным названием и, соответственно, примерно схожей стилистической направленностью. И даже на наш город их приходится сразу два. Данный "Оберег" – остатки группы, основанной пять лет назад Артуром Роминым, безвременно и трагически ушедшим из жизни осенью прошлого года. Собственно, и выступить группа решила в память о своем добром друге, исполнив написанные им песни. Поскольку начало затянули, и регламент нещадно поджимал, выступление их вместило всего три песни с языческой тематикой, и несколько теплых слов в адрес покойного товарища. Буквально пятнадцать минут прошло, и "Оберега" с нами не стало. А на последовавшие из зала комментарии "мало", отвечали: "Не, мы и так на поминки опаздываем". С этой точки зрения хорошо быть металлистом – не надо тратить время на переодевание, и так все время в черном. На самом деле, иронии здесь не много, думаю, каждый был бы счастлив знать, что через год после его смерти, друзья будут так рваться на поминальный обряд по нему, демонстрируя неподдельное чувство утраты.
Вот уж у кого самоирония в крови, так это у группы СатанаКозел. Перед их выходом в зале погас свет и полились звуки интро к альбому "Рогатыя", по-видимому, символизирующие вселенскую зеленую лужайку, поближе к которой и потянулись тут же зрители. А попали-то в трясину разухабистого, задорного, сурово-гитарного фолка с мелодичными вставками, отсылающими куда-то в заснеженные каменюки карело-финского эпоса. Оттуда как раз они родом, из Карелии, эти веселые и жутко обаятельные мужики. Смотришь на них, и понимаешь, что такие не успокоятся, не срубив пары-тройки банек собственными руками. А пока вот рубят музычку, изрядно намекая на свою любовь к Finntroll, этакий вариант-лайт. Однако, и до варианта-хард дожить есть все шансы, такая харизма даром не пропадет: уже первый свой альбом они писали на финской студии, что в последние годы расценивается как явный признак конкурентоспособности материала в Северо-Западном регионе. А пока, то ли недостаток опыта в клубных выступлениях, а скорее, опыта общения с "повелителями звука" всея клуба "Арктика", не позволил им настроиться адекватным образом, и ударная установка заглушала практически все, а гитары звучали слабовато. Сет-лист вполне ожидаем, все знаковые для коллектива песенки - и про заблудившегося попа Сиволдая, и "Подопри-гора" про маленького человека с большим достоинством, и особенно мне запомнившаяся "Вьюга" со словами "Эх, зае*ался идти!.." – были исполнены ко всеобщей радости. Именно СатанаКозел зажег в зале настоящее веселье: народ в массовом порядке скакал и слэмился, только что хороводы не водили, но были близки к этому как никогда, объединив усилия в подобии какой-то разновидности ирландских длинных танцев. Очень умилительной была реакция Василия Козлова на многократные просьбы из зала сыграть еще. Лицо его несколько секунд отражало внутренний монолог на тему "мы только разыгрались с ребятами во дворе, а уже загоняют домой уроки делать". Но чувство непоколебимости понятия "регламент" перевесило, и Василий с робкой надеждой в голосе резюмировал: "Так это... не последний раз чай видимся..." И погрозил залу "козой" напоследок.
А что такое группа "Калевала"? "Калевала" – это сбежавшие из группы "Невидь" и поныне здравствующие вокалистка Ксения и гитарист Никита Андриянов. Да еще веселый аккордеонист Александр Олейников и не менее заметный, в частности габаритами, басист Шмель. Ну, и началось: простым народным русским хороводным – не стой под окном, как говорится, не ковыряй замазку. Да и Ксения, она такая вся, созданная по образу и подобию уютно-хлебосольной хозяюшки. В ее обществе комфортно было залу: рыжеволосая душа-девица в простом красном платье с финно-угорскими мотивами в отделке. А мотивы в музыке славянские, что дальше некуда, но никакой вам седой старины – сплошное кокетство и страдания простой русской бабы. Играла "Калевала" целых сорок пять минут, и уже порядком утомила. Но одна песня, из новых, все же выстрелила точно в десятку. "Ветер в спину" – это проникновенная, искренняя, мелодичная, и в то же время какая-то очень фестивальная, буквально созданная для массового воодушевления, песня. Пока она звучала, так и вставала перед глазами картина волнующегося перед сценой человеческого моря, и лес поднятых в едином порыве рук.
Полагаю, формальная история группы "Аркона" известна абсолютному большинству тех, кто проявлял хотя бы мимолетный интерес к российской pagan-сцене. За шесть лет существования "Аркона" стала во многом знаковой фигурой в данном направлении тяжелой музыки, и вошла во все анналы. Известный также факт, что немалое ускорение на старте придал группе Лесьяр (Butterfly Temple, Невидь), принимавший непосредственное участие в записи первых двух альбомов: "Лепта" и "Возрождение" (2004). Последовавшие затем альбомы, "Во славу великим" (2005), и особенно "От сердца к небу" (2007), записанные при участии уникального музыканта и специалиста по старинным инструментам, Владимира Череповского, подняли "Аркону" на недосягаемый без тяжкого труда и капли везения уровень. Так что история группы вскоре получила закономерное продолжение: поучаствовав в марте сего года в германском фесте "Ragnarok", они получили предложение о контракте с "Napalm Records". Первые результаты данного сотрудничества – переиздание Napalm'ом альбома "От сердца к небу" и тридцатидневное турне по Европе, красиво завершившееся выступлением на чешcком фесте "Brutal Assault" 16 августа, где по сравнению с пятитысячным Ragnarok'ом, группе внимала уже пятнадцатитысячная аудитория. Таким образом, мысленно возвращаясь теперь назад, в клуб "Арктика", вы поймете, что саундчек "Арконы" никак не мог продлиться менее получаса. Но вот она, наконец, перед нами: несравненная светловолосая языческая воительница Маша "Scream". Все в ее облике сочетается самым органичным образом: суровый взгляд лишенных кокетства глаз; темные одежды, дополненные накинутой на плечи шкурой молодой волчицы; достаточно низкий, с тягой к созданию эпических повествований, голос. И пафос... Боже мой, сколько пафоса! Pagan-black пожалуй наиболее пафосный из всех подвидов блэка. Славить языческих богов большинству людей кажется заведомо более безобидным и праведным занятием, нежели пиарить утехи сатанинского толка – мы ведь все такие, по сути, пробитые христиане. И потому предаются этому, так называемому, "родноверию", с особенным рвением. "Арконой", при полной поддержке зала, были исполнены такие песни как "Русь", "Масленница", "Купала и Кострома". Выступлением этим они охватили все этапы своего творчества, начиная с первого альбома. Одним словом, это было Best Of "Аркона". Текущей серией концертов группа подводит черту под своей деятельностью до сего момента, и выходит на новый, общеевропейский уровень. Материал для нового альбома уже готов, и буквально пара репетиций отделяет от того, чтобы приступить к его студийной записи. Кстати, среди преимущественно восторженных отзывов, бытует так же мнение о том, что "Аркона" тематически исписалась, изжила себя. И теперь ей остается развитие только с музыкальной точки зрения. Но "Аркона" по определению, будучи отчетливо славянским коллективом, может существовать только при условии русскоязычных текстов: странновато звучали бы слова типа "солнцеворот" в переложении на английский. Но теперь, когда "Аркона" принадлежит Napalm'у, а для большинства потенциальных слушателей в Европе русский язык в достаточной степени экзотичен, скажите, ну на кой ляд им сдались идеологически "продвинутые" тексты? Конечно же, качественная и интересная, с национальным колоритом музыка будет для них первоочередной задачей.
А я, изрядно утомленная призывами "славить Русь" и воздеть "руки к небу", уже успела заскучать по грубоватому и до невозможности искреннему обаянию СатаныКозла. Они и были настоящими героями вечера, и остается только надеяться, что и впрямь "не в последний раз, чай, видимся", и много еще встреч грядет.
Выражаем благодарность Thunderstrike за предоставленные аккредитации.
Death Unmerciful
Ага, щас.
Vladimir-Slavonic
Sever
)))))))))))))))))
Alice Malign
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).