Проблема с описанием выступлений представителей нео-фолка заключается в том, что большинство музыкантов, играющих в этом стиле, крайне статичны. Нео-фолк по своей природе довольно монотонная музыка, есть лидер, который поет и играет на гитаре, и есть помощники, которые ему аккомпанируют. Взаимодействия между музыкантами, как на концертах других стилей, почти отсутствуют. Тем не менее, посмотрим, что можно рассказать об этом концерте.
Majdanek Waltz
Я никогда раньше не слышал Majdanek Waltz и был приятно порадован их музыкой. По сути это классический нео-фолк с проступающими кое-где фрагментами русского народного творчества. Понравилось полное отсутствие клавишных инструментов и предзаписанных сэмплов, а также ударных. Очень красивые, чистые мелодии, отчетливо слышно каждый инструмент. Впрочем, с другой стороны, музыка группы слишком ровная, будто академичная, при всей ее красоте уху не за что зацепиться. Такую музыку нужно слушать небольшими дозами, иначе песни начинают сливаться в монотонное полотно. Музыкантов было пятеро: вокалист, скрипач, баянист, гитарист и человек, который играл на шестиструнной гитаре с необычно широким грифом. Я знаю, что в природе существуют шестиструнные бас-гитары, но никогда раньше их не видел. Кажется, это была именно одна из них.
Вокалист, с небольшой бородкой, непрерывно дымил сигаретой и пил что-то из пластикового стаканчика. Текст, обычно сопровождающий не очень большую часть композиции, он отрывисто декламировал. В перерывах он так же коротко говорил "спасибо" и тихо советовался с музыкантами. Вообще он производил впечатление этакого одухотворенного поэта, вышедшего почитать свои стихи и сильно переживающего за описываемое в них.
Еще очень порадовал скрипач. В одной из песен его партия отсутствовала. Он, не теряя времени, присел на корточки, разложил на стуле закусочку и под нее дерябнул пару рюмок коньячку. Ну или чего-то похожего издали на вид. В дальнейшем он в каждой второй песне прикладывался к рюмке, заочно чокался с вокалистом, а также пытался склонить к пьянству баяниста. Тот сначала отказывался ("попозже", можно было прочесть по губам его ответ), но ближе к концу выступления тоже рюмочку выпил. Мимика скрипача после каждой песни становилась все более яркой и выразительной. Про остальных музыкантов вроде как нечего сказать, разве что на одной из композиций вдруг раздались странные мяукающие звуки, похожие на синтетические, и я подумал "неужели все-же подложка". Ан нет, их издавал человек с бас-гитарой путем каких-то хитрых манипуляций с самой нижней струной. Он же на одной из песен не щипал, а царапал струны, водил по ним рукой, производя звуки, подобные скрипящей двери. Ближе к концу выступления группа сыграла песню "Журавли" Френкеля/Гамзатова. В исполнении Majdanek Waltz песня прозвучала свежо, странно, но интересно. Сыграв потом еще одну или две песни, вокалист так же коротко попрощался с залом, группа снялась с места и ушла.
Of The Wand And The Moon
В первую очередь выступление этого проекта замечательно тем, что Ким Ларсен с помощью вокалиста Sonne Hagal показал, как сыграть великолепную музыку, используя минимум технических средств. Ларсен на вокале и гитаре, и помощник на синтезаторах и барабане. Все. Этого достаточно, чтобы организовать красивейшее в музыкальном плане выступление. Визуально же каждую песню зрители видели практически одну и ту же картинку. Ларсен, лысый, с длинной рыжей бородой, играет и поет в скупом оранжевом освещении. За его спиной, большинство времени полностью скрытый от моего взгляда помощник ведет на синтезаторе простенькую партию. Временами он выходит к барабану и отбивает на нем скупой ритм, вернее, даже не ритм, а просто постукивает периодически в такт гитаре. Собственно, тоже все.
На стене позади музыкантов показывали лес, камни, похожие на древние развалины, различные картины природы. Видно их было плохо, так как черный – не самый лучший цвет для поверхности, на который проецируется изображение. Но определенную динамику это все же создавало. Ким Ларсен был, очевидно, очень смущен теплым приемом, по два раза после каждой песни тихим голосом говорил "спасибо" и каждую песню тщательно объявлял. После нескольких композиций он сказал, что первый раз в России, очень приятно удивлен теплым приемом и тому подобное в этом духе. Еще через несколько песен он что-то рассказал про пиво и, демонстративно подняв банку пива, отхлебнул. Зал отозвался массовым поднятием бутылок и пластиковых стаканов. Впоследствии этот ритуал повторялся еще несколько раз, в том числе во время выступления Ларсена в составе Sonne Hagal.
"Мы можем сыграть еще одну песню, последнюю, если хотите", совсем тихим полувопросительным голосом сказал Ларсен, вызвав очередную волну аплодисментов. После этой песни он еще раз приветственно поднял банку с пивом и ушел. Вот, собственно, и все. Музыка была в этот раз главным представлением, а музыку не перескажешь. Кроме того, Ларсен играл не очень долго, минут сорок, не больше.
Sonne Hagal
Подобно своим кумирам - группе The Residents - Sonne Hagal, похоже, скрывают собственные имена. "Мы не скрываемся за музыкой или псевдонимами, но мы не считаем, что слушателю будет полезно что-либо знать о нас", говорят они в интервью. Поэтому придется ссылаться на функциональную принадлежность музыкантов, которых было четверо: вокалист с гитарой, бас-гитарист, клавишник и Ким Ларсен, также за синтезатором. Sonne Hagal были единственными на этом концерте, у кого звук акустической гитары часто заглушался другими инструментами, в основном слегка дисторшированной бас-гитарой, придававшей некоторым песням тяжелое, почти роковое звучание. Клавишник, что примечательно, на синтезаторе играл не мелодические партии (за них отвечал Ларсен), а использовал его для извлечения самых разных звуковых эффектов, посвистывания, поскрипывания, и много чего еще. Кстати, группа также была единственной, кто использовал подложку. По крайней мере, звук электронных ударных, насколько я могу судить, никто из музыкантов не воспроизводил.
В результате выступление Sonne Hagal была, пожалуй, интереснее и разнообразнее остальных, именно за счет легкого отступления от канонов нео-фолка. Чистый звук гитарных аккордов и клавишных мелодий постоянно нарушали то шумовые синтезаторные эффекты, то басовый драйв. Ларсен также позвякивал на заднем плане чем-то вроде маракаса, а один раз даже вышел побарабанить. Также меня заинтересовала игра вокалиста на гитаре, он бил по струнам в разных местах, то впритирку со сжимающей гриф левой рукой, то почти рядом с нижним порожком, таким образом извлекая немного разные по текстуре звуки.
Подходящим к музыке был и визуальный ряд. По сути в большинстве своем это были абстрактные рисунки, летящие геометрические фигуры, пульсирующие линии, типа винамповской визуализации. Получилось неожиданно гармонично.
Творчество Sonne Hagal мне знакомо плохо, но вдруг неожиданно зазвучала знакомая песенка. Уже после концерта я выяснил, что группа очень плотно сотрудничает с Forseti и, видимо, прозвучал один из плодов их совместной деятельности, который присутствует в немного разном исполнении у обеих групп.
Вокалист объявил, что группа сыграет последнюю песню, и после этого музыканты ушли со сцены. Однако крики "more" и аплодисменты, действительно довольно бурные, убедили музыкантов вернуться. Они исполнили еще песни три, после чего сказали, что сыграют "еще одну последнюю песню", выполнили обещание и ушли окончательно. Публика было снова требовательно захлопала в ладоши, но демонстративно зажегшийся по всему клубу свет толсто намекнул на то, что пора бы и честь знать. На часах было полдвенадцатого.
Надо сказать, что в этот раз в "Доме" было необычно шумно, особенно под конец концерта. Группа людей у бара увлеченно обсуждала собственные проблемы и ощутимо мешала наслаждаться музыкой. В определенный момент времени какие-то уникумы начали орать "зиг хайль", пока охрана вежливо не попросила их вести себя потише. Те не стали возражать, уже плюс. Но вообще определенное неуважение к артистам присутствовало. В целом же концерт был очень хорош, в первую очередь в музыкальном плане. Мне понравилось.
Выражаем благодарность Indiestate Promotion за предоставленные аккредитации.
Тундер
Glop
Тут мой отчет ;)
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).