В этом году в Швейцарии уже в пятый раз прошёл фестиваль Metal Inferno V. На этом фестивале в основном выступают группы, которые можно отнести к стилю progressive metal. Нельзя сказать, что он широкомасштабен, так как фестиваль длится всего один день и в ходе одного фестивального вечера на нём успевают выступить только от 4-5 групп. На прошлых фестивалях были хедлайнерами и выступали вместе с другими менее известными группами такие группы как Nocturnal Rites, Thunderstone, Lunatica, Panteon. Обычно я предпочитаю узнавать о фестивалях из Интернета, потому что по опыту знаю, что это очень выматывающее мероприятие. Однако, в этот раз, волею судеб оказавшись в Швейцарии, мне сразу стало понятно, что я обязательно пойду на этот фестиваль, потому что в этом году его хедлайнерами были ни много ни мало сами короли английского прогрессив метала - Threshold!
Группа Threshold выработала свой собственный прогрессив-стиль, соединив глубинную тяжесть музыкального материала с потрясающе красивыми и интересными мелодиями и электронными эффектами. Костяк группы – её основатели гитарист и основной композитор Karl Groom и клавишник и знаток компьютерных спецэффектов, а так же автор текстов Richard West. Имя Karl'а Groom'а в России не очень известно, однако у себя на родине в Англии он является достаточно известным продюсером, который кроме, собственно, Threshold, продюсирует ещё такую сильную speed metal группу как Dragonforce и молодую death Metal/deathgrind группу Trigger The Bloodshed. Кроме того он является владельцем собственной звукозаписывающей студии - Thin Ice Studios, базирующейся в английском городе Surrey, в которой кроме перечисленных групп записывают свой музыкальный материал такие известные прог-рок-музыканты как John Wetton и группа Pendragon. Так что упускать возможность увидеть этого человека и услышать знаменитый атмосферный саунд Threshold «вживую» было нельзя! Тем более мне было действительно интересно насколько будет отличаться звучание любимых композиций на концерте от того, что я слышу в своем плеере. Ведь Theshold славятся своим техническими изысками. Получится ли у Threshold воссоздать на сцене свою уникальную атмосферу плотного, тяжелого и многослойного звука?
Однако перед описанием собственно выступления групп напишу несколько слов о том, как все было организовано. Фестиваль проходил на специальной закрытой концертной площадке Mehrzweckhalle в городе Lenzburg, преимуществом которой является большое внутреннее пространство, которое по своему объёму равно приблизительно московскому клубу Б1. Одна половина этого зала была отведена под бар с традиционными для немецкоговорящих европейских стран лавками для питья пива и поедания сосисок и колбасок, а также под прилавки по продаже мерчендайзинга групп – участников фестиваля, а также местных метал- и рок-магазинов, торгующих металл-атрибутикой и дисками. Да-да, вот в такой «расслабленной» и почти сельско-домашней обстановке beer fest’а нам предлагалось встретить королей интеллектуального метала Theshold! В целом, ассортимент прилавков и пива были весьма неплохи, поэтому неудивительно, что двери площадки были открыты аж с 5 вечера, хотя выступление первой группы было запланировано на 8 часов вечера. Так вот, в ходе всего вечера зрители – металхеды циркулировали внутри этой площадки постоянно. Одни выходили ближе к сцене – чтобы послушать того или иного исполнителя, другие садились за лавки к пиву и сосискам. Мало кто, кроме корреспондентов и операторов был рядом со сценой постоянно. Поэтому, несмотря на довольно большое количество народу - никакой давки рядом со сценой не наблюдалось и можно было выбрать себе место по душе – и отовсюду все было видно. Звук был отстроен на довольно высоком уровне, но я этого ожидала, потому что это все-таки прог-фестиваль, а требования прогрессив-музыкантов к звуку принципиально высоки. Хотя, на мой взгляд, акустика в зале все же не совсем оптимальная, поскольку сам зал очень вытянутый и мне иногда казалось, что звук «тонул» в глубине этого зала. Ещё по организации добавлю то, что швейцарцы перед началом фестиваля вывесили расписание с указанием точного времени выступлений групп – участниц, а также расписание автограф–сессий, и участники фестиваля его в целом соблюдали. Только хэдлайнеры Threshold немного затянули с настройкой аппаратуры, поэтому опоздали на 15 минут с началом выступления. Вот это расписание:
Spielzeiten (Running Order)
20.00 - 20.30 Angry Bastard
20.45 - 21.30 Kharma
21.50 - 22.50 Triosphere
23.10 - 00.50 Threshold
01.00 - 02.00 Polution
Теперь позвольте перейти к участникам фестиваля. Я прибыла на фестиваль в начале восьмого. И хотя я пришла исключительно ради Threschold и приготовилась выжидать их выступления добрых три часа, потихоньку потягивая пиво, в надежде, что автограф сессия моих любимцев как-то скрасит это ожидание. Однако, несмотря на то, что я не успела ознакомиться с творчеством других групп, ожидание оказалось не таким скучным, как рисовало моё воображение. Каждая группа из тех, что выступали перед Threshold смогла привлечь мое внимание, и я таки простояла весь вечер в партере перед сценой! Кроме того, в перерывах между выступлениями групп, DJ Rocknrolla и DJ Metalrose ставили вполне адекватный и приятный слуху музыкальный материал, например, хиты от Metallica и Judas Priest.
Итак, Angry Bastard. Организаторы фестиваля проводили конкурс на участие в этом фестивале среди начинающих групп Швейцарии, которые видимо как-то можно отнести к прогрессиву. Победителями конкурса и оказались Angry Bastard – группа, играющая thresh метал, однако в ходе выступления часто переходящая на heavy. Вероятнее всего в этом и заключалась её прогрессивность – в частой смене ритма. Мне больше всего понравился довольно мощный и плотный гитарный саунд – гитаристы рубили очень энергично и очень сыграно. В целом группа произвела хорошее впечатление, однако, несмотря на все обаяние и даже харизму вокалиста, который весьма органично двигался и общался с публикой, его голос подпортил впечатление своей невыразительностью. Хотя, возможно это огрехи именно концертного выступления.
Следующими были Kharma. Это так же швейцарская группа, однако более известная у себя на родине, соответственно и выступали они чуть дольше. Группа играет практически чистый hard'n'heavy, однако с частым использованием клавишных партий. Даже синезатор у клавишнка был «двухъярусный», с верхней и нижней клавиатурой. В целом группа выступила очень живо и динамично, а поддержка зала была мне очевидна. Вероятнее всего группа понравилась бы поклонникам Aerosmith или Kiss, а вот у меня вряд ли она появится в плейлисте. Я думаю, что это связано ещё и с возникшей у меня антипатией к голосу вокалиста и его манере петь. На мой взгляд, он слишком артистичен, слишком утонченно жестикулирует, как будто переиграно «кривляется». Это проявляется и в том, что он пытался всячески приукрасить свой чистый и довольно выразительный вокал и даже пытался изобразить что-то вроде гроула, неестественно изменив тембр голоса и прикрыв микрофон ладонью.
Triosphera. К выступлению этой норвежской группы в зале народу явно увеличилось. И хотя она выпустила пока только один дебютный альбом, стало понятно, что группа вызывает интерес у поклонников метал музыки. Стиль группы – очень техничный и агрессивный heavy metal. Главной «изюминкой» группы является её вокалистка и одновременно бас гитаристка Ida Haukland. Её пение и игра поизвили на меня очень хорошее впечатление. Она является обладательницей очень сильного, техничного, жесткого, но чистого женского вокала, который очень редко встречается среди металл–вокалисток. Кроме того, девушка весьма ловко управляется с бас-гитарой, периодически выводя её на первый план. Когда она солирует на гитаре, то ей активно помогают подпевать оба гитариста. Так что получаются весьма разнообразные композиции. Кроме этого она явно является основной движущей силой группы: активно руководила процессом установки аппаратуры, а также при общении с залом в открытую призывала слушателей покупать в углу мерчендайзинга дебютный альбом. Отмечу, что группа уже добилась определенных успехов и даже успела поиграть недавно на разогреве у Jorn’а Lande.
А теперь о Theshold. Я долго могу высказывать слова восхищения в превосходной степени об этой группе и о музыкантах, которые в ней играют. Лучшие! Пишущие и играющие красивейшую музыку, но при этом тяжелую! Музыку интеллектуальную, но надоедающую! Все без исключения суперпрофессионалы. Подвижники стиля прогрессив-металл и не изменяющие ему на протяжении всех альбомов!
А после этого фестиваля ко всему этому могу добавить ещё несколько восторженных определений. Прекрасная концертная группа, которая способна свой сложнейший материал исполнять на очень высоком уровне и реально заводить своих слушателей! А после автограф-сессии могу добавить, что все музыканты являются скромнейшими и очень приятными в общении людьми!
Первого, кого я увидела из Threshold – это был вокалист Damian Wilson, которого я углядела в центре партера ещё на выступлении первой группы - Angry Bastard. Он стоял как обычный зритель – просто внимательно смотрел на то, что происходит на сцене и был очень сосредоточен. Казалось, что он внутренне готовится, «знакомится с залом», где ему предстоит петь. Никто не мешал ему, и я тоже поняла, что лучше его пока не беспокоить. Может быть, конечно, слушатели не знали, что теперь Damian вернулся в группу, после того, как её покинул прежний вокалист Mac?
Однако, в 20. 45 по расписанию началась автограф сессия Threshold, которая, к сожалению, проходила в том же зале, что и выступление, поэтому, когда я пыталась беседовать с музыкантами, их было плохо слышно, за исключением Damian’а, который сидел с краю и каждый раз вставал из-за стола, общаясь с поклонниками. Желающих подписать букетики оказалось довольно много и к столику, где сидели музыканты, выстроилась очередь. Однако никто не ломился и не лез без очереди, так как музыканты, казалось, были готовы подписывать и общаться столько, сколько нужно. Когда я подошла моя очередь, то я взяла у всех автографы, кроме ударника - Johanna, который вошел в зал с остальными, но не стал садиться за стол, а сразу ушел за кулисы. Моё общее впечатление от музыкантов – скромнейшие люди с полным отсутствием пафоса!
Мне удалось немного поговорить с вокалистом Damian'ом и основателями группы гитаристом – Karl'ом Groom'ом и Richard’ом West’ом. Damian’у я сказала, что очень рада его возвращению в Threshold и с нетерпением жду своих любимых песен в его исполнении. Он совершенно искренне обрадовался, вскочил со стула и сказал, что очень и очень рад это слышать! А Karl'у я тоже выразила свое восхищение, сказав, что без сомнения Threshold – лучшая прогрессив-металл группа, которую я когда-либо слышала. Он немного смутился, пожал мне руку и тоже поблагодарил меня. Потом я сказала, что из России и спросила, почему же группа Theshold не приезжает в выступать к нам в Россию. И тут я поняла, что совершила ошибку, потому что, по-моему, ещё больше смутила Карла, который не нашелся ответить мне ничего лучшего, чем посоветовать приехать в Сербию, где они будут скоро выступать. Ответ, конечно, мне очевиден – для них мы в плане музыки весьма «отсталая страна», у которой основной музыкальный образец – Дима Билан худшем случае, и Dimmu Borgir – в лучшем. Поэтому, наверно, ещё долго прогрессив-металл музыканты будут обходить нашу страну стороной. Но не мог же Карл мне об этом напрямую сказать! Richrd’у West’y я тоже выразила свою благодарность, а когда он подписывал буклеты от дисков, то сказала, что очень люблю два альбома – “Extinct Instinct” и “Hypothetical”. Он ответил мне, что это необычно и добавил, что сегодня они будут играть вещи с “Hipothetical”.
Что касается самого выступления, то могу с уверенностью сказать, что Theshold в концертном исполнении звучит так же глобально и мощно, как и в студийной записи! Прежде всего это заслуга тандема West'а, Groom'а и басиста Steave’а Anderson’а. West исторгал из своего синтерзатора максимум электронных эффектов, в том числе «шум ветра», «эхо глубин» - все было почти как с альбомов. Прекрасно было слышно красивейшие «полетные» соляки Groom’а, но особенно меня впечатлил бас Anderson’а. Теперь-то я по-настоящему понимаю, как звучит глубинный бас самого нижнего регистра! Манера игры у Anderson’а скорее арт-роковая, чем металл-музыканта – он держит свой бас очень высоко и гордо расхаживает с ним по всей сцене, подходя то к ударнику, то к клавишнику, то к другим музыкантам, как бы вовлекая их в диалог.
Однако больше всего меня поразил ударник Theshold - Johanne James. По своей зрелищности и раскованному поведению на сцене он не уступал вокалисту. Этот миниатюрный чернокожий музыкант, очень похожий на боксера в наилегчайшем весе, с такой силой лупил по барабанам, что казалось, что скоро пробьёт в них дыру! Ударная установка так и ходила ходуном – не зря он сам лично перед концертом подкрутил все несущие болты на установке! На Johann'е был надет широкий пояс, обхватывающий спину и грудную клетку – видимо специальный фиксатор для спины, что придавало ему ещё большего сходства со спортсменом. Его мастерство не вызывает сомнения – как отточены все его партии и насколько он был собран в течении всего концерта! Ударные партии звучали очень четко, мощно и разнообразно. Johhanne в ходе выступлений ещё умудрялся жонглировать регулярно палочками и очень активно и органично музыке жестикулировать – изображая, как будто он плывёт или летит на своей ударной установке. Вокалист Damian часто запрыгивал к нему рядом с ударной установкой, и они начинали петь как бы дуэтом. От сосредоточенности Damian’а не осталось и следа – он излучал обаяние и позитивную энергию. Его великолепный сильный голос прекрасно подходит к музыке Threshold и чувствовалось, что он прекрасно чувствует себя среди этих музыкантов. Я действительно очень рада, что он вернулся в группу!
Что касается сет-листа, то, признаюсь, что мне удалось запомнить названия не всех композиций, которые они играли, но все же моя память большинство донесла до этого отчета. Всего они играли 12 композиций, плюс ещё 3 на бис. То есть получился вполне себе полноценный концерт, а вовсе не укороченная программа для фестиваля, как я ожидала. Начался концерт с материала из самого, пожалуй, раскрученного альбома Theshold – «Reflect». Прозвучали песни «Ground Control», «Pressure», «Mission Profile». С моего любимого альбома «Hypothetical» было 2 песни «Long way Home» и «Light and space». Кроме того, точно была красивейшая песня с первого альбома «Wounded Land», «Sanity’s End», и ещё они исполняли материал с последнего альбома «Dead Reckoning» - «Hollow», и, конечно же, главную песню «Pilot in the Sky of Dreams»!
Итог – все получили замечательный концерт от Threshold. Лично я пришла на концерт в не самом хорошем расположении духа, а после выступления этой замечательной команды поняла, что надолго зарядилась позитивной энергией!
На мой взгляд, музыканты также остались довольны. Во всяком случае, чем дольше длился концерт, тем более расковано вела себя как публика, так и сами музыканты. Особо ярые поклонники в английских килтах организовались в «группу поддержки», умудряясь выкрикивать Threshold в такт музыке – что сделать довольно сложно с учётом сложности музыкального материала. Однако, как оказалось, более ранний материал (вещи с давних альбомов Threshold) оказался более знакомым для слушателей. Многие подпевали именно слова старых песен, а не с последнего альбома. Даже не все сразу узнали заглавною песню «Pilot», чем даже немного удивили вокалиста. Однако мне кажется, что музыка Threshold как старый добрый коньяк должна иметь выдержку. А это значит через несколько лет многие будут знать наизусть и слова с «Dead Reckoning»!
К сожалению, время летит очень быстро, а транспорт неумолимо повинуется точному швейцарскому расписанию. Я была вынуждена сбежать с последней песни Threshold, потому что не имела возможности остаться в зале на всю ночь. Поэтому и не осталась на выступлении последней фестивальной группы - Polution. Вероятнее всего это самая раскрученная группа из участниц фестиваля, потому что они удостоились чести разогревать AC/DC на их швейцарском концерте. И в этом фестивале они были, видимо, желанным лакомым кусочком для местных металхедов. А мне пришлось отложить знакомство с ней до следующего раза. Да и в этот раз я была настолько под впечатлением от Threshold, что вряд ли бы адекватно воспринимала творчество этой группы.
Текст: Spinning Arrow
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).