Вот уже в четвёртый раз уютный парк микроскопического немецкого городка Дойцен принимал у себя готик-фестиваль «Nocturnal Culture Night». В связи с этим, можно сказать, молодым фестом существует два неукоснительных правила. Первое заключается в том, что в дни фестиваля (а он выпадает на первые числа сентября) всегда идёт дождь, а второе – в устной и письменной форме повторяют почти все, кто там бывает — это должно быть самый милый и приятный для души готический фестиваль в Германии. В этой стране ежегодно проходит множество подобных мероприятий, но «NCN» коренным образом отличается от всех них своей раскованностью, ненапряжностью и, не смотря на паршивую погоду, отличным настроением. Тут всё как-то по-домашнему и без суеты, а группы, хоть и на двух сценах, но играют чётко одна за другой так, чтобы вы даже при желании не пропустили ни одного выступления: пока на одной кто-то играет, в это время на второй готовят выход следующей группы — такой идеальной схемы вы не встретите больше ни на одном готик-фестивале, это факт.
Надо сказать, что «NCN» обладает ещё одним плюсом — тут почти всегда есть на кого посмотреть и кого послушать; несмотря на малые габариты, программа каждый раз подбирается что надо. На сей раз организаторы тоже не ударили в грязь лицом: за три дня четвёртого ежегодного «NCN» на сценах фестиваля выступили «Das Ich», «Diary Of Dreams», “Mantus”, “Suicidal Romance”, “Spectra*Paris”, “Jesus And The Gurus”, “The Cassandra Complex”, “In Strict Confidence”, “Funker Vogt”, “Crematory” и многие другие. Жаль только, что столь роскошный состав пришёлся на кризисный год и, в результате, на фестивале по билетам было всего около 1200 человек. Возможно, кого-то ещё отпугнул периодически идущий первые два дня сильный дождь, но таки доехавшие до Дойцена смельчаки, думается, об этом в результате не пожалели. Далее — по группам...
День первый
XP8
Первый день начался с «XP8», местной состоящей из двух человек команды, которая сочетает в себе элементы EMB и future-pop. Будучи крайне равнодушным к такого рода музыке, ничего хорошего, равно как и плохого, о них сказать не могу. Судя по имеющейся информации, у них уже три альбома и четвёртый на подходе, с чем их и есть повод поздравить.
Mantus
Мало кто из готически настроенной публики может «похвастаться» незнанием творчества этой команды! И если до недавнего времени Мартин Шиндлер и его сестра Талия не выступали живьём, занимаясь исключительно студийной работой и временами валяя дурака и заявляя о распаде проекта, то теперь все собравшиеся могли, наконец, лицезреть «Mantus» живьём. И это больше, чем через 10 лет после их основания! В 2009 году группа отыграла несколько первых в своей жизни живых концертов и выступление на «NCN» было вторым из них... Не смотря на мою искреннюю симпатию к «Mantus», я вынужден признать, что к живым выступлениям они не готовы и это очень заметно. Играть — играют, петь — поют, но общения с публикой нет вовсе, всё отыгрывается, как в студии — на автомате и без всякого ожидания на какую-то реакцию фэнов. Талия половину сета вообще ни на кого не обращала внимания, а только угрюмо бродила по сцене, смотря куда угодно, только не на аудиторию. К качеству претензий нет никаких, но то, что Мартин и Талия несколько заржавели в студии и теперь практически не способны устроить хороший и во всех смыслах живой концерт, неоспоримо. Впрочем, никто не остался в обиде, сет-лист радовал всенародно любимыми "Ewigkeit", "Mantusalem", "Tanz der Sinne", "Pathos", "Utopia", "Kleiner Engel flügelos" и, наверно, это главное. В заключении хотелось бы посоветовать «мантусам» перед следующим туром посидеть дома, внимательно посмотреть DVD с концертами тех же “Lacrimosa” и поучиться тому, что, вполне возможно, выведет их из этого досадного ступора. Статус обязывает.
Painbastard
Ещё один электронный проект с богатой историей. Очередная типичная one-man-army, где некто Алекс П аж с 1995 года двигает свое детище исключительно на своём энтузиазме. Музыка — что-то типа EBM. Люди говорят, что там полно нестандартных экспериментов со звуком, но от моего испорченного глэмом 80-х уха эти эксперименты сокрыты плотным мраком. Творчество не вызвало ровно никакого интереса.
Angels & Agony
Очень позитивная и довольно драйвовая фьючер-поповая команда из Дании, музыка которой была как нельзя кстати в этот промозглый дождливый вечер. Уже позже узнал, что люди они, можно сказать, именитые и что их дебютный альбом продюсировал Роман Харрис из «VNV Nation». Впечатления остались самые положительные, электроника не из загрузных, есть, подо что поплясать, да и сама группа на сцене столбами не стоит, да и с шоу у них полный порядок – в отличии от Mantus’a оно цветет и пахнет!
Klangstabil
Об этом проекте достаточно сложно сказать в двух словах. Очень нестандартная по структуре и звучанию, я бы даже сказал концептуальная, электроника. Два человека — Маурицио Бланко и Борис Мей — сменяют друг друга в ролях клавишника и вокалиста. Эмоции через край, актёрская игра с элементами пантомимы. Больше сказать нечего — надо слушать. Но сет «Klangstabil» однозначно выбивается из ряда выступлений в принципе однотипных электронных команд, которые вы можете встретить на любом готик-фестивале. Это нечто совсем иное: меньше танцевальности, меньше агрессии и больше музыки.
Diary Of Dreams
До выступления хэдлайнеров дня сцену на какое-то время заняла модельер Сил Райнхардт (Syl Reinhardt) со своими моделями из проектов «uniformeDesign» и “Alternativ-Schwarz”, чтобы в ходе ненавязчивого перфоманса показать свои новые наработки. Модели обоих полов рассекали по сцене, отбирали друг у друга игрушки и фрукты и в завершение даже накормили народ из первых рядов яблоками...
«Diary Of Dreams» были заявлены не только хэдлайнерами дня, но и единственной группой, которой было позволено отыграть сэт полного концерта, а не укороченную фестивальную программу. Что ни говори, а на лицо особое отношение, которое эта команда попросту заслужила, недовольным предлагается просто смириться. Адриан и Ко вышли на сцену и убрали всех и вся — как и было обещано, была отыграна полная программа, причём, с максимальной энергетикой. Были сыграны все хиты + песни, которых обычно от «Diary Of Dreams» на фестивалях не услышишь. Одно из самых сильных впечатлений фестиваля и прекрасное завершение первого дня!
День второй
Suicidal Romance
Второй день начался на малой сцене выступлением довольно интересной группы «Suicidal Romance». Интересность обуславливалась тем, что их давно называют чуть ли не эстонскими «Blutengel», а на это уже было любопытно взглянуть. По музыке прогнозы оказались стопроцентно верны — блутэнгель блутэнгелем, сходство действительно впечатляет. Правда, если вокалист Дмитрий Иванов вполне себе “жжот живьём и вовсю делает шоу”, то вокалистка Виктория Сеймар и клавишница Маарья Корстник держатся куда более скромно, если не сказать застенчиво. В общем и целом хорошая группа, которая, будем надеяться, рано или поздно свернёт с пути копирования и найдёт своё собственное лицо.
Manipulation
Представьте себе самую дикую и одновременно малобюджетную пародию на готик-роковую группу и вы получите бледное представление о том, чем являются «Manipulation». Судя по всему, кто-то выпал из фестиваля и организаторы наскоро заменили её этими мегагероями. Комментарии излишни.
Die Perlen
Один из мискастингов фестиваля (группа «Die Perlen» не имеет ровно никакого отношения к готике), однако именно этот мискастинг был лично мне от души приятен. Эти берлинцы воспроизводят очень интересный и по-хорошему «сырой» сплав панка и электроники, который явно многим должен прийтись по вкусу. Группа состоит только лишь из двух участников: свободной вокалистки Кати Ха и играющего на клавишах и гитаре второго вокалиста Фердинанда Эсса. И оба этих человека, мягко говоря, жгут, причём в приятнейшей и естественной манере. Это может нравится, может не нравится, но скучать на их концерте никому не придётся — это факт. Играли основные песни из всех своих двух полноформатных альбомов и кучи миньонов, отдельно порадовав песней «Stadt stirbt».
goja Moon ROCKAH
Не ясно, почему этому клоунскому альтернативному коллективу дали главную сцену, но факт остаётся фактом — дали. По сути это была тинейджерская команда, игравшая не пойми что — вроде бы альтернатива с какими-то электронными фишками. Вокалист явно обожает «Mighty Mighty Bosstones», что конечно чудесно, только вот причём тут готика? Короче, кто в лес, а кто об лёд.
Accessory
Ещё одни синтипоперы местного значения на малой сцене. В общем и целом неплохо, да и не понимаю, как можно испортить выступление группы, где практически всё воспроизводится с клавиш. Вокалист подвижный и эффектный — значит, дело в шляпе. Не самая безынтересная из подобных групп, довольно жизнеутверждающе, особенно на общем фоне.
Rabenschrey
Довольно странного вида группа, корни которой, по-видимому, тянутся всё же из фолк-рока. Вокалист уже в летах, остальной состав вполне молод и даже местами бодр. В принципе, фолк-проекты достойны определённого уважения уже только за то, что они вообще существуют, ибо сказать что-то новое после «In Extremo», «Tanzwut» или «Saltatio Mortis» становится всё сложнее и сложнее. Поэтому мне очень хотелось бы сказать о «Rabenschrey» хоть что-то хорошее, но не получается. Материал, к сожалению, на большого любителя, а точнее для тех, кто любит предельно упрощённый фолк с минимум народных инструментов, зато с кучей перегруженных гитар и басов. Собственно говоря, фолковая составляющая в данном случае начинается с дудочки, на которой иногда играет вокалист и ей же и завершается. В общем, довольно кисло, хоть всем десяти фанатам у сцены выступление «Rabenschrey» очень понравилось.
Tamtrum
Французский индастриал-проект «Tamtrum» несколько поднял начавший было опускаться музыкальный тонус фестиваля. Эта не так уж давно начавшая свою деятельность формация в своё время выросла из блэк-команды «Mandragor» и с тех пор танцует в сторону жёсткого индастриэла. Живьём народ радуют трое бравых парней: вокал, живой ударник и клавишник. Музыка хороша и агрессивна, особенно живьём. Словом, то что надо после недофолка.
Spectra*Paris
Выступления сольного проекта Елены Элис Фосси из культовой итальянской формации «Kirlian Camera» ждали многие. Уже по промо-фотографиям было ясно, что зрителям предстоит 40 минут эстетических переживаний, а возможно, ещё и хорошей музыкой побалуют. И что сказать, побаловали! «Spectra*Paris» представляет собой чисто женский проект, состоящий из Елены на вокале, Марианны Алфиери, попеременно играющей на гитаре и басу, клавишницы Алессии Кавальери и гитаристки Кристины Рестани. Материал группы представлял собой довольно позитивный электро-рок, и, если уж предельно честно, то единственное, что у них имело хоть какое-то отношение к готике, это латексный наряд Елены Фосси, что не помешало собравшемуся народу активно попрыгать и позже назвать сет «Spectra*Paris» одним из лучших за весь фестиваль. В общем, при известной удаче за хорошее будущее этого проекта можно не переживать.
Jesus And The Gurus
Швейцарская группа «Jesus And The Gurus» запомнилась многим благодаря своему довольно навороченному имиджу и жёсткому индастриалу с песнями про Великую Отечественную войну и героев танкистов. Парни выбрали идеальную схему клубного хита — напористый саунд, очень запоминающийся внешний вид, оригинальные инструменты. Чего стоит хотя бы Жан, издающий специфические шумы, дотрагиваясь электродами к развешанным по всему его телу железным пластинам! Или клавишник Габриэль, кроме нормальной «плиты» использующий небольшие пристёгнутые к его правой руке клавишные в виде лазерного штурмового ружья. Или гитарист Том, нарезающий на гитаре, стилизованной под окровавленный и утыканный кривыми гвоздями крест. Словом, вполне неплохая группа, концерты которой не должны игнорироваться широкой публикой.
Das Ich
Надо ли кому-то представлять эту потрясающую команду или и так всё понятно? Знающие люди и без всякой вводной информации сразу поймут, что «Das Ich» живьём — это нечто совершенно из ряда вон выходящее, охарактеризовать которое невозможно при всей описательной силе русского языка. Бруно Крамм и Штефан Аккерман уже давно и прочно знакомы российскому зрителю и те из вас, кто был на одном из их концертов, знают, чего стоит ожидать. Я также не раз видел их как на фестивалях, так и сольно, и могу сказать, что то шоу, которое они закатили на «NCN-IV», достойно быть изданным на DVD! Это был самый шикарный их концерт из всех, что мне доводилось видеть. Были сыграны решительно все хиты (даже редко исполняемая песня «Re-Animat»), драйв зашкаливал за все мыслимые пределы, а невероятно артистичный Штефан буквально блистал всеми гранями своего пантомимного таланта. Он также объявил, что этим концертом группа хотела бы ознаменовать две вещи: то, что Бруно стал отцом, а также 20-летие самой группы... Да, уважаемые, «Das Ich» на сцене уже 20 лет, кто бы мог представить! Очень здорово смотрелось, когда второй клавишник Марти вышел на первый план, повернулся спиной к толпе и начал кланяться Штефану и Бруно — всё верно, он-то в группе сравнительно недавно, а эти двое прошли вместе огонь, серу и ещё раз огонь! Лично для меня этот сет без всякого преувеличения стал лучшим не только за день, но и за весь фестиваль. Просто шикарно!
The Cassandra Complex
Эти английские старички существуют аж с 1980 года и, конечно же, многие их знают. Несмотря на это, ажиотажа на их выступлении не наблюдалось, да и после «Das Ich» их мягкий рок слушался наподобие колыбельной. Не совсем понимаю, о чём тут рассказывать — музыка скорее фоновая, чем грешат почти все старые группы, которых уже в XXI веке вдруг неожиданно начали причислять к истокам готики. Стоит упомянуть всего один очень забавный эпизод, произошедший после третьей песни, когда охрана сделал знак фотографам уходить из фотопита. Вокалист Родни Орфус удивлённо посмотрел на массовый исход фотографов от сцены и обратился к охране «Почему? Зачем? Куда все ушли?» Ему наскоро рассказали, что людей с профессиональными камера пускают к сцене только на первые три песни, на что Родни ответил забавной тирадой: «А-а-а... Ну, я даже не знаю, если бы была моя воля, я бы оставил их всех здесь, пусть бы фотографировали столько, сколько бы им хотелось. Вы же знаете, почему группы обычно выгоняют фотографов после третьей песни? Просто к тому времени они уже начинают потеть, некрасиво выглядеть и так далее и им бы не хотелось, чтобы их фотографии в таком виде где-нибудь потом появлялись. Нам же всё равно, мы всегда выглядим очень сексуально.» Смело.
In Strict Confidence
Ещё не так давно эта очень популярная ныне готик-формация выходила на сцену в форме одежды «футболки и джинсы» и большую часть материала воспроизводила без живых музыкантов, а всего лишь с клавишами. Ныне же конъюнктура диктует в корне другое отношение к делу: хочешь быть хэдлайнером фестивалей – потрудись одеться в сети «X-tra-X», продумать грим, образы и так далее. Поэтому когда на сцене появились хэдлайнеры дня, я лично не сразу понял, что это именно «In Strict Confidence» (мало ли, может, в последний момент, их кем-то заменили?!). Чуть позже пришло узнавание — со знакомыми хитами «Seven Lives» и «Zauberschloss»... Возможно, моё мнение будет слегка предвзятым, но то, что я увидел, мне не понравилось. Столь внезапная смена всей визуальной составляющей отдаёт стремлением занять чужое место и запрыгнуть в уже уходящий поезд популярной «феньки» имиджевой готики, когда же во время некоторых песен началось фаер-шоу (в исполнении очень эффектно выглядящей гитаристки, которая, казалось, иногда брала в руки гитару чисто для вида), всё происходящее начало выглядеть ещё более абсурдно — примерно так же, как если бы Тило Вульф решил оживить своё шоу хождением на руках и ездой на одноколёсном велосипеде. Врать не буду — сыграно и спето всё было хоть и без эмоций, но безупречно, однако всё испортил выход на бис, когда группа, не сговариваясь, во второй раз затянула «Zauberschloss»... Спору нет, песня отличная и очень популярная, но как насчёт того, чтобы подготовится к выступлению чуть лучше и отрепетировать на одну песню больше? Словом, впечатления очень неоднозначные и, будь моя воля, я бы порекомендовал «In Strict Confidence» относиться к своему делу чуть серьёзнее и перестать косить под «Umbra et Imago», тем более что ещё не родился тот Деннис Остерманн, который бы переплюнул Моцарта по харизме.
Rome
Герои «военного фолка» решили закрыть этот день уже после выступления хэдлайнеров, уютно примостившись на малой сцене. Не будучи поклонником такого рода музыки и лично этой группы, мне приходится основываться на мнении фэнов, которые утверждают, что «Rome» было не узнать. В этот поздний вечер, когда народ и без того уже валился с ног, они вышли на сцену с сет-листом песен, которые как будто нарочно были подобраны для скорейшего отхода ко сну — плавная тягучая баллада шла за плавной тягучей балладой, поэтому, я думаю, было бы справедливо назвать «Rome» отличной группой-колыбельной и выразить им сердечную благодарность за увиденные нами той ночью красочные сны.
День третий
Jäger 90
Довольно боевой и стильный EBM. Команда состоит из вокалиста Торальфа и клавишника и спеца по эффектам Виго. Выглядят прикольно, звучат хорошо, Торальф вовсю следит за шоу, прыгает, бегает и даже валяется по полу, словом, вовсю старается жечь напалмом. В остальном «Jäger 90» не отличаются от миллиона групп этого же направления, не хуже, не лучше, но нормально для того, чтобы слегка разбудить публику с утра.
Nachtgeschrei
До ужаса смешная молодая фолк-рок группа! В команде так много музыкантов, что они едва поместились на главной сцене. Хоть пели далеко не все, каждому, тем не менее, выставили по микрофону, в результате чего во время выступления «Nachtgeschrei» выглядели скорее как осаждённая и ощетинившаяся микрофонными стойками крепость. Играли вполне качественный, но очень вторичный фолк-рок, в ноль копируя «Subway To Sally» и временами «In Extremo». Вокалист так разошёлся, что, казалось, ещё немного, и он начнёт рвать на части народ в первых рядах.
Scream Silence
Эти умеренно, но стабильно популярные берлинцы умеют развлечь заскучавшую аудиторию. Исполняя музыку, которую с закрытыми глазами легко спутать с работами тех же «Zeraphine», они, как водится, в чём-то выигрывают, а в чём-то проигрывают. Проигрыш заключается в хитовости — тут, увы, «Scream Silence» похвастаться нечем, зато они способны, что называется, вдарить рок в этой дыре и вполне себе зажечь в старом добром значении этого слова. Гитарист Роберт Клауш снискал особое расположение фотопрессы своими немыслимыми гримасами, а басист Хаген — своей татуировкой в виде лица Элвиса Пресли. В общем, хорошее, ровное и жизнеутверждающее выступление хорошей группы.
KLOQ
Пожалуй, главный мискастинг фестиваля — кто запихнул на NCN группу, играющую нечто в духе «Red Hot Chili Peppers» на стыке с Jamiroquai? Я без понятия, тем более странно то, что в этом же году они умудрились выступить и на паре других фестивалях тёмной сцены... Это ещё непостижимее, чем «Prodigy», буквально пару лет назад возглавившие несколько крупных готик-фестов в Германии. Бывают же чудеса селекции... Как бы то ни было, сыграли «KLOQ» отлично и весело. В ударе были все, особенно басист Тим Джексон и вокалист Грег Си. Кое кто из публики даже пустился в пляс, так что, похоже, присутствие «KLOQ» на «NCN» было чем-то оправдано — главное вызвать позитивный настрой у собравшейся публики, остальное второстепенно. Несмотря на это, видеть подобную группу в таком месте было странновато. С другой стороны хорошо, что не пригласили «Bloodhound Gang».
Escape With Romeo
Ещё одна старая-престарая группа, на старости лет удивлённо обнаружившая себя в качестве одного из корифеев субкультуры. Милая команда в летах, исполняющая мягкий и романтичный (готик-?) рок с довольно существенной долей клавишных и примоднёных семплов. Бегая в фотопите с камерой, поймал себя на мысли, что больше всего мне эта музыка почему-то напоминает старую группу Владимира Кузьмина «Динамик»... Истина где-то рядом, как вы думаете?
Funker Vogt
Геррит Томас со своей культовой командой собрал должно быть самую большую и дружную толпу зрителей в тот день. «Funker Vogt» - группа безусловно на любителя, но репутацию не пропьёшь, поэтому народу было много и большая часть того народа знала все воспроизводимые песни наизусть. Мне, в виду моего равнодушия к направлению, было скучновато (тем более, что функеры не сходили со сцены больше часа!), но, думаю, очень многие из присутствовавших будут утверждать, что ничего лучше в тот день не было. Что же, вполне возможно, не буду спорить.
32 Crash
Бельгийская электронная команда, что называется, в летах. Одевается в одинаковые чёрные шмотки а-ля «чёрный нинзя наносит ответный удар». От других отличается присутствием живого ударника и, пожалуй, это единственное, чем они отличаются от многих-многих-многих других. Скучно.
Crematory
Если чем и можно было под конец третьего дня разбудить толпу, то это чем-то хоть и не готичным, но тяжёлым. «Crematory» оказались логичным выбором и вот главная сцена в последний раз в этом году осветилась всеми оттенками синего и розового цветов и на передний план выпорхнули Феликс Штасс и Ко. Начали с хитов и фактически в рамках первых трёх песен исполнили все мои пожелания по сет-листу — я услышал «Tears Of Time» и «Tick Tack», то есть программа минимум была выполнена и можно было бежать ловить последний поезд домой. А торопиться между тем имело смысл, ибо в начале года я уже видел «Crematory» в Кемнице на «Darkstorm festival» и в тот раз посреди сета гитарист Маттиас исполнял помимо всего прочего, как видно, свой сольный материал, представлявший собой нечто среднее между нытьём грудного младенца и воем на луну сельского двортерьера. Второй раз я бы этого не вынес, поэтому на этом для нас «NCN» и закончился.
В качестве эпилога хотелось бы поблагодарить организаторов «Nocturnal Culture Night» за отличный фестиваль с прекрасной расслабленной атмосферой и за личную помощь в решении некоторых проблем с аккредитацией. Надеюсь, мы встретимся в следующем году, который, кстати, уже тоже обещает быть горячим — убедитесь сами на http://www.nocturnal-culture-night.de.
Выражаем благодарность организаторам за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).