Этот концерт состоялся. Да, в сложившейся ситуации репортаж приходится начинать именно с такой фразы. А что поделаешь, коль скандал, связанный с отменой Filth Fest’a (тогда минскую публику собирались осчастливить Cradle Of Filth, Moonspell, Turisas и Dead Shape Figure) разразился с такой силой, что его затухание в пределах видимости не находится. Масштабы его настолько велики, что можно писать еще целый цикл статей, а человеку, который вдруг решит прочесть все темы форума на сайте организатора, так или иначе касающиеся злополучного 20-го апреля, остается только пожелать выдержки и заранее поздравить с получением медали за отвагу посмертно. В связи с этим, факт бесповоротной отмены концерта Haggard люто предрекался особо одаренными личностями. И в том, что некоторые им верили, увы, не было ничего удивительного. В конце же концов, случилось так, что каждый злопыхатель был вынужден на некоторое время замолчать, дабы понапридумывать еще всяких тезисов в пику тому, что концерт прошел и прошел успешно.
Но без накладок обойтись, видимо, никак невозможно. Началось с того, что пару десятков человек подтянулись к клубу часам к шести и увидели надпись на двух скромных листочках: вход в 18:15. Ну что ж, подождем пятнадцать минут… Но ждали не пятнадцать, не тридцать и даже не час. В чем причина? А в том, что Haggard еще и до Минска-то не добрались. Вот такая незадача, тотчас же напомнившая о том, как «крэдлы» одиннадцать часов стояли на границе, а потом, не доехав до белорусской столицы 153 километра, почесали затылки и решили дать полный назад. Но с немцами ситуация оказалось более оптимистичная, и примерно в восемь вечера (то бишь выступление уже могло перевалить за экватор) к клубу подъехал-таки обнадеживающего вида автобус и завернул во двор. Еще через полчаса на пороге клуба появился человек, несший в народ благую весть: Азис принимает душ. Стало быть, и пускать вот-вот начнут. И действительно, скоро уже все были в клубе, но ограничились лишь фойе, где пришлось вынести еще несколько тягостных минут ожидания, наблюдая издалека за кусочком сцены, на которой периодически мелькали музыканты, или разглядывая стол, обильно обставленный мерчем. Тут были компакты, винил, футболки, фотографии и даже эксклюзивное вино «Haggard». Комичность ситуации заключалась в том, что у продавца представление о валюте, имеющей хождение в Беларуси, было более чем поверхностным, и товар он намеревался сбывать исключительно за евро. Спустя некоторое время его все-таки «уломали», попутно просветив насчет обменного курса (боюсь, что-то ему недоговорили), и торговля пошла – даже вино купили (цена ему 40? была, если не ошибаюсь). А где он потом будет менять белорусские рубли на привычные евро – тоже хорошая загадка.
Когда людей запустили собственно в зал, до начала выступления оставалось еще далеко – саундчек шел полным ходом. Вокалистки понемногу распевались, проводилась финальная отстройка классических инструментов, несколько пробных пассажей на клавишных, Азис для верности порычал в микрофон и, убедившись, что все готово, заговорил с публикой. Наверняка немалая часть посетителей концерта была в курсе того, что на официальном сайте группы в разделе туровых дат напротив слова Minsk красовалась гордая надпись Russia. Более того, сам Азис в своем видео-дневнике, что он ведет на YouTube, обращался к фанатам со словами, что грядущий российский концерт Haggard пройдет в Минске. Но уже стоя перед живой, томящейся в предвкушении, публикой такой ошибки он не допустил и поприветствовал Беларусь. Тогда же и сказал: минут через пять начнем.
И вот, после задержки в два с половиной часа (всего ничего), средневековый симфо-металл-ансамбль в полном составе очутился на сцене. Самое время уделить внимание, тому, как громадный коллектив в двенадцать человек смог уместиться на малюпасенькой сцене R-Club’а, который кто-то на просторах интернета метко окрестил «сараем». На передовой тесно разместились вокалисты: Азис, две обладательницы шикарного сопрано, Сю и Мануэлла, а также тенор Фиффи, периодически игравший на всяких малопонятных дудочках. Второй ряд был предназначен для классической составляющей Haggard: контрабас, виолончель, скрипка. Молодой человек в очках, играющий на валторне, скромно ютился где-то вдалеке, клавишницу из-за вокалистов практически не было видно, зато отлично слышно. Да и барабанщика Луца Марсена разглядеть можно было далеко не со всех углов. Удивительно, но даже при таком столпотворении у двух гитаристов (один из которых сам Азис, крупных размеров человек) и басиста было место, чтобы передвигаться по сцене, чуть ли не бегать. Да уж, только гуттаперчевым людям дано продемонстрировать большие чудеса компактности.
Когда, наконец, заиграла музыка, зал стал утопать в уникальной атмосфере Haggard, создаваемой невероятным синтезом классики и металла. Но поклонникам творчества группы, как оказалось, было необходимо разогреться – реакция на первые минут десять выступления была весьма скромна, в отличие от того, как публика разошлась после. Видимо, слишком устали стоять под дверями или – что более вероятно, как мне кажется – не слышали, как Haggard звучат живьем. Я тоже, уже давным-давно заучивший наизусть самые любимые песни, ожидал обилия утонченных партий на струнно-щипковых, какой-то легкости и возвышенности, отчего обстановка на концерте группы представлялась спокойной и размеренной. А мысль о том, что под музыку Haggard можно дай Бог как отрываться, и вовсе в голову не приходила. На деле оказалось, что о студийных записях лучше забыть, ибо живьем у немецкого коллектива значительно больше энергии, тяжести, а иногда чуть ли не мяса. Кстати, виртуально жму руку звуковику: несмотря на то, что в “Эр-клубе” совершенно “Гэ-акустика”, звучало всё очень достойно. Но публика завелась не только благодаря музыке, но и благодаря шоу, устроенному на сцене, которое тоже удивило своей динамичностью. Главная заслуга в этом лежит, безусловно, на Сю и Мануэлле, которые сражали наповал не только идеальными вокальными партиями, но и шикарными, трудно описываемыми танцами. Кроме этого, еще успевали подмигивать друг другу и персонально некоторым людям из первых рядов, смеяться, регулярно заводить зрителей «козами» и т.д. и т.п. – и все с неизменной радостью на лицах. Проще говоря, эти две фрау устроили концерт в концерте, никак не иначе! Остальные от них, впрочем, не сильно и отставали: контрабасист, например, тоже не часто отказывал себе в удовольствии помахать шевелюрой, но верх непринужденности показали гитаристы, просто спустившиеся во время исполнения «Herr Manneling» на танцпол.
Отдача зала поистине впечатляла. Примерно после каждых двух песен дружное скандирование «Haggard! Haggard!», громкие крики и бурные аплодисменты. Казалось даже (и, скорее всего, так и было), что сами музыканты не были настроены на столь теплый прием, и это вынуждало Азиса постоянно повторять «You’re incredible!», «Minsk, you rock!», благодарить организаторов и то и дело сокрушаться о том, что Haggard приехали в Беларусь первый раз за 15 лет. Стоит ли говорить, с какой радостью было встречено его обещание приехать еще раз? А какую бурю эмоций порождал каждый исполняемый шедевр: «Per Aspera Ad Astra», «Tales Of Ithiria», «In A Fullmoon Procession», «Sleeping Child», «The Observer»… Одним из самых ярких эпизодов стала, конечно, «The Final Victory», когда зал пел хором припев на русском языке (но могли спеть и лучше). Готов поспорить, многие в этот момент готовы были отдать все что угодно, лишь бы концерт продолжался как можно дольше. Но временем Азис способен управлять только в текстах своих песен, поэтому завершение праздника неумолимо надвигалось. «Времени у нас осталось немного», сказал эффектный фронтмен и в качестве компенсации решил исполнить какую-нибудь короткую, быструю песню и начал объявлять – что бы вы думали? – «You Suffer»! Ага, то самое эпическое произведение Napalm Death! Классная шутка, только вот не все ее поняли, что ожидаемо. Однако пришло время прощаться, и напоследок была оставлена «Awaking The Centuries». Разве может эта песня звучать плохо? Девять минут оставалось наслаждаться хриплым гроулом Азиса, удивительными трелями женских голосов, партиями мини-оркестра, всё выступление отыгравшего на «отлично», и всеобъемлющей сценической магией… Музыканты, еле помещаясь на сцене, становятся в ряд и под овации отдают поклон. Казалось бы, конец…
Но Haggard не были бы Haggard, если бы не их поразительно дружественные отношения с фанатами. Какую вы еще знаете группу, готовую сколь угодно долго раздавать автографы, фотографироваться и даже общаться с каждым поклонником? На ум приходят только известные этим делом Iron Maiden, но им в силу количества фэнов, приходящих на концерты, устанавливать тесные контакты удается редко. Так что Haggard по этому показателю впереди планеты всей. Ни у кого из музыкантов нет ни грамма звездности, и они с широкими объятиями встречают всякого подходящего к ним охотника за автографами – такое ощущение, что у них это в контракте оговорено. Ну, а разговорчивые какие – просто эталон. Любой желающий мог подойти к контрабасисту, поговорить о концерте и услышать, что это был «great experience»; Азис, увидев на какую камеру его снимают, тут же похвалил фотографа: «О, ты, похоже, профессионал», а Фиффи, заметив, что на мне футболка Rage, не преминул перекинуться со мной парой слов об этом коллективе и рассказал, что они с Пиви Вагнером друзья. Фанаты, кстати, в долгу не остались: одна особо горячая поклонница преподнесла в дар Азису собственноручно нарисованную картину (ну или картинку). Автограф-сессию, правда, изо всех сил пытались прекратить охранники – отгоняли куда подальше нескольких оставшихся фанатов, словно этот десяток минут коренным образом влиял на их судьбу. С несколькими у них этот прием прошел, и были фанаты, ушедшие без ценных трофеев. Но был и случай, когда Азис чуть ли не силой вырвал из рук чрезмерно ответственного секьюрити поклонника, дабы в буклете последнего альбома поставить ценную надпись. Впрочем, потом сам вышел из зала и уже в фойе завершил смятую автограф-сессию, но уже в одиночку.
В общем и целом, все прошло замечательно, аккурат как обещала афиша: ничего сверхъестественного не увидели, в обморок от счастья никто не падал, но на сцене Haggard творят нечто, чему определение дать не просто. Пришедшие 150 – 200 человек были свидетелями самого обыкновенного чуда.
Выражаем благодарность Неополис за предоставленные аккредитации.
Текст: Tular
Фото: Владислав Борисевич
Tular
Polina_Helvete
Evil_Monkey
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).