Узнать о предстоящем концерте Tanzwut и не пойти на него? Для завсегдатаев это все равно, что отважно броситься наперерез вышагивающей по асфальту черной кошке, не погладить по отполированному носу собаку красноармейца в вестибюле станции метро «Площадь революции» или не послать ко всем чертям приятеля, пожелавшего вам «ни пуха, ни пера». Лучше не рисковать, мало ли какой неприятностью обернется лишение себя привычного ежегодного зрелища. Для многих поклонников шоу немецких фольканутых индустриальщиков давно превратилось в товар первой необходимости – вроде хлеба-соли-молока, неотъемлемый пункт минимального годового концертного набора. Не до раздумий и сомнений.
Но правильно ли думать, что только непобедимый условный рефлекс и суеверная боязнь искушать судьбу снова и снова гонит сотни человек на искрометное представление «пляшущей ярости»? Напомним: Танцвут уже четвертый год приезжают с одной и той же программой, они давно завязали со студийной деятельностью и о сочинении новых песен, по всей видимости, не помышляют. При этом поток желающих оторваться под давно изученный сет серьезных сокращений не претерпевает. Все это позволяет заключить, что концертная программа немецких умельцев стала своего рода классикой, и наслаждаться ей допустимо и не зазорно бессчетное число раз, как и любимыми книгами, фильмами, музыкальными дисками, театральными спектаклями.
Вышесказанное вовсе не свидетельствует о том, что из года в год на живое шоу Танцвут ходят исключительно одни и те же люди. Конечно, имеет смысл говорить о некоем монолитном фанатском костяке, но помимо ядра есть и подвижная оболочка, составные элементы которой меняются под прессом всевозможных житейских обстоятельств. Так, в пятницу 11 марта на танцполе клуба «Точка» я встретила множество не виданных ранее лиц: как юных, что говорит о том, что на песнях Танцвут подрастает уже не первое поколение, так и показательно возрастных, доказывающих своим примером, что пополнять личную библиотеку и открывать хорошую музыку никогда не поздно. Отличительной чертой внешнего облика танцвутовской публики последнего созыва стало крайне скромное количество готично-разодетых парней и девушек и главенство casual-стиля. Очевидно, причиной этого стал пятничный день, ведь многие приехали на концерт сразу после работы. Не будем сбрасывать со счетов и версию о том, что творчество Тойфеля и компании вдруг стало интересовать более широкие слои меломанов.
Известно, что немецкие музыканты чаще всего злостно разрушают реноме своей нации как образцово пунктуальной, и, войдя в зал «Точки» в 19.30, я точно знала, что концерт начнется не в обещанные 20.00, а на час позже. Время короталось под мелодии и ритмы альтер-эго танцвутовцев – замечательный медиивал-фолк-проект Corvus Corax. Сами «неистовые плясуны» выплыли из клубов дыма к заждавшейся аудитории в начале десятого – та же форма, то же звуковое сопровождение, те же поклоны и приветственные телодвижения – в общем, от стартового свистка до финала сплошное дежа-вю.
Первым делом, конечно, бахова «Tокката» d-moll, монументальная «миниатюрная симфония», которую, как утверждают знатоки, невероятно сложно играть на гитаре. Участники группы исполняют ее с приличествующей серьезностью и величавым пафосом, сродни католическому церковному хору, но весь зал первых же аккордов ведет себя подобно ребенку, запрыгнувшему на батут. Окрыленный Тойфель узнает свою верную московскую публику, приветствует ее столь же жарко и сердечно, как и пять лет назад. За прошедший год он ни на йоту не продвинулся в изучении английского, да и пополнить свой русскоязычный вокабуляр так и не сподобился. Разве только узнал, что место, где они с коллегами прописались на своих столичных концертах, носит название «Точка клуб» и, что все, что окружает и происходит с ними в России, «Эта очень харрашо!».
Далее – по списку. Мне даже не пришло в голову записывать сет-лист и сравнивать его с прошлогодними, чтобы констатировать стопроцентное совпадение. Осторожные немцы даже не стали экспериментировать с альтернативной компоновкой программы, должно быть, усомнившись в том, что от перестановки мест слагаемых, совокупный успех и эффект их перфоманса останется неизменным. И весь путь прошли ровно и гладко, без сбивок, неожиданностей и сюрпризов. А зачем? Если рассматривать данный концерт как постановочное шоу с загодя прописанным и навеки утвержденным сценарием, то оказывается, что все в нем сбалансировано, расставлено по своим местам, избавлено от лишнего. Кажется, что каждая песня звучит именно в ту минуту, когда ты хочешь ее услышать. Двадцать три композиции предстают как единое целое, как неделимая история, разделенная на сцены, подчиненные друг другу и идущие в логической последовательности книжных глав. И тут уж, что поделаешь, из старой песни и слов не выкинешь, и между строк ничего не вставишь, получается, что иного варианта расположения концертных номеров быть попросту не может. Сказывается сила привычки.
В условиях стабильного творческого застоя, все важные новости о группе сосредоточены в кадровой области. За последний год состав коллектива значительно обновился. Во-первых, сменились оба гитариста: Патрик окончательно покинул прославивший его коллектив, а Вима неожиданно переквалифицировали в волынщики. Новые гитаристы зовутся Мартин и Der Zwillig. В дуэт к Виму, на смену харизматичному Ардору, пришел PanPeter. Поспешим успокоить взволнованных поклонников: в результате этих перестановок трансформировался только визуальный групповой портрет, звуковая картина осталась неизменной, и играют Танцвут так же слаженно и дружно, как раньше. А главное, что место за центральным микрофоном бессменно принадлежит неповторимому Тойфелю, человеку редкостного обаяния и недюжинной работоспособности. Веселый чертик, как и всегда, от башмаков и до кончиков красных рожек, был заряжен позитивом, снопами выплескивал на головы фанатов неуемную энергию и сохранил завидную бодрость и свежесть до финальных поклонов.
Собственно, не имеет смысла подробно описывать все фирменные штучки и элементы шоу, из года в год используемые танцвутовцами для развлечения публики. Темные очки на «Im Tiefen Gras», рваные па под ломаные ритмы «Merseburger», сменяющиеся молитвенным коленопреклонением в контрастном припеве, те же ужимки-замашки-дразнилки, перестроения с выдвижением на первый план то гитаристов, то волынщиков, парные пластические этюды. Единственная достойная упоминания неожиданность приключилась во время исполнения озорного медляка «Bitte Bitte», когда в руках у Тойфеля появился богатырских размеров муляж мужского полового органа (привет соотечественникам-фривольным провокаторам из Rammstein). Черный силиконовый дилдо прошелся по первым рядам, а под конец композиции, изрядно помятый, вернулся к фронтмену, который было начал предпринимать действия развратного характера по отношению к новенькому дудочнику, испуганно жавшемуся в угол, но, к счастью, не успел совершить что-то из ряда вон непристойное.
Языковой барьер, препятствующий полноценному словесному контакту между Танцвут и москвичами, по-прежнему носит обоюдный характер. Мы так и не научились петь их немецкоязычные песни, поэтому выражать свое восхищение и поддержку помогает выразительный язык жестов и телесной динамики. И тут мы преуспели на зависть многим: таких высоких и мощных поголовных прыжков как на «Lugner» или «Vulkan» редко удостаиваются даже более яркие и статусные артисты. Настоящая любовь не требует избыточных словесных подтверждений. И покуда это чувство взаимно, мы друг в друге нуждаемся и готовы встречаться снова и снова, выступления Tanzwut в России не потеряют актуальности.
Возвращаясь домой после своего юбилейного, пятого концерта немецких электронщиков (а для кого-то он был шестым) я на каждом столбе по дороге к метро обнаружила афиши отгремевшего события. Пожалуй, не стоит торопиться срывать их и заклеивать новыми. В целях экономии можно вручную исправить 2010 год на 2011, а 11 марта на 12 (предположительно) и прямо сейчас начинать настраиваться на очередную встречу. В том, что она будет, в том, как она пройдет, мало кто сомневается. Спустя столько лет Tanzwut остаются эталоном подлинного немецкого качества, безукоризненным примером феерического музыкального праздника, который не может приесться и наскучить. Одним словом, Extase!
Сет-лист:
1. Intro
2. Toccata
3. Ihr Wolltet Spass
4. Das Labyrinth
5. Meer
6. Wieder Am Riff
7. Merseburger
8. Seelenverkäufer
9. Vulkan
10. Endlich
11. Was Soll Der Teufel Im Paradies
12. Lügner
13. Der Wächter
14. Bitte Bitte
15. Im Tiefen Gras
16. Der Arzt
17. Geisterstunde
18. Niemals Ohne Dich
19. Schattenreiter
20. Dämmerung
21. Nein Nein
Бис:
22. Ekstase
Бис 2:
23. Königreich
Выражаем благодарность Main Rock за предоставленные аккредитации.
Текст: Gerda Lore
Фото: Андрей Плугин
Shadows_Dance
Crazyking
M.Molco
У Тойфеля он в руках и не появлялся, с ним забавлялся исключительно Вим.
Zenn
Ещё здорово было, когда Вим в толпу упал)
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).